Буква Р,р. Звук Р, Р'
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Лялина Елена Алексеевна

Научить детей выделять звук в слове и находить его местоположение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_r_r._zvuk_r_r.docx85.58 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по обучению грамоте

в подготовительной группе (6-7 лет)

Тема: «Согласные звуки [Р, Р’]. Буквы Р, р.»

Доминирующая область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Физическое развитие».

Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, двигательная

Цель: дать детям понятие согласные звуки Р, Р’.

Программное содержание:

-Познакомить с буквой Р, р. с твёрдым и мягким согласным звуком [Р, Р’], уточнить их артикуляцию.

-Учить выделять звук [р] из слов, давать его характеристику.

-Закрепить умение определять место звука [р] в словах. 

-Учить читать слоги и слова с новой буквой. 

-Развивать мелкую моторику;

- Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям, самостоятельность.

Материалы: картинки (лев, аист, улитка, носорог, индюк, экскаватор, ель, облако, яблоко), тетради, карандаши, образец напечатанной буквы Р, р. Картинка на что похожа буква Р, таблица слияния слогов, картинка «Какие буквы спрятались?», лента букв.

Предполагаемый результат: дети умеют выделять звук в слове и определять местоположение звука в слове, определяют, что звук Р звонкий, может быть мягким и твёрдым.

Структура занятия

1.

Вводная часть

Орг. момент.

Игра «Какой звук первый?»

3 мин

2.

Основная часть

-Повторение

5 мин

-Игра «Буква заблудилась»

2 мин

-Знакомство с буквой Р, р. Работа в тетради.

5 мин

-Знакомство со звуками [Р, Р’]. Работа в тетради.

5 мин

-Физкультминутка

2 мин

-Игра «Пирамида»

6 мин

3.

Заключительная часть

2 мин

Длительность занятия: 30 минут

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Дети стоят на ковре в кругу и все вместе говорят слова:

Каждый день всегда, везде -

На занятиях, в игре -

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим,

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях!

Говорим всегда красиво, ясно и неторопливо!

(Тамара Рубан)

Игра «Какой звук первый?»

Затем воспитатель показывает картинки на изученные буквы, а дети должны определить с какого звука начинается слово. (лев, аист, улитка, носорог, индюк, экскаватор, ель, облако, яблоко)

  1. Основная часть.

Повторение изученных букв. Чтение слогов с буквами Н, Л, М.

(РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ТАБЛИЦА СЛИЯНИЯ СЛОГОВ, БУКВЫ Н, Л, М.)

Игра «Буква заблудилась».

На доске висит лента букв А О У И Н Ы необходимо определить какая буква лишняя. (Н)

-Почему эта буква является лишней? (Н обозначает согласный звук)

-Какие гласные обозначают твердость согласных? (А О У Ы)

-Какие - мягкость? (И)

Воспитатель берёт книгу:

- Ребята, я хочу вам прочитать новую сказку. (читает)

В некотором царстве, в сказочном государстве жили были Бу-атино, Пет-ушка, Чебу-ашка, к-окодил Гена.

- Ребята, в этой сказке случилась беда , может вы догадались какая? (Пропал звук Р). Мы с вами можем помочь героям познакомится с этим звуком и буквой, чтобы они больше не теряли его. Согласны?

Знакомство с буквой Р, р.

- А у нас есть буква, которая обозначает этот звук на письме. Это буква Р. На что похожа буква Р? (картинка)

Буква Р большой топор, им рубил дрова Егор.

Как запомнить букву Р?

Каждый может, например,

Руку на бочок поставить

И друг другу Р представить.

Вывешивается картинка правильного написания буквы Р

-Из скольки элементов состоит буква Р? (2)

- Изобразите букву Р при помощи пальчиков.

- Какой звук обозначает эта буква? (Р)

Работа в тетради.

-Ребята, давайте пропишем букву в тетрадях

Знакомство со звуками [Р, Р’].

ФОНЕТИКО-РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

Раз. два, повернись и в животных превратись!

- Прорычите звук Р как сердитый тигр.

-А теперь изобразите, как ласковая кошечка мурлычет. (Мурррр).

- А как дятел по дереву стучит? (ТРРРРР)

- А как ворона каркает?( Каррррр)

- Что вы можете сказать об этом звуке - он какой гласный или согласный? (согласный)

-Почему вы так решили? (его нельзя пропеть)

-Ребята давайте правильно произнесём этот звук. Язык поднят вверх чашечкой, боковые края языка прижаты к зубам, сильная струя воздуха вызывает вибрацию языка.

Задание в тетради. Дифференциация звуков Р, Р’

- Давайте определим бывает ли звук Р мягким и твердым. (Слова-картинки разделить на две группы. Картинки с твёрдым звуком [Р] мы кладём в корзину, картинки с мягким звуком [Р’] в рюкзак.)

- А сейчас давайте определим по глухости-звонкости звук [Р] какой? (звук звонкий - горло "поет")

Физкультминутка «Буратино»

 Буратино потянулся      ( Руки вверх, вдох — потянулись)          

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,          ( наклон — раз, два, три, развели руки в стороны )      

Два - нагнулся,

Три — нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.    (встали на носочки)  

Игра «Пирамида»

 (за каждое задание на доске вывешивается элемент пирамиды)

Из книги выпадает конверт.

- Ой, ребята, здесь письмо!

Буратино поиграл,

Пирамиду разобрал!

Нам, ребята, помогите!

Пирамиду соберите,

Звуки в имя нам верните!

Дружно пирамиду собирайте,

Все задания выполняйте!

1. Вот вам первое задание, чтоб поставить основание:

Слоги с буквой Р читайте

Только нас не огорчайте (Чтение слогов с буквой Р)

2. Ставьте новое кольцо, вот задание еще. Игра: " Доскажи словечко."

Лесники ее котят

 Взять домой не захотят. 

Ей не скажешь: «Кошка, брысь», 

Потому что это ... (рысь).

В реке большая драка -

Поссорились два... (рака).

- Где обедал, воробей?

- В зоопарке у... (зверей).

3. Делим слова на слоги (рак, та-рел-ка, ра-ке-та, ро-за, стре-ла)

4. Какие буквы спрятались?

5. А теперь, чтобы звук Р навсегда вернулся к жителям сказочного города, придумайте слова со звуком Р. Не забудьте и жителей сказочного города!

Обращаем внимание, что задания выполнены и у нас получилась пирамида.

3. Заключительная часть.

- О каком звуке мы сегодня говорили? (О звуке [р])

- Что понравилось вам сегодня на занятии? (Играть, слова составлять)

- Молодцы, вы сегодня хорошо работали на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».

Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать тембр голоса;- уточнить артикуляцию звука О;- учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в...

Любимая буква великана Кащея (звук и буква щ)

Ознакомление детей с буквой щ, уточнение артикуляции, развитие графо-моторного навыка....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»

Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...