Звуковая культура речи "Звук Ж"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Упражнять детей в правильном и чётком произношении зука "Ж".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zvuk_zh.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Усть – Таркский детский сад «Солнышко»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие»

на тему «Звуковая культура речи звук «Ж».

Разработала: Зайцева Елена Викторовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

с. Усть – Тарка 2022

Сценарий образовательной деятельности

(средняя группа)

Тема: «Звуковая культура речи звук «Ж».

Цель: Воспитание звуковой культуры речи, звук «ж».

Задачи:

Образовательные:

-Упражнять детей в правильном и четком произношении звука «ж» (изолированного, в слогах, в разных словах).

-Упражнять детей в умении определять слова со звуком «ж».

Развивающие:

- Развивать слуховое внимание, фонематический слух, артикуляционный аппарат, общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к звукам, звуковую и интонационную выразительность речи.

- Воспитывать умение внимательно слушать ответы своих товарищей.

Виды детской деятельности:

- Коммуникативная.

- Игровая.

- Двигательная.

Используемые современные игровые технологии:

Личностно-ориентированный подход, здоровье сберегающие и игровые технологии.

Демонстрационный материал: Картинка язычка и жука; картинки на заданные звуки «Ж»; колокольчик; игрушка Буратино ;простые карандаши; фланелеграф; цветок ромашка; картинки доброго и грустного жука; клей.

Предварительная работа: Беседа о насекомых, рассматривание картинок, проведение артикуляционных гимнастик, физкультминуток, разучивание стихов, изготовление жуков.

Технологическая карта образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Ход образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

#1042;ВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Дети выполняют, движения соответственно словам дарят, свои улыбки.

Участвуют в разминке «Напоминалочка».

Присаживаются на стульчики.

Воспитатель: - Дети, колокольчик звенит, нас зовет играть и что новое узнать.

Дружно в круг все встали,

Глазками поморгали, бровками подвигали,

Друг к другу повернулись,

И друг другу улыбнулись.

- Молодцы, сегодня мы будем продолжать учиться говорить красиво. Давайте вспомним нашу «Напоминалочку»:

Говорим всегда красиво,

Тихо и неторопливо.

Ясно, чётко говорим,

Потому что не шумим!

Наши ушки слушают,

Наши глазки смотрят,

Ручки нам помогают,

Ножки нам не мешают.

Замечательно! Присаживаемся на стульчики!

Проблемная ситуация (или мотивация), постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности

Воспитатель: - Ребята, что нам помогает говорить?

Дети: - Язык.

Воспитатель: - А где живёт язычок?

Дети: - Во рту живет наш язычок.

- Давайте поиграем с язычком.

(Проводятся артикуляционные упражнения)

Артикуляционная гимнастика:

1. Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин - Язычок.

На губу как блинчик лег.

Воспитатель: – Сидел Язычок в домике, слышит: кот-то поёт незнакомую песенку: ж-ж-ж.

«Я не умею так петь, - огорчился Язычок – я знаю песенку листьев, гуся, змеи». Я что это за песенка гуся, напомните мне?

Дети: - ш-ш-ш.

Воспитатель: Не огорчайся язычок, мы тебе с ребятами поможем.

Ответ детей.

Выполняют гимнастику вместе с воспитателем с использованием зеркальца.

#1054;СНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности.

Воспитатель: «Ж-ж-ж» – это песня жука, она поётся также как песня «Ш-ш-ш», но только звонко, с голосом. Песню «Ж-ж-ж» поёт даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте «ж-ж-ж». Песня поётся уже в горлышке, Семен?

- Да.

- А теперь приложите ладонь к горлышку и спойте песню гуся. Поёт горлышко, Даша?

- Нет.

Воспитатель: - Давайте поучим песню жука. Сначала произнесём все вместе: «Ж-ж-ж». Молодцы. А теперь Илья.

- Ж-ж-ж.

- Молодец. Теперь Лева.

- Ж-ж-ж.

- Умница.

- Теперь споём все вместе песню маленького жука и большого жука (маленького - тихо, большого - громко).

Воспитатель: - А сейчас поиграем вместе с язычком в игру «Подскажи словечко».

Я буду начинать строчку, а вы её заканчивать.

Итак, начали:

1) Лежебока рыжий кот, отлежал себе … (живот).

2) Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын… (жираф).

3) И бежит Айболит к бегемотикам

И хлопает их по… (животикам).

4) Солнце светит очень ярко

Бегемоту стало… (жарко).

5) А рядом бегемотики

Схватились за …(животики).

Молодцы, хорошо справились с заданием.

Воспитатель: - Сейчас немного отдохнём и поиграем в игру «Жуки». Давайте представим, что мы с вами жуки, а наш коврик это луг.…

Физкультминутка:

На лужайке, по ромашкам

Жук летал в цветной рубашке.

-Жу-жу-жу,жу-жу-жу

Я с ромашками дружу.

Тихо на ветру качаюсь,

Низко, низко наклоняюсь.

На цветке я посидел,

Отдохнул и полетел.

Воспитатель: Улетели жуки, но оставили свою «песенку» в словах: Жжжук, кружжжок, жжжираф.

Послушайте ещё раз, как поётся песенка жука в этих словах, и попробуйте сказать так же как я: жжжук, кружжжок, жжжираф. Произнесём все вместе. Теперь произнесёт Соня.

- Жжжук, кружжжок, жжжираф.

- Молодец. А сейчас Семен.

- Жжжук, кружжжок, жжжираф.

- Умница.

- Я много знаю слов, в которых есть песенка жука: ножик, кружжжиться, жжжарко. А вы, знаете слова с такой песенкой?

Воспитатель: - Дети, слышите, кто то плачет, это пришел к нам Буратино и просит дать ему другое имя. Давайте дадим ему имя, где живёт звук «Ж»:- Женя.

Дети давай вместе с вами и язычком произнесем его имя Жжженя.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Поймай жука».

-Я буду произносить разные звуки, а вы, если услышите песенку жука – звук же, хлопните в ладоши один раз.

-Давайте потренируемся. Приготовьте ладошки. Хлопните один раз. Молодцы. Мы начинаем игру.

-А, Ж, Т, Ж, Д, Н, Ж, Ж.

Воспитатель: Все справились, хлопали только на звук Ж.

(Закрепление изучаемого звука в словах).

- Однажды Жене приснился сон, что он стал знаменитым дрессировщиком и выступает в цирке с удивительным номером «Говорящий жук». Женя называл слова, а жук их изменял, так, что в каждом его слове был хорошо слышен звук Ж.

-Например, Женя говорил СНЕГ, а, жук СНЕЖЖЖОК.

-Попробуем и мы с вами стать говорящими жуками. Буду называть слова, а вы их изменять. И помните, все должны, услышать какой звук? Правильно ЖЖЖЖ.

-Ребята отвечать будет только тот, кого я назову.

Флаг - флажок,

Друг - дружок,

Сапог - сапожок,

Круг - кружок,

Утюг - утюжок,

Пирог - пирожок.

Воспитатель: Молодцы, все были внимательны, все изменили слова так, чтобы был слышен звук Ж.

Воспитатель: - А проснулся Женя от того, что жук пел ему свою песенку:

Жук жужжит: «жу-жу-жу!»

Я живу – не тужу.

Всё над ухом жужжу

И детишек я бужу.

-А теперь все вместе расскажем песенку жука, будем выделять голосом звук Ж.

Воспитатель: - А теперь усаживайтесь за столы. Вы должны рассмотреть все картинки на листочке, определить в каких словах есть песенка жука. Обвести их. Но всем вам поможет ваш язычок. Будьте внимательны (жираф, собака, еж, жук, лиса).

Справились, хорошо.

Ответы детей.

Выполняют предложенное действие, поет песенку жука громко и тихо.

Дети отвечают.

Бегают по свободному пространству группы.

Останавливаются, встают прямо.

Выполняют наклоны туловища вправо-влево.

Выполняют наклоны вперед-вниз. Приседают. Бегают и затем садятся на свои места.

Дети подходят к фланелеграфу с картинками, в которых есть звук «ж» и произносят слова с выделением звука «ж», если ребёнок ошибся, то воспитатель медленно произносит слово и предлагает детям послушать есть ли в нём песенка жука.

Отвечают. Если дети ошибаются, предложить помощь.

Дети слушают внимательно и называют измененные слова.

Повтор хоровой.

Дети выполняют задание.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний

Вы сегодня молодцы, очень хорошо работали, я вами довольна.

Давайте вспомним, кому сегодня помогали? Чем мы сегодня занимались, что нового узнали?

- Познакомились с новым звуком «Ж»;

- Учились определять этот звук в словах и составляли свои слова со звуком «Ж»;

- Обводили картинки, где есть звук «Ж».

Дети подходят, встают в круг и делятся, что интересного и чем они занимались на занятие.

Рефлексия

Воспитатель: Дети если вам было интересно сегодня, то возьмите доброго жучка и посади те его на цветочек и спойте веселым голосом песенку жучка. Но если не интересно, то возьмите злого жучка, тоже посадите на цветочек и спойте грустную песенку жука и скажите, почему вы выбрали того жучка

Дети выбирают жучка, и поет песенку соответственно выбранному жучку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация индивидуальной звуковой работы по звуковой культуре речи с детьми Младшей группы.

Конспектоткрытого просмотра организации индивидуальной работыпо звуковой культуре речи с детьми II - й младшей группы №5 в режимных моментах в первой половине дня.Воспитатель: Гараева Любовь Сте...

Звуковая культура речи. Особенности овладения детьми дошкольного возраста звуковой стороны языка.

 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в поз...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)

Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...