Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе с элементами ТРИЗ.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Теслина Кристина  Владимировна

Задачи:

1. Закрепить умение детей определять местоположение звука в слове, выделять начальный звук слова, составлять слова из отдельных букв и читать их. Закрепить представление детей о типах предложений (повествовательное, вопросительное, восклицательное), умение разбивать предложения на отдельные слова, составлять схемы предложений, разгадывать элементарные ребусы.

2. Развивать фонематический слух, восприятие, логическое мышление, связную речь.

3. Воспитывать любознательность, умение работать парами и в микрогруппах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_s_elementami_triz.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

   Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе с элементами ТРИЗ.

Тема: « Волшебный кубик».

Задачи: 1. Закрепить умение детей определять местоположение звука в слове, выделять начальный звук слова, составлять слова из отдельных букв и читать их. Закрепить представление детей о типах предложений (повествовательное, вопросительное, восклицательное), умение разбивать предложения на отдельные слова, составлять схемы предложений, разгадывать элементарные ребусы.

2. Развивать фонематический слух, восприятие, логическое мышление, связную речь.

3. Воспитывать любознательность, умение работать парами и в микрогруппах.

Оборудование: «Волшебный кубик», ключ, индивидуальные эмблемы красного (для более слабых детей) и синего (для более сильных) цвета, раздаточный материал в виде ребусов, фломастеры, письмо от деда Буквоеда, карточки со знаками ., !, ?, полоски для обозначения слов в предложении, микрофон.

Ход НОД:

Утром дети находят «Волшебный кубик» и письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут дед Буквоед. Я убедился, что вы очень умные и трудолюбивые. Когда я прихожу на ваши занятия, вы меня не видите. Я невидимка и могу предсказывать будущее. Если выполните все задания, откроете кубик и прочтете мое предсказание. До свидания! Желаю удачи!».

1.Дети произносят волшебные слова, воспитатель обращает к детям грань кубика с надписью «Интервью».

- Что просит выполнить кубик? ( Поиграть в игру «Интервью» и представиться деду Буквоеду). Напоминаю, что все ответы должны начинаться на заданный звук или иметь его. (Дети передают микрофон и по очереди отвечают на вопросы, называя позицию заданного звука в слове).

-Как тебя зовут?

-Как зовут твою маму?

-Как зовут твоего папу?

-Откуда ты приехали?

-Что там растет?

-Какие животные обитают?

-Любимое блюдо ваших жителей?

-На чем поедешь обратно?

-Какой подарок привезешь маме и папе?

-Какое домашнее животное ждет тебя дома?

-Как много слов вы назвали! Теперь дед Буквоед знаком с нами и отдает нам буквы – подсказки.

2.Дети произносят волшебные слова, и воспитатель обращает к детям вторую грань с надписью «Подели на слоги».

-Дед Буквоед предлагает вам узнать, что нарисовано на карточках, и закрасить столько кирпичиков, сколько слогов в найденных словах (более сильной подгруппе детей с синими эмблемами предлагается решить ребусы, а более слабой с красными эмблемами даются предметные картинки). Возьмите карточке соответствующего цвета.

-Вы правильно выполнили задание и получаем следующие буквы.

3.Третья грань кубика «Исправь меня». Воспитатель произносит рифмованное  предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное предложение, фразу.

 Воспитатель читает предложения про деревья , т.к. на грани кубика изображено дерево. Дед Буквоед просит детей исправить предложения и составить схемы к этим предложениям. Дети  исправляют предложения и выкладывают соответствующие схемы на столах.

Дети обозначают слова полосками. Воспитатель интересуется, с какой интонацией было произнесено предложение и какой знак следует поставить в конце предложения. Дети выкладывают и называют соответствующий знак препинания.

-Вот мы заработали и третью  пару букв.

4.Четвертая грань кубика «Ожившие предметы».

Воспитатель предлагает выбрать объект на картине для обсуждения. Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют объект - ель: спокойная, спящая, тихо дышит.

Дети выполняют  задание и  получают следующую пару букв.

5.Пятая грань кубика «Сложи слово». 

-Это задание на карточках, поэтому перед его выполнением сделаем гимнастику для глаз:

Раз – налево,

Два – направо,

Три -  наверх,

Четыре – вниз,

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир. (Дети выполняют движения глазами).

-В этом задании дед Буквоед просит сложить слова из первых букв предложенных картинок, вписав эти буквы в квадраты. (Более сильным детям предлагаются слова из 5-6 букв, слабым – из 3-4букв). Возьмите карточки цвета своей эмблемы.

Дети расшифровывают слова, прочитывают полученные слова и получают пятую пару букв.

6. Шестая грань кубика «Найди слово».

-Дед Буквоед предлагает сложить слова из полученных букв - подсказок. Это и будет предсказанием вашего будущего.

Дети выкладывают микрогруппами слова «ШКОЛА» (синие буквы) и «УРОК» (красные буквы).

Рефлексия: - Понравился ли вам предсказание деда Буквоеда? Что оно означает? Было ли интересно выполнять его задания? Что для вас было более трудным, а сто более легким? Оцените нашу работу соответствующим смайликом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе с элементами ТРИЗ "В поисках приключений"

Конспект разработан с элементами ТРИЗ: моделирование маленькими человечками, метод гирлянд и ассоциаций, цветовая аналогия. Данный материал рекомендую тем, кто использует в своей практике ТРИЗ-техноло...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа) ________________________________________

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа)...