Конспект занятия по обучению дошкольников грамоте "Сундучок с сюрпризом от царицы Грамматики"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Чистякова Светлана Евгеньевна

Данный конспект разработан для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_obucheniyu_gramote.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №3 «Сказка»

Конспект занятия по обучению грамоте

с детьми старшей группы №5 «Зайчата»

«Сундучок с сюрпризом от царицы Грамматики»

Конспект разработала :

 воспитатель старшей группы №5 «Зайчата»

Чистякова Светлана Евгеньевна

                                                        Г.о.г.Шахунья

                                                                 2023 г

Квест – игра по обучению грамоте в старшей группе

«Сундучок царицы Грамматики»

Цель: Закрепить знания, умения и навыки, по овладению первоначальными основами грамоты.

Образовательные:

Закреплять знания детей о звуках и буквах;

Закреплять умение детей делить слова на слоги;

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, закреплять знания детей в определении характеристики звука: гласный, согласный, мягкий, твердый; звонкий, глухой

Побуждать детей отвечать на вопрос воспитателя полным ответом.

Развивающие:

Развивать фонематическое восприятие, логическое мышление, внимание, сообразительность;

Упражнять в подборе слов к схеме;

Упражнять в определении места звука в слове.

Воспитательные:

Воспитывать навыки самостоятельной деятельности; умение работать в коллективе, желание помогать друг другу;  умение слушать друг друга, дополнять тактично ответы товарищей при необходимости;

Воспитывать интерес к работе со словами и звуками.

Оборудование: Посылка. Сундучок. Письма царицы Грамматики. Ключи (из картона), с заданиями. Картинки. Карточки со слогами. Картинки с буквами. Картинки и схемы к предложениям. Медали для детей.

Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От царицы Грамматики » Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.

(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)

«Дорогие дети! Пишет вам царица Грамматики! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислала для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с замочком. Чтобы его открыть, надо найти ключи с заданиями и выполнить их.Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Желаю успеха!  Царица Грамматика.»

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?(Ответы детей)

Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищемпервый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже.

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)

Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о чем говорилось в письме.

Задание №1.

Игра 3. «Слова-друзья»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции.

Материалкартинки по паре на определённые звуки (лук — лось, рыба — рубашка, кот — коза, жук — журавль, сок — собака , носорог-нитки.).

Ход игры. Дети берут на столе картинки, схожие по первому звуку. После чего воспитатель говорит, чтобы они нашли себе друга — того, у кого название картинки совпадает по начальному звуку.

Воспитатель: Молодцы ребята, справились с первым заданием. Но нас впереди ждут еще 4 задания.

Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти  второй  ключик, отгадаем ещё одну загадку:

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует, -

А сегодня вечерком

Он раскрасит наш альбом.

Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!

Задание №2.

Игра 4. «Имена»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции.

Материал: мяч.

Ход игры. Воспитатель, бросая мяч детям, предлагает им называть своё имя и на первый звук имени также назвать любимый предмет. Например, воспитатель говорит«Меня зовут Светлана Евгеньевна, я люблю сосиски».

 

Физминутка

Ко-ко-ко, ко-ко-ко: мяч подкинем высоко (имитируют подбрасывание мяча).

Ку-ку-ку, ку-ку-ку: вот кукушка на суку (разводят руки в стороны).

Ку-ку-ку, ку-ку-ку: пирожки для всех пеку (ладошками «пекут» пирожки).

Ак-ак-ак, ак-ак-ак: скачет на коне казак (скачут вприпрыжку).

Ок-ок-ок, ок-ок-ок: мы по кочкам прыг да скок! (перепрыгивают с одной ноги на другую).

Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

Находят третийключ, выполняют  задание.

Воспитатель:  Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!

Задание № 3

Игра «Что лишнее»

Картинки: кофеварка, кукла, кролик, корова, курица, кубики, краб,

кровать, комод, коза, компьютер, фен.

- Нужно найти лишнее слово и объяснить, почему? Молодцы!

- Отдохнули немного? Теперь пора за дело приниматься.

Воспитатель: А  четвертый ключ будем искать вот где:

Что за чудо – кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю,

Всё сначала начинаю.

(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)

   

Задание № 4.

Воспитатель:  Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра

Игра «Назови братца» Дети и воспитатель стоит в кругу. У воспитателя в руказ мяч. Воспитатель называет твёрдый согласный звук и бросает мяч ребёнку. Поймав мяч, ребёнок должен назвать пару этого звука ( младшего братца) и перебросить мяч воспитателю. Ответить должен каждый ребёнок .Затем задание меняется, воспитатель называет младшего братца, а дети старшего братца.

Гимнастика для глаз:

В нашем садике,как в сказке                           (моргают глазками)

Все ребята лечат глазки.

На носу очки сидят вовсе не простые,           (посмотреть на носик)

А волшебные очки,очень озорные!

Через них ,смотря вокруг,                                 (круговые движения)

Узнаешь,что это жук!

А вот сороконожка,гуляет по дорожке!

Там бабочка порхает,                                     (посмотреть налево)

Цветочек расцветает,                                   (посмотреть направо)

Плывут по небу облака,                              (посмотреть наверх)

Листва колышется слегка!                             (посмотреть вниз)

Воспитатель:   Ищем следующий ключ. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет!

Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)

Задание №5

Задание не простое. Провести звуковой анализ слова «Роза»

Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти.

Он пыхтит, как паровоз,

Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится —
Пригласит чайку напиться...(Чайник) 

Конечно, же, он находится возле чайника.

Последнее задание.

Игра . «Какое слово хотел написать художник?»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные операции.

Материалкарточки с картинками, первый звук которых составляет букву нового слова.

Ход игры. Воспитатель говорит, что приходил художник и написал слово, но оно необычное, т. к. состоит из картинок. Нам с вами это слово надо прочитать, для этого мы будем определять в каждой картинке первый звук, запишем буквы на доску, а потом прочтём.

Воспитатель:  Вы просто молодцы, нашли все ключи, выполнили все задания. Осталось только открыть ключом замок . Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

Письмо от  царицы Грамматики:

«Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями.
Я желаю вам друзья делать добрые дела
И дружить и дорожить
И добро друзьям дарить».

-А еще от Царицы вам подарок : Медали!

Воспитатель: Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?

Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению дошкольников правилам дорожного движения "Я в городе"

Предлагаю конспект занятия по обучению детей старшей группы безопасному поведению на дорогах....

"Космическая грамота" - конспект занятия по обучению дошкольников чтению

Итоговое занятие в подготовительной группе, проведённое к Дню космонавтики....

Конспект занятия по обучению дошкольников английскому языку» (2 год обучения) на тему"Фиксики"

Занятие включает: знакомство с лексическими единицами по теме «Школа», закрепление лексич. единиц по темам «Овощи и фрукты», «Посуда», «Дикие звери», &l...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ  ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ...

Конспект занятия по обучению дошкольников игре на шумовых инструментах. Подготовительная группа.

Конспект занятия по обучению дошкольников игре на шумовых инструментах в подготовительной к школе группе....