Буква Б, б. Звук Б.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Лялина Елена Алексеевна

Познакомить детей со звуком и буквой Б.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_b_i_bukva_bnicrosoft_word_2.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по обучению грамоте

в подготовительной группе (6-7 лет)

Тема: «Согласные звуки [Б, Б’]. Буква Б. Понятие «Слог. Заглавная буква»

Доминирующая область: речевое развитие. 

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, двигательная

Цель: Познакомить детей со звуком [Б], [Б’] и с буквой Б, б. Научить давать характеристику.

Программное содержание:

-Учить различать звук по твёрдости и мягкости.

-Познакомить детей с графическим образом буквы.

-Формировать навык слитного чтения.

-Закрепить произношение согласных звуков.

-Развивать навыки звукового анализа, фонематический слух, фонематическое восприятие, артикуляционную моторику, мелкую моторику.

-Воспитывать самоконтроль, речевую активность, навыки аккуратности.

Материалы: тетради, карандаши, образец напечатанной буквы Б, б. Картинки на что похожа буква Б, картинки «бабочка» и «бобры», таблица слияния букв в слоги (Приложение 1)

Предполагаемый результат: дети умеют выделять звук в слове и определять местоположение звука в слове, определяют, что звук Б звонкий, может быть мягким и твёрдым. Дети знают, что имена и фамилии пишутся с заглавной буквы. Понимают понятие «слог», умеют соединять звуки в слоги.

Структура занятия

1.

Вводная часть

Загадка

3 мин

2.

Основная часть

-Понятие «слог»

20 мин

-Характеристика звука

-Работа в тетради

-Физкультминутка

-Работа в тетради

-Чтение слогов

-Понятие «Заглавная буква»

3.

Заключительная часть

2 мин

Продолжительность занятия: 30 минут

Ход занятия:

1.Вводная часть.

Сейчас у нас будет интересное занятие. Мы познакомимся с новой буквой и звуком. Для начала я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать.

У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос суёт свой длинный…..

Кто же это? (Буратино)

-Ребята, какой звук первый в слове Буратино?

-Правильно, звук [Б]

Дети садятся за столы.

2.Основная часть

  • Понятие «Слог»

Буратино принёс нам ещё загадки. Послушайте внимательно загадки и определите, какой звук часто встречается в отгадках (картинки с отгадками)

Кто в лесу тоннели роет

Из ветвей платины строит,

Зубы, точно топоры.

Это трудятся …..(бобры)

-Ребята давайте посчитаем сколько слогов в слове «бобры». (2 слога)

-Что такое слог? (это сочетание двух или нескольких звуков)

-Назовите мне первый слог в слове «бобры» (бо). Из каких звуков он состоит? ([б][о]

А какой будет второй слог? (бры). Звуки [б][р][ы]

В ярком платье модница-

Погулять охотница.

От цветка к цветку порхает,

Утомится-отдыхает (бабочка)

-Делим на слоги слово «бабочка» (ба-боч-ка 3 слога)

  • Характеристика звука [Б]

-Давайте вместе произнесём звук [Б]

-Какое положение принимают губы? (Губы сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Взрываются.)

-Какое положение принимают зубы? (Зубы разомкнуты)

-Какое положение принимает язык? (язык спокойно лежит во рту)

-Какой это звук? (согласный)

-Положите руку на горло, горлышко работает-значит, звук [Б] звонкий.

-Что мы знаем о звуке [Б]?

-Он согласный, твёрдый, звонкий. Обозначаем его синим цветом.

-А может быть звук [Б] мягким? (да) Приведите примеры (бинокль, билет, кубики и т.д.)

  • Работа в тетради

-Давайте определим какой первый звук в словах [Б] или [Б’]. Раскрась кружок синим (твёрдый) или зелёным (мягкий)

  • Физкультминутка

Буратино потянулся.

Раз нагнулся, два- нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Видно, ключик не нашёл,

Чтобы ключик нам достать

На носочки надо встать.

  • Буква Б. Работа в тетради.

-Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем. И к нам пришла буква Б. (ДЕМОНСТРАЦИЯ БУКВЫ)

-Из каких элементов состоит буква Б? (из 3:длинная палочка, короткая палочка и полукруг)

У буквы Б брюшко большое

Сверху кепка с козырьком

Будто буковка гордится

Будто всё ей нипочём!

-Чтобы нам запомнить букву Б, давайте её напечатаем в тетради.  (Работа в тетради)

  • Чтение слогов с Б (схема-тренажёр)
  • Заглавная буква

На доске слова читаем совместно с детьми

Алла Рина Рома Ира Минин

Анна Ирина Роман Ирина Ларина

Элла Арина Ролан Мила Лунин

Эмма Марина Римма Мирон

-Что заметили? (Все слова написаны с большой буквы.)

-Почему? (Имена, отчества, фамилии людей пишут с большой буквы)

 Буква обычная                                                Ставится буква                            

Выросла вдруг.                                                 У строчки в начале,

Выросла выше                                                  Чтобы начало все замечали,

букв-подруг...                                                    Имя, фамилия пишутся с нею,

Буква расти не сама захотела                         Чтобы заметнее быть и виднее.

 Букве поручено важное дело                        Чтобы звучали громко и гордо

                                                                            Имя твое, имя улицы, города.

-Что еще пишется с большой буквы? (Названия улиц, городов, сел,

рек, деревень.)

  • Игра «Назови имя по последнему звуку»

3.Заключительная часть.

-С каким звуком и буквой мы познакомились?

-Что вы можете рассказать о букве Б?

-Что мы пишем с заглавной буквы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».

Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать тембр голоса;- уточнить артикуляцию звука О;- учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в...

Любимая буква великана Кащея (звук и буква щ)

Ознакомление детей с буквой щ, уточнение артикуляции, развитие графо-моторного навыка....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»

Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...