Звук В и буква В, в.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Лялина Елена Алексеевна

Познакомить детей с буквой В, в. Со звуком В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_v.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по обучению грамоте

в подготовительной группе (6-7 лет)

на тему «Буква В, в. Звуки [В], [В’].»

Доминирующая область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, двигательная

Цель: Познакомить с буквой В. Учить дифференцировать звуки [В‘], [В‘] по твёрдости-мягкости.

Программное содержание:

- уточнить фонематическое представление детей о новом звуке.

- познакомить с буквой В, в.

- продолжать учить определять позицию звука [в] в слове (начало, середина, конец).

-учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже. 

-Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие, память, мелкую моторику.

-Воспитывать интерес к занятиям.

Материалы: картинки мальчика и девочки, воробья, (Ведро, Веник, Вилка, Ковер, Волк. Вагон, Вулкан), тетради, карандаши, образец напечатанной буквы В, в. Картинка на что похожа буква, таблица слияния слогов.

Предполагаемый результат: дети умеют выделять звук в слове и определять местоположение звука в слове, определяют, что звук [В] звонкий, может быть мягким и твёрдым.

Структура занятия

1

Вводная часть

Игра «Один-много»

3 мин

2.

Основная часть

Актуализация знаний

25 мин

Звуки [В], [В’]

Мягкий и твёрдый звук

Работа в тетради «Место звука в слове»

Физкультминутка

Игра «Доскажи словечко»

Буква В. Печатание буквы В

Чтение слогов с буквой В

Словесные игры

3.

Заключительная часть

Подведение итогов

2 мин

Длительность занятия: 30 минут

Ход занятия

  1. Вводная часть.   Игра «Один-много» 

-Ребята, давайте поиграем в игру «Один - много». Я бросаю мяч и называю слово, а вы называете его во множественном числе.

Например: Грач –грачи.

(Воробей, ворона, голубь, снегирь, синица, сова, дятел, галка, сорока, дрозд, кукушка, клёст и т.д.)

-Кого мы с вами сейчас называли? (птиц)

Хорошо поиграли.

  1. Основная часть.
  • Актуализация знаний

- На какие две группы делятся звуки? (гласные, согласные)

- Какие звуки мы называем гласными? (произносятся долго, нараспев; воздух не встречает препятствий на своём пути, всегда с участием голоса).

- Каким цветом в звуковом анализе обозначаем гласные звуки?

- Какие звуки называем согласными? (воздух встречает препятствие на своём пути, состоят из шума и голоса или только из шума)

- Какими могут быть согласные звуки? (звонкими или глухими; твердыми или мягкими).

- Каким цветом обозначаем твердые согласные звуки? А мягкие согласные?

  • Звуки [В], [В’].

Сегодня мы будем продолжать знакомиться со звуками.

 А какие это будут звуки, Вы сами чуть позже скажите. Для этого давайте познакомимся с гостями, которые пришли к нам на занятие. На доску вывешиваются изображения мальчика и девочки. 

-Это Вова и Вика. (картинки)

- Как зовут мальчика? (Вова).

- Какой первый звук в слове Вова? ([В]).

- Дайте характеристику звуку [В].

[В] – согласный, звонкий, твердый (каждая характеристика проверяется педагогом и детьми- наличие препятствия для воздуха, работа голосовых связок (ладонь на горлышке), твердое произнесение).

Обозначаем синей фишкой.

Составьте звуковую модель слова Вова (один ребенок у доски, остальные у себя на партах)

- Сколько слогов в слове Вова? (2)

- Как зовут девочку? (Вика).

- Какой первый звук в слове Вика? ([В’]).

- Дайте характеристику звуку [В’].

[В*] – согласный, звонкий, мягкий. Обозначаем зеленой фишкой.

Составьте звуковую модель слова Вика (один ребенок у доски, остальные у себя на партах)

- Сколько слогов в слове Вика? (2)

-Молодцы!

-С какими звуками мы сегодня познакомились на занятии? ([В], [В’]). Правильно, молодцы!

  • «Мягкий и твердый звук.»

-Ребята, Вова и Вика несли вам картинки и по дороге их рассыпали. Все картинки перемешались, давайте поможем ребятам собрать картинки. Только Вова собирает картинки с твердым звуком, а Вика с мягким.

(Ведро, Веник, Вилка, Ковер, Волк. Вагон, Вулкан и т.д.)

  • Работа в тетради «Определи место звука в слове»
  •  Физкультминутка

Раз — подняться, подтянуться,

Два — согнуться, разогнуться,

Три — в ладошки три хлопка, головою три кивка,

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на стульчик сесть опять.

  • Игра "Доскажи словечко".

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает,

Отправляется в полет

Наш российский... (вертолет).

Чтобы лился дождик с неба,

Чтобы росли колосья хлеба,

чтобы плыли корабли,

Чтоб варили кисели,

Жить нельзя нам без... (воды).

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков,

В теплый край не улетаю,

Здесь, под крышей, обитаю.

Чик-чирик! не робей!

Я - бывалый... (воробей)

Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

крикунья хрипловатая,

Известная персона,

Зовут ее... (ворона). 

  • Буква В, в. Работа в тетради «Печатание буквы В»

-Мы говорили о звуках [в], [в']. А сейчас мы познакомимся с буквой В. На доске висит изображение буквы «В»

-«Звук [в], который мы сегодня изучали, обозначается буквой «В». Посмотрите, пожалуйста, на доску. У меня на доске изображены две буквы: заглавная и строчная. Посмотрите, как они выглядят».

Воспитатель показывает указкой сначала одну букву, затем другую.

-«Буква В состоит из трех элементов. Из одной вертикальной палочки и двух полуовалов».

-«Сейчас я вам раздам буквы. А теперь, давайте обведем букву по контуру сначала двумя пальчиками. Сначала пальчиками мы обведем вертикальную палочку, затем верхний полуовал, а затем нижний. (Дети обводят.) А теперь – одним пальчиком. (Дети обводят.) А теперь давайте глазками посмотрим на букву. Давайте так же глазками обведем букву.  (Дети обводят.)» 

У буквы В, ну прямо смехота –

На удивление два живота.

  • Чтение слогов и слов с буквой В (схема -тренажёр)

  • Словесные игры. 

"Чей? Чья? Чьи?"

На доске выставляется картинка - воробей.

Клюв чей? - воробьиный.

Голова чья? - воробьиная.

Ноги чьи? - воробьиные.

Хвост чей? - воробьиный.

Перышко чье? - воробьиное.

"Мама, папа, детки"

Мама - воробьиха,

детка - воробушек,

детки (много) - воробушки.

"Назови ласково"

Воробей - воробушек, воробьишка.

3.Заключительная часть. Рефлексия.

-О какой букве и о каких звуках мы сегодня говорили?

- Дайте характеристику этих звуков.

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...

Индивидуальное занятие для детей старшей группы с проблемами запоминания букв на тему: " Буква К """

Цель: закрепление буквы "К".   Задачи:совершенствовать навыки звукового анализа, зрительно-пространственной ориентации, развивать зрит. внимание и память, а также закреплять навыки пользован...

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

"В гости к тётушке Звукве"

Канспект НОД по развитию речи в подготовительной группе....

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.Развитие фонетических представлений, навыков звукового и сло...