Конспект занятия на тему «Буква э и звук [э]»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Софронова Елена Ивановна

Конспект занятия на тему

«Буква э и звук [э]»

Интеграция ОД по областям:

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цели: уметь выделять звук [Э] в начале слова, дифференцировать этот звук с другими гласными [а, у, и, о, ы]; упражнять в произнесении слов сложной слоговой структуры, развивать мелкую моторику рук, слуховое внимание.

Задачи:

-знакомить со звуком [э], формировать умение выделять звук [э] в словах; учить определять место звука в слове, знакомить с буквой, его обозначающей; печатание буквы;

- развивать фонематический слух, память, внимание, словарный запас учащихся;

- воспитывать любознательность, уважение к мнению других детей.

Методы и приёмы

Словесные: беседа, объяснение, пояснение

Практические: упражнения, физкультминутка, звуко-буквенный анализ, отгадывание загадок.

Игровые: дидактические игры «Четвёртый лишний», «Назови первый звук в слове», «Услышь звук».

Наглядные: картинки со звуком [э]

Анализ занятия

Материал:

Предметные картинки (эскимо, экскаватор, эклер, электричка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_e.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему

«Буква э и звук [э]»

Интеграция ОД по областям:

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цели: уметь выделять звук [Э] в начале слова, дифференцировать этот звук с другими гласными [а, у, и, о, ы]; упражнять в произнесении слов сложной слоговой структуры, развивать мелкую моторику рук, слуховое внимание.

Задачи:

-знакомить со звуком [э], формировать умение выделять звук [э] в словах; учить определять место звука в слове, знакомить с буквой, его обозначающей; печатание буквы;

- развивать фонематический слух, память, внимание, словарный запас учащихся;

- воспитывать любознательность, уважение к мнению других детей.

Методы и приёмы

Словесные: беседа, объяснение, пояснение

Практические: упражнения, физкультминутка, звуко-буквенный анализ, отгадывание загадок.

Игровые: дидактические игры «Четвёртый лишний», «Назови первый звук в слове», «Услышь звук».

Наглядные: картинки со звуком [э]

Анализ занятия

Материал:

Предметные картинки (эскимо, экскаватор, эклер, электричка)

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, я Вам буду кидать мяч, а вы должны назвать первый звук в слове. Кто правильно назвал, садиться за стол.

 Игра с мячом «Назови первый звук в слове»

Слова: аист, улица, индюк, укроп, игла, апельсин, абрикос, индеец (число слов должно быть по количеству детей).

Знакомство со звуком [Э].

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с новым звуком. Звук [Э].

Характеристика звука [Э]: звук [Э] — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха). Обозначать будем красным цветом.

Воспитатель: Давайте, проверим можно его петь. Э-Э-Э-Э (пропеть тихо; громко)

Воспитатель: Давайте, подумаем какие слова начинаются на звук [Э] (варианты ответов детей)

На доску прикрепляются картинки. Воспитатель называет слова, голосом выделяет первый звук: эскимо, экскаватор, эскалатор, эхо, электричество, электричка, эклер.

А какие имена людей, начинаются на звук [Э]: Эдик, Эмма, Эмилия, Элеонора.

Воспитатель: Отгадайте загадки, назовите первый звук в отгадке:

Живет без тела,

Говорит без языка.

Никто его не видит,

А всякий слышит. (Эхо)

У детей во рту само

Быстро тает (эскимо)

Роет землю он ковшом,

Сам большой и ковш большой (экскаватор)

Воспитатель:  Игра «Четвёртый лишний» (по наличию или отсутствию звука [Э]):

автобус, эхо, апельсин, арбуз;

электричка, эхо, Эдик, усы;

этаж, электровоз, экран, улитка;

Эмма, Инна, Элла, Эдик.

Физкультминутка

Меж еловых мягких лап 
Дождик тихо кап, кап, кап! (Дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх) 
Где сучок давно засох, 
Вырос серый мох, мох, мох! (Дети медленно приседают с опущенными, прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны, ладонями «смотрят» вниз) 
Где листок к листку прилип, 
Появился гриб, гриб, гриб! (Дети медленно поднимаются, держась руками за голову, как за шляпку) 
Кто нашел его, друзья?  (Дети стоят прямо, пожимая плечами) 
Это я, это я, это я! (Дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой.) 

Развитие фонематического слуха. Игровое упражнение «Услышь звук»

 Дети хлопают в ладоши, когда слышат  звук [Э].

А, у, э, и, о, э, у, э, эх, эс, оп, эш, ум, ти, лэ, это, он, эхо, жук, эстафета, магазин, экскурсия, эскимо.

Воспитатель: Сейчас мы составим звуковой анализ слова ЭСКИМО.

Воспитатель: Составьте предложение из набора слов

дворе, стоит, во, экскаватор.

дети, экскурсию, поехали, на.

Эмма, эскимо, вкусное, купила

Дети составляют предложения

Итог занятия

Воспитатель: Какой звук мы учились правильно произносить? Он какой? (гласный или согласный) Почему он гласный? Какие слова вы запомнили на звук [Э].


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш. Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНА Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия

Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш.Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНАКоррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука...

Конспект подгруппового занятия по теме: "Буква А" в подготовительной к школе группе

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи по теме "Космос"...

Конспект занятия на тему: «Речевые и неречевые звуки. Звук и буква У.»

Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о речевых и неречевых звуках, о понятии гласный звук ,  звук  у  .  Предлагаемые упраж...

Тема. «Буква Щ щ и звук [щ’]»

Тема. «Буква Щщ и звук [щ’]»      Образовательные задачи.Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Закрепление представлений ...

Конспект занятия на тему "Буква Ю"

Конспект логопедического занятия на тему "Буква Ю"...

Конспект занятия по теме "Буква А. Звук А"

Конспект занятия по теме "Буква А. Звук А". Конспект для занятия по ДОП "Читай-ка", может быть так же использован для занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного воз...

Конспект занятия на тему «Буква щ и звук [щ]»

Конспект занятия на тему «Буква щ и звук [щ]»Интеграция НООД по областям:«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие&ra...