Конспект занятия на тему «Буква щ и звук [щ]»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Софронова Елена Ивановна

Конспект занятия на тему

«Буква щ и звук [щ]»

Интеграция НООД по областям:

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: знакомство детей со звуком [щ] и буквой Щ.

Задачи:

Образовательные:

1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Щ] в слогах, словах, фразах. Уточнить артикуляцию, дать характеристику.

2. Упражнять детей в умении выделять звук [Щ] на фоне слова и из слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.

3. Закреплять умение определять позицию звука в слове.

4. Продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов.

Коррекционные:

1. Развивать фонематический слух.

2. Развивать умение концентрировать внимание.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.

2. Воспитывать умение работать в течение всего занятия.

Методы и приёмы

Словесные: беседа, объяснение, пояснение

Практические: упражнения, физкультминутка, звуко-буквенный анализ, отгадывание загадок.

Игровые: дидактические игры «Один-много», «Найди лишнее слово», «Кто внимательный?»  

Наглядные: картинки со звуком [щ]

Анализ занятия

Материал:

 

Предметные картинки (щука, щенок, щетка, овощи, клещи, площади)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bukva_shch.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему

«Буква щ и звук [щ]»

Интеграция НООД по областям:

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: знакомство детей со звуком [щ] и буквой Щ.

Задачи:

Образовательные:

1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Щ] в слогах, словах, фразах. Уточнить артикуляцию, дать характеристику.

2. Упражнять детей в умении выделять звук [Щ] на фоне слова и из слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.

3. Закреплять умение определять позицию звука в слове.

4. Продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов.

Коррекционные:

1. Развивать фонематический слух.

2. Развивать умение концентрировать внимание.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.

2. Воспитывать умение работать в течение всего занятия.

Методы и приёмы

Словесные: беседа, объяснение, пояснение

Практические: упражнения, физкультминутка, звуко-буквенный анализ, отгадывание загадок.

Игровые: дидактические игры «Один-много», «Найди лишнее слово», «Кто внимательный?»  

Наглядные: картинки со звуком [щ]

Анализ занятия

Материал:

Предметные картинки (щука, щенок, щетка, овощи, клещи, площади)

Ход занятия:

1.Организационный момент:

Воспитатель предлагает детям вспомнить правило речи.

Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Громко, четко говорим

И никогда мы не спешим.

Отгадывание загадок:

Пластмассовая спинка,

Жёсткая щетинка,

С мятной пастой дружит,

Нам усердно утром и вечером служит. (Зубная щётка)

Вроде ёжика на вид,

Но не просит пищи.

По одежде пробежит –

И одежда станет чище. (Платяная щётка)

Колючий ежик

С резиновой кожей,

Вниз иголками идет,

Иглами пыль с ботинок скребёт. (Обувная щётка)

Целый день плясунья наша

Рада по полу плясать.

Где попляшет,

Где помашет, ни соринки не сыскать. (Половая щётка)

Этой щёткой чищу зубы,

Этой щёткой – башмаки,

Этой щёткой чищу брюки,

Этой щёткой подметаю я полы.

Эти щетки все нужны. -ЩЁТКА.

Воспитатель: Какой мы слышим звук в начале слова? 

Дети: В начале слова мы слышим звук [Щ])

Воспитатель: Дайте характеристику звуку [Щ]. 

Дети: Звук [Щ]- согласный, глухой, мягкий)

Фонетико-фонематическое развитие слуха «Слушай и запоминай»

Воспитатель: Услышали слово со звуком [Щ], загнули пальчик.

Шея, ущелье, угощенье, ошейник, шёпот, плащ, щёки, шелест, щавель, шёлк, шептать, щелкунчик, цапля, щепка, щипцы.

Воспитатель: Посчитайте, сколько слов вы услышали? Сколько пальчиков загнули?

Воспитатель: Назовите слова, в которых звук щ слышится в начале слова. (Щит, щука, щипцы, щенки, щепки, щетка). В каких словах звук щ слышится в середине слова? (Клещи, площадь, овощи). В каких словах звук щ произносим в конце слова (Лещ, плащ, плющ).

Физкультминутка.

Мы работали, устали.

А сейчас, ребята, встали.

Руки вверх скорей подняли, в стороны, назад.

Повернулись влево, вправо, поднимите дружно плечи,

Чтоб работать было легче.

А сейчас вперед прогнитесь и носка рукой коснитесь.

Сели мы за столы смело, надо нам продолжить дело.

Воспитатель: Составим схему к слову “щука”

- Сколько слогов? Почему?

- Какой слог ударный? Какой он по счету?

- Назовите безударный слог? Какой он по счету?

- Произнесите первый слог.

- Выделяем первый звук первого слога? Характеристика.

- Какой второй звук первого слога? Характеристика.

- Произнесите второй слог.

- Выделяем первый звук второго слога. Характеристика.

- Выделяем последний звук. Характеристика.

Упражнение «Один - много»

Щетка – щетки                                        ящик - …(ящики)

щука - …(щуки)                                       щенок - …(щенки)

щека - …(щеки)                                       роща - …(рощи)

плащ - …(плащи)                                    клещ - …(клещи)

овощ -…(овощи)                                     лещ - …(лещи)

Упражнение «Найди лишнее слово»

Воспитатель: Ребята, найдите лишнее слово среди тех, что я произнесу.

Пищать, щипать, наливать, щекотать.

Каша, щипцы, щенок, щука.

Ящик, плащ, шапка, овощи.

Игра «Кто внимательный»

Воспитатель: Ребята, сколько звуков щ  вы услышите в поговорке?

- Щи да каша – пища наша.

Воспитатель: Повторение чистоговорок со звуком щ.

Щи-щи-щи- спрячусь я, а ты ищи.

Щу-щу-щу, я тебя ищу.

Ща-ща-ща- в речке три леща.

Ащ-ащ-ащ- новый синий плащ.

Щё-щё-щё- пойдем гулять еще.

Ще-ще-ще- дождь- гуляй в плаще.

Итог

Воспитатель: С какой буквой и звуком мы познакомились?

Что Вам понравилось? Какие задания вызвали трудность?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш. Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНА Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия

Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш.Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНАКоррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука...

Конспект подгруппового занятия по теме: "Буква А" в подготовительной к школе группе

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи по теме "Космос"...

Конспект занятия на тему: «Речевые и неречевые звуки. Звук и буква У.»

Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о речевых и неречевых звуках, о понятии гласный звук ,  звук  у  .  Предлагаемые упраж...

Тема. «Буква Щ щ и звук [щ’]»

Тема. «Буква Щщ и звук [щ’]»      Образовательные задачи.Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Закрепление представлений ...

Конспект занятия на тему "Буква Ю"

Конспект логопедического занятия на тему "Буква Ю"...

Конспект занятия по теме "Буква А. Звук А"

Конспект занятия по теме "Буква А. Звук А". Конспект для занятия по ДОП "Читай-ка", может быть так же использован для занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного воз...

Конспект занятия на тему «Буква э и звук [э]»

Конспект занятия на тему «Буква э и звук [э]» Интеграция ОД по областям:«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие&raq...