Конспект занятия по теме "Буква А. Звук А"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Азанова Анастасия Алексеевна

Конспект занятия по теме "Буква А. Звук А". Конспект для занятия по ДОП "Читай-ка", может быть так же использован для занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_-_bukva_a.docx348.84 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 1.

Дата

ТЕМА 1. «Звук А. Буква А».

Количество часов: теория – 0,25 час., практика- 0,25 час

Теория:Выявить умение детей выделять, воспроизводить и различать звуки речи. Знание о понятиях «Звуки» и «Буквы». Познакомить с артикуляцией звука А. Упражнять в вычленении звука А в словах. Знать, что буква А - гласная буква.

Практика:Д/И Игра «Кто внимательный». Рассматривание картинок, определение на какой звук начинаются названия картинок. Показ графического изображения буквы А. Чтение по книжке, передвигая пальчик от красной линии. Физминутка: «Хома,- хомячок» Штриховка буквы А, печатание буквы А.

  1. Организационный момент

В.: Дети, сегодня мы познакомимся со Звуком и Буквой. Нам нужно запомнить, что звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем в тетради. (на доске «Ухо», «Рот», Буква А).

2. Основная часть

Знакомство со звуком А.

В.: Дети, сегодня мы с вами будем знакомиться со звуком А и буквой А.

Для начала, внимательно послушайте меня. Я сейчас назову слова, а вы должны будете догадаться, какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов.

Слова:август, аист, адрес, астры, альбом.

В.: Какой звук вы слышали в начале слов? Правильно, это звук А!

Покажите, как девочка укачивает куклу: А – А – А

Так, а когда врач нам смотрит горло, какой звук он просит произнести? - А – А – А.

Уточнение артикуляции.

В.: А теперь возьмем в руки зеркала. Посмотрите, как я произнесу звук А.

— губки в спокойном состоянии;

— ротик открыт широко;

— язычок спокойно лежит во рту;

— голос «работает».

В.: Произнесите звук А. У всех работает голос? Положите руку на горло, следите за тем, чтобы оно работало!

В.: Так, молодцы! Отложите зеркала на край стола.

В.: Звук А – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды. Запомните А – это гласный звук.

Упражнения в произнесении звука А.

Игра «Длинный – короткий»

В.: У меня есть две полоски: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длину полоску, то вам нужно долго пропеть звук А, а если покажу короткую – коротко.

Развитие фонематического слуха

Игра «Поймай звук»

В.: Так, дети, вам нужно будет поймать звук А. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши.

Аквариум, апельсин, букварь, азбука, капуста, стол, заяц, цветок.

Физкультминутка

Хома, Хома, хомячок, полосатенький бочок

(трут бока руками)

Хома раненько встает,

(потягиваются)

Щечки моет

(тереть щеки руками)

Лапки трет

(движения мытья рук)

Подметает Хома хатку

(метут воображаемыми метлами)

И выходит на зарядку

(маршируют)

Раз

(руки вперед)

Два

(руки вверх)

Три

(руки в стороны)

Четыре, пять

(трясут кистями рук)

Хомка хочет сильным стать.

(руки согнуты к плечам, как у силачей).

Знакомство с буквой А.

В.: Ребята, посмотрите, что у меня нарисовано. Это буква А. ребята, запомните, звук А на письме обозначается буквой А.

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

На что еще похожа буква А? (На ракету, крышу дома...)

В.: Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков.

Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

В.: Так, а теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе, на столе.Штриховка буквы А, печатание буквы А.

ТЕМА 2. «Звук У. Буква У».

Количество часов: теория – 0,25 час., практика- 0,25 час

Теория:Познакомить детей со звуком У. Загадка (Волк, воет У-у-у).

Д/И «Услышишь звук У. Учить слышать звуки А, У в словах. Познакомить с буквой У.  Знать, что буква У- гласная. Игра: «Хлопки».

Практика:Учить распознавать графическое изображение. Учить читать букву У в столбик. Учить печатать букву У. Рассматривание картинок в букваре. Показ графического изображения буквы У. Чтение по букварю, передвигая пальчик по вертикали, читать в столбик букву У. Штриховка, печатание буквы У.

  1. Организационный момент.

Ребета,отгадайте загадки.

По реке Простыне,

Плывет пароход,

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать.

Утюг

Две антенны на макушке

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет.

Улитка.

Что это у Галочки:

Ниточка на палочке

Палочка в руке,

Ниточка в реке.

Удочка.

У – у – утюг, у – у- улитка, у – у – удочка – назовите первый звук в этих словах (звук«У»).(Дети отвечают).

Анализзвука У

Воспитатель: Какой этозвук, если его тоже можно пропеть? (Дети отвечают - гласный).

Гласные звуки мы отмечаем красным цветом? (Дети отвечают - красным).

ЗвукУ произносится голосом. Губы складываем трубочкой. ЗвукУ можно произносить и тихо, и громко, его можно тянуть и произносить коротко.

- Давайте вспомним, звуки мы, что делаем?(Дети отвечают - слышим и произносим).

Игра «Назови слово». А теперь посмотрите вокруг и назовите те предметы, в названиях которых звучит звук У.

(Например: стул, ручка, ракушка и т. д.)

У каждого звука есть свой домик - буква.Букву мы что делаем? (Дети отвечают - видим и пишем).

Звук «У»обозначаетсябуквой У(показываю).

БукваУ - два длинных ушка.

У дубочка два сучочка.

(Прописывание буквы У в воздухе)

- А теперь возьмите из коробки 2 карандашаи сложите букву У у себя на столе(дети выполняют задание).

- Проведите указательным пальчиком по этой букве.

- Какую букву вы сложили?

Подведение итога НОД.

В.: Какие звуки вы сегодня на занятии выучили? А какие буквы? Это гласные звуки? Почему? Доскажи словечко до конца:

возле нас летит ос…а,

в зоопарке мы видели лис…у

на небе ярко светит лун…а,

чтобы съесть суп, мы берем ложк…у.

Ухо вектора на белой предпосылке Иллюстрация вектора - иллюстрации  насчитывающей иллюстрация, логос: 124262199Улыбка рисунок (29 фото) » Рисунки для срисовки и не только

Аа

У у

О о

М м

Раскраски тетрадь, Раскраска Ручка и тетрадь ручка.Осел рисунок для детей - 64 фото

E:\11-03-05-kisspng-eye-drawing-color-5b1ec4a7d1b980.8161517015287430798591.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по коррекции речи Звуки [Н], [Н’]. Буква Н.

Конспект занятия по коррекции речи "Звуки [Н], [Н’]. БукваН."...

Конспект занятия «Закрепление правильного произношения звуков Л – ЛЬ»

Авторский конспект для работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Один из цикла конспектов "Отработка звуков родного языка"....

конспект занятия "Сказка о музыкальных звуках"

знпкомство детей с названием ступеней полного звукоряда...

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения. Конспект занятия по теме: «Профессии. Звуки (Р) – (Рь)»

Интегрированное  логопедическое  занятие  по  коррекции звукопроизношения  на тему "Профессии. Звуки Р - Р".Конспект состоит из планирования и речевого материала....

Конспект занятия по теме: "Дифференциация звуков [т, д] и букв, которые обозначают эти звуки".

Данный конспект занятия предназначен для детей  подготовительной группы детского сада....

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки Р-Рь. Сказочные герои в гостях у звука Р".

На занятии дети совершают путешествие в сказку. Играют в игры: "Передай доброту", "Доскажи словечко", "Сложные слова",  "Скажи наоборот". Развивая звуковой...