Тема: «Птицы в гостях у ребят». Знакомство со звуками К и Кь, буквой К.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Деревянкина Анна Викторовна
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» Задачи: «Речевое развитие» - актуализировать знания о звуках К и Кь и букве К; закрепить зрительный образ буквы К; упражнять в умении делать звукобуквенный анализ и синтез слов; упражнять в составлении слов из слогов; изменять слова путем добавления звука в конце слова; совершенствовать навык чтения прямых и обратных слогов, слов; развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, фонематический слух. «Познавательное развитие» - уточнить знания детей о птицах; развивать умение планировать предстоящую деятельность, умение воссоздавать букву из частей, выделять сходство между знакомыми предметами. «Социально-коммуникативное развитие» - совершенствовать умение детей договориться для совместной деятельности; формировать умение аргументировать свои высказывания, делать выводы. Методы и приемы: Практические: выкладывание буквы из различного материала. Словесные: интерактивные технологии «Дерево знаний», «Работа парами», «Цепочка» Наглядные: набор картинок. Материалы и оборудования: картинки с облаками в виде животных и птиц (кукушка, ворона, петух, курица, грач); фишки для проведения звукового анализа слова (красные, синие, зеленые квадраты); стилизованная буква К; материал для выкладывания букв: семечки, бусинки, веревочки, палочки, ракушки, пуговки; слоговая таблица в виде скворечника (для первой и второй подгруппы). Микрофон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_i_k.docx36.03 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект

Тема: «Птицы в гостях у ребят»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»  

Задачи:                  

«Речевое развитие» - актуализировать знания о звуках К и Кь и букве К; закрепить зрительный образ буквы К; упражнять в умении делать звукобуквенный анализ и синтез слов; упражнять в составлении слов из слогов; изменять слова путем добавления звука в конце слова; совершенствовать навык чтения прямых и обратных слогов, слов; развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, фонематический слух.

 «Познавательное развитие» - уточнить знания детей о птицах; развивать умение планировать предстоящую деятельность, умение воссоздавать букву из частей, выделять сходство между знакомыми предметами.

«Социально-коммуникативное развитие» - совершенствовать умение детей договориться для совместной деятельности; формировать умение аргументировать свои высказывания, делать выводы.

Методы и приемы:

Практические: выкладывание буквы из различного материала.

Словесные: интерактивные технологии «Дерево знаний», «Работа парами», «Цепочка»

Наглядные: набор картинок.

Материалы и оборудования: картинки с облаками в виде животных и птиц (кукушка, ворона, петух, курица, грач); фишки для проведения звукового анализа слова (красные, синие, зеленые квадраты); стилизованная буква К; материал для выкладывания букв: семечки, бусинки, веревочки, палочки, ракушки, пуговки; слоговая таблица в виде скворечника (для первой и второй подгруппы). Микрофон.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

динамическая пауза

Игровая

игровые технологии

Познавательно-исследовательская

моделирование

Коммуникативная

беседа, ответы, вопросы

Логика образовательной деятельности

Этапы занятия

Задачи (с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

Организационный момент

Ребята, сегодня я хочу проверить, какие вы внимательные. Посмотрите, какие облака занес к нам сегодня ветер, они вам никого не напоминают?

Как вы правильно заметили, здесь есть не только животные, но и птицы.

Догадайтесь, какая из этих птиц так подает голос: ку-ку (кукушка); ко-ко-ко (курица); кар-кар (ворона); ку-ка-реку (петух); крак-крак (грач).

птицы решили предложить вам сегодня различные задания, загадки и вопросы.

Дети находят сходство контура облаков с каким-либо животным или птицей.

Деятельностный

Анализировать знания о звуках К и Кь.

Акустический и артикуляционный анализ звуков

Имеют представления о звуках К и Кь.

Первое задание: какой звук чаще других встречался, когда птицы подавали голоса?  Со звуком К мы сегодня и познакомимся. Когда мы произносим звук К, то губы раскрыты, зубы разомкнуты, а язык упирается в нижние зубы: К-К-К.

Можно этот звук пропеть, протянуть?

значит, этот звук гласный или согласный?

Проверьте, звук К звонкий или глухой? Докажите.

Звук К согласный, значит, может быть твердым или мягким. Я называю слог с твердым К, а вы – слог с мягким Кь.

- Ка (кя); ко (кё); ку (кю); кы (ки); кэ (ке).

Слушают воспитателя, отвечают на вопросы:

- Звук К

- Нет.

Согласный.

Глухой. Горлышко не дрожит, голосовые связки не вибрируют, звук произносится без участия голоса.

Называют слоги с мягким кь.

Изменять слова путем добавления звука в конце слова

Упражнение «Верни слог К в слово»

Изменяют слова путем добавления звука в конце слова.

Эта птица-белобока

Хватает все, что видит глаз.

И даже вот она сегодня

Звук К похитила у нас.

Вы звук теперь скорей ищите,

В слова его опять верните.

Что это за птица?

Давайте «закружим» сороку на нашей карусели.

Договоритесь, с кем в паре вы будете работать, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем, вспомните правила сотрудничества.

Дети, которые заняли место во внутреннем круге, возьмите картинку. Займите свои места. Дети во внешнем круге – будете называть то, что у вас нарисовано. А кто стоит во внешнем круге – добавлять звук К в конце названного слова (вол-волк, рыба-рыбак, пар-парк, сто-сток, моря-моряк).

Сороке понравилась наша карусель. «Катаясь», вы путем добавления звука К в конце слов получили новые слова.

Договариваются, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем, вспоминают правила сотрудничества: дослушать ответы, в случае необходимости исправлять ошибки, осуществлять переход по хлопку.

Дети активно взаимодействуют друг с другом.

Дети, стоящие во внутреннем круге, называют слово.

Дети, стоящие во внешнем круге, добавляют звук К и произносят новое слово.

Упражнять в умении делать звукобуквенный анализ и синтез слов

Составление звуковой схемы слова КУКУШКА

Составляют звуковую схему.

Вы сумели отгадать птиц по контуру и по голосу. А скажите, знаете ли вы, какая птица подбрасывает своих птенцов на воспитание другим птицам?

Развейте слово кукушка на звуки.

Давайте это слово зашифруем с помощью цветных фишек.

Называют птицу.

Дети проводят полный звуковой анализ, анализируя каждый звук.

Закрепить зрительный образ буквы К

Интерактивная технология «Работа в парах»

Имеют представления о  букве К.

На мольберт выставляется стилизованная буква К.

«Кто отправился в полет,

В клюве веточку несет?» (Ласточка)

Какую букву принесла вам ласточка? Как вы считаете, эта буква гласная или согласная? Докажите.

Решите, из какого материала вы будете выкладывать букву К, и приступайте к работе. Выполнив задание, договоритесь в паре, кто будет отвечать. Необходимо рассказать, какую букву вы выложили, из какого материала, на что она похожа.

Совершенствовать навык чтения прямых и обратных слогов

Упражнение «Слоговой диктант»

Читают прямые и обратные слоги.

Выложите из букв слоги КА, КО, КУ, КЫ, АК, ОК, УК, ЫК.

Выкладывают из букв слоги.

Упражнять в составлении слов из слогов

Чтение слогов и составление из них слов

Совершенствованы навыки чтения слов.

«На стенах дома своего

Я буквы напишу:

Читать молоденьких скворчат

Я научить хочу» (Вывешивается картинка скворца).

Давайте поможем скворцу научить скворчат составлять слова из слогов. А делать мы это будем в «Аквариуме».

Договоритесь, какая группа будет выполнять задание первой, а какая будет находиться в роли наблюдателя. Затем группы поменяются местами. Вашей группе надо соединить эти слоги таким образом, чтобы получились слова. После того, как задание будет выполнено, договоритесь, кто от группы будет зачитывать слова. Молодцы, благодаря тому, что вы работали дружно в группах, вы составили много слов и помогли скворцам.

Дети договариваются и делятся на две группы. Договариваются, кто будет выполнять задание, а кто будет в роли наблюдателя, уточняют правила сотрудничества.

Дети, активно взаимодействуя, составляют слова из предложенных слогов. Договариваются, кто будет отвечать.

Заключительный

Молодцы, ребята. Все птичьи загадки отгадали, на все вопросы ответили. А что вам понравилось? Что нового узнали, что услышали? Расскажите нашему корреспонденту. Кто хочет быть корреспондентом и взять интервью у детей?

Ребенок-корреспондент с помощью микрофона берет интервью у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Путешествие паровозиков Томаса и Тишки» (Знакомство со звуками [T]-[T\'] и буквой Т).

Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с  ЗПР . На данном занятии дети  знакомяться со звуками  [T]-[T']  и буквой Т, помогая ...

Конспект открытого показа ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Знакомство со звуками З-Зь и буквой З».

В материале представлен конспект открытого показа организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Знакомство со звуками З-Зь и...

Конспект НОД по обучению грамоте с детьми старшей группы Тема: «Знакомство со звуком [н], [нь] и буквой Н» Экскурсия в лесную школу

развивать связную речь, артикуляционный аппарат;знакомить детей со звуками [н], [нь], с их характеристикой;упражнять в умении выделять звуки [н], [нь] из слов;учить различать звуки [н] и [нь];развиват...

Конспект НОД по речевоему развитию. Тема: «Остров Робинзона». Знакомство со звуками Х и Хь, буквой Х.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Задачи:...

Тема: «Кто как голос подает». Знакомство со звуками Р и Рь, буквой Р.

План – конспект Тема: «Кто как голос подает»  Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммун...

Тема: «Тома и Тёма в гостях у ребят». Знакомство со звуками Т, Ть и буквой Т.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие»  Задачи:...

Тема: «Игры для ребятишек, девчонок и мальчишек». Знакомство со звуками В и Вь, буквой В.

Задачи:"Речевая деятельность" - Актуализировать знания о звуках В и Вь и букве В; познакомить с характеристикой звука В; научить различать на слух звуки В (Вь) по мягкости произнесения; упра...