Тема: «Тома и Тёма в гостях у ребят». Знакомство со звуками Т, Ть и буквой Т.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Деревянкина Анна Викторовна

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие» 

 

Задачи:                      

 «Речевое развитие» - актуализировать знания о звуках Т и Ть и букве Т; закрепить зрительный образ буквы Т; активизировать умение проводить самостоятельно анализ звучания и артикуляцию нового звука; упражнять в составлении слов из букв, переставленных местами, из слогов; совершенствовать навык чтения; развивать мелкую моторику – прорисовывание буквы; развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, фонематический слух, воображение.

«Познавательное развитие» - развивать умение планировать предстоящую деятельность, умение дорисовывать букву, выделять сходство между знакомыми предметами. 

«Социально-коммуникативное развитие» - развивать умение игрового общения со сверстниками, желание участвовать в коллективной деятельности; аргументировать свои высказывания, делать простейшие умозаключения.

Методы и приемы:

Практические: рисование букву Т и преобразовывание её в какой-либо предмет.

Словесные: интерактивные технологии «Дерево знаний», «Работа парами»

Наглядные: набор картинок.

Материалы и оборудования: куклы Тома и Тёма; игрушки: тигр, кот, матрешка, петух; набор предметных картинок, в названии которых присутствуют звуки Т и Ть; стилизованная буква Т; карточки с написанными слогами: то, ма, ко, ку, му, ха, ла; фигурки шаров с вписанными буквами и цифрами: коты, крот, туман, утро, каша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx33.67 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект

Тема: «Тома и Тёма в гостях у ребят»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие»  

Задачи:                  

 «Речевое развитие» - актуализировать знания о звуках Т и Ть и букве Т; закрепить зрительный образ буквы Т; активизировать умение проводить самостоятельно анализ звучания и артикуляцию нового звука; упражнять в составлении слов из букв, переставленных местами, из слогов; совершенствовать навык чтения; развивать мелкую моторику – прорисовывание буквы; развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, фонематический слух, воображение.

«Познавательное развитие» - развивать умение планировать предстоящую деятельность, умение дорисовывать букву, выделять сходство между знакомыми предметами.  

«Социально-коммуникативное развитие» - развивать умение игрового общения со сверстниками, желание участвовать в коллективной деятельности; аргументировать свои высказывания, делать простейшие умозаключения.

Методы и приемы:

Практические: рисование букву Т и преобразовывание её в какой-либо предмет.

Словесные: интерактивные технологии «Дерево знаний», «Работа парами»

Наглядные: набор картинок.

Материалы и оборудования: куклы Тома и Тёма; игрушки: тигр, кот, матрешка, петух; набор предметных картинок, в названии которых присутствуют звуки Т и Ть; стилизованная буква Т; карточки с написанными слогами: то, ма, ко, ку, му, ха, ла; фигурки шаров с вписанными буквами и цифрами: коты, крот, туман, утро, каша.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

динамическая пауза

Игровая

игровые технологии

Познавательно-исследовательская

моделирование

Коммуникативная

беседа, ответы, вопросы

Логика образовательной деятельности

Этапы занятия

Задачи (с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

Организационный момент

Сегодня к нам в гости пришли Тома и Тёма и принесли свои самые любимые игрушки. Давайте их рассмотрим. Это тигр, а это кот, вот матрешка, петушок.

- Какие звуки есть во всех этих словах?

- Послушайте стихотворение:

«Языком, передним краем,

В верхнюю десну ударим,

Т! – и выдохнем сильнее!

Т – не звонкий, Т – глухой,

Т – короткий, Т – взрывной» (И. Лопухина)

Деятельностный

Упражнять в умении самостоятельно анализировать новые звуки.

Акустический и артикуляционный анализ звуков

- Как вы считаете, звук Т – гласный или согласный? Докажите.

Он звонкий или глухой? Почему?

Может ли звук Т быть в слоге твердым или мягким?

Звук Т – согласный, его нельзя петь, он встречает преграду.

Глухой, так как горло не дрожит, голосовые связки не вибрируют.

Да.

Актуализировать знания о звуках Т и Ть.

Упражнение «Назови пару»

Называют слоги с твердым согласным и мягким согласным звуком Т.

Следующее упражнение называется «Назови пару». Договоритесь, с кем в паре вы его выполните; встаньте лицом друг к другу. Договоритесь в паре, кто будет называть слог с твердым согласным, а кто с мягким.

Дети находят себе пару, поворачиваются друг к другу лицом. Договариваются, кто будет называть слог с мягким согласным, а кто с твердым ( та-тя, то-тё, ту-тю, ты-ти, тэ-те).

Упражнение «Подарки для Томы и Темы»

Определяют твердый или мягкий согласный звук в словах.

Давайте порадуем Тому и Тёму подарками.

«Подарков для девочки Томы не счесть,

Где твердый Т в названии есть.

А Тёма хочет получить

Подарки с мягким звуком Ть».

- Вставайте в цепочку, выбирайте по одной картинке и, соответственно, если в слове услышите мягкий Ть, то дарите подарок Тёме, если твердый Т – Томе.

Изменять слова путем добавления звука в конце слова.

Упражнение «Назови новое слово»

Изменяют слова путем добавления звука в конце слова.

Я буду называть слова, а вы должны вставить звук Т в конце слова и сказать, какое слово у вас получилось: спор (спорт), бор (борт), бра (брат), сор (сорт), стар (старт).

Развивать мелкую моторику – прорисовывание буквы; развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, воображение.

Интерактивная технология «Работа в парах».

Представление буквы Т.

Развита мелкая моторика, воображение.

Отгадайте загадку от Томы и Тёмы:

«Кланяется, кланяется,

Придет домой – растянется» (Топор)

Выставляет стилизованную букву Т.

Отгадайте, кто знаток:

Это что за молоток? (Е. Тарлапан)

- На какую букву похож молоток? Как вы считаете, эта буква гласная или согласная? Докажите.

- Договоритесь, с кем в паре вы бы хотели сегодня нарисовать букву Т и преобразовать её в какой-либо предмет. Прежде чем приступить к работе, договоритесь в паре, что вы нарисуете, кто будет рисовать, а кто расскажет, что у вас получилось.

Отгадывают загадку.

На букву Т.

Согласная. Звук, который она обозначает, встречает преграду.

Дети дорисовывают букву Т до человечка, зонтика, грибочка т.д.

Упражнять в составлении слов из букв, переставленных местами; совершенствовать навык чтения.

Упражнение «Поставь буквы по порядку»

Составляют слова из букв, читают их.

Нам шары несут загадку:

Расставьте цифры по порядку,

Тогда получите слова,

Когда вернете буквы на места.

Договоритесь, с кем вы будете работать в паре и вспомните правила сотрудничества. Договоритесь в паре, какую карточку вы выберите. Каждой паре необходимо прочитать слово, расставив буквы по мере возрастания цифр. После выполнения задания договоритесь в паре, кто будет отвечать.

Молодцы, благодаря тому, что вы работали дружно в парах, вы сумели прочитать слова правильно.

Дети, договариваются, делятся на пары, уточняют правила сотрудничества. Каждая пара выбирает карточку с написанным словом.

Договариваются, кто из пары будет отвечать.

Упражнять в назывании слов с данными слогами.

Упражнение «Составь слово из слогов»

Называют слова с данными слогами.

Давайте наших гостей Тёму и Тому прокатим на карусели. Договоритесь, кто будет стоять во внешнем круге, а кто во внутреннем, вспомните правила сотрудничества. Дети, которые во внутреннем круге, возьмите карточку со слогом. Займите свои места. Дети во внутреннем круге будут говорить: « Назови слово со слогом…», а те, кто во внешнем круге, называют слово. Тёме и Томе понравилось кататься на нашей карусели.

Договариваются, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем, вспоминают правила сотрудничества: дослушивать ответы, в случае необходимости исправлять ошибки, осуществлять переход по хлопку. Дети активно взаимодействуют друг с другом, задают вопросы и называют слова с данными слогами.

Заключительный

Нашим гостям очень интересно узнать, понравилось ли вам играть с ними. Кто хочет быть корреспондентом и взять интервью у детей?

Ребенок-корреспондент с помощью микрофона задает детям вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство со звуками [М] [М\'] и буквой М.

Методические указания по работе с проектом: «Знакомство со звуками [м], [м’], буквой М».  Автор проекта: Крамаренко Марина Витальевна, воспитатель ГБДОУ №88 ...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Путешествие паровозиков Томаса и Тишки» (Знакомство со звуками [T]-[T\'] и буквой Т).

Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с  ЗПР . На данном занятии дети  знакомяться со звуками  [T]-[T']  и буквой Т, помогая ...

Конспект открытого показа ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Знакомство со звуками З-Зь и буквой З».

В материале представлен конспект открытого показа организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Знакомство со звуками З-Зь и...

Конспект НОД по обучению грамоте с детьми старшей группы Тема: «Знакомство со звуком [н], [нь] и буквой Н» Экскурсия в лесную школу

развивать связную речь, артикуляционный аппарат;знакомить детей со звуками [н], [нь], с их характеристикой;упражнять в умении выделять звуки [н], [нь] из слов;учить различать звуки [н] и [нь];развиват...

Конспект НОД по речевоему развитию. Тема: «Остров Робинзона». Знакомство со звуками Х и Хь, буквой Х.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Задачи:...

Тема: «Кто как голос подает». Знакомство со звуками Р и Рь, буквой Р.

План – конспект Тема: «Кто как голос подает»  Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммун...

Тема: «Игры для ребятишек, девчонок и мальчишек». Знакомство со звуками В и Вь, буквой В.

Задачи:"Речевая деятельность" - Актуализировать знания о звуках В и Вь и букве В; познакомить с характеристикой звука В; научить различать на слух звуки В (Вь) по мягкости произнесения; упра...