План – конспект Тема: «Насекомые в гостях у ребят» Знакомство со звуками З и Зь, буквой З
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Деревянкина Анна Викторовна
Интеграция образовательных областей: «Речевая деятельность», «Познавательно-исследовательская деятельность»,  «Социально-коммуникативное развитие»  
 
Задачи:
 «Речевая деятельность» -  Актуализировать знания о звуках З и Зь и букве З; ориентировать детей на самостостоятельный артикуляционный и акустический анализ звука; упражнять в умении проводить полный звуковой анализ слова; упражнять в умении составлять слова из букв, слогов; совершенствовать навык чтения слогов и слов, написанных в занимательной форме.
«Познавательно-исследовательская деятельность» -  уточнить знания детей о насекомых; развивать умение планировать предстоящую деятельность, умение дорисовывать букву, выделять сходство между знакомыми предметами; развивать слуховое внимание, логическое мышление.
 «Социально-коммуникативное развитие» - совершенствовать умение договориться, избегать конфликтов, прислушиваться к чужому мнению; способствовать установлению эмоциональных контактов между сверстниками.
Методы и приемы:
Практические: выкладывание буквы из различного материала.
Словесные: интерактивные технологии «Дерево знаний», «Работа парами», «Цепочка»
Наглядные: набор картинок.
 
Материалы и оборудования: картинки: муха, комар, саранча; стилизованная буква З; счетные палочки (для составления схемы предложения); карточки-пазлы с рассыпавшимися слогами: ро-за, мо-роз, сан-ки, ок-на; карточки с написанными слогами: (для первой подгруппы: ком, пор, то, тик, зон, пас, сум, ка), для второй подгруппы: (пи, нат, палат, ла, ка, ка, кар, та).  Микрофон.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye_v_gostyah_u_rebyat.docx36.95 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект

Тема: «Насекомые в гостях у ребят»

Интеграция образовательных областей: «Речевая деятельность», «Познавательно-исследовательская деятельность»,  «Социально-коммуникативное развитие»  

Задачи:                  

 «Речевая деятельность» -  Актуализировать знания о звуках З и Зь и букве З; ориентировать детей на самостостоятельный артикуляционный и акустический анализ звука; упражнять в умении проводить полный звуковой анализ слова; упражнять в умении составлять слова из букв, слогов; совершенствовать навык чтения слогов и слов, написанных в занимательной форме.

«Познавательно-исследовательская деятельность» -  уточнить знания детей о насекомых; развивать умение планировать предстоящую деятельность, умение дорисовывать букву, выделять сходство между знакомыми предметами; развивать слуховое внимание, логическое мышление.

 «Социально-коммуникативное развитие» - совершенствовать умение договориться, избегать конфликтов, прислушиваться к чужому мнению; способствовать установлению эмоциональных контактов между сверстниками.

Методы и приемы:

Практические: выкладывание буквы из различного материала.

Словесные: интерактивные технологии «Дерево знаний», «Работа парами», «Цепочка»

Наглядные: набор картинок.

Материалы и оборудования: картинки: муха, комар, саранча; стилизованная буква З; счетные палочки (для составления схемы предложения); карточки-пазлы с рассыпавшимися слогами: ро-за, мо-роз, сан-ки, ок-на; карточки с написанными слогами: (для первой подгруппы: ком, пор, то, тик, зон, пас, сум, ка), для второй подгруппы: (пи, нат, палат, ла, ка, ка, кар, та).  Микрофон.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

динамическая пауза

Игровая

игровые технологии

Познавательно-исследовательская

моделирование

Коммуникативная

беседа, ответы, вопросы

Логика образовательной деятельности

Этапы занятия

Задачи (с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

Организационный момент

Послушайте Стихотворение:

«Какой волшебный этот звук!

Он может вам напомнить

Звенящий и гудящий луг

И стрекотание стрекозок!

Все насекомые жужжат,

Стрекочут и звенят.

И мы их песню подпеваем,

Ну разве ты не рад?

Ты будешь, Ваня, комаром,

А Лена – будь стрекозкой.

Сейчас мы насекомые,

Все зазвенели звонко: З-З-З!»

(Л.Бондаренко)

Насекомые придумали для вас много заданий, упражнений и игр. Поиграем?

Дети стоят вокруг воспитателя.

Дети протяжно и звонко произносят звук З.

Деятельностный

Ориентировать детей на самостостоятельный артикуляционный и акустический анализ звука

Акустический и артикуляционный анализ звука

Имеют представления о звуках З и Зь.

Какой новый звук принесли вам насекомые?

Где находится язык при произнесении звука З?

Встречает ли звук З преграду при произнесении?

Проверьте звук З – звонкий он или глухой?

Расскажите все о звуке З.

Дети отвечают на вопросы:

- Звук З

- У нижних зубов.

- Да, ему мешают зубы и язык.

- Звонкий, горлышко дрожит, голосовые связки вибрируют.

- Звук З – согласный, так как встречает преграду; может быть твердым, а может быть мягким; звук З – звонкий, так как произносится с участием голоса.

Упражнять в умении проводить полный звуковой анализ слова

Упражнять в умении составлять слова из букв.

Составление звуковой схемы слова МУХА

Составляют звуковую схему.

Составляют слова из букв.

Кто здесь спрятался, вы узнаете если звуки соберете вместе.

Воспитатель произносит слово МУХА, утрированно выделяя каждый звук.

Ах, это муха! Давайте ее заколдуем – выложим это слово с помощью цветных фишек.

Жалко Муху, может, расколдуем ее, запишем это слово с помощью букв.

Муха: Ура, ура – я ожила! Спасибо вам, ребята.

Дети проводят полный звуковой анализ, анализируя каждый звук, выделяя ударный гласный.

Дети выкладывают слово.

Совершенствовать умение составлять предложения с заданным словом, выкладывать схему предложения.

Упражнение «Составь предложение»

Интерактивная технология «Работа в парах»

Составляют предложение с заданным словом, выкладывают схему предложения.

Ребята, муха хочет знать, из чего состоят предложения?

Договоритесь, с кем в паре вы бы хотели сегодня поработать. Вам необходимо составить предложение со словом МУХА, выложить схему предложения.

Выполнив задание, договоритесь, кто в паре будет отвечать. Надо сказать, какое предложение вы составили, сколько в нем слов, назвать основные правила составления предложения.

- Из слов.

Составляют предложения, договариваются кто будет отвечать.

Представление буквы З

Развито слуховое внимание.

Дождик прошел! Ой, какая интересная лужа получилась. Она вам никакую букву не напоминает?

На что похожа буква З?

Как вы считаете, эта буква гласная или согласная? Докажите.

Буква З.

- На змею, на шею лебедя.

- Согласная.

- Звук, который она обозначает, встречает преграду.

Развивать умение дорисовывать букву, выделять сходство между знакомыми предметами; развивать логическое мышление.

Интерактивная технология «Работа в парах»

Развито логическое мышление.

Договоритесь, с кем в паре вы бы хотели нарисовать букву З и преобразовать ее в какой-нибудь предмет.

Прежде чем приступите к работе, договоритесь в паре, что вы нарисуете, кто будет рисовать, а кто расскажет, что у вас получилось.

Дети дорисовывают образ буквы З до змеи, шеи лебедя, лужи и т.д.

Упражнять в умении составлять слова из слогов; совершенствовать навык чтения слогов и слов

Упражнение «Выложи слово»

интерактивная технология «Дерево знаний»

Составляют слова из слогов, читают слоги и слова.

Это насекомое – саранча, она изгрызла все слова на Дереве знаний: «Ох, прожорлива ты так,

Не сложить слова никак».

Но мы с вами попытаемся сложить слоги так, чтобы получились слова.

Договоритесь, с кем в вы будете работать в паре, и вспомнить правила сотрудничества.

Договоритесь в паре, какой слог вы выберите. Прочитайте его и выберите с Дерева знаний еще один слог: «Вам надо соединить эти слоги таким образом, чтобы получились слова. После выполнения задания договоритесь в паре, кто прочитает слово для всех ребят.

Молодцы, благодаря тому, что вы работали дружно, вы правильно собрали слова из слогов.

Включаются в деятельность, предложенную педагогом. Дети, договариваются, делятся на пары, уточняют правила сотрудничества. Каждая пара выбирает картинку с написанным слогом, дети активно взаимодействуют, соединяя слога.

Договариваются, кто из пары зачитает слово.

Упражнять в умении составлять слова из слогов; совершенствовать навык чтения слогов и слов

Упражнение «Составление слов из слогов»

Интерактивная технология «Аквариум»

Составляют слова из слогов, читают слоги и слова.

«Комар ужасно удручен,

Не знает, бедный, он,

Какие вещи взять в поход».

Поможем комару? Давайте это задание выполнив в «Аквариуме».

Договоритесь, кто с кем будет работать в группе. Договоритесь, какая группа будет выполнять задание первой, а какая будет находится в роли наблюдателя. Затем группы поменяются местами.

Вам необходимо к началу слова подобрать конец слова из второго столбика. Выполнив задание, договоритесь в группе, кто зачитает слова.

Дети договариваются и делятся на две группы. Договариваются, кто будет выполнять задание, а кто будет в роли наблюдателя.

Дети, активно взаимодействуют, выполняют задание. договариваются, кто будет отвечать. Группы меняются местами.

Заключительный

 Кто сегодня загадывал нам загадки, предлагал задания?

А что вам понравилось, что нового узнали, что услышали? Расскажите нашему корреспонденту. Кто хочет быть корреспондентом и взять интервью у детей?

Насекомые, комар, саранча, муха.

Ребенок-корреспондент с помощью микрофона берет интервью у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство со звуками [М] [М\'] и буквой М.

Методические указания по работе с проектом: «Знакомство со звуками [м], [м’], буквой М».  Автор проекта: Крамаренко Марина Витальевна, воспитатель ГБДОУ №88 ...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Путешествие паровозиков Томаса и Тишки» (Знакомство со звуками [T]-[T\'] и буквой Т).

Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с  ЗПР . На данном занятии дети  знакомяться со звуками  [T]-[T']  и буквой Т, помогая ...

«Знакомство со звуками [С], [С’] и буквой «С».

Знакомство детей со звуками [С], [С’] и буквой «С»...

Конспект образовательной ситуации "Насекомые в гостях у ребят" в первой младшей группе

Цель: Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».Задачи: - развивать познавательный интерес к окружающему миру;- учить...

Тема: «Тома и Тёма в гостях у ребят». Знакомство со звуками Т, Ть и буквой Т.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие»  Задачи:...

Тема: «Птицы в гостях у ребят». Знакомство со звуками К и Кь, буквой К.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» Задачи: «Речевое развитие» - актуализировать знания о звуках К и Кь и...

Тема: «Насекомые в гостях у ребят»

Интеграция образовательных областей: «Речевая деятельность», «Познавательно-исследовательская деятельность»,  «Социально-коммуникативное развитие»  З...