План – конспект Тема: «Буква Я в гостях у ребят». Знакомство с буквой Я.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Деревянкина Анна Викторовна
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»  
 
Задачи:
«Речевая деятельность» -  актуализировать знания детей о букве Я; закрепить зрительный образ буквы Я; уточнить роль буквы Я при смягчении предыдущего согласного; представить Я как букву, слог и слово; совершенствовать умение проводить звуковой анализ слова; совершенствовать навык составления предложений; совершенствовать навык плавного чтения; развивать фонематический слух, слуховое внимание.
«Изобразительная деятельность» -  эффективно взаимодействовать с другими детьми в процессе выполнения коллективной творческой работы.
«Социально-коммуникативное развитие» -  совершенствовать умение договариваться, вести диалог; формировать умение аргументировать свои высказывания, прислушиваться к чужому мнению, делать выводы.
Методы и приемы:
Практические: звуковой анализ слова, преобразование буквы Л в букву Я.
Словесные: акустический и артикуляционный анализ звука; игровые упражнения.
Наглядные: наглядный материал.
 
Материалы и оборудования: стилизованная и печатная буква Я; печатная буква Л (на пару детей); карточки со словами для деления на слоги: моя, твоя, Рая, Зоя, белая, яма; микрофон.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_ya_v_gostyah_u_rebyat.docx33.06 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект

Тема: «Буква Я в гостях у ребят». Знакомство с буквой Я.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»  

Задачи:                  

«Речевая деятельность» -  актуализировать знания детей о букве Я; закрепить зрительный образ буквы Я; уточнить роль буквы Я при смягчении предыдущего согласного; представить Я как букву, слог и слово; совершенствовать умение проводить звуковой анализ слова; совершенствовать навык составления предложений; совершенствовать навык плавного чтения; развивать фонематический слух, слуховое внимание.

«Изобразительная деятельность» -  эффективно взаимодействовать с другими детьми в процессе выполнения коллективной творческой работы.

«Социально-коммуникативное развитие» -  совершенствовать умение договариваться, вести диалог; формировать умение аргументировать свои высказывания, прислушиваться к чужому мнению, делать выводы.

Методы и приемы:

Практические: звуковой анализ слова, преобразование буквы Л в букву Я.

Словесные: акустический и артикуляционный анализ звука; игровые упражнения.

Наглядные: наглядный материал.

Материалы и оборудования: стилизованная и печатная буква Я; печатная буква Л (на пару детей); карточки со словами для деления на слоги: моя, твоя, Рая, Зоя, белая, яма; микрофон.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

динамическая пауза

Игровая

игровые технологии

Познавательно-исследовательская

моделирование

Коммуникативная

беседа, ответы, вопросы

Логика образовательной деятельности

Этапы занятия

Задачи (с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

Организационный момент

Ну-ка, буквы, встаньте в ряд.

Встали в ряд? Я очень рад!

- Какие слова вам кажутся похожими друг на друга. (Рад и ряд).

Стоят полукругом, слушают стихотворение.

Деятельностный

Совершенствовать умение проводить звуковой анализ слова; уточнить роль буквы Я при смягчении предыдущего согласного

Звуковой анализ слов РАД и РЯД

Интерактивная технология «Аквариум»

Совершенствовано умение проводить звуковой анализ слова.

- Давайте поиграем со словами рад и ряд и выполним звуковой анализ в «Аквариуме».

Договоритесь, кто с кем будет работать в группе. Какая группа будет выполнять задание первой, а какая будет находиться в роли наблюдателя. Затем группы поменяются местами.

Вам необходимо выполнить звуковой анализ слова РАД.

Для второй группы задание – звуковой анализ слова РЯД.

 Выполнив задание, договоритесь, кто будет отвечать.

Молодцы, благодаря тому, что вы работали дружно, вы сумели узнать как зовут этих девочек.

Включаются в деятельность, предложенную педагогом.

Дети договариваются и делятся на две группы. Договариваются, кто будет выполнять задание, а кто будет в роли наблюдателя, уточняют правила сотрудничества.

Дети, активно взаимодействуя, выполняют полный звуковой анализ слова. (Каждый звук обозначают соответствующей фишкой)

Договариваются, кто будет отвечать. Группы меняются местами.

Актуализировать знания детей о букве Я; закрепить зрительный образ буквы Я

Представление буквы Я

Имеют представления о букве Я.

- О красоте буква Л

Все мечтала:

Все платья и шляпки

Она примеряла,

Вот шляпку большую

Надела она

И сдвинула на бок:

«Как я хороша!»

Вертела шляпку, примеряла –

На букву Я похожа стала.

(Л. Бондарева)

- Как буква Л превратилась в букву Я?

Дети слушают стихотворение, отвечают на вопрос.

- Она надела шляпку.

Интерактивная технология «Работа в парах»

Договоритесь, с кем в паре вы бы хотели сегодня поработать. Возьмите букву Л и превратите ее в букву Я.  Прежде чем приступить к работе, договоритесь в паре, кто будет рисовать, а кто расскажет, что у вас получилось.

Я – буква, слог и слово.

- Ребята, вы же знаете, что буква Я – самая последняя буква в алфавите. Но она не хочет быть последней, потому что считает – раз последняя, значит хуже всех. Но это не так, послушайте стихотворение:

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

- А вы знаете, кто я?

Я не только буква Я –

Буква, слог и слово.

(А.Шабаева)

О букве Я мы уже говорили, а может ли Я быть слогом?

Дети дорисовывают образ буквы Л до буквы Я.

Совершенствовать навык плавного чтения; развивать фонематический слух, слуховое внимание.

Деление слов на слоги.

Интерактивная технология «Дерево знаний»

Делят слова на слоги. Развит фонематический слух, слуховое внимание. Умеют читать.

Проверить, может ли буква Я быть слогом, нам поможет Дерево знаний.

Договоритесь, с кем вы будете работать в паре, вспомните правила сотрудничества. Договоритесь в паре, какую карточку со словами вы выберите. Прочитайте слова и разделите их на слоги. После выполнения задания договоритесь, кто будет отвечать.

Молодцы, вы работали дружно и выяснили, что буква Я может быть и слогом..

Дети, договариваются, делятся на пары, уточняют правила сотрудничества. Каждая пара выбирает карточку со словами и делит их на слоги. Договариваются, кто из пары отвечать.

Оценивают свои знания и знания своих товарищей, делают вывод.

Совершенствовать навык составления предложений.

Упражнение «Составь предложение».

Умеют составлять предложения, разбирают его на слова.

А сейчас давайте проверим, может ли Я быть отдельным словом. Придумайте предложение, где Я – это слово.

- Сколько слов в этом предложении?

Назовите первое слово…, второе слово… и т.д.

Чем же может быть Я?

Дети придумывают предложение, отвечают на вопросы.

Заключительный

- Вам понравилось играть с буквой Я? А о каких особенностях буквы Я вы узнали?  Расскажите корреспонденту. Кто хочет быть корреспондентом и взять интервью у детей?

Ребенок-корреспондент с помощью микрофона задает детям вопросы. Остальные дети отвечают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект занятия "Петрушка в гостях у ребят"

   Цель: .Учить определять отношения предметов по количеству: один, много, ни одного.      Задачи: ⦁ Воспитывать доброжелательность, желание помог...

Тема: «Тома и Тёма в гостях у ребят». Знакомство со звуками Т, Ть и буквой Т.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие»  Задачи:...

Тема: «Птицы в гостях у ребят». Знакомство со звуками К и Кь, буквой К.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» Задачи: «Речевое развитие» - актуализировать знания о звуках К и Кь и...

План – конспект Тема: «Насекомые в гостях у ребят» Знакомство со звуками З и Зь, буквой З

Интеграция образовательных областей: «Речевая деятельность», «Познавательно-исследовательская деятельность»,  «Социально-коммуникативное развитие»...

презентация к занятию по обучению грамоте "Звук и буква Л" "Лунтик в гостях у ребят"

слайдовая презентация к занятию по обучению грамоте  в подготовительной группе служит демонстрационным материалом к занятию. Может применяться при организации работы с интерактивным оборудованием...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук [Л] и буква Л" "Лунтик в гостях у ребят"

Занятие направлено на совершенствование у дошкольников навыков звукослогового анализа и снтеза, равзвитие фонематических процессов. Может применяться для организации работы по автоматизации звукопроиз...