Конспект НОД по речевоему развитию. Тема: «Остров Робинзона». Знакомство со звуками Х и Хь, буквой Х.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Деревянкина Анна Викторовна

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

 

Задачи:                                                                                                                                              

 1. Актуализация знаний о звуках Х и Хь и  букве Х. Упражнения в составлении слов из разрезной азбуки; совершенствование навыков чтения, слогового анализа и синтеза, слоговой анализа и синтеза слов; упражнять в произношении слов с заданным звуком; развитие фонематического слуха, слуховой памяти, мелкой моторики, логического мышления. «Речевое развитие».

2. Развивать умение планировать предстоящую деятельность; развивать познавательный интерес, воображение, внимание «Познавательное развитие».

3. Совершенствовать умение работать в паре (группе), вести диалог; развивать умение высказывать свои предложения и получить необходимую информацию в общении.  «Социально-коммуникативное развитие».

 

Методы и приемы:  

Практические: выкладывание буквы из различного материала, динамическая разминка.

Словесные: интерактивные технологии «Дерево знаний», «Работа парами»

Наглядные: набор картинок.

 

Материалы и оборудования: Карта острова; набор слогов МА, МО, УМ, СА, ОС, УС, АМ, ОМ, СО;  игра «Кто в домике живет?»; печатная буква Х, стилизованная буква Х; материал для выкладывания букв: семечки, бусинки, веревочки, палочки; набор букв, из которых составлены слова муха, оса, сом, ухо: картинки;  микрофон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_so_zvukami_h_i_h_bukvoy_h.docx35.65 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект

Тема: «Остров Робинзона»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Задачи:                  

 1. Актуализация знаний о звуках Х и Хь и  букве Х. Упражнения в составлении слов из разрезной азбуки; совершенствование навыков чтения, слогового анализа и синтеза, слоговой анализа и синтеза слов; упражнять в произношении слов с заданным звуком; развитие фонематического слуха, слуховой памяти, мелкой моторики, логического мышления. «Речевое развитие».

2. Развивать умение планировать предстоящую деятельность; развивать познавательный интерес, воображение, внимание «Познавательное развитие».

3. Совершенствовать умение работать в паре (группе), вести диалог; развивать умение высказывать свои предложения и получить необходимую информацию в общении.  «Социально-коммуникативное развитие».

Методы и приемы:  

Практические: выкладывание буквы из различного материала, динамическая разминка.

Словесные: интерактивные технологии «Дерево знаний», «Работа парами»

Наглядные: набор картинок.

Материалы и оборудования: Карта острова; набор слогов МА, МО, УМ, СА, ОС, УС, АМ, ОМ, СО;  игра «Кто в домике живет?»; печатная буква Х, стилизованная буква Х; материал для выкладывания букв: семечки, бусинки, веревочки, палочки; набор букв, из которых составлены слова муха, оса, сом, ухо: картинки;  микрофон.

  

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

динамическая разминка

Игровая

игровые технологии

Коммуникативная

беседа, ответы, вопросы

Поисково-исследовательская

моделирование

Логика образовательной деятельности

Этапы занятия

Задачи (с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

Игровая ситуация

- Остров средь моря есть,

Там загадок, тайн не счесть.

По маршруту вы идите,

Выше голову держите.

Семь заданий на пути,

Вам их никак не обойти».

- Мы сегодня будем путешествовать по необычному острову. Здесь живет Робинзон и много разных диких животных. Робинзон приготовил для вас разные задания-испытания. Итак, в путь?

Дети стоят в кругу. Соглашаются отправиться в путешествие.

Деятельностный

Актуализация знаний о звуках Х и Хь и  букве Х.

Акустический и артикуляционный анализ звуков

Знают о звуках Х и Хь. Ознакомлены с буквой Х.

- Мы с вами стоим на вершине заснеженной горы. Снега очень много. Давайте поиграем в снежки. Руки замерзли, погреем их, дышите на них легко: Х-Х-Х-Х.

Догадались, с каким звуком нас сегодня хочет познакомить Робинзон? (Х)

- Петь этот звук можно? А тянуть?

- Есть ли препятствие для воздуха?

- Звучит, какой это звук – гласный или согласный?

- Согласный звук Х может быть твердым, как синий лед, а может быть мягким, как зеленая травка.

Назовите слова, в которых звук Х твердый.

Назовите слова, в которых звук Хь мягкий.

Рукой дотроньтесь до горлышка и проверьте, дрожит ли оно?

- Какой звук Х – звонкий или глухой?

Представляют, что стоят на вершине заснеженной горы. Играют в снежки. Греют руки, произнося звук Х-Х-Х-Х.

петь нельзя, тянуть можно.

Да.

Согласный

Называют слова с данным звуком.

Рукой дотрагиваются до горлышка, определяют, что звук Х – глухой.

Упражнять в произношении слов с заданным звуком; развитие фонематического слуха, слуховой памяти

Интерактивная технология «Карусель»

Называют слова с заданным звуком Х.

Ребята, обезьяна разрешит нам продолжить путь по этому острову, если вы назовете слова со звуком Х.  А поможет нам в этом игра «Карусель».

Для этого вам необходимо найти себе пару и договориться, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем.

Дети, стоящие во внутреннем круге, будут говорить: «Назови слово со звуком Х», а дети, стоящие во внешнем круге, должны назвать слово.

Молодцы, много разных слов вы назвали со звуком Х.

Договариваются, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем, вспоминают правила сотрудничества: дослушивать ответы, в случае необходимости исправлять ошибки, осуществлять переход по хлопку.

Дети активно взаимодействуют друг с другом, придумывают конец предложения.

Упражнения в совершенствование навыков чтения, слогового анализа и синтеза.

Технология «Цепочка»

Составляют слоги, читаю их.

- Мы добрались до глубокого и очень опасного озера. Мы не сможем через него перебраться, если не построим мост. Мост состоит из слогов. Надо не только выложить слог, но и прочитать его.

Дети выстраиваются в цепочку и, беря по одному слогу, читают и выкладывают его (МА, МО, УМ, СА, ОС, УС, АМ, ОМ, СО).

Упражнения в совершенствовании слогового анализа и синтеза слов.

Технология «Аквариум»

Делят слова на слоги.

Мы с вами оказались на другом берегу озера. Что-то здесь случилось? Это животные не могут решить, кому в этом домике жить. Поможем им? Давайте это задание выполним в «Аквариуме».

Договоритесь, какая группа будет работать первой, а какая будет находиться в роли наблюдателя. Затем группы поменяются местами. В этом домике смогут поселиться только те животные, название которых подойдет к данной слоговой схеме. (Для второй подгруппы – другая слоговой схема). После того как задание будет выполнено, договоритесь в группе, кто будет отвечать. Молодцы, благодаря тому, что вы работали дружно, вы сумели правильно расселить животных.

Включаются в деятельность, предложенную педагогом. Договариваются и делятся на две группы. Договариваются, кто будет выполнять задание, а кто будет в роли наблюдателя, уточняют правила сотрудничества. Дети, активно взаимодействуя, анализируют слоговую схему, выбирают животных. Договариваются в группе, кто будет отвечать.

Снять напряжение.

Представление буквы Х.

Выполняют движения согласно тексту.

Обезьянка пропустит нас дальше, если мы выполним её задание. На столе лежат листочки, возьмите по одному и выполняйте действия, слушая текст:

Раз – листочки поднимаем,

Два – листочки загибаем.

Три – еще разок свернем,

На четыре развернем.

Буква спрятана внутри –

На неё ты посмотри

И нам скорее назови!

Это буква Х, на что она похожа? Как вы считаете, эта буква гласная или согласная? Докажите.

Берут листочки со стола.

Слушают стихотворение, выполняют действия.

Отвечают на вопросы.

Согласна, звук, который она обозначает, встречает преграду.

Упражнения в составлении слов из разрезной азбуки; совершенствование навыков чтения.

Интерактивная работа «Дерево знаний»

Составляют слова из букв, читают их.

Следующее задание находится на Дереве знаний. Договоритесь, с кем вы будете работать в паре, вспомните правила сотрудничества. Возьмите с Дерева знаний картинку с рисунком и соберите слово из букв (муха, оса, сом, ухо).

Выполнив задание, договоритесь в паре, кто будет отвечать. Молодцы, работая дружно, вы правильно собрали все слова.

Договариваются, кто с кем будет работать в паре, и вспоминают правила сотрудничества.

Каждая пара выбирает карточку с рисунком и составляют это слово из букв. Договариваются, кто из пары будет отвечать.

Заключительный

Технология «Интервью»

А вот и сам Робинзон нас встречает. Он предлагает сыграть в игру «Журналисты». Кто будет корреспондентом и возьмет интервью?

- Вам понравилось путешествие?

- С каким звуком вы познакомились?

- Этот звук гласный или согласный?

- С каким  новым звуком познакомились?

Отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Путешествие паровозиков Томаса и Тишки» (Знакомство со звуками [T]-[T\'] и буквой Т).

Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с  ЗПР . На данном занятии дети  знакомяться со звуками  [T]-[T']  и буквой Т, помогая ...

Конспект открытого показа ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Знакомство со звуками З-Зь и буквой З».

В материале представлен конспект открытого показа организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Знакомство со звуками З-Зь и...

Конспект НОД по обучению грамоте с детьми старшей группы Тема: «Знакомство со звуком [н], [нь] и буквой Н» Экскурсия в лесную школу

развивать связную речь, артикуляционный аппарат;знакомить детей со звуками [н], [нь], с их характеристикой;упражнять в умении выделять звуки [н], [нь] из слов;учить различать звуки [н] и [нь];развиват...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи. "Знакомство со звуками В и Вь, буквой В"

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи. "Знакомство со звуками В и Вь, буквой В"...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ТЕМА: «Заведём мотор» (знакомство со звуками [р], [рь], буквой Р)

Данный материал предназначен для знакомства со звуками [р], [рь]; обучения подбора слова с заданными звуками (в начале, в конце, в середине) на основе предлагаемых предметных рисунков, по памяти...

Тема: «Кто как голос подает». Знакомство со звуками Р и Рь, буквой Р.

План – конспект Тема: «Кто как голос подает»  Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммун...

Тема: «Тома и Тёма в гостях у ребят». Знакомство со звуками Т, Ть и буквой Т.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие»  Задачи:...