Конспект логопедического занятия "Дифференциация Ч – ТЬ."
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Суханова Татьяна Викторовна

Продолжить знакомство с мягкими, глухими согласными звуками «Ч», «ТЬ».

Учить определять место звука в слове.

Упражнять в различении Ч – ТЬ в словах в произношении и на письме.

Совершенствовать навык чтения слов с различаемыми буквами.

Формировать навык самоконтроля и взаимоконтроля.

Способствовать развитию фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематических представлений, навыков звуко - буквенного анализа и синтеза слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsiatsiya_ch-t.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация Ч – ТЬ.

Цели:

Продолжить знакомство с мягкими, глухими согласными звуками «Ч», «ТЬ».

Учить определять место звука в слове.

Упражнять в различении Ч – ТЬ в словах в произношении и на письме.

Совершенствовать навык чтения слов с различаемыми буквами.

Формировать навык самоконтроля и взаимоконтроля.

Способствовать развитию фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематических представлений, навыков звуко - буквенного анализа и синтеза слов.

Ход занятия.

1.Оргмомент.

 -  Кто вспомнит, какие звуки мы различали на предыдущем занятии? (звуки «Ч», «ТЬ»).

  -  Назовите птиц, в названии которых есть данные звуки. (Грач, чайка, дятел, свиристель, тетерев, рябчик, чиж)

2. Повторение пройденного материала.

А) Различие в артикуляции звуков «Ч», «ТЬ».

-  Повторим основные отличия в артикуляции различаемых звуков:

При ТЬ –  Губы: несколько растянуты в улыбке;

                   Язык: кончик языка опущен и упирается в нижние резцы,

                               передняя часть языка образует смычку с альвеолами,

                               которая взрывается выдыхаемой струей воздуха.

При  Ч  –  Губы:  вытянуты и округлены;

        Язык:  кончик языка опущен и касается нижних резцов,

                         передняя часть языка прижата к альвеолам (или верхним

                              резцам),

                                           средняя часть выгнута по направлению к твердому небу.

         Весь язык несколько продвигается вперед при разрыве

                              смычки.

Б) Различие в звучании.

На чье звучание похожи: «Ч»? (кузнечик стрекочет), «ТЬ»? (часы тикают)      – выставляются картинки: «кузнечик» и «часы».

  • Звуки «Ч» и «ТЬ» согласные, глухие, мягкие.

- Отличаются ли звуки «Ч», «ТЬ» в звучании и артикуляции? (да). Отличаются ли буквы Ч, Т по написанию? (да). Сегодня мы продолжим их различение в словах в нашем путешествии.

В) Дифференциация Ч – ТЬ в слогах.

-  Сыграем в игру «Наоборот» - я назову слог со звуком «ТЬ», а вы заменяете его звуком «Ч» и наоборот. Отвечать нужно по очереди.

Тя – (ча),  чи – (ти),  оть – (оч),  чер – (тер),  кать – (кач), чем – (тем).

3. Игра «Путешественники».

На наборном полотне выставлены картинки

 названия которых содержат различаемые звуки: ключ, перчатки, ручка, очки, тапочки, обруч, бочка, печка, чашка, чеснок, чайник, настенные часы, зонтик, костюм, ботинки, платье, тетрадь, телевизор, утюг, кровать, картина, терка, сети.

Необходимо разложить предметы, которые действительно можно взять с собой в путешествие на поезде следующим образом:

предметы, содержащие «Ч» - в рюкзачок, а «ТЬ» - в пакетик.

 Выходить к наборному полотну по цепочке. В конце игры – проверка: один ребенок «проверяет» рюкзачок, второй – пакетик, а третий определяет, нет ли среди «оставленных» вещей те, которые могут пригодиться в путешествии.

4. Игра «Скажи какой звук, какая  буква».

  • Я назову слово, вы  определяете, какой звук есть в этом названии и

 показываете соответствующую букву:

часы, тихо, тюлень, черный, ткать, чтение, петь, печь, зачем, затем, печка, теленочек.

  • Я покажу картинку, вы, не называя ее, показываете «нужную» букву:

 тележка, спички, пчела, чайка, черепаха, грач, тюльпан, десять, свитер, кисточка, расческа, кирпичи, выключатель, тигр.

5. Отгадывание загадок.

Детям предлагается отгадать загадки и расставить картинки – отгадки в три строчки:

в первую - с «Ч», вторую – с «ТЬ», в третью – с «Ч» и «ТЬ».

 Затем проверка выполнения задания.

Кто в дни болезней            Мы учим детишек               Встаем мы очень рано,

Всех полезней                    Читать и писать,                   Ведь наша забота -

И лечит нас                         Природу любить,                 Всех отвозить по утрам

От всех болезней?              Стариков уважать.                   На работу.

                 (врач)                                 (учитель)                        (водитель)

Его работа – книги выдавать.                  Ты учишь буквы складывать, считать.

Детей учить читать, запоминать.             Цветы растить и бабочек ловить.                              

Ведь книга – лучший друг                        На все смотреть и все запоминать.

Узнаешь все вокруг.                                  И все родное, русское любить.

             (библиотекарь)                                             (воспитатель)

        

Человек, играющий           Солдат, охраняющий        Человек, который

На скрипке.                         Границы нашей Родины.        Стоит на часах.

              (скрипач)                     (пограничник)                                     (часовой)

6. Физ. Минутка (игра с мячом)

Детям предлагается сыграть в игру «Один – много»:

- Я назову один предмет, а вы – много предметов речка – (речки), сеть – (сети), печка – (печки), тяга – (тяги), спичка – (спички), терка – (терки), телефон – (телефоны), котенок – (котята), тюлень – (тюлени), точка – (точки), тюльпан – (тюльпаны).

7. Игра «Назови детенышей животных»

Давайте поиграем в игру «Назови детенышей животных»: я назову «маму», а вы называете её детеныша, выделяя голосом различаемые звуки «Ч» и «ТЬ».

У волчицы – … (волчонок), у зайчихи - … (зайчонок), у утки - … (утенок), у овцы - … (овечка),

у коровы –… (теленок), у кошки - …(котенок), у белки - … (бельчонок), у кролика - … (крольчонок).

8. Игра «Поломка слов».

Составить слова из перепутанных слогов. Если получается верное  слово, дети получают соответствующую картинку .

ЧИ – СВЕ    (свечи),     ЧИК – МЯ  (мячик),    ЛЕ – ФОН – ТЕ   (телефон),        

МЕТР – ТЕР – МО  (термометр),  ГУ – СНЕ – ЧКА – РО  (снегурочка),                    

ЛО – КОЛЬ – КО – ЧИК  (колокольчик).

9. Итог занятия.

   -  Какие звуки мы сегодня различали? («Ч», «ТЬ»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"

«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...

Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».

Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Конспект логопедической ритмики « Волшебный карандаш»

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Учитель-логопед Хакимова Муна...

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме "Грибы и ягоды"

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: Путешествие в Цветочный город.

Представлен конспект группового логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР, проведенного на одном из городских методических объединений. Цель заняти: закрепление ...