Занятие по подготовке к обучению грамоте "Знакомство с буквой Ш"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Давлетшина Татьяна Ивановна

Занятие предназначено для детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_znakomstvo_v_bukvoy_sh.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Конспект занятия

 «Знакомство с буквой Ш»

в подготовительной группе

Давлетшина Татьяна Ивановна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Санкт-Петербург

2024

Цель: знакомство с буквой Ш и звуком ш

         Задачи:

Образовательные

  1. Актуализировать представления о звуке ш и букве Ш, обучать узнаванию изображенных с недостающими элементами буквы.
  2. Совершенствовать навыки    звукового  и  слогового  анализа слов,  составления и анализа предложений с предлогами.
  3. Совершенствовать умения  выполнять упражнения по инструкции педагога.

Развивающие

  1. Способствовать развитию фонематических процессов;
  2. Обеспечить развитие навыков чтения: читать отдельные слоги и составлять из них слова.
  3. Активизировать  речемыслительную  деятельность.

Воспитательные

  1. Формировать умение внимательно выслушивать ответы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно и конструктивно исправлять их.
  2. Воспитывать отзывчивость, способность к принятию собственных решений.
  3. Воспитывать навыки сотрудничества, активность, инициативность.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная

Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением

Методические материалы и оборудование к занятию: Буква Ш объёмная, колпачок, мольберты (2 шт.), «звуковые коробочки» для составления звуковой схемы слова по количеству детей, схемы предлогов, картинки для составления предложений, карточки со слогами для игры «Найди пару»,     карандаши простые, обручи, предметные картинки (звук ш), домики для позиционного анализа, картинки шапочек по количеству букв.

Примерный ход  занятия:

Деятельность педагога

                     Деятельность детей

Организация детей

 

Дети входят в группу, становятся полукругом.

Мотивация

Внесение праздничного колпачка

Ребята,  как вы думаете, что это?

Для чего он нужен?

 

Слушают

Колпачок, его надевают имениннику на день рождения.

Проблематизация.

Для кого сегодня предназначен колпачок, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Буковка совсем простая

Как забор стоит прямая,

Но шипит, шумит, шуршит,

Шепеляво говорит,

Будто выпало два зуба,

Как её учить я буду?

Буква Ш приглашает вас на свой ДР и я предлагаю посвятить ей все задания и узнать из какой страны она к нам пришла. Согласны?  

 

Отгадывают загадку

Ответы

Целеполагание.

За каждое выполненное задание вы получите разноцветные шапочки и, собрав  их все  узнаете название страны.  

Слушают

Планирование будущей деятельности.

Нас ждут сложные, но интересные задания.

Готовы ли вы к новым открытиям?

Тогда проведём речевую разминку:

Ша-ша-ша — наша Маша хороша.

Шу-шу-шу— шубу новую ношу.

Ши-ши-ши — Миша с Машей малыши.

 

Ответ

 Да

Повторяют

Реализация плана.

 Воспитатель читает стих –е

Ш – как щётка, вверх щетинки

Щёткой чищу я ботинки.

  1. Посмотрите на букву, из каких элементов она состоит?

Наша буква предлагает подобрать слова, которые начинаются с звука Ш

Молодцы! Вы получаете первую шапочку.

  1. Следующее задание «Роща потерянных звуков».  В ней потерялись звуки и не могут друг друга найти, чтобы соединиться и образовать слова. Но я могу помочь вам в этом испытании и собрать звуки в слова.  

Давайте дадим этому звуку характеристику. Вам помогут гномики.  

Воспитатель достаёт картинки с изображением

Шариков (слово ШАРИКИ)  

Звукослоговой  анализ слова.

 

Воспитатель задаёт вопросы:

- Сколько звуков в слове

- Сколько гласных, назовите 1й, 2й…

- Сколько согласных, назовите 1й,2й…

- Сколько слогов?

Молодцы, за это сложное задание вы получаете две шапочки.

  1. Следующее задание «Три дороги»

«Позиция звука  в слове».

Ребята, вы выполнили задание и опять получили шапочку.

  1. А сейчас вот какое задание «Поляна  перепутанных слогов». Воспитатель называет слова с разным количеством слов (слоговой анализ)

Воспитатель. Вам нужно определить количество слогов в слове  любым способом.

  1. Следующее задание «Гора разбившихся слов»

    На этой горе слова разбились на части, и никто не мог соединить эти части.  Думаю, вы справитесь с этим заданием.

Игра «Найди пару». 

  1. И вот нам осталось выполнить последнее задание.  Это «Бурная река предложений». Чтобы перебраться через неё, необходимо построить мост. А чтобы построить его, нам надо составить предложения с предлогом.

Воспитатель. Молодцы, ребята, вот мы и преодолели реку и получили последнюю шапочку.

 

 

Три вертикальных палочки и одна горизонтальная

Шишка, шапка, штанга…

 

Звук ш согласный, твёрдый, глухой.

Садятся за столы, выполняют звуковой  анализ слов с помощью символов из звуковых коробочек.

Один ребёнок у мольберта.

Ответы

Дети распределяются на три подгруппы.

Каждая подгруппа находит картинки, в названиях которых звук ш в разных позициях (начало, середина, конец)

Дети комментируют свои действия

Получают шапочку.

Дети подбирают подходящие слоги, составляют с ними слова и читают их.

Получают ещё одну шапочку.

 

 Дети делятся на две группы. Перед детьми мольберты, на которых детям необходимо составить предложение и схему к нему. (С опорой на картинку и схему предлога)

После игры дети получают  последнюю шапочку.

 

 

Рефлексия.

 Воспитатель. Мы с вами собрали все шапочки, а чтобы прочитать название страны, нужно расставить их по порядку.    

Воспитатель благодарит ребят.

-  Ребята, у какой буквы сегодня был ДР? Трудно вам было? Что показалось наиболее трудным? Было ли вам интересно? Что больше всего вам запомнилось из нашего путешествия?

 Буква Ш дарит грамоты с заданиями, чтобы вы не забывали её и почаще бывали в стране Грамота.

Читают слово  ГРАМОТА.

Дети делятся впечатлениями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Звук и буква "В"

Цели: научить детей определять место звука в слове, расширять словарный запас, слоговой анализ и синтез, понятие «предлог»....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет. Тема «Звук и буква Ж». (первое занятие по теме)

Презентация содержит конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет по теме "Звук и буква Ж"....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Буква ь – показатель мягкости согласного в конце слога или слова.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Буква ь – показатель мягкости согласного в конце слога или слова.Познакомить с буквой Ь, как показателем мягкости согласных звуков; обучат...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"

ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе тема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группетема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»...

Самоанализ занятия по подготовке к обучению грамоте детей в старшей группе. Тема занятия: «Буква М и звук м».

Образец самоанализа занятия по подготовке к обучению грамоте детей в старшей группе....

Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"

Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...