Звуки Д [Д']. Буква Д
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Звуки Д [Д']. Буква Д
Цель: познакомить детей со звуком Д и [Д'] буквой Д.
Задачи:
- закреплять правильное произношение звука [д] в речи;
- продолжать учить определять наличие/ отсутствие этого звука в словах;
- совершенствовать навыки детей в проведении звуко- буквенного анализа слова;
- продолжать развивать фонематический слух;
- продолжать развивать связную речь, воспитывать внимание и усидчивость.
Оборудование: предметные картинки со звуком [д] (дом, дым, ведро, гнездо, звезда,дом), буква Д, фишки для составления схем слов (для определения позиции звука в словахя), фишки синего цвета на каждого ребенка, фишки красного, желтого и зеленого цветов для педагога, кассы, разрезная азбука.
Содержание НОД.
Организационный момент.
1. Введение звуков
В: - Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним интересным звуком.
Предлагаю вставить подходящие по смыслу слова в прочитанный вам текст и определить первый звук в этих словах.
Дети выполняют задание и определяют звук [д].
ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ:
Дождик теплый и густой, Кто в берете ярко-красном,
Этот дождик не простой, В черной курточке атласной?
Он без туч, без облаков, На меня он не глядит,
Целый день идти готов. Все стучит, стучит, стучит.
(Душ) (Дятел)
2. Хлопните, если услышите звук [д]
Д, П, В, А, Т, Д, К, М, П, Д, Д, У, В, З, Н, Д, Т, Д, И, Д…
Да, ха, па, Ды, ты, мы, До, по, но, Ду, бу, ту, пу….
3. Назвать слова, на твердый звук [Д]
Даша, Дамир, Дуся, Даниил, Дуняша, дача, далеко, два, дворец, дождь, добыча, дорога, догадка, долина, доярка, доктор, документ, долг, домик, дом, доллар, домишко, домище, домовой, домкрат, доска, дощечка, досточка, дочь, доченька, дочурка, дочка, дразнилка, дракон, драп, дробь, дрова, дрозд, друг, дружба, дуб, дубок, дубинка, дубинушка, дубленка, думать, душа, душечка, дышать, дубрава, драчун, дружок, дудка, дуршлаг, душ, домино, донышко, доброта, дозор, дворник, джемпер, дворняжка, дог, дыра, дыня.
. 4. Назвать слова, на мягкий звук [Д'] :
Дима, Дина, дети, девочка, десять, дежурный, декабрь, дело, дельфин, деревня, деньги, дерево, десант, деталь, детвора, диван, детеныш, дивизия, диета, дикобраз, директор, диктор, дирижер, диспетчер, дичь, дисциплина, дядя, дюшес, дятел, диплом, дизель, депутат, день, денек, дед, дедушка, Денис.
5. Работа со звуками.
Произнесение звука [д]. Наблюдение за артикуляцией звука [д].
Когда мы произносим звук Д, кончик языка стучит по бугоркам за верхними зубами. Просит детей произнести звук Д.
- Кончик языка стучит по бугоркам и мешает воздуху свободно выходить, когда мы произносим звук Д.
- Гласный или согласный звук Д? Почему?
- Глухой или звонкий? Почему?
Звук [д] - согласный, твердый, звонкий, мы будем его обозначать на схемах синим цветом, он будет жить в синем домике.
Составление схемы слова а детям второго ряда слова домик. Дети самостоятельно выполняют задание, а затем проверяют вместе с воспитателем.
6. Произношение звука [д] во фразе.
- Повторяйте за мной чистоговорки.
ДА-ДА-ДА — вот еда.
ДУ-ДУ-ДУ — я иду.
ДЫ-ДЫ-ДЫ — нет воды.
7. Развитие связной речи.
Педагог предлагает детям закончить предложения словами со звуком [д]:
Из трубы идет (дым).
Дворник метет (двор).
После дождя на небе появилась (радуга).
На день рождения дарят (подарки).
Осенью часто идет (дождь).
8. Обучение элементам грамоты.
Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем. Сегодня мы познакомимся с графическим изображением звука [д] на письме – с буквой Д. Педагог задает детям вопрос о том, на что похожа буква Д?
Воспитатель показывает на доске и объясняет, как печатается буква.
Предлагает детям напечатать её в воздухе, на ладошке.
9. Зрительная гимнастика.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
Нарисуем букву о, получается легко.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Вправо, влево повернем,
Заниматься вновь начнем.
10. Работа с кассами.
Выкладывание и звуковой анализ слова ДОМ.
Отгадайте загадку:
В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый...(Дом)
Давайте произнесем слово «дом».
- Сколько слогов в слове? (один, потому что один гласный звук)
- Сколько звуков? (три)
- Какой первый звук? Какой он? (согласный, твердый)
- Какой второй звук? (гласный, его можно пропеть, не встречает преград)
- Какай третий звук? (согласный).
Подведение итогов.
С каким звуком и с какой буквой мы сегодня познакомились?
Да, чудесная буква сегодня приходила к нам на занятие. С этого звука начинаются добрые слова: доброта, добро, добрый, дружба, друг, дружелюбный. Вот сколько добрых слов вы узнали.
.
Дополнительные задания на развитие фонематического слуха.
определить позицию звука [д],
3) Игра «Большой – маленький» (И скажи какой звук «Д» или «ДЬ»):
Пароходы – пароходики Верблюды - верблюдики
Водопады – водопадики Пруды - прудики
Огороды – огородики Виноград - виноградинки
Заводы – заводики Маскарады - маскарадики
Велосипеды – велосипедики Бутерброды - бутербродики
4) На одну тему:
Называй слова, которые начинаются только со звуков «Д», «ДЬ».
Семья: дети……., девочка, дочка, …
Одежда: джинсы, джемпер, дубленка, …
Профессии: доктор, диктор, дирижер, …
5) Доскажи словечко:
Да – (-ша, -ла, -нил, -ник, … Ду – (-брава, -б, -дочка, …
До – (-чка, -рога, -м, -мик, … Ды – (-м, -ня, -рка, …
Де – (-ти, -вочка, -рево, -ревня, …. Ди – (-чь, -ктор, -ректор, …
6) Чем отличаются? (на слух):
Тень – день Том – дом домик – томик
Тина – Дина тын – дым Дон – тон
Там – дам тушь – душ
7) Назвать продукты питания, начинающиеся на звук «м» (масло, молоко, мука, …)
8) ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
У меня знакомых тьма, Ежик вырос в десять раз,
Не могу их счесть сама, Получился … (дикобраз).
Потому что кто пройдет,
Тот и ручку мне пожмет. В лесу под щебет и под свист
Людям рада я, поверь, Стучит десной телеграфист:
Я – приветливая … (дверь). «Здорово, дрозд-приятель!»
И ставит подпись: … (дятел).
В этом доме ты мне верь,
Заперта надежно ….(дверь).
Если влезть захочет вор,
Он не попадет во ….(двор).
В руках у Ани удочка,
А у Дани ….(дудочка).
Жил – да был веселый гном
Он в лесу построил (дом)
Кто приходит,
Кто уходит,
Все ее за ручку водят. (Дверь)
9).
А) Чистоговорки:
Ду-до-да – гудят провода.
Б) Приговорки, заклички:
Дождик, дождик…
Дождик, дождик, дождик, лей. Радуга-дуга,
Нам с тобою веселей. Не давай дождя,
Не боимся сырости, Давай солнышко -
Только лучше вырастем. Из-под облышка.
В) Скороговорки: Г) Считалки:
«Дятел дуб долбил, «До-ре-ми-фа-соль-ля-си!
Да не додолбил». Едет кошка на такси,
«Дед Додон в дуду дудел, А котята прицепились
Димку дед дудой задел». И бесплатно прокатились!»
«Дятел дерево долбит, «Я пойду куплю дуду,
День-деньской кору дробит». Я на улице пойду.
«Дятел лечит древний дуб, Громче, дудочка, дуди.
Добрый дятел дубу люб». Мы играем, ты води!»
Д) Детский фольклор, потешки:
Драчун Петя
Петя драться любит очень, Сам ты в этом виноват!
С ним играть никто не хочет. Драчунов и нытиков
На друзей не дуйся, брат, - Пусть исправит критика.
Е) Пословица. Вспомни пословицу по двум словам:
Труд, добро («Без труда нет добра».)
Жизнь, дела («Жизнь дана на добрые дела».)
Дело, безделье («Маленькое дело лучше большого безделья».)
Дело, потеха («Делу время, потехе час».)
Друзья, беда («Друзья познаются в беде».)
Ё) Запомни про букву:
Д словно домик аккуратный
С высокой крышею двухскатной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_d_d._bukva_d.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Звуки Д [Д']. Буква Д
Цель: познакомить детей со звуком Д и [Д'] буквой Д.
Задачи:
- закреплять правильное произношение звука [д] в речи;
- продолжать учить определять наличие/ отсутствие этого звука в словах;
- совершенствовать навыки детей в проведении звуко- буквенного анализа слова;
- продолжать развивать фонематический слух;
- продолжать развивать связную речь, воспитывать внимание и усидчивость.
Оборудование: предметные картинки со звуком [д] (дом, дым, ведро, гнездо, звезда,дом), буква Д, фишки для составления схем слов (для определения позиции звука в словахя), фишки синего цвета на каждого ребенка, фишки красного, желтого и зеленого цветов для педагога, кассы, разрезная азбука.
Содержание НОД.
Организационный момент.
1. Введение звуков
В: - Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним интересным звуком.
Предлагаю вставить подходящие по смыслу слова в прочитанный вам текст и определить первый звук в этих словах.
Дети выполняют задание и определяют звук [д].
ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ:
Дождик теплый и густой, Кто в берете ярко-красном,
Этот дождик не простой, В черной курточке атласной?
Он без туч, без облаков, На меня он не глядит,
Целый день идти готов. Все стучит, стучит, стучит.
(Душ) (Дятел)
2. Хлопните, если услышите звук [д]
Д, П, В, А, Т, Д, К, М, П, Д, Д, У, В, З, Н, Д, Т, Д, И, Д…
Да, ха, па, Ды, ты, мы, До, по, но, Ду, бу, ту, пу….
3. Назвать слова, на твердый звук [Д]
Даша, Дамир, Дуся, Даниил, Дуняша, дача, далеко, два, дворец, дождь, добыча, дорога, догадка, долина, доярка, доктор, документ, долг, домик, дом, доллар, домишко, домище, домовой, домкрат, доска, дощечка, досточка, дочь, доченька, дочурка, дочка, дразнилка, дракон, драп, дробь, дрова, дрозд, друг, дружба, дуб, дубок, дубинка, дубинушка, дубленка, думать, душа, душечка, дышать, дубрава, драчун, дружок, дудка, дуршлаг, душ, домино, донышко, доброта, дозор, дворник, джемпер, дворняжка, дог, дыра, дыня.
. 4. Назвать слова, на мягкий звук [Д'] :
Дима, Дина, дети, девочка, десять, дежурный, декабрь, дело, дельфин, деревня, деньги, дерево, десант, деталь, детвора, диван, детеныш, дивизия, диета, дикобраз, директор, диктор, дирижер, диспетчер, дичь, дисциплина, дядя, дюшес, дятел, диплом, дизель, депутат, день, денек, дед, дедушка, Денис.
5. Работа со звуками.
Произнесение звука [д]. Наблюдение за артикуляцией звука [д].
Когда мы произносим звук Д, кончик языка стучит по бугоркам за верхними зубами. Просит детей произнести звук Д.
- Кончик языка стучит по бугоркам и мешает воздуху свободно выходить, когда мы произносим звук Д.
- Гласный или согласный звук Д? Почему?
- Глухой или звонкий? Почему?
Звук [д] - согласный, твердый, звонкий, мы будем его обозначать на схемах синим цветом, он будет жить в синем домике.
Составление схемы слова а детям второго ряда слова домик. Дети самостоятельно выполняют задание, а затем проверяют вместе с воспитателем.
6. Произношение звука [д] во фразе.
- Повторяйте за мной чистоговорки.
ДА-ДА-ДА — вот еда.
ДУ-ДУ-ДУ — я иду.
ДЫ-ДЫ-ДЫ — нет воды.
7. Развитие связной речи.
Педагог предлагает детям закончить предложения словами со звуком [д]:
Из трубы идет (дым).
Дворник метет (двор).
После дождя на небе появилась (радуга).
На день рождения дарят (подарки).
Осенью часто идет (дождь).
8. Обучение элементам грамоты.
Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем. Сегодня мы познакомимся с графическим изображением звука [д] на письме – с буквой Д. Педагог задает детям вопрос о том, на что похожа буква Д?
Воспитатель показывает на доске и объясняет, как печатается буква.
Предлагает детям напечатать её в воздухе, на ладошке.
9. Зрительная гимнастика.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
Нарисуем букву о, получается легко.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Вправо, влево повернем,
Заниматься вновь начнем.
10. Работа с кассами.
Выкладывание и звуковой анализ слова ДОМ.
Отгадайте загадку:
В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый...(Дом)
Давайте произнесем слово «дом».
- Сколько слогов в слове? (один, потому что один гласный звук)
- Сколько звуков? (три)
- Какой первый звук? Какой он? (согласный, твердый)
- Какой второй звук? (гласный, его можно пропеть, не встречает преград)
- Какай третий звук? (согласный).
Подведение итогов.
С каким звуком и с какой буквой мы сегодня познакомились?
Да, чудесная буква сегодня приходила к нам на занятие. С этого звука начинаются добрые слова: доброта, добро, добрый, дружба, друг, дружелюбный. Вот сколько добрых слов вы узнали.
.
Дополнительные задания на развитие фонематического слуха.
определить позицию звука [д],
3) Игра «Большой – маленький» (И скажи какой звук «Д» или «ДЬ»):
Пароходы – пароходики Верблюды - верблюдики
Водопады – водопадики Пруды - прудики
Огороды – огородики Виноград - виноградинки
Заводы – заводики Маскарады - маскарадики
Велосипеды – велосипедики Бутерброды - бутербродики
4) На одну тему:
Называй слова, которые начинаются только со звуков «Д», «ДЬ».
Семья: дети……., девочка, дочка, …
Одежда: джинсы, джемпер, дубленка, …
Профессии: доктор, диктор, дирижер, …
5) Доскажи словечко:
Да – (-ша, -ла, -нил, -ник, … Ду – (-брава, -б, -дочка, …
До – (-чка, -рога, -м, -мик, … Ды – (-м, -ня, -рка, …
Де – (-ти, -вочка, -рево, -ревня, …. Ди – (-чь, -ктор, -ректор, …
6) Чем отличаются? (на слух):
Тень – день Том – дом домик – томик
Тина – Дина тын – дым Дон – тон
Там – дам тушь – душ
7) Назвать продукты питания, начинающиеся на звук «м» (масло, молоко, мука, …)
8) ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
У меня знакомых тьма, Ежик вырос в десять раз,
Не могу их счесть сама, Получился … (дикобраз).
Потому что кто пройдет,
Тот и ручку мне пожмет. В лесу под щебет и под свист
Людям рада я, поверь, Стучит десной телеграфист:
Я – приветливая … (дверь). «Здорово, дрозд-приятель!»
И ставит подпись: … (дятел).
В этом доме ты мне верь,
Заперта надежно ….(дверь).
Если влезть захочет вор,
Он не попадет во ….(двор).
В руках у Ани удочка,
А у Дани ….(дудочка).
Жил – да был веселый гном
Он в лесу построил (дом)
Кто приходит,
Кто уходит,
Все ее за ручку водят. (Дверь)
9).
А) Чистоговорки:
Ду-до-да – гудят провода.
Б) Приговорки, заклички:
Дождик, дождик…
Дождик, дождик, дождик, лей. Радуга-дуга,
Нам с тобою веселей. Не давай дождя,
Не боимся сырости, Давай солнышко -
Только лучше вырастем. Из-под облышка.
В) Скороговорки: Г) Считалки:
«Дятел дуб долбил, «До-ре-ми-фа-соль-ля-си!
Да не додолбил». Едет кошка на такси,
«Дед Додон в дуду дудел, А котята прицепились
Димку дед дудой задел». И бесплатно прокатились!»
«Дятел дерево долбит, «Я пойду куплю дуду,
День-деньской кору дробит». Я на улице пойду.
«Дятел лечит древний дуб, Громче, дудочка, дуди.
Добрый дятел дубу люб». Мы играем, ты води!»
Д) Детский фольклор, потешки:
Драчун Петя
Петя драться любит очень, Сам ты в этом виноват!
С ним играть никто не хочет. Драчунов и нытиков
На друзей не дуйся, брат, - Пусть исправит критика.
Е) Пословица. Вспомни пословицу по двум словам:
Труд, добро («Без труда нет добра».)
Жизнь, дела («Жизнь дана на добрые дела».)
Дело, безделье («Маленькое дело лучше большого безделья».)
Дело, потеха («Делу время, потехе час».)
Друзья, беда («Друзья познаются в беде».)
Ё) Запомни про букву:
Д словно домик аккуратный
С высокой крышею двухскатной
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")
Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\'] и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...
Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".
Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...
Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»
Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...
Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".
Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»
Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»
Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...