Звуки Д [Д']. Буква Д
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Сапронюк Мария Викторовна

Звуки Д [Д']. Буква Д

Цель: познакомить детей со звуком Д и [Д']  буквой Д.

Задачи:

- закреплять правильное произношение звука [д] в речи;

- продолжать учить определять наличие/ отсутствие этого звука в словах;

- совершенствовать навыки детей в проведении звуко- буквенного анализа слова;

- продолжать развивать фонематический слух;

- продолжать развивать связную речь, воспитывать внимание и усидчивость.

Оборудование: предметные картинки со звуком [д] (дом, дым, ведро, гнездо, звезда,дом), буква Д, фишки для составления схем слов (для определения позиции звука в словахя), фишки синего цвета на каждого ребенка, фишки красного, желтого и зеленого цветов для педагога, кассы, разрезная азбука.

Содержание НОД.

Организационный момент.

 

1. Введение звуков

В: - Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним интересным звуком.

Предлагаю вставить подходящие по смыслу слова в прочитанный вам текст и определить первый звук в этих словах.

Дети выполняют задание и определяют звук [д].

 ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ:

   Дождик теплый и густой,                                                    Кто в берете ярко-красном,

   Этот дождик не простой,                                                      В черной курточке атласной?

   Он без туч, без облаков,                                                       На меня он не глядит,

   Целый день идти готов.                                                        Все стучит, стучит, стучит.

                                       (Душ)                                                                                             (Дятел)

2. Хлопните, если услышите звук [д]

Д, П, В, А, Т, Д, К, М, П, Д, Д, У, В, З, Н, Д, Т, Д, И, Д…

Да, ха, па, Ды, ты, мы, До, по, но, Ду, бу, ту, пу….

 

3.  Назвать слова, на твердый звук [Д]  

Даша, Дамир, Дуся, Даниил, Дуняша, дача, далеко, два, дворец, дождь, добыча, дорога, догадка, долина, доярка, доктор, документ, долг, домик, дом, доллар, домишко, домище, домовой, домкрат, доска, дощечка, досточка, дочь, доченька, дочурка, дочка, дразнилка, дракон, драп, дробь, дрова, дрозд, друг, дружба, дуб, дубок, дубинка, дубинушка, дубленка, думать, душа, душечка, дышать, дубрава, драчун, дружок, дудка, дуршлаг, душ, домино, донышко, доброта, дозор, дворник, джемпер, дворняжка, дог, дыра, дыня.

. 4. Назвать слова, на мягкий звук [Д']  :

Дима, Дина, дети, девочка, десять, дежурный, декабрь, дело, дельфин, деревня, деньги, дерево, десант, деталь, детвора, диван, детеныш, дивизия, диета, дикобраз, директор, диктор, дирижер, диспетчер, дичь, дисциплина, дядя, дюшес, дятел, диплом, дизель, депутат, день, денек, дед, дедушка, Денис.

 

 

5. Работа со звуками.

Произнесение звука [д]. Наблюдение за артикуляцией звука [д].

Когда мы произносим звук Д, кончик языка стучит по бугоркам за верхними зубами. Просит детей произнести звук Д.
- Кончик языка стучит по бугоркам и мешает воздуху свободно выходить, когда мы произносим звук Д.
- Гласный или согласный звук Д? Почему?
- Глухой или звонкий? Почему?
 Звук [д] - согласный, твердый, звонкий, мы будем его обозначать на схемах синим цветом, он будет жить в синем домике.

 

Составление  схемы слова  а детям второго ряда слова домик. Дети самостоятельно выполняют задание, а затем проверяют вместе с воспитателем.

6. Произношение звука [д] во фразе.

- Повторяйте за мной чистоговорки.

ДА-ДА-ДА — вот еда.

ДУ-ДУ-ДУ — я иду.

ДЫ-ДЫ-ДЫ — нет воды.

7. Развитие связной речи.

Педагог предлагает детям закончить предложения словами со звуком [д]:

Из трубы идет (дым).

Дворник метет (двор).

После дождя на небе появилась (радуга).

На день рождения дарят (подарки).

Осенью часто идет (дождь).

8. Обучение элементам грамоты.

Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем. Сегодня мы познакомимся с графическим изображением звука [д] на письме – с буквой Д. Педагог задает детям вопрос о том, на что похожа буква Д?

Воспитатель показывает на доске и объясняет, как печатается буква.
Предлагает детям напечатать её в воздухе, на ладошке.

9. Зрительная гимнастика.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем,

Через речку мост построим.

Нарисуем букву о, получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем,

Заниматься вновь начнем.

10. Работа с кассами.

Выкладывание и звуковой анализ слова ДОМ.

Отгадайте загадку:

В нём живёт моя родня, 
Мне без неё не жить ни дня. 
В него стремлюсь всегда и всюду, 
К нему дорогу не забуду. 
Я без него дышу с трудом, 
Мой кров, родимый, тёплый...(Дом)

Давайте произнесем слово «дом».

- Сколько слогов в слове? (один, потому что один гласный звук)

- Сколько звуков? (три)

- Какой первый звук? Какой он? (согласный, твердый)

- Какой второй звук? (гласный, его можно пропеть, не встречает преград)

- Какай третий звук? (согласный).

Подведение итогов.

С каким звуком и с какой буквой мы сегодня познакомились?

Да, чудесная буква сегодня приходила к нам на занятие. С этого звука начинаются добрые слова: доброта, добро, добрый, дружба, друг, дружелюбный. Вот сколько добрых слов вы узнали.

.

 

 Дополнительные задания на развитие фонематического слуха.

определить позицию звука [д],

3) Игра «Большой – маленький» (И скажи какой звук «Д» или «ДЬ»):

      Пароходы – пароходики                                                    Верблюды - верблюдики

     Водопады – водопадики                                                   Пруды - прудики

     Огороды – огородики                                                       Виноград - виноградинки

     Заводы – заводики                                                             Маскарады - маскарадики

     Велосипеды – велосипедики                                            Бутерброды - бутербродики

4) На одну тему:

     Называй слова, которые начинаются только со звуков «Д», «ДЬ».

     Семья: дети……., девочка, дочка, …

     Одежда: джинсы, джемпер, дубленка, …

     Профессии: доктор, диктор, дирижер, …

5) Доскажи словечко:

     Да – (-ша, -ла, -нил, -ник, …                                     Ду – (-брава, -б, -дочка, …

     До – (-чка, -рога, -м, -мик, …                                    Ды – (-м, -ня, -рка, …

     Де – (-ти, -вочка, -рево, -ревня, ….                           Ди – (-чь, -ктор, -ректор, …

6) Чем отличаются? (на слух):

     Тень – день                                 Том – дом                                        домик – томик

     Тина – Дина                                тын – дым                                       Дон – тон

     Там – дам                                    тушь – душ

7) Назвать продукты питания, начинающиеся на звук «м» (масло, молоко, мука, …)

8) ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО.

    У меня знакомых тьма,                                                      Ежик вырос в десять раз,

    Не могу их счесть сама,                                                     Получился … (дикобраз).

    Потому что кто пройдет,                                                  

    Тот и ручку мне пожмет.                                                   В лесу под щебет и под свист

    Людям рада я, поверь,                                                       Стучит десной телеграфист:

    Я – приветливая … (дверь).                                              «Здорово, дрозд-приятель!»

                                                                                               И ставит подпись: … (дятел).

В этом доме ты мне верь,

Заперта надежно ….(дверь).

Если влезть захочет вор,

Он не попадет во ….(двор).

В руках у Ани удочка,

А у Дани ….(дудочка).

Жил – да был веселый гном

Он в лесу построил (дом)

Кто приходит,

Кто уходит,

Все ее за ручку водят. (Дверь)

 

9).

А) Чистоговорки:

     Ду-до-да – гудят провода.

Б) Приговорки, заклички:

                 Дождик, дождик…

     Дождик, дождик, дождик, лей.                                           Радуга-дуга,

     Нам с тобою веселей.                                                          Не давай дождя,

     Не боимся сырости,                                                             Давай солнышко -

     Только лучше вырастем.                                                     Из-под облышка.                                           

В) Скороговорки:                                                             Г) Считалки:

     «Дятел дуб долбил,                                                            «До-ре-ми-фа-соль-ля-си!

     Да не додолбил».                                                                Едет кошка на такси,

     «Дед Додон в дуду дудел,                                                 А котята прицепились

     Димку дед дудой задел».                                                   И бесплатно прокатились!»

    «Дятел дерево долбит,                                                        «Я пойду куплю дуду,

    День-деньской кору дробит».                                            Я на улице пойду.

    «Дятел лечит древний дуб,                                                 Громче, дудочка, дуди.

    Добрый дятел дубу люб».                                                   Мы играем, ты води!»

       Д) Детский фольклор, потешки:                                   

                                                                        Драчун Петя

              Петя драться любит очень,                                              Сам ты в этом виноват!

              С ним играть никто не хочет.                                          Драчунов и нытиков

              На друзей не дуйся, брат, -                                              Пусть исправит критика.  

      Е) Пословица. Вспомни пословицу по двум словам:

            Труд, добро            («Без труда нет добра».)

            Жизнь, дела            («Жизнь дана на добрые дела».)

            Дело, безделье        («Маленькое дело лучше большого безделья».)

            Дело, потеха           («Делу время, потехе час».)

            Друзья, беда           («Друзья познаются в беде».)

        Ё) Запомни про букву:

Д словно домик аккуратный

С высокой крышею двухскатной

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki_d_d._bukva_d.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Звуки Д [Д']. Буква Д

Цель: познакомить детей со звуком Д и [Д']  буквой Д.

Задачи:

- закреплять правильное произношение звука [д] в речи;

- продолжать учить определять наличие/ отсутствие этого звука в словах;

- совершенствовать навыки детей в проведении звуко- буквенного анализа слова;

- продолжать развивать фонематический слух;

- продолжать развивать связную речь, воспитывать внимание и усидчивость.

Оборудование: предметные картинки со звуком [д] (дом, дым, ведро, гнездо, звезда,дом), буква Д, фишки для составления схем слов (для определения позиции звука в словахя), фишки синего цвета на каждого ребенка, фишки красного, желтого и зеленого цветов для педагога, кассы, разрезная азбука.

Содержание НОД.

Организационный момент.

1. Введение звуков

В: - Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним интересным звуком.

Предлагаю вставить подходящие по смыслу слова в прочитанный вам текст и определить первый звук в этих словах.

Дети выполняют задание и определяют звук [д].

 ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ:

   Дождик теплый и густой,                                                    Кто в берете ярко-красном,

   Этот дождик не простой,                                                      В черной курточке атласной?

   Он без туч, без облаков,                                                       На меня он не глядит,

   Целый день идти готов.                                                        Все стучит, стучит, стучит.

                                       (Душ)                                                                                             (Дятел)

2. Хлопните, если услышите звук [д]

Д, П, В, А, Т, Д, К, М, П, Д, Д, У, В, З, Н, Д, Т, Д, И, Д…

Да, ха, па, Ды, ты, мы, До, по, но, Ду, бу, ту, пу….

3.  Назвать слова, на твердый звук [Д]  

Даша, Дамир, Дуся, Даниил, Дуняша, дача, далеко, два, дворец, дождь, добыча, дорога, догадка, долина, доярка, доктор, документ, долг, домик, дом, доллар, домишко, домище, домовой, домкрат, доска, дощечка, досточка, дочь, доченька, дочурка, дочка, дразнилка, дракон, драп, дробь, дрова, дрозд, друг, дружба, дуб, дубок, дубинка, дубинушка, дубленка, думать, душа, душечка, дышать, дубрава, драчун, дружок, дудка, дуршлаг, душ, домино, донышко, доброта, дозор, дворник, джемпер, дворняжка, дог, дыра, дыня.

. 4. Назвать слова, на мягкий звук [Д']  :

Дима, Дина, дети, девочка, десять, дежурный, декабрь, дело, дельфин, деревня, деньги, дерево, десант, деталь, детвора, диван, детеныш, дивизия, диета, дикобраз, директор, диктор, дирижер, диспетчер, дичь, дисциплина, дядя, дюшес, дятел, диплом, дизель, депутат, день, денек, дед, дедушка, Денис.

5. Работа со звуками.

Произнесение звука [д]. Наблюдение за артикуляцией звука [д].

Когда мы произносим звук Д, кончик языка стучит по бугоркам за верхними зубами. Просит детей произнести звук Д.
- Кончик языка стучит по бугоркам и мешает воздуху свободно выходить, когда мы произносим звук Д.
- Гласный или согласный звук Д? Почему?
- Глухой или звонкий? Почему?
 Звук [д] - согласный, твердый, звонкий, мы будем его обозначать на схемах синим цветом, он будет жить в синем домике.

Составление  схемы слова  а детям второго ряда слова домик. Дети самостоятельно выполняют задание, а затем проверяют вместе с воспитателем.

6. Произношение звука [д] во фразе.

- Повторяйте за мной чистоговорки.

ДА-ДА-ДА — вот еда.

ДУ-ДУ-ДУ — я иду.

ДЫ-ДЫ-ДЫ — нет воды.

7. Развитие связной речи.

Педагог предлагает детям закончить предложения словами со звуком [д]:

Из трубы идет (дым).

Дворник метет (двор).

После дождя на небе появилась (радуга).

На день рождения дарят (подарки).

Осенью часто идет (дождь).

8. Обучение элементам грамоты.

Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем. Сегодня мы познакомимся с графическим изображением звука [д] на письме – с буквой Д. Педагог задает детям вопрос о том, на что похожа буква Д?

Воспитатель показывает на доске и объясняет, как печатается буква.
Предлагает детям напечатать её в воздухе, на ладошке.

9. Зрительная гимнастика.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем,

Через речку мост построим.

Нарисуем букву о, получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем,

Заниматься вновь начнем.

10. Работа с кассами.

Выкладывание и звуковой анализ слова ДОМ.

Отгадайте загадку:

В нём живёт моя родня, 
Мне без неё не жить ни дня. 
В него стремлюсь всегда и всюду, 
К нему дорогу не забуду. 
Я без него дышу с трудом, 
Мой кров, родимый, тёплый...(Дом)

Давайте произнесем слово «дом».

- Сколько слогов в слове? (один, потому что один гласный звук)

- Сколько звуков? (три)

- Какой первый звук? Какой он? (согласный, твердый)

- Какой второй звук? (гласный, его можно пропеть, не встречает преград)

- Какай третий звук? (согласный).

Подведение итогов.

С каким звуком и с какой буквой мы сегодня познакомились?

Да, чудесная буква сегодня приходила к нам на занятие. С этого звука начинаются добрые слова: доброта, добро, добрый, дружба, друг, дружелюбный. Вот сколько добрых слов вы узнали.

.

 Дополнительные задания на развитие фонематического слуха. 

определить позицию звука [д],

3) Игра «Большой – маленький» (И скажи какой звук «Д» или «ДЬ»):

      Пароходы – пароходики                                                    Верблюды - верблюдики

     Водопады – водопадики                                                   Пруды - прудики

     Огороды – огородики                                                       Виноград - виноградинки

     Заводы – заводики                                                             Маскарады - маскарадики

     Велосипеды – велосипедики                                            Бутерброды - бутербродики

4) На одну тему:

     Называй слова, которые начинаются только со звуков «Д», «ДЬ».

     Семья: дети……., девочка, дочка, …

     Одежда: джинсы, джемпер, дубленка, …

     Профессии: доктор, диктор, дирижер, …

5) Доскажи словечко:

     Да – (-ша, -ла, -нил, -ник, …                                     Ду – (-брава, -б, -дочка, …

     До – (-чка, -рога, -м, -мик, …                                    Ды – (-м, -ня, -рка, …

     Де – (-ти, -вочка, -рево, -ревня, ….                           Ди – (-чь, -ктор, -ректор, …

6) Чем отличаются? (на слух):

     Тень – день                                 Том – дом                                        домик – томик

     Тина – Дина                                тын – дым                                       Дон – тон

     Там – дам                                    тушь – душ

7) Назвать продукты питания, начинающиеся на звук «м» (масло, молоко, мука, …)

8) ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО.

    У меня знакомых тьма,                                                      Ежик вырос в десять раз,

    Не могу их счесть сама,                                                     Получился … (дикобраз).

    Потому что кто пройдет,                                                  

    Тот и ручку мне пожмет.                                                   В лесу под щебет и под свист

    Людям рада я, поверь,                                                       Стучит десной телеграфист:

    Я – приветливая … (дверь).                                              «Здорово, дрозд-приятель!»

                                                                                               И ставит подпись: … (дятел). 

В этом доме ты мне верь,

Заперта надежно ….(дверь).

Если влезть захочет вор,

Он не попадет во ….(двор).

В руках у Ани удочка,

А у Дани ….(дудочка).

Жил – да был веселый гном

Он в лесу построил (дом)

Кто приходит,

Кто уходит,

Все ее за ручку водят. (Дверь)

9).

А) Чистоговорки:

     Ду-до-да – гудят провода.

Б) Приговорки, заклички:

                 Дождик, дождик…

     Дождик, дождик, дождик, лей.                                           Радуга-дуга,

     Нам с тобою веселей.                                                          Не давай дождя,

     Не боимся сырости,                                                             Давай солнышко -

     Только лучше вырастем.                                                     Из-под облышка.                                           

В) Скороговорки:                                                             Г) Считалки:

     «Дятел дуб долбил,                                                            «До-ре-ми-фа-соль-ля-си!

     Да не додолбил».                                                                Едет кошка на такси,

     «Дед Додон в дуду дудел,                                                 А котята прицепились

     Димку дед дудой задел».                                                   И бесплатно прокатились!»

    «Дятел дерево долбит,                                                        «Я пойду куплю дуду,

    День-деньской кору дробит».                                            Я на улице пойду.

    «Дятел лечит древний дуб,                                                 Громче, дудочка, дуди.

    Добрый дятел дубу люб».                                                   Мы играем, ты води!»

       Д) Детский фольклор, потешки:                                   

                                                                        Драчун Петя

              Петя драться любит очень,                                              Сам ты в этом виноват!

              С ним играть никто не хочет.                                          Драчунов и нытиков

              На друзей не дуйся, брат, -                                              Пусть исправит критика.  

      Е) Пословица. Вспомни пословицу по двум словам:

            Труд, добро            («Без труда нет добра».)

            Жизнь, дела            («Жизнь дана на добрые дела».)

            Дело, безделье        («Маленькое дело лучше большого безделья».)

            Дело, потеха           («Делу время, потехе час».)

            Друзья, беда           («Друзья познаются в беде».)

        Ё) Запомни про букву:

Д словно домик аккуратный

С высокой крышею двухскатной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»

Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...