Конспект звук В и Вь и буква В
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
звук В Вь и буква В
Цель: знакомство с согласным звуком и буквой В.
Формировать понятия “согласный, твердый, звонкий”, “согласный, мягкий звонкий” звук.
Формировать навыки звуко-буквенного анализа слова.
Развивать умение анализировать предложения, слова, слоги.
Закрепить умение дифференцировать звуки по признаку твердости-мягкости.
Создавать условия для социализации детей; создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания; воспитывать выдержку, умение выслушать товарищей.
Формировать предпосылки учебной деятельности.
Материал:
Словарь: звук, согласный, твердый, мягкий, гласный, слог, предложение.
Ход (СЛАЙД ВИННИ-ПУХ)
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришел герой нашего любимого мультфильма. Вы узнали его? Это Винни – Пух. Оказывается, Винни –Пуха пригласила на день рождения Сова. И прямо сейчас он сочиняет свои сопелки, кричалки и шумелки. Вот что у него получилось:
Ва-ва-ва - в лесу живет сова
Ва-ва-ва – вот летит сова
Вы-вы-вы – день рожденья у совы
Вы-вы-вы – несу подарок для совы
Ве-ве-ве – васильки несу сове
Ве-ве-ве – спою песенку сове.
- Какой звук мы слышим в начале сочинялок Винни – Пуха? Произнесите все вместе В
-Чем мы произносим звук В? (губами и язычком)-
Во время произношения звука наши верхние губы касаются нижней губы, и выходящий воздух встречает преграду.
-Как вы думаете, звук В гласный или согласный? (согласный)
-Почему он согласный? (он не поётся и струя воздуха встречает преграду)
-Ребята, в слове Волшебница какой первый звук вы слышите? (звук В)
-Прислушайтесь и скажите он твёрдый или мягкий? (звук В - твёрдый)
-Приложите ладонь (тыльной стороной к гортани) к горлышку и произнесите звук В. Он звонкий или глухой? (звонкий)
- Звук [В] – согласный, твердый, звонкий.
-Какой звук мы слышим во второй части сочинялок Винни –Пуха? Произнесите звук
-Чем мы произносим звук ВЬ]? (Губками и зубками)
-При произнесении звука ВЬ наши верхние зубы касаются нижней губы и создается преграда для выходящей струи воздуха
-Как вы думаете, звук ВЬ – согласный или гласный? (согласный, он не поётся)
-Произнесите ещё раз ВЬ – это звук твёрдый или мягкий (Мягкий)
-Приложите руку к горлышку и произнесите звук ВЬ, он звонкий или глухой? (Звонкий)
-Звук ВЬ – согласный, мягкий, звонкий.
-Звуки мы слышим и говорим, а чтобы написать и прочитать звук, нам нужна буква. Звуки В-ВЬ обозначают буквой Вэ.
Столб рисуем, а на нём
Два дружка сидят вдвоём,
Два кружочка на столбе —
Получаем букву В.
- Давайте потренируемся писать прописную и строчную букву Вэ в прописях:
-Винни –Пух вручил варенье. Как вы думаете, какое?
-варенье из вишни… варенье из винограда…
варенье из персика… варенье из яблока…
варенье из абрикосов… варенье из слив…
варенье из малины… варенье из апельсинов…
варенье из груши… варенье из кизила…
- Составьте предложение со словосочетанием «…варенье» по схеме:
(варианты: сварили, приготовили, угостили, съели, положили, намазали, люблю, вижу … варенье)
Конспект занятия «Звуки (В - ВЬ), буква В».
Цель: знакомство со звуками В и Вь, буквой В.
Задачи:
1) Учить давать характеристику звуков; формировать навыки фонематического восприятия; закрепить умение находить место звука в слове.
2) Развивать мышление, произвольное внимание, фонематические процессы; мимическую мускулатуры, мелкую и крупную моторику.
3) Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.
Оборудование: сигнальные карточки (синяя, зеленая), предметные картинки на изучаемый звук, «чудо-дерево», ромашки на дифференциацию звуков, карточки для профилактики дизартрии.
Ход занятия.
#1054;рганизационный момент
Психогимнастика.
Логопед. Ребята, сегодня я получила на адрес нашего детского сада необычное письмо. Адрес указан наш, старшая группа, а вот от кого пришло это загадочное письмо нам предстоит узнать, выполнив все задания.
Сегодня вы, ребята, сами
Пойдёте волшебными путями
По очень необычной стране
И побываете там везде!
Все звуки речи там живут,
Они давно вас ждут.
Вы попадёте в их владенья,
И вам должно хватить уменья
Все испытания пройти,
Не сбившись с верного пути!
#1055;овторение пройденного материала.
Логопед: - Что мы слышим?
Дети: Звуки.
Логопед:- Какие бывают звуки?
Дети: Гласные и согласные.
Логопед: Почему мы их называем «гласные звуки»?
Дети: Когда мы их произносим, воздушная струя не встречает преграду.
Логопед: Назовите, согласный звуки.
Дети: П Б…еще какие помните?....
Логопед: Почему мы их так называем?
Дети: Они не тянутся и не поются!
3. Сообщение темы
Логопед: Поиграем мы в игру:
Я знаю много имен мальчиков и девочек:
Ваня, Вася, Валера, Василиса, Влада. Какой чаще всего звук повторялся?
Дети: Звук В.
Логопед: Вика, Вероника, Виолетта, Виктор. Какой чаще всего звук повторялся?
Дети: Звук Вь.
Логопед: Сегодня мы познакомимся со звуками В, Вь и с буквой В.
Зубками мы нижнюю губу прикусим,
Между ними голос пустим.
Звук В – согласный, твердый, звонкий.
Звук Вь – согласный, мягкий, звонкий.
- Чем отличаются звуки?
Дети: Звук В – твердый, звук Вь – мягкий.
Логопед: Что общего?
Дети: Звуки В и Вь согласные, звонкие.
4. Развиваем фонематический слух
Логопед: Звуки В и Вь любят играть:
Подними синюю карточку, когда услышишь звук В
Подними правую карточку, когда услышишь звук Вь.
(логопед называет сначала звуки: В В Вь В Вь Вь…, затем слоги: Ва, Вя, Вы, Ве, Ву….)
- Молодцы!
5. Определить место звука в слове.
Логопед: Ребята в письме были разрезные картинки, давайте их соберем и
назовем, что на них нарисовано.
В – самовар, ваза, валенки, волк, вода, сливы, неваляшка
Вь – весы, ведро, вертолет, цветы, телевизор, медведи)
Логопед: Где ты слышишь звук В (Вь) в слове САМОВАР, в начале,
в середине или в конце слова?
Ребенок: Я слышу звук В (Вь) в середине слова.
(логопед проверяет все слова)
Физ.минутка.
А сейчас мы с Вами дети
Улетаем на ракете.
На носки приподнимись,
А потом руки вниз.
1,2,,3,4-
Вот летит ракета ввысь.
6. Игра с мячом «Скажи наоборот».
Я буду произносить слог с твердым В, а вы отвечаете с мягким ВЬ и наоборот.
ВА-ВЯ ВЫ-ВИ ВЯ-ВА
ВО-ВЁ ВУ-ВЮ ВИ-ВЫ
ВЭ-ВЕ ВЁ-ВО
7. Развиваем фонематический анализ, деление слов на слоги, составление простого распространенного предложения.
Логопед:
#1047;накомство с буквой.
Логопед: Слышим и говорим звуки, а пишем, читаем?
Дети: Буквы.
Логопед: «В» - буква очень важная
Воображала страшная.
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.
(Логопед выкладывает на наборном полотне букву В)
Пишем в воздухе: сверху вниз (спинка), слева направо полуовал…;
Пальчиковая гимнастика:
1,2,3,4,5
В космос полетел отряд,
Командир в бинокль глядит,
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, каметы,
Большую желтую луну.
Найдите в тетради правильно написанную букву и обведите ее в кружочек,
покажите на пальчиках сколько правильных букв.
9.Игра «Собери цветочки».
Логопед: Ребята в письме еще оказалось 2 ромашки, с зеленой и синей серединой.
Как вы думаете, почему они именно с такими серединками? Правильно, на одной ромашке живут слова с мягким звуком, а на другой с твердым! Но к сожалению, пока письмо шло к нам, лепесточки у ромашки рассыпались, давайте соберем ромашки, и поместим слова по соответствующим серединкам.
(К синему кружку дети собирают лепестки, на которых картинки со звуком В, к зеленому картинки со звуком ВЬ. )
Логопед проверяет выполнение задания.
10. Итог занятия.
Логопед: Мы с вами выполнили много заданий. А кто же прислал нам это письмо?
Дети вам понравились задания которые вам прислал Винни-Пух.
Дети: Да.
Логопед: Когда вы пойдете в школу и научитесь писать и читать, тоже будете присылать нам письма
С какими звуками мы знакомились?
Звук В какой? Звук Вь какой? А какое задание было самым трудным? Какое задание понравилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".
Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"
Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов. Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами.
Материал содержит конспект занятия Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов. Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами. Может применят...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Звуки [г] и [г’] и буква Г» для детей подготовительной группы
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Звуки [г] и [г’] и буква Г»для детей подготовительной группы...

Конспект обобщающего ОД обучение грамоте "Гласные буквы и звуки"
Образовательная область: «Коммуникация»Цель:Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].Задачи:Образовательные:Закреплять знания детей о гласных звуках.Закреплять ум...

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Б-БЬ] – [П-ПЬ]. Буквы Б, б, П, п.
Цель: обучение дифференциации звуков [Б-БЬ] – [П-ПЬ] и букв Б, б, П, п в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи1) Обучающие: - закреплять знания об...

Конспект НОД В подготовительной группе на тему «Звуки «З-Зь. Буква З. Закрепление знаний о звуках «З-Зь», знакомство с буквой «З» с использованием здоровьесберегающих технологий
Программные задачи: Образовательные:уточнять артикуляцию звуков [з – з`];-упражнять в выделении заданного согласного звука в начале, в середине и конце слов, из потока слов, из ...