Конспект звук В и Вь и буква В
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Конспект звук В и Вь и буква В

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zvuk_v_i_v_i_bukva_v.docx176.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

звук В Вь и буква В

Цель: знакомство с согласным звуком и буквой В.

Формировать понятия “согласный, твердый, звонкий”, “согласный, мягкий звонкий” звук.

Формировать навыки звуко-буквенного анализа слова.

Развивать умение анализировать предложения, слова, слоги.

Закрепить умение дифференцировать звуки по признаку твердости-мягкости.

Создавать условия для социализации детей; создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания; воспитывать выдержку, умение выслушать товарищей.

Формировать предпосылки учебной деятельности.

Материал:

Словарь: звук, согласный, твердый, мягкий, гласный, слог, предложение.

Ход (СЛАЙД ВИННИ-ПУХ)

- Ребята, сегодня к нам на занятие пришел герой нашего любимого мультфильма. Вы узнали его? Это Винни – Пух. Оказывается, Винни –Пуха пригласила на день рождения Сова. И прямо сейчас он сочиняет свои сопелки, кричалки и шумелки. Вот что у него получилось:

Ва-ва-ва - в лесу живет сова

Ва-ва-ва – вот летит сова

Вы-вы-вы – день рожденья у совы

Вы-вы-вы – несу подарок для совы

Ве-ве-ве – васильки несу сове

Ве-ве-ве – спою песенку сове.

- Какой звук мы слышим в начале сочинялок Винни – Пуха? Произнесите все вместе В

-Чем мы произносим звук В? (губами и язычком)-

Во время произношения звука наши верхние губы касаются нижней губы, и выходящий воздух встречает преграду.

-Как вы думаете, звук В гласный или согласный? (согласный)

-Почему он согласный? (он не поётся и струя воздуха встречает преграду)

-Ребята, в слове Волшебница какой первый звук вы слышите? (звук В)

-Прислушайтесь и скажите он твёрдый или мягкий? (звук В - твёрдый)

-Приложите ладонь (тыльной стороной к гортани) к горлышку и произнесите звук В. Он звонкий или глухой? (звонкий)

- Звук [В] – согласный, твердый, звонкий.

-Какой звук мы слышим во второй части сочинялок Винни –Пуха? Произнесите звук

-Чем мы произносим звук ВЬ]? (Губками и зубками)

-При произнесении звука ВЬ наши верхние зубы касаются нижней губы и создается преграда для выходящей струи воздуха

-Как вы думаете, звук ВЬ – согласный или гласный? (согласный, он не поётся)

-Произнесите ещё раз ВЬ – это звук твёрдый или мягкий (Мягкий)

-Приложите руку к горлышку и произнесите звук ВЬ, он звонкий или глухой? (Звонкий)

-Звук ВЬ – согласный, мягкий, звонкий.

-Звуки мы слышим и говорим, а чтобы написать и прочитать звук, нам нужна буква. Звуки В-ВЬ обозначают буквой Вэ.

Столб рисуем, а на нём

Два дружка сидят вдвоём,

Два кружочка на столбе —

Получаем букву В.

- Давайте потренируемся писать прописную и строчную букву Вэ в прописях:

-Винни –Пух вручил варенье. Как вы думаете, какое?

-варенье из вишни… варенье из винограда…

варенье из персика… варенье из яблока…

варенье из абрикосов… варенье из слив…

варенье из малины… варенье из апельсинов…

варенье из груши… варенье из кизила…

- Составьте предложение со словосочетанием «…варенье» по схеме:


(варианты: сварили, приготовили, угостили, съели, положили, намазали, люблю, вижу … варенье)

Конспект занятия «Звуки (В - ВЬ), буква В».

Цель: знакомство со звуками В и Вь, буквой В.

Задачи:

1) Учить давать характеристику звуков; формировать навыки фонематического восприятия; закрепить умение находить место звука в слове.

2) Развивать мышление, произвольное внимание, фонематические процессы; мимическую мускулатуры, мелкую и крупную моторику.

3) Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.

Оборудование: сигнальные карточки (синяя, зеленая), предметные картинки на изучаемый звук, «чудо-дерево», ромашки на дифференциацию звуков, карточки для профилактики дизартрии.

Ход занятия.

#1054;рганизационный момент

Психогимнастика.

Логопед. Ребята, сегодня я получила на адрес нашего детского сада необычное письмо. Адрес указан наш, старшая группа, а вот от кого пришло это загадочное письмо нам предстоит узнать, выполнив все задания.

Сегодня вы, ребята, сами

Пойдёте волшебными путями

По очень необычной стране

И побываете там везде!

Все звуки речи там живут,

Они давно вас ждут.

Вы попадёте в их владенья,

И вам должно хватить уменья

Все испытания пройти,

Не сбившись с верного пути!

#1055;овторение пройденного материала.

Логопед: - Что мы слышим?

Дети: Звуки.

Логопед:- Какие бывают звуки?

Дети: Гласные и согласные.

Логопед: Почему мы их называем «гласные звуки»?

Дети: Когда мы их произносим, воздушная струя не встречает преграду.

Логопед: Назовите, согласный звуки.

Дети: П Б…еще какие помните?....

Логопед: Почему мы их так называем?

Дети: Они не тянутся и не поются!

3. Сообщение темы

Логопед: Поиграем мы в игру:

Я знаю много имен мальчиков и девочек:

Ваня, Вася, Валера, Василиса, Влада. Какой чаще всего звук повторялся?

Дети: Звук В.

Логопед: Вика, Вероника, Виолетта, Виктор. Какой чаще всего звук повторялся?

Дети: Звук Вь.

Логопед: Сегодня мы познакомимся со звуками В, Вь и с буквой В.

Зубками мы нижнюю губу прикусим,

Между ними голос пустим.

Звук В – согласный, твердый, звонкий.

Звук Вь – согласный, мягкий, звонкий.

- Чем отличаются звуки?

Дети: Звук В – твердый, звук Вь – мягкий.

Логопед: Что общего?

Дети: Звуки В и Вь согласные, звонкие.

4. Развиваем фонематический слух

Логопед: Звуки В и Вь любят играть:

Подними синюю карточку, когда услышишь звук В

Подними правую карточку, когда услышишь звук Вь.

(логопед называет сначала звуки: В В Вь В Вь Вь…, затем слоги: Ва, Вя, Вы, Ве, Ву….)

- Молодцы!

5. Определить место звука в слове.

Логопед: Ребята в письме были разрезные картинки, давайте их соберем и

назовем, что на них нарисовано.

В – самовар, ваза, валенки, волк, вода, сливы, неваляшка

Вьвесы, ведро, вертолет, цветы, телевизор, медведи)

Логопед: Где ты слышишь звук В (Вь) в слове САМОВАР, в начале,

в середине или в конце слова?

Ребенок: Я слышу звук В (Вь) в середине слова.

(логопед проверяет все слова)

Физ.минутка.

А сейчас мы с Вами дети

Улетаем на ракете.

На носки приподнимись,

А потом руки вниз.

1,2,,3,4-

Вот летит ракета ввысь.

6. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Я буду произносить слог с твердым В, а вы отвечаете с мягким ВЬ и наоборот.

ВА-ВЯ ВЫ-ВИ ВЯ-ВА

ВО-ВЁ ВУ-ВЮ ВИ-ВЫ

ВЭ-ВЕ ВЁ-ВО

7. Развиваем фонематический анализ, деление слов на слоги, составление простого распространенного предложения.

Логопед:

#1047;накомство с буквой.

Логопед: Слышим и говорим звуки, а пишем, читаем?

Дети: Буквы.

Логопед: «В» - буква очень важная

Воображала страшная.

Грудь колесом, живот надут,

Как будто нет важнее тут.

(Логопед выкладывает на наборном полотне букву В)

Пишем в воздухе: сверху вниз (спинка), слева направо полуовал…;

Пальчиковая гимнастика:

1,2,3,4,5

В космос полетел отряд,

Командир в бинокль глядит,

Что он видит впереди?

Солнце, планеты, спутники, каметы,

Большую желтую луну.

Найдите в тетради правильно написанную букву и обведите ее в кружочек,

покажите на пальчиках сколько правильных букв.

9.Игра «Собери цветочки».

Логопед: Ребята в письме еще оказалось 2 ромашки, с зеленой и синей серединой.

Как вы думаете, почему они именно с такими серединками? Правильно, на одной ромашке живут слова с мягким звуком, а на другой с твердым! Но к сожалению, пока письмо шло к нам, лепесточки у ромашки рассыпались, давайте соберем ромашки, и поместим слова по соответствующим серединкам.

(К синему кружку дети собирают лепестки, на которых картинки со звуком В, к зеленому картинки со звуком ВЬ. )

Логопед проверяет выполнение задания.

10. Итог занятия.

Логопед: Мы с вами выполнили много заданий. А кто же прислал нам это письмо?

Дети вам понравились задания которые вам прислал Винни-Пух.

Дети: Да.

Логопед: Когда вы пойдете в школу и научитесь писать и читать, тоже будете присылать нам письма

С какими звуками мы знакомились?

Звук В какой? Звук Вь какой? А какое задание было самым трудным? Какое задание понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".

Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей  с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов. Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами.

Материал содержит конспект занятия Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов.  Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами. Может применят...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Звуки [г] и [г’] и буква Г» для детей подготовительной группы

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Звуки [г] и [г’] и буква Г»для детей подготовительной группы...

Конспект обобщающего ОД обучение грамоте "Гласные буквы и звуки"

Образовательная область: «Коммуникация»Цель:Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].Задачи:Образовательные:Закреплять знания детей о гласных звуках.Закреплять ум...

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Б-БЬ] – [П-ПЬ]. Буквы Б, б, П, п.

Цель: обучение дифференциации звуков [Б-БЬ] – [П-ПЬ]  и букв Б, б, П, п в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи1) Обучающие: - закреплять знания об...

Конспект НОД В подготовительной группе на тему «Звуки «З-Зь. Буква З. Закрепление знаний о звуках «З-Зь», знакомство с буквой «З» с использованием здоровьесберегающих технологий

Программные задачи: Образовательные:уточнять артикуляцию звуков [з – з`];-упражнять в  выделении заданного согласного звука  в начале, в середине и конце слов, из потока слов, из ...