Конспект занятия по «Обучению грамоте» в старшей группе «Звуки [д], [д'] и буква «Д»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Рахматулина Альбина Куандыковна

Конспект занятия по «Обучению грамоте»  в старшей группе «Звуки [д], [д'] и буква «Д» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_obucheniyu_gramote_3.odt30.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по «Обучению грамоте»

в старшей группе (5-6 лет)

Тема: «Звуки [д], [д'] и буква «Д»

Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Деятельность детей: игровая,  двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская,  восприятие художественной литературы и фольклора

Цель: познакомить детей с буквой «Д» и звуками [д], [д']

Программное содержание: Ознакомление со звуками [д] и [д’], буквой Д. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза слов, мышления, общей и тонкой моторики, графомоторных навыков, координации речи с движением  Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Предварительная работа: Разучивание пальчиковой гимнастики «Когда дождик плачет»  

Материалы и оборудование: «Волшебный мешочек» с мелкими игрушками, синее и зеленое ведерки, наборное полотно, магнитная доска, буквари и тетради по числу детей, контейнеры с цветными карандашами, разноцветные флажки по числу детей, контейнер с палочками Кюизенера.

Планируемые результаты:  знакомы со звуками [д], [д'] и буквой «Д»

                                                      

                                              Структура занятия

I

Вводная часть

Организационный момент

Игра «Волшебный мешочек»

2 мин

II

Основная часть

21 мин

1

Игра

«Подними флажок»

2 мин

2

Упражнение

«Кто скорее?»

3 мин

3

Работа по букварю

6 мин

4

Пальчиковая гимнастика

«Когда дождик плачет»

2 мин

5

Упражнение

«Распутай буквы»

2 мин

6

Работа в тетради

6 мин

III

Заключительная часть

Итог

2 мин

Длительность 25 минут

                                                                Ход занятия

I. Вводная часть

1. Организационный момент.

Игра «Волшебный мешочек».

Объявление темы занятия, создание эмоционального положительного фона. Развитие зрительного внимания, навыков фонематического анализа.

 Педагог встречает детей с «волшебным мешочком» в руках и организует приветствие с ними.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с новой буквой, будем много играть, почитаем и порисуем.

- А для начала игра «Волшебный мешочек». Вы будете по очереди опускать руку в мешочек и доставать по одному предмету.

Дети выполняют задание. 

Воспитатель: Расскажите, что у вас.

1-й ребенок. У меня белка.

 2-й ребенок. У меня бусы.

3-й ребенок. У меня бинокль.

 4-й ребенок. А у меня барсук.

Воспитатель: Подумайте, какой звук в начале вашего слова: [б] или [б’]. Если твердый, положите предмет в синее ведерко, если мягкий, положите предмет в зеленое ведерко.

Дети выполняют задание. 

Воспитатель: Отлично! Никто не ошибся. Я вами горжусь.

II. Основная часть

1. Игра «Подними флажок». Развитие фонематического восприятия.

 Педагог раздает детям разноцветные флажки.

Воспитатель: Послушайте стихотворение и определите, какой звук встречается в нем чаще других.

Воспитатель читает стихотворение, акцентированно произнося звук [д]. Даня делом очень занят,

Дом для Даши строит Даня.

Дети: В этом стихотворении мы часто слышали звук [д].

Воспитатель: Давайте произнесем этот звук все вместе.

Дети вместе с педагогом произносят звук [д].

Воспитатель: Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, кончик языка ударяется о бугорки за верхними зубами и отскакивает от них. Значит, во рту есть преграда из языка. Как вы думаете, звук [д] — гласный или согласный? Дети: Согласный.

Воспитатель: Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?

Дети: Синим.

Воспитатель: Правильно. Поэтому возьмите в руки по одному синему флажку. Вы будете поднимать их, как только услышите звук [д]. Для игры используется следующий материал: т, д, б, п, д, г, д, к, н, д; да, бу, то, ды, ду, го, ну, до; дом, кот, нос, вода, думать, дышать, петь, веселый, воздушный, погода.

Воспитатель: Молодцы! Вы были очень внимательными.

2. Упражнение «Кто скорее?»

 Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Воспитатель:  А сейчас игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех.

- Д, а. Что получилось?

1-й ребенок. Да.

Воспитатель: Верно. Получи фишку.

- Д, у. Что получилось?

2-й ребенок. Ду.

Воспитатель: Правильно. Возьми фишку.

Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: до, ди, дом. 

Воспитатель:  Кто же стал победителем и накопил фишек больше всех?

Дети: Даша

Воспитатель: Молодец, Дашенька.

 3. Работа по букварю. Ознакомление с буквой Дд. Совершенствование навыка чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи.

Педагог раздает детям буквари.

Воспитатель: Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение еще раз.

Даня делом очень занят,

Дом для Даши строит Даня.

- В каких словах этого стихотворения есть звук [д]?

Дети: Даня, дом, Даши.

Воспитатель: Посмотрите на картинку над стихотворением. Кого вы видите на ней?

Дети: Это Даня и Даша.

Воспитатель: Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Дд. Под ними вы видите два кружка: синий и зеленый. Значит, буква Д обозначает два звука: [д] и [д’]. Давайте найдем на картинке в нижней части страницы сначала все предметы, названия которых начинаются со звука [д], а потом — предметы, названия которых начинаются со звука [д’].

Дети: Дом, дым, дорога, дрова, дверь; дед, дерево, дети, дятел, деревня.

Воспитатель: Верно. Молодцы! А теперь посмотрите на магнитную доску. Педагог помещает на нее большую букву Д.

Воспитатель: Какие элементы нужны для того, чтобы составить букву Д?

Дети: Нужны две длинных палочки, одна средняя и две коротеньких.

Педагог ставит на стол контейнер с палочками Кюизенера.

Воспитатель: Возьмите палочки и сложите букву Д.

Дети выкладывают букву Д.

Воспитатель: Молодцы! Вот какие красивые буквы. А теперь вернитесь за стол. Давайте почитаем, что написано рядом с зеленым кружком.

1-й ребенок. Да.

2-й ребенок. Ду.

 3-й ребенок. До.

4-й ребенок. Ди.

1-й ребенок. Дуб.

 2-й ребенок. Дом.

3-й ребенок. Дик.

4-й ребенок. Дина.

1-й ребенок. Дима.

2-й ребенок. Мода.

3-й ребенок. Идут.

4-й ребенок. Туда.

Воспитатель: Очень хорошо. Посмотрите на картинки под словами. Покажите мне, где Дик, где дуб.

Дети показывают. 

Воспитатель: Обратите внимание: слова Дик, Дина, Дима написаны с большой буквы. Имена людей и клички животных всегда пишутся с большой буквы1 . А теперь переверните страницу и прочитайте слоги наверху.

Дети: Да, до, ду, ди.

Воспитатель: Посмотрите: под первым слогом нарисованы синий и красный кружки. Что они обозначают?

Дети: Синий кружок обозначает звук [д], а красный — звук [а].

Воспитатель: А какие кружки вы нарисуете под вторым слогом?

Дети: Синий кружок для звука [д] и красный кружок для звука [о].

Воспитатель: Какие кружки вы нарисуете под слогом ду?

Дети: Тоже синий и красный.

Педагог ставит на стол контейнер с цветными карандашами, и дети раскрашивают кружки.

Воспитатель: А под слогом ди какие кружки нужно нарисовать?

Дети: Зеленый и красный.

Воспитатель: Почему первым будет зеленый кружок?

Дети: Он обозначает мягкий звук [д’].

Дети раскрашивают кружки. Педагог предлагает им закрыть буквари, а потом убирает и книги, и контейнер с карандашами

 4. Пальчиковая гимнастика «Когда дождик плачет».

Развитие общей моторики, координации речи с движением. Педагог предлагает детям встать и сделать знакомую пальчиковую гимнастику.

Дождик, дождик, кап-кап-кап        Выполняют упражнение «Пальчики

По траве, по крыше.                     здороваются», начиная с больших, заканчивая

Дождик, дождик, кап-кап-кап,    мизинцами, а потом в обратном направлении и

 Как стучишь ты, слышу.             так до окончания текста

 Дождик, дождик, кап-кап-кап,

В синей луже мячик,

Дождик, дождик, кап-кап-кап,

 Почему ты плачешь?

5. Упражнение «Распутай буквы».

Совершенствование умения находить новую букву среди других букв алфавита. Профилактика оптической дисграфии.

Педагог помещает на наборное полотно карточку с наложенными изображениями букв Б, Д, А, М.

Воспитатель: Назовите и покажите все буквы, которые я написала для вас на этой карточке. Начинайте с новой буквы.

Дети по очереди подходят к наборному полотну и показывают буквы, называя их.

6. Работа в тетради.

Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков.

Педагог приглашает детей за столики, раздает им тетради, ставит на столики контейнеры с карандашами.

Воспитатель: Посмотрите на правую страницу. Что вы видите в ее верхней части?

Дети: Дом, дым, большую и маленькую буквы Дд.

Воспитатель: Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?

Дети: Синий, потому что буква Д — согласная.

Дети раскрашивают буквы.

Воспитатель: А теперь подумайте, как правильно раскрасить дом и дым. Выполняйте задание.

Дети выполняют задание, педагог контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо.

Воспитатель: Теперь давайте напишем букву Д. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу сверху вниз справа налево одну наклонную палочку, потом из этой же точки сверху вниз слева направо пишу точно такую же наклонную палочку, затем пишу горизонтальную палочку-подставку и из ее концов опускаю вниз коротенькие палочки-хвостики. Напишите букву Д в воздухе.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Теперь напишите две больших и две маленьких буквы по точкам. Остальные буквы мы будем писать на индивидуальных занятиях. Закройте тетради.

III. Заключительная часть

Воспитатель: Что вы сегодня делали на занятии?

- Какие игры и упражнения вам понравились?

- Все сегодня молодцы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э» Цель: уметь выделять звук [Э] в начале слова,Задачи:  дифференцировать этот звук с другими гласным...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х\']. Буква Х»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х']. Буква Х»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [К]-[К’], буква К»

Задачи: - учить звуковому анализу коротких слов с заданным звуком, - развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику. Оборудование: • предметные картинки на звук К -в нача...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»

Звук и буква Э. (Старшая группа)Цели: уметь выделять звук [Э] в начале слова, дифференцировать этот звук с другими гласными [а, у, и, о, ы]; упражнять в произнесении слов сложной с...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Звук [П] и буква П.

Задачи:Коррекционно – образовательные:- Закреплять произношение и различение звуков  «П», «Пь»- Формировать навыки анализа и синтеза обратных слогов- Знакомство с бу...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Звуки и буквы Ш, С"

Формировать правильное произношение звука [ш] и [с] . Упражнять в определении     позиции звука [ш] и [с] в слове...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква М»

Цели: Познакомить детей со звукам [М], с буквой М.Задачи:образовательные:-умение детей характеризовать звук Мразвивающие:- развитие у детей фонематического слуха и восприятия- расширение и уточнение а...