Конспект занятия по «Обучению грамоте» в старшей группе «Звуки [д], [д'] и буква «Д»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект занятия по «Обучению грамоте» в старшей группе «Звуки [д], [д'] и буква «Д»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по «Обучению грамоте»
в старшей группе (5-6 лет)
Тема: «Звуки [д], [д'] и буква «Д»
Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Деятельность детей: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора
Цель: познакомить детей с буквой «Д» и звуками [д], [д']
Программное содержание: Ознакомление со звуками [д] и [д’], буквой Д. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза слов, мышления, общей и тонкой моторики, графомоторных навыков, координации речи с движением Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Предварительная работа: Разучивание пальчиковой гимнастики «Когда дождик плачет»
Материалы и оборудование: «Волшебный мешочек» с мелкими игрушками, синее и зеленое ведерки, наборное полотно, магнитная доска, буквари и тетради по числу детей, контейнеры с цветными карандашами, разноцветные флажки по числу детей, контейнер с палочками Кюизенера.
Планируемые результаты: знакомы со звуками [д], [д'] и буквой «Д»
Структура занятия
I | Вводная часть | Организационный момент Игра «Волшебный мешочек» | 2 мин |
II | Основная часть | 21 мин | |
1 | Игра | «Подними флажок» | 2 мин |
2 | Упражнение | «Кто скорее?» | 3 мин |
3 | Работа по букварю | 6 мин | |
4 | Пальчиковая гимнастика | «Когда дождик плачет» | 2 мин |
5 | Упражнение | «Распутай буквы» | 2 мин |
6 | Работа в тетради | 6 мин | |
III | Заключительная часть | Итог | 2 мин |
Длительность 25 минут
Ход занятия
I. Вводная часть
1. Организационный момент.
Игра «Волшебный мешочек».
Объявление темы занятия, создание эмоционального положительного фона. Развитие зрительного внимания, навыков фонематического анализа.
Педагог встречает детей с «волшебным мешочком» в руках и организует приветствие с ними.
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с новой буквой, будем много играть, почитаем и порисуем.
- А для начала игра «Волшебный мешочек». Вы будете по очереди опускать руку в мешочек и доставать по одному предмету.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Расскажите, что у вас.
1-й ребенок. У меня белка.
2-й ребенок. У меня бусы.
3-й ребенок. У меня бинокль.
4-й ребенок. А у меня барсук.
Воспитатель: Подумайте, какой звук в начале вашего слова: [б] или [б’]. Если твердый, положите предмет в синее ведерко, если мягкий, положите предмет в зеленое ведерко.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Отлично! Никто не ошибся. Я вами горжусь.
II. Основная часть
1. Игра «Подними флажок». Развитие фонематического восприятия.
Педагог раздает детям разноцветные флажки.
Воспитатель: Послушайте стихотворение и определите, какой звук встречается в нем чаще других.
Воспитатель читает стихотворение, акцентированно произнося звук [д]. Даня делом очень занят,
Дом для Даши строит Даня.
Дети: В этом стихотворении мы часто слышали звук [д].
Воспитатель: Давайте произнесем этот звук все вместе.
Дети вместе с педагогом произносят звук [д].
Воспитатель: Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, кончик языка ударяется о бугорки за верхними зубами и отскакивает от них. Значит, во рту есть преграда из языка. Как вы думаете, звук [д] — гласный или согласный? Дети: Согласный.
Воспитатель: Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?
Дети: Синим.
Воспитатель: Правильно. Поэтому возьмите в руки по одному синему флажку. Вы будете поднимать их, как только услышите звук [д]. Для игры используется следующий материал: т, д, б, п, д, г, д, к, н, д; да, бу, то, ды, ду, го, ну, до; дом, кот, нос, вода, думать, дышать, петь, веселый, воздушный, погода.
Воспитатель: Молодцы! Вы были очень внимательными.
2. Упражнение «Кто скорее?»
Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Воспитатель: А сейчас игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех.
- Д, а. Что получилось?
1-й ребенок. Да.
Воспитатель: Верно. Получи фишку.
- Д, у. Что получилось?
2-й ребенок. Ду.
Воспитатель: Правильно. Возьми фишку.
Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: до, ди, дом.
Воспитатель: Кто же стал победителем и накопил фишек больше всех?
Дети: Даша
Воспитатель: Молодец, Дашенька.
3. Работа по букварю. Ознакомление с буквой Дд. Совершенствование навыка чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи.
Педагог раздает детям буквари.
Воспитатель: Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение еще раз.
Даня делом очень занят,
Дом для Даши строит Даня.
- В каких словах этого стихотворения есть звук [д]?
Дети: Даня, дом, Даши.
Воспитатель: Посмотрите на картинку над стихотворением. Кого вы видите на ней?
Дети: Это Даня и Даша.
Воспитатель: Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Дд. Под ними вы видите два кружка: синий и зеленый. Значит, буква Д обозначает два звука: [д] и [д’]. Давайте найдем на картинке в нижней части страницы сначала все предметы, названия которых начинаются со звука [д], а потом — предметы, названия которых начинаются со звука [д’].
Дети: Дом, дым, дорога, дрова, дверь; дед, дерево, дети, дятел, деревня.
Воспитатель: Верно. Молодцы! А теперь посмотрите на магнитную доску. Педагог помещает на нее большую букву Д.
Воспитатель: Какие элементы нужны для того, чтобы составить букву Д?
Дети: Нужны две длинных палочки, одна средняя и две коротеньких.
Педагог ставит на стол контейнер с палочками Кюизенера.
Воспитатель: Возьмите палочки и сложите букву Д.
Дети выкладывают букву Д.
Воспитатель: Молодцы! Вот какие красивые буквы. А теперь вернитесь за стол. Давайте почитаем, что написано рядом с зеленым кружком.
1-й ребенок. Да.
2-й ребенок. Ду.
3-й ребенок. До.
4-й ребенок. Ди.
1-й ребенок. Дуб.
2-й ребенок. Дом.
3-й ребенок. Дик.
4-й ребенок. Дина.
1-й ребенок. Дима.
2-й ребенок. Мода.
3-й ребенок. Идут.
4-й ребенок. Туда.
Воспитатель: Очень хорошо. Посмотрите на картинки под словами. Покажите мне, где Дик, где дуб.
Дети показывают.
Воспитатель: Обратите внимание: слова Дик, Дина, Дима написаны с большой буквы. Имена людей и клички животных всегда пишутся с большой буквы1 . А теперь переверните страницу и прочитайте слоги наверху.
Дети: Да, до, ду, ди.
Воспитатель: Посмотрите: под первым слогом нарисованы синий и красный кружки. Что они обозначают?
Дети: Синий кружок обозначает звук [д], а красный — звук [а].
Воспитатель: А какие кружки вы нарисуете под вторым слогом?
Дети: Синий кружок для звука [д] и красный кружок для звука [о].
Воспитатель: Какие кружки вы нарисуете под слогом ду?
Дети: Тоже синий и красный.
Педагог ставит на стол контейнер с цветными карандашами, и дети раскрашивают кружки.
Воспитатель: А под слогом ди какие кружки нужно нарисовать?
Дети: Зеленый и красный.
Воспитатель: Почему первым будет зеленый кружок?
Дети: Он обозначает мягкий звук [д’].
Дети раскрашивают кружки. Педагог предлагает им закрыть буквари, а потом убирает и книги, и контейнер с карандашами
4. Пальчиковая гимнастика «Когда дождик плачет».
Развитие общей моторики, координации речи с движением. Педагог предлагает детям встать и сделать знакомую пальчиковую гимнастику.
Дождик, дождик, кап-кап-кап Выполняют упражнение «Пальчики
По траве, по крыше. здороваются», начиная с больших, заканчивая
Дождик, дождик, кап-кап-кап, мизинцами, а потом в обратном направлении и
Как стучишь ты, слышу. так до окончания текста
Дождик, дождик, кап-кап-кап,
В синей луже мячик,
Дождик, дождик, кап-кап-кап,
Почему ты плачешь?
5. Упражнение «Распутай буквы».
Совершенствование умения находить новую букву среди других букв алфавита. Профилактика оптической дисграфии.
Педагог помещает на наборное полотно карточку с наложенными изображениями букв Б, Д, А, М.
Воспитатель: Назовите и покажите все буквы, которые я написала для вас на этой карточке. Начинайте с новой буквы.
Дети по очереди подходят к наборному полотну и показывают буквы, называя их.
6. Работа в тетради.
Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков.
Педагог приглашает детей за столики, раздает им тетради, ставит на столики контейнеры с карандашами.
Воспитатель: Посмотрите на правую страницу. Что вы видите в ее верхней части?
Дети: Дом, дым, большую и маленькую буквы Дд.
Воспитатель: Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?
Дети: Синий, потому что буква Д — согласная.
Дети раскрашивают буквы.
Воспитатель: А теперь подумайте, как правильно раскрасить дом и дым. Выполняйте задание.
Дети выполняют задание, педагог контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо.
Воспитатель: Теперь давайте напишем букву Д. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу сверху вниз справа налево одну наклонную палочку, потом из этой же точки сверху вниз слева направо пишу точно такую же наклонную палочку, затем пишу горизонтальную палочку-подставку и из ее концов опускаю вниз коротенькие палочки-хвостики. Напишите букву Д в воздухе.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Теперь напишите две больших и две маленьких буквы по точкам. Остальные буквы мы будем писать на индивидуальных занятиях. Закройте тетради.
III. Заключительная часть
Воспитатель: Что вы сегодня делали на занятии?
- Какие игры и упражнения вам понравились?
- Все сегодня молодцы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э» Цель: уметь выделять звук [Э] в начале слова,Задачи: дифференцировать этот звук с другими гласным...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х\']. Буква Х»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х']. Буква Х»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [К]-[К’], буква К»
Задачи: - учить звуковому анализу коротких слов с заданным звуком, - развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику. Оборудование: • предметные картинки на звук К -в нача...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»
Звук и буква Э. (Старшая группа)Цели: уметь выделять звук [Э] в начале слова, дифференцировать этот звук с другими гласными [а, у, и, о, ы]; упражнять в произнесении слов сложной с...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Звук [П] и буква П.
Задачи:Коррекционно – образовательные:- Закреплять произношение и различение звуков «П», «Пь»- Формировать навыки анализа и синтеза обратных слогов- Знакомство с бу...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Звуки и буквы Ш, С"
Формировать правильное произношение звука [ш] и [с] . Упражнять в определении позиции звука [ш] и [с] в слове...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква М»
Цели: Познакомить детей со звукам [М], с буквой М.Задачи:образовательные:-умение детей характеризовать звук Мразвивающие:- развитие у детей фонематического слуха и восприятия- расширение и уточнение а...
