Конспект занятия «Звук [c], буква С» по обучению грамоте в подготовительной группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Вачаева Ирина Геннадьевна

Разработанный конспект занятия поможет закрепить навыки четкого произношения звука [с]; научить определять позицию звука [с] в словах; познакомить с буквой С. Развивать голосовой аппарат, фонематические процессы и речевой слух. Подойдет для тематической недели "Защитники Отечества".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vachaeva_konspekt_zanyatiya.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Подготовила: Вачаева И.Г.

Тема «Звук [c], буква С».

Программное содержание. Закрепить навыки четкого произношения звука [с]; научить определять позицию звука [с] в словах; познакомить с буквой С. Развивать голосовой аппарат, фонематические процессы и речевой слух. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Игра «Зарядка для язычка».

Все ребята по порядку

Утром делают зарядку.

Язычок наш тоже хочет

На детишек быть похожим.

Для губ: «Улыбочка», «Трубочка», чередуем «Улыбочка» - «Трубочка».

Для языка: «Качели», «Лошадка».

Развитие мимических мышц и дыхания: «Колесо сдувается» - ссссс…., «Насос» - с-с-с-с…, «Водичка течёт из крана» - сссссс….

Игровая мотивация.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости: мальчик Саша (кукла в военной форме) и его служебная собака Соня (игрушка). Они приготовили для нас много интересных заданий, и за каждое правильно выполненное задание ребята будут получать звездочку. Согласны поиграть с Сашей и Соней? Отлично.

Воспитатель: Чтобы справиться с заданиями, необходимо познакомиться с новым звуком, а какой это звук вы догадаетесь, если отгадаете загадки. В слове-отгадке он стоит первым.

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полёт.

Человек им управляет.

Что же это? (Самолёт)

Этот парень не простой —

Может, будущий герой:

Есть погоны, автомат,

Потому что он… (Солдат)

Воспитатель: Загадки отгадали правильно. А какой звук стоит первым в этих словах? (Звук [c]).  Сегодня мы будем произносить много слов со звуком [с]. Молодцы! Вы получаете первую звездочку. (Звезда крепится на доску).

Тихонько проходите и садитесь на свои места.

  1. Основная часть.
  • Знакомство со звуком [c].  

Воспитатель: Произнесём звук [c] шепотом, тихо и громко.

Воспитатель: Звук [c] – согласный, глухой. При произношении звука [c] губы растянуты в улыбке, дует холодный «ветерок».

  • Дид. упражнение «Повтори за мной чистоговорки».

са-са — вот летит оса

со-со — у Вовы колесо

су-су — было холодно в лесу

ос-ос — на поляне много ос

сы-сы — у Алены две косы

са-са — вот бежит лиса

  • Дид. упражнение «Отвечалки - повторялки».

Я кому даю две миски?          Киске, киске, киске, киске (2 раза)

Ливень льет куда с небес?     В лес, в лес, в лес  (2 раза)

Кто к дивану тапки нес?        Пес, пес, пес  (2 раза)

Что ты сам допить не смог?  Сок, сок, сок     (2 раза)

  • Дид. упражнение «Да- нет».

Воспитатель: Мальчик Саша и его служебная собака Соня принесли нам конверт с секретом. Интересно, что в конверте? Смотрите, это картинки. Сейчас вы будете отбирать картинки для Саши и Сони. Называем предмет на картинке и если в слове слышится звук [c], то говорим «да», и — «нет», если звука [с] в слове нет.

  • Дид. упражнение «Веселый поезд».

Воспитатель: В этой игре нужно определить место звука [с] в словах на слух. Я буду произносить слова, а вы будете класть фишку в нужный вагончик в зависимости от того, где стоит звук в данных словах.

  • Дид. упражнение «Самый внимательный разведчик».

Дети рассматривают сюжетную картинку «Зимой на прогулке» и называют все предметы, в названии которых встречается звук [с].   (Снег, санки, кусты, снегирь, собака и другое)

  1. Физкультминутка «Ровным строем мы идём».  

Ровным строем мы идём-раз, два, три

Марш на месте

В барабаны звонко бьём- раз, два, три

марш, имитируем стук в барабаны

Мы летим, как самолёт-раз, два, три

руки в стороны, раскачивание

Ускоряется полёт-раз, два, три

ускоряем движение

Пересели в вертолёт-раз, два, три

руки перед собой, изображаем пропеллер

Поднимает вверх пилот - раз, два, три

медленно поднимаем руки над головой, продолжая изображать пропеллер

На ракете полетим - раз, два, три

соединяем ладони над головой

И всех-всех опередим- раз, два, три

не меняя положения рук. приседаем и выпрыгиваем в верх

Поплывем на корабле - раз, два, три

руки перед собой, ладони соединены

Нас качает на волне - раз, два, три

раскачивание из стороны в сторону

Наши пушки метко бьют- раз, два, три

боксирующие движения руками

Нашей Армии салют! Раз, два три!

подпрыгиваем, вскидывая вверх руки

  1. Знакомство с буквой С.

Дети рассматривают иллюстрацию с буквой С, учат стихотворение:

            Полумесяц в небе темном

            Буквой С повис над домом.       В.Степанов

Дети обводят трафарет буквы С, раскрашивают ее и печатают строчку буквы С по образцу и слоги СО, СА.

  1. Упражнение «Составь предложение».

Воспитатель предлагает посмотреть на схему и составить предложение со словом СОЛДАТ.

             

  1. Итог занятия.

Воспитатель:  Ребята, вы очень хорошо справились с заданиями, были активными, внимательными, дружными и получили много звездочек. Давайте сосчитаем сколько звездочек мы получили. Саше и Соне очень понравилось играть с вами. Но им пора возвращаться домой.

- Давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии? С каким звуком мы сегодня познакомились? С какой буквой? Что вам сегодня понравилось больше всего? Какое у вас настроение? Вы все молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление со звуком [З]» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию (обучение грамоте) в подготовительной группе

В конспекте используются:методы и приемы: игровой момент, показ артикуляции, чтение по слоговой таблице, дидактические игры, продуктивная деятельность, физминутка.технологии: Игровая. Здоровьесбе...

Конспект открытого показа ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Знакомство со звуками З-Зь и буквой З».

В материале представлен конспект открытого показа организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Знакомство со звуками З-Зь и...

Конспект занятия НОД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе

Цель:Закрепление ранее полученных знаний.Задачи:Совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, в составлении предложений по схеме, нахождение места звуков в слове....

Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [ф], [ф’] и буква Ф»

Конспект обучающего занятия. Данный материал будет полезен воспитателям подготовительных групп....

Конспект занятия развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе

Цель:- подготовка детей к обучению в школе.Задачи:-совершенствовать фонематический слух, навыки звукового анализа, делении слов на слоги, нахождении ударного слога;- совершенствовать умение детей...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Звуки [к] и [к’] в слогах и словах"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамотев подготовительной группе...