Конспект занятия в старшей-подготовительной группе для детей с ТНР по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков С - З »
план-конспект занятия по обучению грамоте

Малькова Екатерина Сергеевна

                                                                                                                                      Конспект занятия

в старшей-подготовительной группе для детей с ТНР

по обучению грамоте

«Дифференциация звуков С - З »

 

№ слайда, демонстрационный материал.

Информация

 

Малькова Екатерина Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории

Занятие «Дифференциация звуков С-З». Занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы. Занятие проводится с детьми дошкольного возраста (6 - 7 лет).  

 

Тема занятия:

«Дифференциация звуков С-З»

Цель занятия:

Закрепить знание детей о звуке и букве С, и З. Формировать навыки дифференцировать звуки С - З.

 

Задачи занятия:

 

- Закрепить знания о гласных, согласных, твердых и мягких звуках.

- Закрепить умение делить слова на слоге, делать звукобуквенный анализ слов, составлять звуковые схемы слов.

- Закрепить графическое изображение звуков С-З

 

Коррекционно-образовательные

Коррекционно-развивающие

 

- Совершенствование фонематического восприятия и слуха;

- Обучение умению различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки [С] - [З];

 

Коррекционно-воспитательные

- Развивать умение работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительно относится друг к другу.

 

Тип занятия:

 Обучение грамоте

 

Форма проведения:

 Практическое занятие

Форма организации работы:

Подгрупповая

Оборудование:

Проектор; мольберт; презентация; парные иллюстрации: коса-коза, роса-роза, сайка-зайка; индивидуальный набор на каждого ребенка: звуковые квадраты, карандаш синего и зелёного цвета, раздаточный материал для определения места звука в слове; наглядный материал; музыка и колонка для игры; коврограф.

 

План занятия:

  1. Организационный этап.

Постановка целей и задач.

 

II. Вводная часть.

 

III.Основной этап.

Деятельность детей.

 

IV.Рефлексия. Итоги.

 

V.Заключительный этап. Поощрение, награждение.

(____ минут)

Ход занятия:

 

  1. Организационный этап.

Размещение детей в начале занятия.

Педагог: Цель, стимулирование на деятельность

Станем рядышком, по кругу,

Скажем  "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Пусть каждый улыбнётся –

И занятие начнётся.

Доброе утро! (Дети садятся

полукругом на стульчики).

 

 

 

 

 

 

 

Педагог

Дети

 

 

 

 

Слайд №2

 

 

 

 

 

Слайд №3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №4

II.Вводная часть.

Последовательность, способы

Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас две загадки.

Послушайте первую :    Под крышей висит,

                                             Разломишь – хрустит.

                                              Зимой замерзает,

                                              Слеза не стекает,

                                              Солнце припечёт —

                                               Заплачет, потечёт…

 

Послушайте вторую загадку: Зверь ушастый, летом серый,                      

                                                          А зимою снежно-белый.

                                                          Я его не испугался,

                                                          Целый час за ним гонялся…

Молодцы!

-Ребята, скажите, какие звуки вы слышите в начале слов заяц и сосулька?

 

Давайте вспомним с вами эти звуки и дадим им характеристику.

 

 С начало звуку С

 

 

Давайте дадим характеристику звуку З

Варианты ответов детей

 

 Сосулька

 

 

 

 

 

Заяц

 

 

 

 

В слове сосулька –С

В слове заяц-З

 

Звук С согласный, бывает твердым или мягким, глухой.

 

Звук З согласный, бывает твердый или мягкий, звонкий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Основной этап.

Молодцы!

А сейчас я предлагаю вам поработать и поиграть с этими звуками и приглашаю вас за столы.

 

 

 

 

 

Обратите внимание, что перед вами лежат задания, на которых изображены: сок, зонт, сено и тазик.

Такие же картинки весят на коврографе.

Ваша задача, определить какой звук С или З слышится в слове и где он расположен: в начале слова, середине или в конце и закрасить нужным цветом карандаша, нужный квадрат.

Давайте вспомним, что значит синий квадрат (с колокольчиком)?

Зеленый квадрат (с колокольчиком)?

Теперь давайте проверим, как вы справились с заданием, кто хочет выйти и показать нам на коврографе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Молодцы!

-А теперь давайте немного разомнемся.

«-Что бы ровной была спинка, очень нам нужна разминка!

Ну ка встань и не зевай и за мною повторяй!

Физминутка «Грачи»

 

Вот на ветках грачи! Не кричи! (Указательный палец к губам)

Чёрные сидят грачи. (Присели)

Разместились в гнездышке, распушили пёрышки, (Встать, руки в стороны)

Греются на солнышке, головой вертят, (Повороты головой вправо, влево)

Полететь хотят. (Руки в стороны – махи руками)

Полетели, прилетели (Бег врассыпную)

И опять все в гнёзда сели. (Присели)

 

Отдохнули?

Возвращаемся на свои места и продолжаем работу.

 

Сейчас мы с вами разберем наши слова, узнаем сколько в слове слогов, звуков, букв и составим звуковую схему слова.

Кто хочет выйти и разобрать первое слово ЗОНТ вместе со мной?

(1 ребенок делает у доски, все остальные на местах.)

 

Отлично, вы прекрасно справились с заданием!

А теперь скажите мне, что есть у каждого звука?

Давайте выложим букву С и букву З фасолинками.

             (Дети выкладывают буквы из фасоли)

Дети садятся за столы с заранее приготовленным индивидуальным раздаточным материалом.

На коврографе расположены иллюстрации с заданием по определению места звука в слове. Звуковые квадраты.

 

 

 

 

 

 

 

- Синий квадрат означает твердый согласный (с колокольчиком –твердый согласный, звонкий)

-Зеленый квадрат- мягкий согласный (с колокольчиком- мягкий согласный, звонкий).

По желанию детей:

-В слове сок слышим звук С на вначале слова, он глухой и твердый согласный, поэтому синий квадрат.

Так все остальные слова.

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют физминутку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да

 

 

Ответы детей

ЗОНТ: 1 слог, 4 звука, 4 буквы

Схема.

 

 

Буква

 

 

 

 

 

 

 

IV. Рефлексия

 Ну что ребята, наше занятие подходит к концу. Как вы думаете, вы запомнили, чем отличаются звуки С и З?

(На этой фразе, стучат в дверь группы и говорят, что нам пришла посылка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Заключительный этап

Сюрпризный момент

Ребята, это посылка от моих знакомых, двух сестренок Сони и Зои.

Воспитатель открывает посылку и достает оттуда письмо, читает детям.

Здравствуйте ребята и Екатерина Сергеевна, нам нужна ваша помощь, дело в том, что мы играли с нашими любимыми игрушками. У Сони были игрушки, название которых, начинались на звук С, а у Зои на звук З, но они перепутались, и мы не можем их разобрать помогите нам пожалуйста.

 

Давайте поможем Сони и Зои, ребята?

Посмотрите, ребята, они прислали нам свои фотографии.

(фото на экране)

Вот две корзинки, а вы делитесь на две команды, одна команда находит и складывает игрушки со звуком С в корзину Сони, а вторая команда со звуком З в корзину к Зое.

 

Молодцы, а теперь проверим вместе.

(Проверяем правильность выполнения задания, после чего воспитатель поощряет детей.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Да

 

 

Дети выполняют задание под веселую музыку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_otkrytomu_zanyatiyu.pptx2.34 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ПОД КРЫШЕЙ ВИСИТ, РАЗЛОМИШЬ – ХРУСТИТ. ЗИМОЙ ЗАМЕРЗАЕ, СЛЕЗА НЕ СТИКАЕТ, СОЛНЦЕ ПРИПЕЧЕТ – ЗАПЛАЧЕТ , ПОТЕЧЕТ…..

Слайд 3

ЗВЕРЬ УШАСТЫЙ, ЛЕТОМ СЕРЫЙ, А ЗИМОЮ СНЕЖНО-БЕЛЫЙ, Я ЕГО НЕ ИСПУГАЛСЯ, ЦЕЛЫЙ ЧАС ЗА НИМ ГОНЯЛСЯ…….

Слайд 4

[ c ] - ? - [ з ] - -

Слайд 5

Соня Зоя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей-подготовительной логопедической группе по теме "Профессии"

Интегрированное занятие с использованием технологии исследовательской деятельности, созданием проблемной ситуации....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему Дифференциация звуков З и С в подготовительной группе

Упражнять детей в умении характеризовать звуки З и С, активизировать предметный и глагольный словарь, учить делить слова на слоги....

Конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков [в-ф], [к-г]».

Конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков [в-ф], [к-г]».Цель: упражнять в различении звуков [в-ф], [к-г].Задачи: закрепить понятие...

Конспект группового занятия по обучению грамоте по теме: «Дифференциация звуков [ж]-[ш]. Буквы Ж, Ш».

В конспекте представлены игры и упражнения на дифференциацию Ш-Ж звуков....