Конспект группового занятия по обучению грамоте по теме: «Звук [а]. Буква А.»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
В конспекте представлены игры и упражнения для изучения гласного звука [а].
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект группового занятия по обучению грамоте по теме:
«Звук [а]. Буква А.»
Задачи:
дать понятие о гласном звуке [а], уточнить его артикуляцию; научить чётко интонировать звук [а] в словах; выделять звук из ряда звуков, слогов, из начала, середины, конца слова в ударной позиции; обучать звуковому анализу и синтезу. Познакомить с графическим изображением звука [а]. Обучать интонационному чтению.
коррекционно-развивающие: развитие слухового внимания, общих речевых навыков, памяти, мышления, тонкой и артикуляционной моторики; общих речевых навыков; графических навыков;
воспитательные: воспитание навыков взаимодействия, сотрудничества, активности, инициативности и самостоятельности.
Оборудование: звуковые замки, индивидуальные зеркала; картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [а]; алфавит, демонстрационные буквы, кассы, индивидуальные тетради, карандаши, картинка «Доктор Айболит»
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Игра «Запомни и повтори»
Жук-сук-тук
Сухо-ухо-муха
Будь-дуть-путь
Суп-дуб-зуб
Пух-сух-дух
2. Артикуляционная гимнастика.
«Накажем непослушный язычок»
«Блинчик»
«Качели»
«Часики»
«Почистим нижние зубки»
3. Объявление темы занятия.
Логопед:Название какого летнего месяца начинается со звука [а]? (август). Какой первый звук в этом слове? (звук [а].) Сегодня мы будем произносить много слов со звуком [а], познакомимся с буквой А.
4. Знакомство со звуком.
Логопед:
Колыбельку мышь качала,
Мышка тихо напевала: А-а-а!
Мышка губы округляла,
Широко рот открывала: А-а-а!
-Ребята давайте теперь все вместе произнесем этот звук и покажем как пела мышка. Посмотрим в зеркала, которые у нас стоят, и определим какой это звук. Когда мы произносим звук [а], то:
-рот открыт широко;
-язычок лежит спокойно;
-горлышко «работает».
-воздух идет свободно, ему ничего не мешает, его можно тянуть долго-долго.
Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поём звук а-а-а. ниточка длинная или короткая? (длинная). Намотайте ниточку на клубок. Вот какой большой получился клубок!
-Ребята, а какой это звук? (гласный).
-Каким цветом будем его обозначать? (красным).
- Работа над голосом, дыханием.
Мышка очень старалась усыпить мышонка. Она спела ему длинную песенку: а-а-а-а-а-, спойте и вы также.
- короткую: а-а-а;
- тихую;
- громкую;
- постепенным ослаблением голоса.
- Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [а]»
Дети должны хлопнуть в ладоши тогда, когда услышат звук [а] в слове: Аня, муха, утка, мак, ком, мука, аист….
- Дидактическое упражнение «Отгадай загадки и назови первый звук в словах.»
Стою на крыше
Всех труб выше. (Антенна)
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
- Формирование фонематического восприятия.
Но мышонок спать не хочет-
Был мышонок болен очень.
Тут решила мышка-мать:
Надо доктора позвать.
-Какого доктора позовёт мышка? (Айболита)
-Чем занят доктор? Рассмотрите картинку. И назовите слова со звуком [а]. Где стоит этот звук в словах?
Игра «Где спрятался звук?»
Дети определяют, где находится звук [а] в словах:
альбом, аист, апельсин, автобус, банка, азбука, зима, кошка, рука.
- Закрепление звука в тексте.
Ан-ан-ан — папа чинит кран.
Та-та-та — усы большие у кота.
Ак-ак-ак — вырос в поле красный мак.
Ха-ха-ха — не поймать нам петуха.
5.Физминутка.
- Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
- Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой,
Вот тогда придешь домой!
6. Знакомство с буквой А.
Логопед: Давайте познакомимся с буквой А. (Показывает букву детям.)
Возьми три палочки для А.
Наклонились две сперва.
Ну а третья, посмотри,
Третья спряталась внутри.
Рассмотрите букву А и выложите ее из счетных палочек.
- На что еще похожа буква А?
- Игра «Буквенный конструктор»
(Выкладывание из различных элементов буквы А.)
-Сколько элементов в этой букве? Какие?
- Как и люди, буквы у нас живут в домиках. Крыши у домов разного цвета. В каком домике у нас будет жить буква А? Почему?
Всем известно, буква А-
Буква очень славная.
Да к тому же буква А
В алфавите главная.
7. Пальчиковая игра.
Сложить из пальчиков букву А.
8. Работа в кассах.
- Найдите в кассах букву А.
Выкладывание из букв, звуковой анализ и синтез, чтение слогов и слов:
АУ, УА
9. Работа в тетрадях.
Печатание букв в тетрадях.
10. Игра «Характер буквы А.»
- У буквыА разный характер. Посмотрите на картинку. Девочка качает куклу. Прочитаем спокойно: А-а-а. У буквыА здесь спокойный характер.
- Мальчик громко плачет. Около буквыА восклицательный знак. Надо повысить голос и передать плаксивый характер буквы: А-а-а!
- А этот мальчик любопытный, он любит задавать вопросы. Около буквы стоит вопросительный знак. Он указывает, что надо спросить: А? У буквыА любопытный характер здесь.
Итог занятия.
Логопед:
- С каким звуком мы знакомились? Какой это звук? Почему?
- С какой буквой познакомились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".
Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему "Звуки [С], [С`]. Буква С. Слог - слияние"
Занятие по методике О.Г.Молчановой....
конспект занятия по обучению грамоте по теме: "Звуки Л, Ль. Буква Л. Звуковой анализ слова ЛИСА.
Ззанятие составлено для воспитанников старшей группы специального детского сада для детей с ТНР....

Презентация к занятию по обучению грамоте на тему "Звуки В, Вь. Буква В"
Данная презентация может быть использованна при проведении занятия по обучению грамоте с детьми старшей логогруппы, а также в качестве закрепления пройденного материала с родителями....

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки [г],[гь], буква Г
Целью данного конспекта является закрепелние у детей представлений о звуках[г], [гь], знакомство с буквой Г....

Конспект занятия по обучению грамоте на тему: "Звуки [х], [х`]. Буква Х"
Конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи. На занятии дети знакомятся со звуками [х], [х`], их акустико-артикуляционной характеристикой, учатся выделят...

Конспект занятия по обучению грамоте на тему: «Звуки [М], [М’]. Буква М»
Занятие для детей с общим недоразвитием речи, направленное на формирование фонетико-фонематических процессов и подготовку к обучению грамоте....

