Конспект группового занятия по обучению грамоте по теме: «Звук [а]. Буква А.»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Евдокимова Ирина Викторовна

В конспекте представлены игры и упражнения для изучения гласного звука  [а].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_a._bukva_a.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  группового занятия по обучению грамоте по теме:

 «Звук [а]. Буква А.»

       

Задачи:

дать понятие о гласном звуке  [а], уточнить его артикуляцию; научить чётко интонировать звук [а]  в словах; выделять звук из ряда звуков, слогов,  из начала, середины, конца  слова в ударной позиции; обучать звуковому анализу и синтезу. Познакомить с графическим изображением звука [а]. Обучать интонационному чтению.

коррекционно-развивающие:  развитие  слухового внимания, общих речевых навыков, памяти, мышления, тонкой  и артикуляционной  моторики; общих речевых навыков; графических навыков;

воспитательные: воспитание навыков взаимодействия, сотрудничества, активности, инициативности и самостоятельности.

Оборудование: звуковые замки, индивидуальные зеркала;  картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [а];  алфавит, демонстрационные буквы, кассы, индивидуальные тетради, карандаши, картинка «Доктор Айболит»

                                                 Ход занятия:

1.Организационный момент.

Игра «Запомни и повтори»

Жук-сук-тук

Сухо-ухо-муха

Будь-дуть-путь

Суп-дуб-зуб

Пух-сух-дух

       2. Артикуляционная гимнастика.

«Накажем непослушный язычок»

«Блинчик»

«Качели»

«Часики»

«Почистим нижние зубки»

3. Объявление темы  занятия.

Логопед:Название какого летнего месяца начинается со звука [а]? (август).   Какой первый звук в этом слове?  (звук [а].)   Сегодня мы  будем произносить много слов со звуком [а], познакомимся с буквой А.

4. Знакомство со звуком.

Логопед:

Колыбельку мышь качала,

Мышка тихо напевала: А-а-а!

Мышка губы округляла,

Широко рот открывала: А-а-а!

-Ребята давайте теперь все вместе произнесем этот звук и покажем как пела мышка.  Посмотрим  в  зеркала,  которые у нас стоят,  и определим   какой это звук. Когда мы произносим звук [а], то:

-рот открыт широко;

-язычок лежит спокойно;

-горлышко «работает».

-воздух идет  свободно, ему ничего не мешает, его можно тянуть долго-долго.

Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поём звук а-а-а. ниточка длинная или короткая? (длинная). Намотайте ниточку на клубок. Вот какой большой получился клубок!

-Ребята, а какой это звук? (гласный).

-Каким цветом будем его обозначать? (красным).

  • Работа над голосом, дыханием.

Мышка очень старалась усыпить мышонка. Она спела ему длинную песенку: а-а-а-а-а-, спойте и вы также.

- короткую: а-а-а;

- тихую;

- громкую;

- постепенным ослаблением голоса.

  • Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук  [а]»

Дети должны хлопнуть в ладоши тогда, когда услышат звук [а] в  слове:  Аня, муха, утка, мак, ком, мука, аист….

  • Дидактическое упражнение  «Отгадай загадки  и назови первый звук в словах.»

Стою на крыше

Всех труб выше. (Антенна)

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

  • Формирование фонематического восприятия.

Но мышонок спать не хочет-

Был мышонок болен очень.

Тут решила мышка-мать:

Надо доктора  позвать.

-Какого доктора позовёт мышка? (Айболита)

-Чем занят доктор? Рассмотрите картинку. И назовите слова со звуком [а]. Где стоит этот звук в словах?

Игра  «Где спрятался звук?»

Дети определяют, где находится звук [а] в словах:

альбом,  аист, апельсин, автобус, банка, азбука, зима, кошка, рука.

  • Закрепление звука в тексте.

Ан-ан-ан — папа чинит кран.

Та-та-та — усы большие у кота.

Ак-ак-ак — вырос в поле красный мак.

Ха-ха-ха — не поймать нам петуха.

5.Физминутка.

- Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу!

- Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова — правою ногой,

Снова — левою ногой,

После — правою ногой,

После — левою ногой,

Вот тогда придешь домой!

6. Знакомство с буквой А.

Логопед: Давайте познакомимся с буквой А. (Показывает букву детям.)

Возьми три палочки для А.

Наклонились две сперва.

Ну а третья, посмотри,

Третья спряталась внутри.

Рассмотрите букву А и выложите ее из счетных палочек.

- На что еще похожа буква А?

  • Игра  «Буквенный конструктор»

(Выкладывание из различных элементов буквы А.)

-Сколько элементов в этой букве? Какие?

- Как и люди, буквы у нас живут в домиках. Крыши у домов разного цвета. В каком домике у нас будет жить буква А? Почему?

Всем известно, буква А-

Буква очень славная.

Да к тому же буква А

В алфавите главная.

7. Пальчиковая игра.

Сложить из пальчиков букву А.

8. Работа в кассах.

- Найдите в кассах букву А.

Выкладывание из букв,  звуковой анализ и синтез, чтение  слогов и  слов:

     АУ, УА

 9. Работа в тетрадях.

Печатание букв в тетрадях.

10.  Игра «Характер буквы А.»

- У буквыА разный характер. Посмотрите на картинку. Девочка качает куклу. Прочитаем спокойно: А-а-а. У буквыА здесь спокойный характер.

- Мальчик громко плачет. Около буквыА восклицательный знак. Надо повысить голос и передать плаксивый характер буквы: А-а-а!

- А этот мальчик любопытный, он любит задавать вопросы. Около буквы стоит вопросительный знак. Он указывает, что надо спросить: А? У буквыА любопытный характер здесь.

Итог занятия.

Логопед:

- С каким звуком мы знакомились? Какой это звук? Почему?

- С какой буквой познакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".

Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

конспект занятия по обучению грамоте по теме: "Звуки Л, Ль. Буква Л. Звуковой анализ слова ЛИСА.

Ззанятие составлено для воспитанников старшей группы специального детского сада для детей с ТНР....

Презентация к занятию по обучению грамоте на тему "Звуки В, Вь. Буква В"

Данная презентация может быть использованна при проведении занятия по обучению грамоте с детьми старшей логогруппы, а также в качестве закрепления пройденного материала с родителями....

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки [г],[гь], буква Г

Целью данного конспекта является закрепелние у детей представлений о звуках[г], [гь], знакомство с буквой Г....

Конспект занятия по обучению грамоте на тему: "Звуки [х], [х`]. Буква Х"

Конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи. На занятии дети знакомятся со звуками [х], [х`], их акустико-артикуляционной характеристикой, учатся выделят...

Конспект занятия по обучению грамоте на тему: «Звуки [М], [М’]. Буква М»

Занятие для детей с общим недоразвитием речи, направленное на формирование фонетико-фонематических процессов и подготовку к обучению грамоте....