Проектная деятельность " Мир звуков и букв"
проект по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 «Красная шапочка»
города Сафоново Смоленской области
(МБДОУ д/с № 14)
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«МИР ЗВУКОВ И БУКВ»
ПОДГОТОВИЛА: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
ЯКОЛЦЕВИЧ ВИКТОРИЯ ИГОРЕВНА
Актуальность. В условиях модернизации дошкольного образования один из критериев выпускника в области «Коммуникация» - ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа слов, определять основные качественные характеристики звуков, место звука в слове, проявлять интерес к чтению, самостоятельно читать слова.
Главная задача педагогов и родителей дошкольника сформировать предпосылки к овладению грамотой. И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а так же делать простейший звуковой анализ.
Плохое владение звуковым анализом приводит в школе к ошибкам на письме, таким как пропуски букв, перестановка или замена букв, недописывание слов. Такого рода ошибки преодолеваются с большим трудом, поэтому работу по формированию предпосылок к овладению грамотой, необходимо начинать с дошкольного детства, чтобы заложить фундамент к овладению грамотного письма и чтения.
Вид проекта: долгосрочный.
Тип проекта: педагогический. Учебно-игровой.
Длительность проекта: 9 месяцев (сентябрь 2017 – май 2018)
Участники: дети (с ФНР и ФФНР), родители, воспитатели.
По числу участников: индивидуальный, подгрупповой.
Цель: Формирование полноценной звуковой стороны речи.
Задачи:
- Развивать фонематическое восприятие, закрепить навыки правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа:
- Сформировать у детей готовность к овладению элементарным навыкам письма и чтения;
- Развивать связную речь:
- Активизировать и обогащать словарный запас;
- Развивать психические процессы: память, внимание мышление.
Принципы программы:
- Научности;
- Систематичности;
- Перспективности;
- Постепенного усложнения;
В первую очередь, для усвоения правил орфографии требуется сформированность фонематического компонента языковой способности. Поэтому по подготовке обучению грамоте много времени уделяется для усвоения детьми понятий: звук, слог, слово, предложение, гласный, согласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий.
Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной последовательности:
o звуки окружающего мира;
o звуки, произносимые человеком (речевые звуки);
o гласные звуки;
o согласные звуки (без классификации);
o согласны твердые и мягкие;
o согласные звонкие и глухие.
Параллельно даются понятия:
o слово;
o слог;
o предложение;
o ударение.
Ожидаемый результат:
- правильно произносить и артикулировать все звуки речи;
- правильно дифференцировать все изученные звуки;
- различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
- расширять и активизировать словарный запас;
- расширять и активизировать грамматический строй речи;
- развивать фонематическое восприятие, закреплять навык правильного звукобуквенного анализа;
- выработка навыка составления слогов, слов;
- повышение коммуникативных, творческих способностей детей;
Планирование занятий на 1-ый учебный год
Продолжительность занятий | Перреодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
подготовительная группа | 2 раза | подготовительная группа | подготовительная группа |
20мин | 40 мин | 20 сасов |
Календарно-тематическое планирование
Период | Количество часов | Тема | Цель | ||
Сентябрь 4-я неделя | 40 мин. | Звуки и буквы | Объяснить детям, что звуки мы слышим и произносим, а звуки мы видим и пишем. | ||
Октябрь 1-я неделя | 40 мин. | Слова и звуки. Слово и предложение. | Познакомить детей с такими понятиями, как «звук», «слово», «предложение». Учить детей вслушиваться в обращенную речь. И определять количество слов в предложении. | ||
2-я неделя | 40 мин. | Звук [А], буква А | Знакомство с буквой А. Учить выделять звук [А], из потока других звуков, выделение и определение звука в слове. Выкладывание буквы из счетных палочек. | ||
3-я неделя | 40 мин. | Звук [О], буква О | Знакомство с буквой О. Учить выделять звук [О], из потока других звуков, выделение и определение звука в слове. Выкладывание буквы из счетных палочек. | ||
4-я неделя | 40 мин. | Звук [Э], буква Э | Знакомство с буквой Э. Учить выделять звук [Э], из потока других звуков, выделение и определение звука в слове. Выкладывание буквы из счетных палочек. | ||
Ноябрь 1-я неделя | 40 мин. | Звук [И], буква И | Знакомство с буквой И. Учить выделять звук [И], из потока других звуков, выделение и определение звука в слове. Выкладывание буквы из счетных палочек. | ||
2-я неделя | 40 мин. | Звук [Ы], буква Ы | Знакомство с буквой Ы. Учить выделять звук [Ы], из потока других звуков, выделение и определение звука в слове. Выкладывание буквы из счетных палочек. | ||
3-я неделя | 40 мин. | Дифференциация звуков [И]-[Ы] | Дифференциация данных звуков. Звуковой анализ слова. Учить писать печатные буквы, используя образец. Выкладывание буквы из палочек. | ||
4-я неделя | 40 мин. | Звук [У], буква У | Знакомство с буквой У. Учить выделять звук [У], из потока других звуков, выделение и определение звука в слове. Выкладывание буквы из счетных палочек. | ||
Декабрь 1-я неделя | 40 мин. | Звуки [М] и [М’], буква М Согласные звуки. Слоги. Твёрдые и мягкие согласные. | Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком, определить позицию звука в слове, учить делить слова на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву по образцу. Выкладывание букв из счетных палочек. | ||
2-я неделя | |||||
3-я неделя | 40 мин. | Звуки [К] и [К'], буква К | Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком, определить позицию звука в слове, учить делить слова на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву по образцу. Выкладывание букв из счетных палочек. | ||
4-я неделя | |||||
Январь 1-я неделя | 40 мин. | Звуки [Х] и [Х'], буква Х | Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком, определить позицию звука в слове, учить делить слова на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву по образцу. Выкладывание букв из счетных палочек | ||
2-я неделя | |||||
3-я неделя | 40 мин. | Дифференциация звуков [К]-[Х], [К’]-[Х’] | Дифференциация данных звуков. Звуковой анализ слова. Учить писать печатные буквы, используя образец. Выкладывание буквы из палочек. Преобразование слогов. Выкладывание графической схемы простого предложения с предлогом. | ||
4-я неделя | 40 мин. | Звуки [В] и [В’], буква В | Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком, определить позицию звука в слове, учить делить слова на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву по образцу. Выкладывание букв из счетных палочек | ||
Февраль 1-я неделя | 40 мин. | Звук [Ф] и [Ф'], буква Ф | Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком, определить позицию звука в слове, учить делить слова на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву по образцу. Выкладывание букв из счетных палочек | ||
2-я неделя | 40 мин. | Дифференциация звуков [В]-[Ф], [В’]-[Ф’]. Звонкие и глухие согласные. | Дифференциация данных звуков. Звуковой анализ слова. Учить писать печатные буквы, используя образец. Выкладывание буквы из палочек. Преобразование слогов. Выкладывание графической схемы простого предложения с предлогом. | ||
3-я неделя | 40 мин. | Звук [Й'], буква Й | Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Знакомство с буквой. Й. Учить выделять звук [Й], из потока других звуков, выделение и определение звука в слове. Выкладывание буквы из счетных палочек. | ||
4-я неделя | 40 мин. | Звук [Я], буква Я | Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Знакомство с буквой. Я. Учить выделять звук [Я], из потока других звуков, выделение и определение звука в слове. Выкладывание буквы из счетных палочек. | ||
Март 1-я неделя | 40 мин. | Звук [Й’] и [О], буква Ё | Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Знакомство с буквой. Й. Учить выделять звук [Й] и [О], из потока других звуков, выделение и определение звука в слове. Выкладывание буквы из счетных палочек. | ||
2-я неделя | 40 мин. | Звук [Й’] и [У], буква Ю | Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Знакомство с буквой. Й. Учить выделять звук [Й] и [У], из потока других звуков, выделение и определение звука в слове. Выкладывание буквы из счетных палочек. | ||
3-я неделя | 40 мин. | Звук [Й’] и [Э], буква Е | Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Знакомство с буквой. Й. Учить выделять звук [Й] и [Э], из потока других звуков, выделение и определение звука в слове. Выкладывание буквы из счетных палочек. | ||
4-я неделя | 40 мин. | Звук [Л] и [Л'] , буква Л | Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Знакомство с буквой. Л. Учить выделять звук [Л], из потока других звуков, выделение и определение звука в слове. Выкладывание буквы из счетных палочек. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. В | ||
Апрель 1-я неделя | |||||
2-я неделя | 40 мин. | Дифференциация звуков [Й’] и [Л’] | Дифференциация данных звуков. Звуковой анализ слова. Учить писать печатные буквы, используя образец. Выкладывание буквы из палочек. | ||
3-я неделя | 40 мин. | Звуки [Р] и [Р’], буква Р | Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина. | ||
4-я неделя | |||||
Май 1-я неделя | 40 мин. | Страна Азбука | Изготовление Азбуки. | ||
Диагностика.
Обследование детей по данной программе осуществляется 2 раза за срок обучения (в начале и в конце). Это даёт возможность увидеть динамику усвоения детьми программных требований. Проанализировав причины отдельных пробелов, недоработок, по итогам стартовой диагностики, наметить пути их исправления. Использую материалы «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет. Рабочая тетрадь» Е.В. Колесниковой.
Обследуется речь по следующим признакам:
- развитие звуковой культуры речи;
- развитие фонематического слуха;
- развитие звуко-буквенного анализа.
Слева каждого задания нарисован шарик, с условным обозначением, его нужно раскрасить после каждого задания в следующие цвета:
---- если задание выполнено правильно;
---- если есть одна-две ошибки;
---- если задание не выполнено.
Оценка результатов (баллы-шарики):
раздел уровень | развитие звуковой культуры речи | развитие фонематического слуха | развитие звуко-буквенного анализа |
Высокий уровень | 9-12 | 15-18 | 9-12 |
Средний уровень | 6-9 | 12-15 | 6-9 |
Низкий уровень | 4-6 | 10-12 | 3-6 |
Список литературы:
- Алтухова Т.А. Звуковая мозаика. СПб., Лань, 1998.
- Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. М., 1998.
- Безруких М.М., Ефимова С.П. Ступеньки к школе. М., Дрофа, 2000.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Ч.3 – М.: Баласс, 2017.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Ч.4 – М.: Баласс, 2017.
- Ефимова С.П. Как готовить ребенка к школе. М., 1992. 15.Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. М., 1958.
- Жукова О. Логопедический букварь. М., АСТ, 2016.
- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985.
- Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986.
- Колесникова Е.В. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет, Рабочая тетрадь. М.: Ювента, 2016.
- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: конспекты занятий. – Москва: ТЦ Сфера, 2001.
- Такие непослушные буквы. – Н.А. Матюкова.
- Матюкова Н.А. Такие непослушные буквы. Логопедическая тетрадь по профилактике оптической дисграфии детей 6-7 лет. – Смоленск, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Проектная деятельность «От звука к букве».
Развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха и восприятия:знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;классификация звуков: гласные и согласные...

Проектная деятельность «Нежные звуки музыки моей я кистью рисую…»
Проектная деятельность «Нежные звуки музыки моей я кистью рисую…»...
Речевая деятельность. Тема. Звук [й], буква Й.
Задачи: Познакомить с согласными звуками [й] и буквой Й. Упражнять в определении звука в словах в трех позициях – в начале слова, в середине, в конце; в чтении слогов с наращиванием; в чте...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ТНР «Ознакомление со звуком [э], буквой Ээ»Задачи Образовательные: ознакомление со звуком [э] и буквой Ээ; формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Ээ; совершенствовани
Задачи Образовательные: ознакомление со звуком [э] и буквой Ээ; формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Ээ; совершенствование звукового и слогового анализа и синтеза; соверше...


