Речевая деятельность. Тема. Звук [й], буква Й.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Задачи: Познакомить с согласными звуками [й] и буквой Й. Упражнять в определении звука в словах в трех позициях – в начале слова,  в середине, в конце; в чтении слогов с наращиванием; в чтении слов по слоговой таблице; в чтении слов со стечением согласных букв ТР-; обогащать лексику детей антонимами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_na.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Речевой деятельность

Тема. Звук [й], буква Й.

Форма организации: Ситуативный разговор

Задачи: Познакомить с согласными звуками [й] и буквой Й. Упражнять в определении звука в словах в трех позициях – в начале слова, в середине, в конце; в чтении слогов с наращиванием; в чтении слов по слоговой таблице; в чтении слов со стечением согласных букв ТР-; обогащать лексику детей антонимами.

Оборудование: касса букв, разрезная азбука.

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

Мотивация детей к деятельности.

-Ребята, в детский сад пришло письмо, адресовано в группу «Незнайки»

- Письмо со страны грамматики, у них случилась беда, злой волшебник заколдовал их страну и расколдует только тогда, когда мы выполним задания.

Простановка цели детьми

-Поможем жителям страны Грамматики?

-Что для этого сделаем?

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности.

Характеристика звука И.

При произношении этого звука средняя часть спинки языка образует щель с твердым нёбом. Когда мы его произносим, мы улыбаемся, обнажая верхние и нижние зубы. И — мягкий согласный звук, не тянется.

Место звука в словах в трех позициях

— в начале слова: йод;

— в середине: майка, лейка, чайник, скамейка, война;

— в конце: трамвай, воробей, сарай, муравей, соловей, серый.

- Примеры приводят дети. С некоторыми словами составляются предложения.

Буква И («И краткое»). Сравнение с буквой И.

— Что общего у этих букв? Чем они отличаются?

У станции «И краткое» Нас встретили загадкою: «Прочти и отгадай-ка: Что надо пропустить, Чтоб можно было зайку В заику превратить?»

Один из нас минуты три Подумал над разгадкою И отвечал: «Крючок сотри Над буквою «И краткое»!»

С. Я. Маршак

Сравнение слов зайка и заика.

Чтение и сравнение на слух слов:

САРАИ — САРАЙ МОИ — МОЙ ТВОИ — ТВОЙ Чтение с наращением:

ОЙ — МОЙ — ЗИМОЙ. И т. д.

Выучить пословицу В гостях воля хозяйская.

-Если дети затрудняются с ответом о ее смысле, объяснить.

Чтение предложений по таблице (хором).

- Орфоэпическое правило: союзы, предлоги, частицы всегда произносить вместе с тем словом, к которому они относятся, — как одно слово, не делая паузы.

-Слова прочитываются в медленном темпе (но не по слогам!), а затем в темпе разговорной речи. При этом воспитатель регулирует темп указкой.

Чтение слоговой таблицы в ускоренном темпе. Произносить громко и четко.

Физкультминутка

(Одновременно учим согласовывать числительные два, две с существительными)

Две руки хлопают. Две ноги топают. Два локотка вращаются. Два глаза закрываются.

Соответствующие движения.

Мой Илья такой лентяй!

Развести руки в стороны.

Только отдых подавай.

Присесть, руки за головой.

Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Составить трехбуквенные слова:

БОЙ ВОЙ РОЙ ПОЙ МАЙ РАЙ КУЙ НОЙ ДУЙ ЖУЙ ДАЙ ЛАЙ

Игра «Кто поедет в гости?»

Дети из слогов составляют имена тех, кого они возьмут с собой в гости.

Чтение карточек.

Подведение итога

-Мы помогли жителям страны Грамматики?

-Что для этого сделали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей образовательной деятельности по формированию речевого (фонематического) слуха в старшей группе для детей с ЗПР, тема: «Звук и буква К»

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей образовательной деятельности по формированию речевого (фонематического) слуха в старшей группе для детей с ЗПР, с тяжелыми нарушениями речи и интелектуал...

Конспект ООД по речевой деятельности. Тема: «Звуки [м – м’] и буква М м»

Цель: совершенствовать умение различать на слух звуки м и мь, произносить слова и словосочетания,  формирование фонетического слуха....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития. Образовательная область: речевое развитие (подготовка к обучению грамоте). Тема: "Звуки и буквы [К] — [Г]"

Закрепление в самостоятельной деятельности умения дифференцировать звуки [К] — [Г]», проводить  звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов, слова «гуси»...

Речевое развитие. Тема: "Звук и буква Н"

Цель: познакомить детей со звуком и буквой «Нн»Задачи:Образовательные:Познакомить с понятием «согласный звук».Дать понятия «Мягкий и твёрдый звук.Упражнять находить ...