Конспект занятия по обучению детей грамоте "Письмо от мудрой совы"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Татьяна Николаевна Федина

Конспект занятия направлен на закрепление знаний детей проводить звуковой анализ слов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по подготовке к обучению грамоте

(подготовительная к школе группа)

"Письмо от Мудрой Совы"

Образовательные:

  • Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках, о различии звуков по твердости и мягкости.
  • Учить детей проводить звуковой анализ слов, составлять схему к данному слову.
  • Формировать навык деления слов на слоги, определять количество слогов в слове.
  • Совершенствовать навык составления предложений по схеме.
  • Развивать речь детей.
  • Развивать фонематический слух, слуховое внимание, зрительную память.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.
  • Воспитывать самостоятельность, самоконтроль, взаимопомощь.

Материал: мягкая игрушка Мудрая Сова, мольберты, письмо с заданиями, картинки домов для игры «Домики», картинки животных на каждого ребенка, фишки для звукового анализа (красные, синие, зеленые), счетные палочки, буквы Ш, К, О, Л, А, картинки со схемами для звукового анализа (ЛИСА МЫШКА)

Ход занятия

- Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости! Поздоровайтесь с ними!

- А сейчас садимся на свои места и начнем наше занятие.

- Сегодня утром, мне принесли письмо, оно адресовано вам – «детям подготовительной группы №4»

- Послушайте, что в нем написано: «Ребята, в этом году вы идете в школу. Значит, вы многому научились? Я вам посылаю задания, если вы с ними справитесь, вас ждет сюрприз. Я желаю вам удачи! В добрый час! Мудрая Сова»

- Постараемся выполнить эти задания? Заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились. Какие вы у нас умники и умницы!

1ЗАДАНИЕ. Игра «ПОЙМАЙ ЗВУК»

Правила игры:

- Я буду называть вам слово, если в этом слове есть звук Л – мы хлопаем в ладоши.

- Будьте внимательны! Звук может стоять в начале, середине или в конце слова.

- Если в слове нет этого звука, никаких действий мы не выполняем.

(ЛАМПА, НОСКИ, ВИЛКАЛУНА, МИР, ЛЕЙКА, ПОЛКА, НИТКА, БУЛКА, МИСКА, КОШКА, ЛАНДЫШ, СЛИВАСАМОСВАЛ, МАЛЬЧИК, ДЕВОЧКА, ДЯТЕЛ, ЦЫПЛЕНОК,  ПЕНАЛ, МАРТ) – спрашивать у детей, где стоит звук. Ответы детей.

- Молодцы! Справились с заданием!

-2 ЗАДАНИЕ «Подели слова на слоги и определи их количество»

Воспитатель: Сейчас я буду показывать предметы. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Ребята напомните мне как можно определить сколько слогов в слове? (прохлопать это слово, посчитать гласные звуки) Картинки или предметы: кни-га, аль-бом, пе-нал, кра-ски, ка-ран-даш, мел. Ребята, а что это за предметы? (Школьные принадлежности)

Молодцы мы справились еще с одним заданием Пиши - Читай.

 3 ЗАДАНИЕ Игра «Найди спрятанные слова»

- Вы любите играть в прятки?

- В русском языке есть слова, которые тоже любят играть в прятки.

- Это слова, которые прячутся в более длинных словах.

- Я буду говорить вам слова, а вам нужно найти спрятанные слова, среди этих букв.

- А чтобы вам было легче искать, я вам дам подсказку.

- В спрятанных словах вы должны найти животных.

СтреКОЗА, коЛОСЬя, сУТКИ, уКРОТитель, диКОБРАз, платЕЖ, цоКОТ, ЛЕВша, заСЛОНка, КОНЬкобежец, КИТай, НиКИТа, ВасиЛИСА, поЛИСАдник, минУТКА, тРАКтор, вЛЕВо.

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали
Ногами все потопали
Руками все похлопали
Раз присели, два присели,
Три нагнулись и достали
Рукой левою носок,
Рукой правой потолок
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
Повертелись, покружились
На места свои уселись,

 3 ЗАДАНИЕ  Предложение

Открываю конверт, достаю схему предложения.

- Дети, как вы думаете, что это? (Ответы детей)

- А что такое предложение? (предложение - это несколько слов, которые дружат между собой. Это законченная мысль)

- Скажите, что означает каждая полоска на схеме? (сколько слов в предложении)

- Как пишем первое слово в предложении? (с большой буквы)

- Что ставим мы в конце предложения? (точку)

- Посмотрите на схему предложения нашей Совы, сколько слов здесь? (два)

- Придумайте предложение по этой схеме (дети придумывают предложения)

- Молодцы!

- А теперь послушайте еще одно задание.

- Составьте предложение из трех слов, со словом….

- А слово в отгадке.

Снег и лед на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к нам пришла... (весна)

(дети составляют предложения, выбрать лучшее предложение и предложить детям составить схему)

- Перед вами счетные палочки.

- Давайте выложим из счетных палочек схему предложения «Пришла долгожданная весна»

- Сколько слов в этом предложении?

- Какое слово первое? Второе? Третье?

- С какой буквы пишется предложение? А еще, какие слова мы пишем с большой буквы, даже если они не стоят в начале предложения?

- Что ставим в конце предложения?

- Еще, какие знаки могут стоять в конце предложения?

- Молодцы!

- А слово зашифровано в первых звуках отгадок.

4 ЗАДАНИЕ  ЗАГАДКИ

1.С той и с этой стороны
В клетках кони и слоны
В клетках справа
В клетках слева
Короли и королевы
Но не могут удержаться
Чтоб друг с другом не сражаться
 (ШАХМАТЫ)

- Какой первый звук в слове ШАХМАТЫ?

- Вика, найди букву, которая обозначает этот звук.

Я все знаю, всех учу
А сама всегда молчу
Чтоб со мною подружиться
Нужно чтению учиться
(КНИГА)

- Какой первый звук в слове КНИГА?

- Оля, найди букву, которая обозначает этот звук.

Листья с веток облетают
Птицы к югу улетают,
«Что за время года? – спросим
Нам ответят «Это…(
ОСЕНЬ)

- Какой первый звук в слове ОСЕНЬ?

- Катя, найди букву, которая обозначает этот звук

Кто следит за чистотой
Лист бумаги очищая,
Кто, так жертвуя собой,
Что боками оттирает,
Все не нужные штрихи
Ради этой чистоты,
Чтоб красивым был рисунок,
И ошибки не видны? (
ЛАСТИК)

- Какой первый звук в слове ЛАСТИК?

- Миша, найди букву, которая обозначает этот звук.

Эта книга не простая
По ней буквы изучают
 (АЗБУКА)

- Какой первый звук в слове АЗБУКА?

- Миша, найди букву, которая обозначает этот звук.

- Теперь дружно читаем, какое слово получилось?

ШКОЛА

Воспитатель: Правильно, это слово ШКОЛА! (воспитатель показывает картинку школы.)

 Скажите ребята, сколько слогов в этом слове? (2).

Давайте проверим (прохлопаем или посчитаем гласные).

 А сколько звуков? (5).

 Дети выполняют звуковой анализ слова.

 Самостоятельно.  Затем проверяем один ребенок у доски.

В слове школа два слога, ударный слог первый. В этом слове пять звуков:

  • Первый звук - Ш - согласный, твёрдый;  обозначаем синим квадратом и шапочкой;
  • Второй звук - К - согласный, твердый  обозначаем синим квадратом и шапочкой;
  • Третий звук - О - гласный, ударный, обозначаем красным квадратом;
  • Четвёртый звук - Л - согласный, твёрдый,  обозначаем синим квадратом и колокольчиком;
  • Пятый звук - А - гласный, безударный, означаем красным квадратом

Воспитатель. Да, так и называется дом, где все приобретают знания: Школа. Загадку мы отгадали и с заданием справились.

Итог: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело написать о наших достижениях в письме Мудрой Сове.

Скажите, вам понравилось наше занятие? Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным? Молодцы, ребята, вы справились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие к Мудрой Сове"

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие к Мудрой Сове"...

Конспект занятия по оригами в старшей группе «Мудрая сова»

В игровой форме с применением театрализации дети знакомятся  с миром оригами...

Практическое занятие. Моделирование конспектов занятий по обучению детей дошкольного возраста рассказыванию по картинам

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!       На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, использу...

Конспект занятия по обучению детей 6-7 лет квиллингу (логопедическая подготовительная группа) Тема занятия: «Цветы»

Всем известно, какую большую роль играет развитие мелкой моторики. Техника "Квиллинг" поможет сделать пальчики детей ловкими....

Конспект занятия по обучению детей эрзянскому языку в старшей группе на тему "Счет " (от 6до 9) занятие второе.

Занятие по обучению детей эрзянскому языку в старшей группе  на тему "Счет " (от 6до 9) занятие второе, где дети изучают счет от 6-10 на эрзянском языке и сами разыгрывают спектакль &qu...

Конспект занятия по аппликации "В гостях у мудрой совы" в подготовительной группе.

Расширить представления детей о лесной птице-сове, об особенностях внешнего облика, образе жизни по средством, использования имеющихся умений и навыков работы с ножницами для создания креативной...