Конспект занятия по обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Технологическая карта занятия по обчению грамоте на тему "Звук. В мире звуков. Слова"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия учителя-логопеда
МБДОУ г. Иркутска детского сада № 97
Иринцеевой Зухры Ильсуровны
по обучение грамоте
с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР
1 | Тема занятия: | «Звук. В мире звуков. Слова» |
2 | Возрастная группа: | Подготовительная группа |
3 | Культурная практика | Игровая деятельность, коммуникативная деятельность |
4 | Культурно-смысловой контекст | Схема модели характеристики звуков |
5 | Цель занятия: | Формирование представлений о понятии «звук». |
6 | Образовательные задачи |
|
7 | Словарная работа: | Речевой звук, неречевой звук. Гласный звук, согласный звук |
8 | Предварительная работа | Актуализация навыка работы с опорной схемой при анализе звуков, актуализация знаний о характеристике согласных, гласных, звонких, глухих, звонких и глухих звуков. Дифференциация речевых и неречевых звуков. |
9 | Оборудование: | Музыкальные инструменты (три разных колокольчика, маракасы, кастаньеты, барабан, треугольник, бумага, настольный звонок); аудиозапись природы, игрушечный заяц, ширма, баночки с сыпучим материалом, азбука, схемы «Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем», карандаши. |
10 | Методы и приемы обучения | - эвристический: вопросы, беседа, проблемная ситуация, художественное слово; - информационно-рецептивный: наглядные средства; - репродуктивный: практические действия, формы контроля (самоконтроль) - игровой. |
Организационная структура занятия
Структурный компонент | Деятельность педагога | Действия, деятельность детей | Планируемый результат |
(мотивационный)
| - Здравствуйте, ребята!
У него были длинные уши, которыми он очень любил слушать, как звучат разные звуки. Зайка прислушивался к ним, запоминал их и теперь хочет поиграть с вами. | Дети приветствуют педагога. Проявляют заинтересованность, угадывая звучащий музыкальный инструмент! Слушают педагога. | Обучающиеся угадывают звучащий музыкальный инструмент!
|
(информационный) | - Ребята, закройте глаза. Скажите, где звенел колокольчик: справа, слева, внизу, вверху, сзади? ‒ А теперь наш заяц предлагает отправиться в новое путешествие – удивительный Мир Звуков. ‒ Если мы прислушаемся, то услышим вокруг нас множество звуков. Каждый предмет звучит по-своему. - Звуки чего вы слушали? — Это неречевые звуки. -Чем мы с вами слушали? - Что надо делать, чтобы сохранить на слух? - Зайка бежал по тропинке и прислушался. С-С-С-С – змеиный слышен свист, Ш-Ш-Ш-Ш – шуршит опавший лист, Ж-Ж-Ж-Ж – жуки в саду жужжат, Р-Р-Р-Р – моторы тарахтят». | Дети с закрытыми глазами прислушиваются к источнику звука. Отвечают на вопросы. Анализируют. | Умеют планировать свою деятельность |
4. Актуализация новых знаний Создание проблемной ситуации
| Звуки [с], [ш], [ж], [р] – это речевые. - А кто произносит речевые звуки? Звуки речи — это те звуки, которые произносит человек. Животных мы можем понять? Звуки речи соединяются и получаются слоги, а слоги образуют слова. - А как вы думаете, что нам помогает произносить звуки? - Давайте возьмем зеркала и посмотрим. «Воздух свободно идёт через рот, нет препятствий разных, Голос участвует, голос зовет – звук получается, какой? (гласный). Гласные тянутся в песенке звонкой (О-О-О-О), Могут в кроватке баюкать ребенка (А-А-А-А), Но не желают свистеть и ворчать! -Каким символом мы обозначаем гласные звуки? А согласные – могут шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь! - Каким символом обозначаем согласные звуки? - хлопайте если услышите гласный звук, топайте если услышите согласный звук. Физкультминутка Руки в стороны, в кулачок, Разжимаем и на бочок. Левую вверх! Правую вверх! В стороны, накрест, В стороны, вниз. Тук-тук, тук-тук-тук! Сделаем большой круг. Игровое упражнение «Слушай, запоминай и повторяй!»
Запомните: если в слове меняется звук, получается новое слово. Игровое упражнение «Звук пропал»
- Запомните: звуки в словах пропускать нельзя, получается неправильное слово.
- Заяц – длинные ушки принес вам вот такую схему. Вам нужно обозначить гласные, согласные звуки. | Отвечают, анализируют, выполняют. Договаривают за логопедом речевые звуки. Выполняют движения в соответствии с текстом. Запоминают, повторяют цепочку слов. Дети произносят верное слово целиком. Контролируют, выполняют, оценивают свою деятельность. | Положительный эмоциональный настрой, физическая активность. Дети смогут закрепить полученные знания, самостоятельно применить усвоенные знания и способы действия на практике. |
Рефлексивный | -Зайцу очень понравилось, и он обязательно к вам еще раз придет. - Ребята, что мы слушали? -Чем мы слушали? - Чем произносим звуки? -Какие бывают звуки? -Что понравилось на занятии? Что было сложным? | Дети анализируют свою работу, высказывают впечатления от занятия | Эмоциональная отзывчивость на совместную деятельность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»
Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"
Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.
В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей фонематического слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова"...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием Лего «Путешествие в Царство грамоты»
Цели: Научить детей характеризовать звуки М, Мь.Задачи:- Развивать у детей фонематический слух и восприятие. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ ...
