Конспект занятия по обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Иринцеева Зухра Ильсуровна

Технологическая карта занятия по обчению грамоте на тему "Звук. В мире звуков. Слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspektzvuk.vmirezvukovslova.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия учителя-логопеда

МБДОУ г. Иркутска детского сада № 97

Иринцеевой Зухры Ильсуровны

по обучение грамоте

с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР

1

Тема занятия: 

«Звук. В мире звуков. Слова»

2

Возрастная группа:

Подготовительная группа

3

Культурная практика

Игровая деятельность, коммуникативная деятельность

4

Культурно-смысловой контекст 

Схема модели характеристики звуков

5

Цель занятия:

Формирование представлений о понятии «звук».

6

Образовательные

задачи

  • расширение представлений об органах артикуляции и их участии в произнесении звуков;
  • совершенствование произносительных навыков;
  • развивать фонематическое восприятие через дифференциацию неречевых звуков и звуков речи; 
  • формировать пространственные представления;
  • формировать представление о понятиях «неречевой звук», «речевой звук», «слово»;
  • развивать координацию речи с движением;
  • воспитывать умение выполнять задания по инструкции;
  • воспитывать речевую активность;
  • воспитывать умение делать выводы в ходе занятия.

7

Словарная работа:

Речевой звук, неречевой звук. Гласный звук, согласный звук

8

Предварительная работа

Актуализация навыка работы с опорной схемой при анализе звуков, актуализация знаний о характеристике согласных, гласных, звонких, глухих, звонких и глухих звуков. Дифференциация речевых и неречевых звуков.

9

Оборудование:

Музыкальные инструменты (три разных колокольчика, маракасы, кастаньеты, барабан, треугольник, бумага, настольный звонок); аудиозапись природы, игрушечный заяц, ширма, баночки с сыпучим материалом, азбука, схемы «Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем», карандаши.

10

Методы и приемы обучения

- эвристический: вопросы, беседа, проблемная ситуация, художественное слово;

- информационно-рецептивный: наглядные средства;

- репродуктивный: практические действия, формы контроля (самоконтроль)

- игровой.

Организационная структура занятия

Структурный компонент

Деятельность педагога

Действия, деятельность детей

Планируемый результат

  1. Организационный

(мотивационный)

  1.  Введение в тему

- Здравствуйте, ребята!

  • Сядет на своё место тот, кто угадает, что звучит за моей спиной.

  • В одной сказочной стране жил заяц.

У него были длинные уши, которыми он очень любил слушать, как звучат разные звуки. Зайка прислушивался к ним, запоминал их и теперь хочет поиграть с вами.

Дети приветствуют педагога.

Проявляют заинтересованность, угадывая звучащий музыкальный инструмент! Слушают педагога.

Обучающиеся угадывают звучащий музыкальный инструмент!

        

  1. Основная часть

(информационный)

- Ребята, закройте глаза. Скажите, где звенел колокольчик: справа, слева, внизу, вверху, сзади?

‒        А теперь наш заяц предлагает отправиться в новое путешествие – удивительный Мир Звуков.

‒        Если мы прислушаемся, то услышим вокруг нас множество звуков. Каждый предмет звучит по-своему.

- Звуки чего вы слушали?

— Это неречевые звуки.

-Чем мы с вами слушали?

- Что надо делать, чтобы сохранить на слух?

- Зайка бежал по тропинке и прислушался.

С-С-С-С – змеиный слышен свист,

Ш-Ш-Ш-Ш – шуршит опавший лист,

Ж-Ж-Ж-Ж – жуки в саду жужжат,

Р-Р-Р-Р – моторы тарахтят».

Дети с закрытыми глазами прислушиваются к источнику звука.

Отвечают на вопросы. Анализируют.

Умеют планировать свою деятельность

4.        Актуализация новых знаний

Создание проблемной ситуации

  1. Закрепление знаний

Звуки [с], [ш], [ж], [р] – это речевые.

- А кто произносит речевые звуки?

Звуки речи — это те звуки, которые произносит человек.

Животных мы можем понять?

Звуки речи соединяются и получаются слоги, а слоги образуют слова.

- А как вы думаете, что нам помогает произносить звуки?

- Давайте возьмем зеркала и посмотрим.

«Воздух свободно идёт через рот, нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет – звук получается, какой? (гласный).

Гласные тянутся в песенке звонкой (О-О-О-О),

Могут в кроватке баюкать ребенка (А-А-А-А),

Но не желают свистеть и ворчать!

-Каким символом мы обозначаем гласные звуки?

А согласные – могут шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь!

- Каким символом обозначаем согласные звуки?

- хлопайте если услышите гласный звук, топайте если услышите согласный звук.

Физкультминутка

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимаем и на бочок.

Левую вверх!

Правую вверх!

В стороны, накрест,

В стороны, вниз.

Тук-тук, тук-тук-тук!

Сделаем большой круг.

Игровое упражнение «Слушай, запоминай и повторяй!»

  • Ребята, заяц предлагает запомнить и повторить два слова без ошибки.
  • Речевой материал: день – тень, папочка – бабочка, том – дом, бинт – винт, дочка – точка, гости – кости, крыша – крыса, рожки – ложки, коза – коса, дрова – трава, шар – жар, лук – люк, мышка – мишка, кот – год.

Запомните: если в слове меняется звук, получается новое слово.

Игровое упражнение «Звук пропал»

  • «Звук из слова тихо вышел, что его никто не слышал. Слушай, не зевай, звук в слово возвращай!»        
  • Речевой материал: -ашина, -ирамидка,  - ожницы, -ошка,  
  • -азик, -елефон, -укла, - артина.

  • Нам удалось вернуть на место звуки в словах.

- Запомните: звуки в словах пропускать нельзя, получается неправильное слово.

  • Посмотрите — это азбука. Все звуки имеют портреты – буквы. Запомните звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем.

- Заяц – длинные ушки принес вам вот такую схему. Вам нужно обозначить гласные, согласные звуки.

Отвечают, анализируют, выполняют. Договаривают за логопедом речевые звуки.

Выполняют движения в соответствии с текстом.

Запоминают, повторяют цепочку слов.

Дети произносят верное слово целиком.

Контролируют, выполняют, оценивают свою деятельность.

Положительный эмоциональный настрой, физическая активность.

Дети смогут закрепить полученные знания, самостоятельно применить усвоенные знания и способы действия на практике.

  1. Итог

Рефлексивный

-Зайцу очень понравилось, и он обязательно к вам еще раз придет.

- Ребята, что мы слушали?

-Чем мы слушали?

- Чем произносим звуки?

-Какие бывают звуки?

-Что понравилось на занятии?

Что было сложным?

Дети анализируют свою работу, высказывают впечатления от занятия

 Эмоциональная отзывчивость на совместную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.

В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей  фонематического  слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова"...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием Лего «Путешествие в Царство грамоты»

Цели: Научить детей характеризовать звуки М, Мь.Задачи:- Развивать у детей фонематический слух и восприятие. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ ...