Звуки З и ЗЬ и буква З.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Знакомство со звуками З и ЗЬ и буквой З.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-Учить детей характеризовать звуки З и ЗЬ с опорой на аккустические и артикуляционные признаки;
-Учить различать звуки З и ЗЬ на слух и в произношении в слогах, словах и в предложениях;
-Закреплять навык определения позиции звука в слове;
- Упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
-Формировать навык подбора родственных слов;
-Познакомить с буквой З;
-Закрепить представления о зиме, активизировать и расширять словарь за счет слов-действий и слов-признаков.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Звуки З и ЗЬ и буква З.
Цель:
Знакомство со звуками З и ЗЬ и буквой З.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-Учить детей характеризовать звуки З и ЗЬ с опорой на аккустические и артикуляционные признаки;
-Учить различать звуки З и ЗЬ на слух и в произношении в слогах, словах и в предложениях;
-Закреплять навык определения позиции звука в слове;
- Упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
-Формировать навык подбора родственных слов;
-Познакомить с буквой З;
-Закрепить представления о зиме, активизировать и расширять словарь за счет слов-действий и слов-признаков.
Коррекционно-развивающие:
-Развивать общие речевые навыки, просодическую сторону речи ,силу и высоту голоса;
-Развивать умение выполнять сложную инструкцию;
-Развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление;
-Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
-Развивать навык составления предложения;
Коррекционно-воспитательные:
-Воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога и других детей;
-Формировать у детей навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности;
-Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: видеозапись «Зима», аудиозаписи «Артикуляционная гимнастика», «Дыхательная гимнастика», звуковые замки, профили звуков З и ЗЬ , демонстрационные предметные картинки( заяц, гнездо, мороз, земля, магазин, мазь, зимовье, Зимушка, зимний день, зимующие птицы, животные зимуют), демонстрационная сюжетная картинка ( белка делает запасы на зиму), картина «Зимний лес», буква З, схема образования родственных слов, раздаточный материал( фишки для звукового анализа, звуковые домики, «поезд-слово», схемы для составления предложений, сюжетные картинки ).
Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание зимних пейзажей, картинок с изображением зверей и птиц, чтение загадок и пословиц, сказок «Зимовье», «Морозко», наблюдение за погодой на прогулках, заучивание пальчиковой гимнастики.
Индивидуальная работа: с Данэлем, Ярославом.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Чтобы вежливыми быть,
Нужно «Здравствуй» говорить:
Всем, кого бы ты не встретил,
Это знают наши дети.
-Посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними.(Дети здороваются). Дети, но это не все наши гости.(Включается видеозапись с фрагментом «Зима» и загадкой про зиму).Верно, это зима. Сегодня она у нас в гостях и предлагает познакомиться с ней поближе.
2. Сообщение темы занятия.
Назовите 1ый звук в словах ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЗИМА (З,ЗЬ). Как вы уже догадались, сегодня мы познакомимся со звуками З и ЗЬ. Но сначала давайте выполним с вами артикуляционную гимнастику
3.Характеристика звуков З, и ЗЬ по артикуляционным и акустическим признакам.
4.Развитие фонематического восприятия.
Закройте глаза, слушайте слова. Если в слове будет звук З, хлопните в ладоши, а если услышите звук ЗЬ – топните ногой.(ЗОНТ,ЗЕБРА, АЛМАЗ, РЕЗИНА,ДРУЗЬЯ,ЗАНОЗА).
5. Определение позиции звуков З, ЗЬ в словах.
Зимушке интересно, знаете ли вы слова со звуками З, ЗЬ? (Выставляются картинки: ЗАЯЦ, ГНЕЗДО, МОРОЗ, ЗИМОВЬЕ, МАГАЗИН, МАЗЬ. (Дети определяют позицию звуков с помощью схем-слов и фишек).
6.Произношение звуков З, ЗЬ в словах и словосочетаниях.
Зимушка – зима предлагает нам погулять в зимнем лесу (выставляется картинка «Зимний лес»). В какой лес мы пойдем? (В зимний лес). Какую одежду наденем? (Зимнюю одежду). Какие сапоги? (Зимние сапоги). Какую шапку? (Зимнюю шапку).
В путь! По какой дороге пойдем? (По зимней дороге). Чувствуете, какой мороз? Каким воздухом мы дышим? (Морозным воздухом). Но ведь мы можем заболеть! А чтобы этого не случилось, давайте выполним дыхательную гимнастику.
7. Физминутка.
А чтобы не замерзли пальчики, выполним пальчиковую гимнастику:
Пальчик-мальчик, где ты был?
Где ты с братцами ходил?
(сгибам и разгибаем большие пальцы на обеих руках)
С этим я в снегу валялся( прижимаем большие пальцы и указательные),
С этим с горочки катался( прижимаем большие и средние пальцы),
С этим по лесу гулял( прижимам большие и безымянные пальцы),
С этим я в снежки играл( прижимаем большие и мизинцы).
Все мы пальчики друзья(руки в «замок»),
Где они, там и я( руки в «кулачки»).
8. Подбор глаголов и прилагательных к существительным.
«Ах, ты, зимушка – зима! Все дороги замела!»
- Что сделала Зима с дорогами? (Замела, забросала, закидала).
- Что сделала Зима с лесом? (Заколдовала, запорошила, заморозила).
- Какой лес? ( Заколдованный, сказочный, заснеженный, задумчивый).
9. Подбор родственных слов.
- Как вы назовете птиц, оставшихся зимовать? (Зимующие птицы).
- Посмотрите, из – под снега выходит пар. Почему? (Здесь зимует медведь). А здесь зимовье барсука, а рядом – ежа. Повторите похожие слова (Зимовье, зимовать, зимний, зимующий, зима). Это похожие слова, родственные слова.
(На доску выставляется схема образования родственных слов).
10. Произношение звуков в предложениях.
Зимушка хочет узнать
- Что запасает белка на зиму? (Белка сушит грибы, запасает шишки.)
- Как одним словом это можно назвать? (Запасы).
- Чтобы в доме было тепло, на что нужно закрывать дверь?( На замок, на задвижку, на засов)
Отвечая на мои вопросы, вы произносили предложения. Сейчас каждая пара детей получит картинку и составит предложение по ней, используя схему, где каждое слово – это полоска.(Заяц спрятался под кустом. На березе много снега. Звери построили теплое зимовье. Зимующие птицы клюют ягоды. На окнах появились снежные узоры. Озеро замерзло и покрылось льдом).
11. Знакомство с буквой З.
На что похожа буква З?(На цифру 3).
З – не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка. (В. Степанов)
На эту букву посмотри: она совсем как цифра.(С.Маршак)
12. Составление и чтение слогов ЗА, ЗО,ЗУ, ЗЫ, ЗИ, используя звуковые домики.
13. Итог занятия.
Какие звуки мы сегодня изучали?
Кто нам помогал?
Какой звук З?
Какой звук Зь?
В какие игры мы играли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: "Звуки С, З, Ш, Ж . Буквы С, З, Ш, Ж"
Коррекционно-обучающие цели: Упражнять в сравнении, различении и правильном произнесении звуков [с], [ш], [з], [ж] в слогах, словах, фразах, рассказе. Коррекционно-развивающие цели: развивать фонема...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".
Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...

Развитие речи. Звуки [з и з,] и буква З
Уточнить артикуляцию звуков [з] и [з,], упражнять детей в определении места звуков [з] и [з,] в словах с одновременным присутствием звуков [с] и [з], [с,] и [с]. Объяснить значение слов – паронимов. (...

Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов. Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами.
Материал содержит конспект занятия Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов. Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами. Может применят...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Звуки [г] и [г’] и буква Г» для детей подготовительной группы
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Звуки [г] и [г’] и буква Г»для детей подготовительной группы...

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Б-БЬ] – [П-ПЬ]. Буквы Б, б, П, п.
Цель: обучение дифференциации звуков [Б-БЬ] – [П-ПЬ] и букв Б, б, П, п в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи1) Обучающие: - закреплять знания об...
