Звуки З и ЗЬ и буква З.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Знакомство со звуками З и ЗЬ и буквой З.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-Учить детей характеризовать звуки З и ЗЬ с опорой на аккустические и артикуляционные признаки;

-Учить различать звуки З и ЗЬ на слух и в произношении в слогах, словах и в предложениях;

-Закреплять навык определения позиции звука в слове;

- Упражнять в согласовании прилагательных с существительными;

-Формировать навык подбора родственных слов;

-Познакомить с буквой З;

-Закрепить представления о зиме, активизировать и расширять  словарь за счет слов-действий и слов-признаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_zi_z._bukva_z.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звуки З и ЗЬ и буква З.

Цель:

Знакомство со звуками З и ЗЬ и буквой З.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-Учить детей характеризовать звуки З и ЗЬ с опорой на аккустические и артикуляционные признаки;

-Учить различать звуки З и ЗЬ на слух и в произношении в слогах, словах и в предложениях;

-Закреплять навык определения позиции звука в слове;

- Упражнять в согласовании прилагательных с существительными;

-Формировать навык подбора родственных слов;

-Познакомить с буквой З;

-Закрепить представления о зиме, активизировать и расширять  словарь за счет слов-действий и слов-признаков.

Коррекционно-развивающие:

-Развивать общие речевые навыки, просодическую сторону речи ,силу и высоту голоса;

-Развивать умение выполнять сложную инструкцию;

-Развивать фонематический слух,  слуховое и зрительное внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление;

-Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

-Развивать навык составления предложения;

Коррекционно-воспитательные:

-Воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога и других детей;

-Формировать у детей навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности;

-Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: видеозапись «Зима», аудиозаписи «Артикуляционная гимнастика», «Дыхательная гимнастика», звуковые замки, профили звуков З и ЗЬ , демонстрационные предметные картинки( заяц, гнездо, мороз, земля, магазин, мазь, зимовье, Зимушка, зимний день, зимующие птицы, животные зимуют), демонстрационная сюжетная картинка ( белка делает запасы на зиму), картина «Зимний лес», буква З, схема образования родственных слов, раздаточный материал( фишки для звукового анализа, звуковые домики, «поезд-слово», схемы для составления предложений, сюжетные картинки ).

Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание зимних пейзажей, картинок с изображением зверей и птиц,  чтение загадок и пословиц, сказок «Зимовье», «Морозко», наблюдение за погодой на прогулках, заучивание пальчиковой гимнастики.

Индивидуальная работа: с  Данэлем, Ярославом.

                                        Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Чтобы вежливыми быть,

Нужно «Здравствуй» говорить:

Всем, кого бы ты не встретил,

Это знают наши дети.

-Посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними.(Дети здороваются). Дети, но это не все наши гости.(Включается видеозапись с фрагментом «Зима» и загадкой про зиму).Верно, это зима. Сегодня она у нас в гостях и предлагает познакомиться с ней поближе.

2.     Сообщение темы занятия.

Назовите 1ый звук в словах ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЗИМА (З,ЗЬ). Как вы уже догадались, сегодня мы познакомимся со звуками З и ЗЬ. Но сначала давайте выполним с вами артикуляционную гимнастику

3.Характеристика звуков З, и ЗЬ  по артикуляционным и акустическим признакам.

4.Развитие фонематического восприятия.

Закройте глаза, слушайте слова. Если в слове будет звук З, хлопните в ладоши, а если услышите звук  ЗЬ – топните ногой.(ЗОНТ,ЗЕБРА, АЛМАЗ, РЕЗИНА,ДРУЗЬЯ,ЗАНОЗА).

5. Определение позиции звуков З, ЗЬ в словах.

Зимушке интересно, знаете ли вы слова со звуками З, ЗЬ? (Выставляются картинки: ЗАЯЦ, ГНЕЗДО, МОРОЗ, ЗИМОВЬЕ, МАГАЗИН, МАЗЬ. (Дети определяют позицию звуков с помощью схем-слов и фишек).

6.Произношение звуков  З, ЗЬ в словах и словосочетаниях.

Зимушка – зима предлагает нам погулять в зимнем лесу (выставляется картинка «Зимний лес»). В какой лес  мы пойдем? (В зимний лес). Какую  одежду наденем? (Зимнюю одежду). Какие  сапоги? (Зимние сапоги). Какую  шапку? (Зимнюю шапку).

В путь! По какой  дороге пойдем? (По зимней дороге). Чувствуете, какой мороз? Каким  воздухом мы  дышим? (Морозным  воздухом).  Но ведь мы можем заболеть! А чтобы этого не случилось, давайте выполним дыхательную гимнастику.

7. Физминутка.

А чтобы не замерзли пальчики,  выполним пальчиковую гимнастику:

Пальчик-мальчик, где ты был?

Где ты с братцами ходил?

(сгибам и разгибаем большие пальцы на обеих руках)

С этим я в снегу валялся( прижимаем большие пальцы и указательные),

С этим с горочки катался( прижимаем большие и средние пальцы),

С этим по лесу гулял( прижимам большие и безымянные пальцы),

С этим я в снежки играл( прижимаем большие и мизинцы).

Все мы пальчики друзья(руки в «замок»),

Где они, там и я( руки в «кулачки»).

8. Подбор глаголов и прилагательных к существительным.

 «Ах, ты, зимушка – зима! Все дороги замела!»

 - Что сделала  Зима с дорогами?  (Замела, забросала, закидала).

 - Что сделала  Зима  с лесом?  (Заколдовала, запорошила, заморозила).

 - Какой  лес? ( Заколдованный, сказочный, заснеженный, задумчивый).

9. Подбор родственных слов.

 - Как вы  назовете птиц, оставшихся  зимовать? (Зимующие птицы).

 - Посмотрите, из – под снега выходит пар.  Почему?  (Здесь зимует медведь). А здесь зимовье барсука, а рядом – ежа. Повторите похожие слова (Зимовье, зимовать, зимний, зимующий, зима). Это похожие слова, родственные слова.

(На доску выставляется схема образования родственных слов).

10. Произношение звуков в предложениях.  

Зимушка хочет узнать

  - Что запасает белка на зиму? (Белка сушит грибы, запасает шишки.)

  - Как одним словом это можно назвать?  (Запасы).

  - Чтобы в доме было тепло, на что нужно закрывать дверь?( На замок, на задвижку, на засов)

Отвечая на мои вопросы, вы произносили предложения.  Сейчас каждая пара детей получит картинку и составит предложение по ней, используя схему, где каждое слово – это полоска.(Заяц спрятался под кустом. На березе много снега. Звери построили теплое зимовье. Зимующие птицы клюют ягоды. На окнах появились снежные узоры. Озеро замерзло и покрылось льдом).

11. Знакомство  с буквой З.

На что похожа буква З?(На цифру 3).

З – не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка. (В. Степанов)

На эту букву посмотри: она совсем как цифра.(С.Маршак)

 

12. Составление и чтение слогов ЗА, ЗО,ЗУ, ЗЫ, ЗИ, используя звуковые домики.

13. Итог занятия.

 Какие звуки мы сегодня изучали?

Кто нам помогал?

Какой звук З?

Какой звук Зь?

В какие игры мы играли?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: "Звуки С, З, Ш, Ж . Буквы С, З, Ш, Ж"

Коррекционно-обучающие цели: Упражнять в сравнении, различении и правильном произнесении звуков [с], [ш], [з], [ж] в слогах, словах, фразах, рассказе. Коррекционно-развивающие цели: развивать фонема...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".

Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей  с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...

Развитие речи. Звуки [з и з,] и буква З

Уточнить артикуляцию звуков [з] и [з,], упражнять детей в определении места звуков [з] и [з,] в словах с одновременным присутствием звуков [с] и [з], [с,] и [с]. Объяснить значение слов – паронимов. (...

Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов. Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами.

Материал содержит конспект занятия Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов.  Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами. Может применят...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Звуки [г] и [г’] и буква Г» для детей подготовительной группы

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Звуки [г] и [г’] и буква Г»для детей подготовительной группы...

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Б-БЬ] – [П-ПЬ]. Буквы Б, б, П, п.

Цель: обучение дифференциации звуков [Б-БЬ] – [П-ПЬ]  и букв Б, б, П, п в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи1) Обучающие: - закреплять знания об...