Технологическая карта организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме: «Знакомство со звуком [а] и буквой А»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Технологическая карта организованной образовательной деятельности
с детьми старшей группы
по теме: «Знакомство со звуком [а] и буквой А»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20»
(МДОУ «Детский сад №20»)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
с детьми старшей группы №7
по теме: «Знакомство со звуком [а] и буквой А»
Вид ООД: обучение грамоте.
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Цель ООД: знакомство со звуком [а], с буквой А.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить детей со звуком [а], его характеристикой;
- дать понятие о местонахождении звука в слове (начало слова);
- познакомить с буквой А, с её зрительным образом;
- закрепить у детей обобщающие понятия «фрукты».
Развивающие:
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать зрительную память и зрительное восприятие;
- развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;
- развивать силу и высоту голоса.
Воспитательные:
- воспитывать умение вслушиваться в речь воспитателя;
- воспитывать умение слушать друг друга.
Демонстрационный материал, оборудование: сюжетные картины по мотиву сказки С. Маршака «Глупый мышонок», изображение «Доктора Айболита», изображение фруктов (абрикос, ананас, апельсин), изображение буквы А, фетровые дома для гласных и согласных звуков.
Раздаточный материал: цветные карандаши, конверт-фотоаппарат, изображение буквы А, полоски красного цвета и разной длины для конструирования буквы А, звуковые фонарики красного цвета.
Этап ООД | Задачи этапа | Методы, формы, виды деятельности | Предметная деятельность педагога и воспитанников |
I. Вводно - мотивационный этап | Активизировать внимание детей на предстоящей деятельности. | Игра – приветствие «Доброе утро» | Воспитатель зачитывает стихотворение предлагая детям закончить в нем предложение. |
II. Основной этап | Удивить детей, заинтересовать занятием. Воспитывать умение вслушиваться в речь воспитателя, отвечать на вопросы. Знакомить детей со звуком [а], его характеристикой. Учить детей хорошо владеть техникой речи, включая дыхание, голос. Развивать силу и высоту голоса. Развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику. Учить выделять звук из ряда звуков, а так же в слогах. Учить определять первый звук в слове. Закрепить у детей обобщающие понятия «фрукты». Снять усталость и напряженность. Познакомить с буквой А, с её зрительным образом. Закрепить образ буквы А различными способами и приемами. | 1.Знакомство со звуком [а]. Рассматривание сюжетной картины по мотивам сказки С. Маршака «Глупый мышонок», беседа. 2.Работа над голосом и дыханием. 3.Анализ артикуляции звука [а]. 4. Развитие фонематического слуха и восприятия. Игра «Зажги фонарик». Игровое задание «Назови, что это. Какой первый звук» 5.Физминутка. Самомассаж спины «Цыплята» Динамическое упражнение «Кто как ходит» 6.Знакомство с буквой А. Пальчиковая игра «Вот какая буква А» Конструирование буквы А Прорисовка в воздухе с помощью указательного пальца образа буквы А Игровое задание «сфотографируй букву» | - Ребята, посмотрите на картинку. Что на ней изображено? (Ответы детей.) - Как вы думаете кто в ней живет? - Давайте заглянем в избушку? - Кого здесь вы видите? (Это мышка.) - А что делает мышь? (Она качает мышонка.) - А где лежит мышонок? (Мышонок лежит в кроватке.) - Правильно. Мама мышь качает своего мышонка в кроватке. Это кроватка называется колыбелька. Колыбельку мышь качала, Мышка тихо напевала: А-а-а! Мышка губы округляла, Широко рот открывала: А-а-а! - Какой звук пела мама мышь, когда укачивала своего мышонка? (Она пела звук [а].) - Мама мышь очень старалась усыпить мышонка. Она спела ему длинную песенку: а—а—а—а--а. Спойте и вы также. - Короткую: а-а-а-а. - Тихую. - Громкую. - С постепенным усилением голоса. - С постепенным ослаблением голоса. - Скажите, какое положение принимают наши губы? Губы закрыты (сомкнуты) или открыты (разомкнуты)? (Губы открыты.) - Совершенно верно. Рот широко открыт, губы разомкнуты. - А как лежит язычок во рту? Он находится за верхними зубами или лежит за нижними зубами? (Язык лежит за нижними зубами). - Да, язык спокойно лежит внизу, а кончик языка находиться за нижними зубами. - Воздушная струя выходит через рот свободно, нет никакой преграды. Мы можем голосом долго тянуть звук [а], даже петь его. У нас участвует голос. Поэтому звук [а] – называется гласный. Звук [а] живет в красном доме и обозначается красным цветом. Будем его обозначать красным квадратиком (фишкой). Дети поднимают звуковые сигнальные фонарики вверх, если услышат звук [а]. - выделение звука [а] (из ряда гласных звуков звука [а], из ряда слогов) - Ребята, посмотрите, что принес доктор Айболит для больного мышонка что бы его вылечить. - Назовите что это? (Это апельсин. Это абрикос. Это ананас). - Правильно, молодцы. Апельсин, ананас, абрикос - это что? Как можно назвать одним словом? (Ананас, апельсин, абрикос – это фрукты, в них много витаминов, и если есть фрукты, то никогда не будешь болеть). - Совершенно верно, ребята. А теперь послушайте внимательно эти слова: а-а-а-пельсин, а-а-а-брикос, а-а-а-нанас. - Назовите, какой первый звук вы слышите в этих словах? На какой звук начинаются эти слова? (Они начинаются на звук [а].) Дети становятся в круг или колонну. Выполняют движения под слова стихотворения. - Ребята, посмотрите на доску. Это буква А. Запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А. Вот два столба наискосок, А между ними – поясок. Ты эту букву знаешь? А? Перед тобою буква А. - Ребята, попробуем сделать букву А из наших пальчиков. (Указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные – сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок»). - А ещё можно сделать букву А из полосок цветного картона, которые лежат у вас на столах. Кто из вас самый сообразительный, быстрый? Сделает самостоятельно букву А. - И последнее напишем букву А в воздухе. Наш указательный пальчик будет вместо карандаша или ручки. Итак, пишем первый элемент сверху вниз, далее второй элемент – сверху вниз. И наконец, третий элемент соединяет два первых элемента слева – направо. - Молодцы, ребята. У всех получилось? - А я вам предлагаю на память сфотографировать нашу букву А, возьмите на столах конверты – фотоаппараты. Давайте вместе сфотографируем нашу букву. |
III. Заключительный этап. | Дать оценку успешности проделанной работы. | Подведение итогов занятия. | А пока наша фотография проявляется вместе вспомним. - Скажите, пожалуйста, кто живет в избушке на опушке? - Мы сегодня с вами познакомились со звуком [а] её обозначением буквой А. Этот звук можно петь. Значит он гласный. - В каком доме живет звук [а]? (Он живет в красном доме.) - Что, ребята, вам понравилось больше всего? (Ответы детей.) - Молодцы, вы сегодня хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы. - Давайте заглянем в конверт и посмотрим у всех ли получилась фотография? - Чем буква А на фотографии отличается от буквы А на доске? (цветом) - Предлагаю вам с помощью красного карандаша, сделать букву А цветной. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы по развитию речи. Тема: Грамматический строй речи «В гостях у куклы Сауле» (лексическая тема: Мебель) и конспект занятия по аппликации "Шкаф"
Занятие по развитию речи ,со следующей целевой направленностью: развивать речевую активность детей, учить детей уметь отвечать полными ответамиЗадачи: -формировать грамматическую и морфоло...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности Область «Художественно-эстетическое развитие » Тема «Зимние забавы. Снеговик» (Лепка) Средняя группа
Технологическая карта по теме « Зимние забавы. Снеговик»Педагогические цели: уточнить знания детей о зимних природных явлениях, выявить их взаимосвязь с жизнью человека; учить детей замечать красоту з...

Технологическая карта организованно-образовательной деятельности в старшей группе «Поспеши, Весна к нам!»
Технологическая карта организованно-образовательной деятельностив старшей группе «Поспеши, Весна к нам!»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по формированию у дошкольников целостной картины мира на теме: «Путешествие на озеро Байкал»
quot;Путешествие на озеро Байкал"Цель: закрепить знания детей о малой родине, об озере Байкал, о его уникальной фауне....

Технологическая карта мероприятия НОД с детьми старшей группы ,Тема: «Спасем планету» (образовательная область «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие", " Социально-коммуникативное развитие")..
Технологическая карта мероприятия НОД с детьми 5-6 лет(старшая группа) на тему: " Спасем планету" . Интеграция областей: " Познавательное развитие " , " Худож...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности в старшей и подготовительной подгруппах разновозрастной группы Тема: «Сказка о царе Салтане»
Воспитывать любовь к творчеству А.С.Пушкина;Совершенствовать умение передавать в рисунке эпизод из любимой сказки;Развивать воображение, творчество;Закреплять способы и приёмы рисования различными изо...

Технологическая карта занятия по фэмп в старшей группе по теме «Знакомство с цифрой 5»
Технологическая карта занятияТема занятия: «Знакомство с цифрой 5»Образовательная область: познавательное развитиеВозрастная группа: старшаяЦель занятия: ознакомление с цифрой 5Задачи заня...
