Технологическая карта организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме: «Знакомство со звуком [а] и буквой А»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Плаксина Юлия Николаевна

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

с детьми старшей группы

по теме: «Знакомство со звуком [а] и буквой А»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20»

(МДОУ «Детский сад №20»)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

с детьми старшей группы №7

по теме: «Знакомство со звуком [а] и буквой А»

Вид ООД: обучение грамоте.

Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Цель ООД: знакомство со звуком [а], с буквой А.

Задачи:

Образовательные:

- знакомить детей со звуком [а], его характеристикой;

- дать понятие о местонахождении звука в слове (начало слова);

- познакомить с буквой А, с её зрительным образом;

- закрепить у детей обобщающие понятия «фрукты».

Развивающие:

- развивать фонематический слух и восприятие;

- развивать зрительную память и зрительное восприятие;

- развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;

- развивать силу и высоту голоса.

Воспитательные:

- воспитывать умение вслушиваться в речь воспитателя;

- воспитывать умение слушать друг друга.

Демонстрационный материал, оборудование: сюжетные картины по мотиву сказки С. Маршака «Глупый мышонок», изображение «Доктора Айболита», изображение фруктов (абрикос, ананас, апельсин), изображение буквы А, фетровые дома для гласных и согласных звуков.

Раздаточный материал: цветные карандаши, конверт-фотоаппарат, изображение буквы А, полоски красного цвета и разной длины для конструирования буквы А, звуковые фонарики красного цвета.

Этап ООД

Задачи этапа

Методы, формы, виды деятельности

Предметная деятельность педагога и воспитанников

I.  Вводно - мотивационный этап

Активизировать внимание детей на предстоящей деятельности.

Игра – приветствие «Доброе утро»

Воспитатель  зачитывает стихотворение предлагая детям закончить в нем предложение.

II. Основной этап

Удивить детей, заинтересовать занятием. Воспитывать умение вслушиваться в речь воспитателя, отвечать на вопросы.

Знакомить детей со звуком [а], его характеристикой.

Учить детей хорошо владеть техникой речи, включая дыхание, голос.

Развивать силу и высоту голоса.

Развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику.

Учить выделять звук из ряда звуков, а так же в слогах.

Учить определять первый звук в слове. Закрепить у детей обобщающие понятия «фрукты».

Снять усталость и напряженность.

Познакомить с буквой А, с её зрительным образом.

Закрепить образ буквы А различными способами и приемами.

1.Знакомство со звуком [а].

Рассматривание сюжетной картины по мотивам сказки С. Маршака «Глупый мышонок», беседа.

2.Работа над голосом и дыханием.

3.Анализ артикуляции звука [а].

4. Развитие фонематического слуха и восприятия. Игра «Зажги фонарик».

Игровое задание «Назови, что это. Какой первый звук»

5.Физминутка.

Самомассаж спины «Цыплята»

Динамическое упражнение «Кто как ходит»

6.Знакомство с буквой А.

Пальчиковая игра «Вот какая буква А»

Конструирование буквы А

Прорисовка в воздухе с помощью указательного пальца образа буквы А

Игровое задание «сфотографируй букву»

- Ребята, посмотрите на картинку. Что на ней изображено?

(Ответы детей.)

- Как вы думаете кто в ней живет?

- Давайте заглянем в избушку?

- Кого здесь вы видите? (Это мышка.)

- А что делает мышь? (Она качает мышонка.)

- А где лежит мышонок? (Мышонок лежит в кроватке.)

- Правильно. Мама мышь качает своего мышонка в кроватке. Это кроватка называется колыбелька.

Колыбельку мышь качала,

Мышка тихо напевала: А-а-а!

Мышка губы округляла,

Широко рот открывала: А-а-а!

- Какой звук пела мама мышь, когда укачивала своего мышонка? (Она пела звук [а].)

- Мама мышь очень старалась усыпить мышонка. Она спела ему длинную песенку: а—а—а—а--а. Спойте и вы также.

- Короткую: а-а-а-а.

- Тихую.

- Громкую.

- С постепенным усилением голоса.

- С постепенным ослаблением голоса.

- Скажите, какое положение принимают наши губы? Губы закрыты (сомкнуты) или открыты (разомкнуты)? (Губы открыты.)

- Совершенно верно. Рот широко открыт, губы разомкнуты.

- А как лежит язычок во рту? Он находится за верхними зубами или лежит за нижними зубами? (Язык лежит за нижними зубами).

- Да, язык спокойно лежит внизу, а кончик языка находиться за нижними зубами.

- Воздушная струя выходит через рот свободно, нет никакой преграды. Мы можем голосом долго тянуть звук [а], даже петь его. У нас участвует голос. Поэтому звук [а] – называется гласный. Звук [а] живет в красном доме и обозначается красным цветом. Будем его обозначать красным квадратиком (фишкой).

Дети поднимают звуковые сигнальные фонарики вверх, если услышат звук [а].

 - выделение звука [а] (из ряда гласных звуков

 звука [а], из ряда слогов)

- Ребята, посмотрите, что принес доктор Айболит для больного мышонка что бы его вылечить.

- Назовите что это? (Это апельсин. Это абрикос. Это ананас).

 - Правильно, молодцы. Апельсин, ананас, абрикос - это что? Как можно назвать одним словом? (Ананас, апельсин, абрикос – это фрукты, в них много витаминов, и если есть фрукты, то никогда не будешь болеть).

- Совершенно верно, ребята. А теперь послушайте внимательно эти слова: а-а-а-пельсин, а-а-а-брикос, а-а-а-нанас.

- Назовите, какой первый звук вы слышите в этих словах?  На какой звук начинаются эти слова? (Они начинаются на звук [а].)

Дети становятся в круг или колонну. Выполняют движения под слова стихотворения.

- Ребята, посмотрите на доску. Это буква А. Запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А.

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

 Ты эту букву знаешь? А?

  Перед тобою буква А.

 - Ребята, попробуем сделать букву А из наших пальчиков. (Указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные – сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок»).

 - А ещё можно сделать букву А из полосок цветного картона, которые лежат у вас на столах. Кто из вас самый сообразительный, быстрый? Сделает самостоятельно букву А.

 - И последнее напишем букву А в воздухе. Наш указательный пальчик будет вместо карандаша или ручки. Итак, пишем первый элемент сверху вниз, далее второй элемент – сверху вниз. И наконец, третий элемент соединяет два первых элемента слева – направо.

 - Молодцы, ребята. У всех получилось?

- А я вам предлагаю на память сфотографировать нашу букву А, возьмите на столах конверты – фотоаппараты. Давайте вместе сфотографируем нашу букву.

III. Заключительный этап.

Дать оценку успешности проделанной работы.

Подведение итогов занятия.

А пока наша фотография проявляется вместе вспомним.

- Скажите, пожалуйста, кто живет в избушке на опушке?

- Мы сегодня с вами познакомились со звуком [а] её обозначением буквой А. Этот звук можно петь. Значит он гласный.

 - В каком доме живет звук [а]? (Он живет в красном доме.)

 - Что, ребята, вам понравилось больше всего? (Ответы детей.)

 - Молодцы, вы сегодня хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

 - Давайте заглянем в конверт и посмотрим у всех ли получилась фотография?

- Чем буква А на фотографии отличается от буквы А на доске? (цветом)

- Предлагаю вам с помощью красного карандаша, сделать букву А цветной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы по развитию речи. Тема: Грамматический строй речи «В гостях у куклы Сауле» (лексическая тема: Мебель) и конспект занятия по аппликации "Шкаф"

Занятие по развитию речи ,со следующей целевой направленностью:  развивать речевую активность детей, учить детей уметь отвечать полными ответамиЗадачи: -формировать грамматическую  и морфоло...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности Область «Художественно-эстетическое развитие » Тема «Зимние забавы. Снеговик» (Лепка) Средняя группа

Технологическая карта по теме « Зимние забавы. Снеговик»Педагогические цели: уточнить знания детей о зимних природных явлениях, выявить их взаимосвязь с жизнью человека; учить детей замечать красоту з...

Технологическая карта организованно-образовательной деятельности в старшей группе «Поспеши, Весна к нам!»

Технологическая карта организованно-образовательной деятельностив старшей  группе  «Поспеши, Весна к нам!»...

Технологическая карта мероприятия НОД с детьми старшей группы ,Тема: «Спасем планету» (образовательная область «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие", " Социально-коммуникативное развитие")..

Технологическая карта мероприятия  НОД с детьми 5-6 лет(старшая группа)  на тему: " Спасем планету" . Интеграция областей: " Познавательное развитие " , " Худож...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности в старшей и подготовительной подгруппах разновозрастной группы Тема: «Сказка о царе Салтане»

Воспитывать любовь к творчеству А.С.Пушкина;Совершенствовать умение передавать в рисунке эпизод из любимой сказки;Развивать воображение, творчество;Закреплять способы и приёмы рисования различными изо...

Технологическая карта занятия по фэмп в старшей группе по теме «Знакомство с цифрой 5»

Технологическая карта занятияТема занятия: «Знакомство с цифрой 5»Образовательная область: познавательное развитиеВозрастная группа: старшаяЦель занятия: ознакомление с цифрой 5Задачи заня...