Конспект группового занятия по обучению грамоте по теме: «Звук [и]. Буква И.»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Евдокимова Ирина Викторовна

В конспекте представлены игры и дидактические упражнения по обучению грамоте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  группового занятия  по обучению грамоте на тему:

«Звук [и]. Буква И.»

         

       Цели:

  коррекционно-образовательные: дать понятие о гласном звуке  [и], уточнить его артикуляцию; научить чётко интонировать звук [и]  в словах; выделять звук из ряда звуков, слогов,  из начала, середины, конца  слова; обучать звуковому анализу и синтезу. Познакомить с графическим изображением звука [и]. Дать понятие о родственных словах.

   коррекционно-развивающие:  развитие  слухового внимания, общих речевых навыков, памяти, мышления, тонкой  и артикуляционной  моторики; общих речевых навыков; графических навыков;

  воспитательные: воспитание навыков взаимодействия, сотрудничества, активности, инициативности и самостоятельности.

   Оборудование:  звуковые замки, индивидуальные зеркала;  картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [и];  алфавит, демонстрационные буквы, кассы, индивидуальные тетради, карандаши, картинка «День Рождения Инны»

                                                 Ход занятия:

1.Организационный момент.

Назови гласный звук в слове:

жук    мак     стул    

дуб     зуб      рак

шар   луч      куб

       2. Артикуляционная гимнастика.

«Накажем непослушный язычок»

«Блинчик»

«Качели»

«Часики»

«Почистим нижние зубки»

          3. Объявление темы.

             Логопед читает чистоговорку:

Индюк из города идет.

Игрушку новую везет.

Игрушка не простая -

Индюшка расписная.

             Какой звук чаще всего встречается в этой чистоговорке? (звук [и]). Сегодня мы с вами будем говорить много слов с этим звуком.

4. Знакомство со звуком.

       -Ребята давайте теперь все вместе произнесем этот звук,  и определим   какой это звук. Когда мы произносим звук [и], то:

-губы в улыбке,

-зубки сближены, но не сомкнуты,

-язык лежит во рту, его края касаются коренных зубов,

-горлышко работает,

-воздух идет  свободно, ему ничего не мешает, его можно тянуть долго-долго.

Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поём звук и-и-и. Ниточка длинная или короткая? (длинная). Намотайте ниточку на клубок. Вот какой большой получился клубок!

-Ребята, а какой это звук? (гласный).

-Каким цветом будем его обозначать? (красным).

Фонетическая зарядка:

И-и-и — ротик к ушкам растяни;

И-и-и — хорошо сиди;

И-и-и — песенку тяни.

(Дети повторяют хором вслед за логопедом чистоговорки, отрабатывая четкую артикуляцию звука [и]).

5. Развитие фонематического слуха.

  • Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук  [и]»

Дети должны хлопнуть в ладоши тогда, когда услышат звук [и] в  слове:  Вика, муха, Дима, мак, ком,  аист, индюк, Ира….

  • Дидактическое упражнение  «Отгадай загадки  и назови первый звук в словах.»       

Всех на свете обшивает,

Что сошьет — не надевает. (Иголка)

Что у елки вместо листьев? (Иголки)

  • Вспомнить  имена девочек и мальчиков, начинающиеся со звука [и]:

       Ира, Инна, Инга; Иван, Игорь, Илья.

  • Игра «Подарки для Инны»

Рассмотрите картинку и назовите, что подарили Инне на День Рождения (слова со звуком [и]):

Кубики, мозаика, машинки, мишка, пирамидка…

Логопед:  кубики, мозаика, машинки, мишка, пирамидка нужны для игры.

Слово «игра» - словно корень

Разрастаться  стало вскоре.

Это слово принесло

Много-много новых слов.

- Давайте подберём однокоренные слова или слова одной семейки: игрушечный, игровая, игра, игрушки, играющие…

  • Игра  «Где спрятался звук?» (с корзиночками)

Дети определяют, где находится звук [а] в словах:

грабли, аист, индюк, ива, игрушки,  улитка, ива, очки, Ира, синий, кит, вилка, Иван, Никита, Лиза, мишка, кегли…

6. Знакомство с буквой И.

- Ребята,  посмотрите на букву И.

Молоток я раздобыл.

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек? - Три!

А какая буква? - И!

         Буква И как – три иголки.

         Три иголки очень тонки.

- На что еще похожа буква И?

Игра  «Буквенный конструктор»

(Выкладывание из различных элементов буквы И.)

-Сколько элементов в этой букве? Какие?

- Как и люди, буквы у нас живут в домиках. Крыши у домов разного цвета. В каком домике у нас будет жить буква И? Почему?

7. Работа в кассах.

- Найдите в кассах букву И.

Выкладывание из букв,  звуковой анализ и синтез, чтение  слогов и  слов:

                       АИ, АУИ, КИТ, ИВА.

 8. Работа в тетрадях.

Печатание букв в тетрадях.

9.Итог занятия.

 Логопед: 

- С каким звуком мы знакомились? Какой это звук? Почему?

- С какой буквой познакомились?

- Встаньте парами и изобразите букву И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".

Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

конспект занятия по обучению грамоте по теме: "Звуки Л, Ль. Буква Л. Звуковой анализ слова ЛИСА.

Ззанятие составлено для воспитанников старшей группы специального детского сада для детей с ТНР....

Презентация к занятию по обучению грамоте на тему "Звуки В, Вь. Буква В"

Данная презентация может быть использованна при проведении занятия по обучению грамоте с детьми старшей логогруппы, а также в качестве закрепления пройденного материала с родителями....

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки [г],[гь], буква Г

Целью данного конспекта является закрепелние у детей представлений о звуках[г], [гь], знакомство с буквой Г....

Конспект занятия по обучению грамоте на тему: "Звуки [х], [х`]. Буква Х"

Конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи. На занятии дети знакомятся со звуками [х], [х`], их акустико-артикуляционной характеристикой, учатся выделят...

Конспект занятия по обучению грамоте на тему: «Звуки [М], [М’]. Буква М»

Занятие для детей с общим недоразвитием речи, направленное на формирование фонетико-фонематических процессов и подготовку к обучению грамоте....