Конспект группового занятия по обучению грамоте по теме: «Звук [и]. Буква И.»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
В конспекте представлены игры и дидактические упражнения по обучению грамоте
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект группового занятия по обучению грамоте на тему:
«Звук [и]. Буква И.»
Цели:
коррекционно-образовательные: дать понятие о гласном звуке [и], уточнить его артикуляцию; научить чётко интонировать звук [и] в словах; выделять звук из ряда звуков, слогов, из начала, середины, конца слова; обучать звуковому анализу и синтезу. Познакомить с графическим изображением звука [и]. Дать понятие о родственных словах.
коррекционно-развивающие: развитие слухового внимания, общих речевых навыков, памяти, мышления, тонкой и артикуляционной моторики; общих речевых навыков; графических навыков;
воспитательные: воспитание навыков взаимодействия, сотрудничества, активности, инициативности и самостоятельности.
Оборудование: звуковые замки, индивидуальные зеркала; картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [и]; алфавит, демонстрационные буквы, кассы, индивидуальные тетради, карандаши, картинка «День Рождения Инны»
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Назови гласный звук в слове:
жук мак стул
дуб зуб рак
шар луч куб
2. Артикуляционная гимнастика.
«Накажем непослушный язычок»
«Блинчик»
«Качели»
«Часики»
«Почистим нижние зубки»
3. Объявление темы.
Логопед читает чистоговорку:
Индюк из города идет.
Игрушку новую везет.
Игрушка не простая -
Индюшка расписная.
Какой звук чаще всего встречается в этой чистоговорке? (звук [и]). Сегодня мы с вами будем говорить много слов с этим звуком.
4. Знакомство со звуком.
-Ребята давайте теперь все вместе произнесем этот звук, и определим какой это звук. Когда мы произносим звук [и], то:
-губы в улыбке,
-зубки сближены, но не сомкнуты,
-язык лежит во рту, его края касаются коренных зубов,
-горлышко работает,
-воздух идет свободно, ему ничего не мешает, его можно тянуть долго-долго.
Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поём звук и-и-и. Ниточка длинная или короткая? (длинная). Намотайте ниточку на клубок. Вот какой большой получился клубок!
-Ребята, а какой это звук? (гласный).
-Каким цветом будем его обозначать? (красным).
Фонетическая зарядка:
И-и-и — ротик к ушкам растяни;
И-и-и — хорошо сиди;
И-и-и — песенку тяни.
(Дети повторяют хором вслед за логопедом чистоговорки, отрабатывая четкую артикуляцию звука [и]).
5. Развитие фонематического слуха.
- Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [и]»
Дети должны хлопнуть в ладоши тогда, когда услышат звук [и] в слове: Вика, муха, Дима, мак, ком, аист, индюк, Ира….
- Дидактическое упражнение «Отгадай загадки и назови первый звук в словах.»
Всех на свете обшивает,
Что сошьет — не надевает. (Иголка)
Что у елки вместо листьев? (Иголки)
- Вспомнить имена девочек и мальчиков, начинающиеся со звука [и]:
Ира, Инна, Инга; Иван, Игорь, Илья.
- Игра «Подарки для Инны»
Рассмотрите картинку и назовите, что подарили Инне на День Рождения (слова со звуком [и]):
Кубики, мозаика, машинки, мишка, пирамидка…
Логопед: кубики, мозаика, машинки, мишка, пирамидка нужны для игры.
Слово «игра» - словно корень
Разрастаться стало вскоре.
Это слово принесло
Много-много новых слов.
- Давайте подберём однокоренные слова или слова одной семейки: игрушечный, игровая, игра, игрушки, играющие…
- Игра «Где спрятался звук?» (с корзиночками)
Дети определяют, где находится звук [а] в словах:
грабли, аист, индюк, ива, игрушки, улитка, ива, очки, Ира, синий, кит, вилка, Иван, Никита, Лиза, мишка, кегли…
6. Знакомство с буквой И.
- Ребята, посмотрите на букву И.
Молоток я раздобыл.
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? - Три!
А какая буква? - И!
Буква И как – три иголки.
Три иголки очень тонки.
- На что еще похожа буква И?
Игра «Буквенный конструктор»
(Выкладывание из различных элементов буквы И.)
-Сколько элементов в этой букве? Какие?
- Как и люди, буквы у нас живут в домиках. Крыши у домов разного цвета. В каком домике у нас будет жить буква И? Почему?
7. Работа в кассах.
- Найдите в кассах букву И.
Выкладывание из букв, звуковой анализ и синтез, чтение слогов и слов:
АИ, АУИ, КИТ, ИВА.
8. Работа в тетрадях.
Печатание букв в тетрадях.
9.Итог занятия.
Логопед:
- С каким звуком мы знакомились? Какой это звук? Почему?
- С какой буквой познакомились?
- Встаньте парами и изобразите букву И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".
Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему "Звуки [С], [С`]. Буква С. Слог - слияние"
Занятие по методике О.Г.Молчановой....
конспект занятия по обучению грамоте по теме: "Звуки Л, Ль. Буква Л. Звуковой анализ слова ЛИСА.
Ззанятие составлено для воспитанников старшей группы специального детского сада для детей с ТНР....

Презентация к занятию по обучению грамоте на тему "Звуки В, Вь. Буква В"
Данная презентация может быть использованна при проведении занятия по обучению грамоте с детьми старшей логогруппы, а также в качестве закрепления пройденного материала с родителями....

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки [г],[гь], буква Г
Целью данного конспекта является закрепелние у детей представлений о звуках[г], [гь], знакомство с буквой Г....

Конспект занятия по обучению грамоте на тему: "Звуки [х], [х`]. Буква Х"
Конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи. На занятии дети знакомятся со звуками [х], [х`], их акустико-артикуляционной характеристикой, учатся выделят...

Конспект занятия по обучению грамоте на тему: «Звуки [М], [М’]. Буква М»
Занятие для детей с общим недоразвитием речи, направленное на формирование фонетико-фонематических процессов и подготовку к обучению грамоте....
