Знакомство со звуком "С" - "Сь" и буквой "С".
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Знакомство со звуком "С" - "Сь" и буквой "С".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка – детский сад № 9"
Знакомство со звуком (С - СЬ) и буквой «С».
Составил
учитель – логопед 1 кв. категории:
Тулякова Ю. А.
г. Богородск,2025
Знакомство со звуком (С - СЬ) и буквой «С».
Цель: Ознакомление детей со звуками «с-сь» и буквой «С».
Задачи:
- Познакомить с согласными звуками «с-сь».
- Уточнить артикуляцию звуков «с-сь».
- Закреплять умение находить месторасположение звука в слове.
- Расширять словарь детей словами – антонимами.
- Развивать у детей фонематические представления.
- Познакомить с буквой С.
- Развивать речевой слух, слуховое и зрительное восприятие, внимание, память.
Материал: предметные и сюжетные картинки, карточки и магниты для звукового анализа слова «сова», тетради, карандаши.
Ход :
Дети заходят в группу и встают в круг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руки,
Побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
- Ребята, сядет тот, кто отгадает слово.
Высокое хвойное дерево (сосна)
Птица с жёлтой грудкой (синица)
Усатая рыба (сом)
Что мы видим, когда спим (сон)
Предмет мебели для сидения (стул)
- Ребята, с какого звука начинаются отгаданные слова?
На магнитной доске картинки на звуки С и Сь.
- Ребята. Давайте еще раз произнесем слова и послушаем, какие одинаковые звуки слышатся в этих словах.
(дети произносят слова и определяют звуки с-сь)
- Когда мы произносим звук «с», губы открыты или сомкнуты?
- Зубы плотно стиснуты или между ними есть небольшое расстояние?
- Кончик языка находится за нижними или за верхними зубами?
- Язык лежит во рту плоско или приподнят горочкой?
(Просит детей произнести звук С).
- Значит, какие это звуки С и Сь? Согласные
- А чем отличаются звуки С и Сь? Твердый и мягкий.
- Ребята, назовите слова с твердым согласным звуком С. (сосна, сом, сон, стул)
- Теперь назовите слова с мягким согласным звуком Сь. (синица)
- Молодцы. Каким цветом обозначаем твердые согласные звуки? (Синим)
- А каким цветом - мягкие согласные звуки? (Зеленым)
- Ребята, а где в слове могут находиться звуки С и Сь? (В начале, в середине, в конце слова).
- Ребята, перед вами картинки. Внимательно посмотрите на них и назовите мне только те названия, в которых звук С стоит:
- в начале слова (санки, сумка);
- в середине слова (носки, лиса);
- в конце слова (ананас, автобус).
Звуковой анализ слова
- Ребята, послушайте загадку. И давайте мы с вами запишем отгадку с помощью звуков-карточек (загадка про сову):
У меня глаза большие,
И круги ещё вокруг,
Ты не верь, что я не вижу
Утром, днём, мой милый друг.
От меня хотят все скрыться:
В травке, в норке под сосной,
Но забыли, что я птица -
Вижу всё в глуши лесной. (СОВА)
- Правильно, это СОВА. Давайте выложим слово СОВА с помощью цветных квадратиков.
Дети работают за столами с раздаточным материалом.
Один ребенок выкладывает у мольберта. И дает характеристику звуков:
С - согласный, твердый;
О - гласный;
В - согласный, твердый;
А – гласный.
- Правильно. Ребята давайте немного отдохнем.
Физминутка
Поработали мы дружно,
Отдохнуть немного нужно.
Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре ноги шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на месте постоять.
Тихо сядем, дружно встанем.
И закроем все глаза.
Наступает, наступает,
Наступает тишина.
-Ребята, звуки мы всегда слышим? Да
-Мы можем звук увидеть? Нет.
- Верно. Звуки мы не видим. Звуки в письме обозначаются буквами. Каждая буква имеет своё имя. Звуки С и Сь обозначаются на письме буквой С. (показ буквы).
- На что похожа эта буква?
- Нарисуйте букву на ладошке.
- А теперь проходим за столы.
Работа в тетрадях.
Итог.
- С какими звуками сегодня познакомились?
- Какой буквой обозначаем звуки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство детей с насекомыми "Знакомство с жизнью пчёл в природе"
НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью пчёл в природе....
Знакомство детей с насекомыми "Знакомство с бабочками. Жизнь и развитие бабочек в природе"
НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью бабочек в природе, часть 1....
Знакомство с насекомыми "Знакомство с жизнью бабочек в природе. Закрепление понятия "живое"
НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью бабочек в природе, часть 2....

Конспект занятия в средней группе по знакомству детей с правилами дорожного движения: "Веселое знакомство".
Конспект занятия по ПДД средней группе....

Путешествие в осенний лес. Знакомство с лесным болотом. Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях
Цель; закрепить знания о флоре и фауне болот, леса. Развивать мимику, воображение, речь, артистизм, формировать интерес к живой природе, желание ее сохранить.Закрепить представление детей о жизн...

Знакомство детей с народным творчеством через знакомство с игрушкой - матрешкой.
Материал открытого занятия по народно - прикладному творчеству во второй младшей группе. В формате интегрированного занятия идёт знакомство детей с русской матрёшкой.На занятии сочетаются позновательн...

Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача» Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача»
Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача» ...
