Конспект занятия по обучению грамоте 6-7 лет
план-конспект занятия по обучению грамоте (младшая группа)

Гаджиева Киз Рамудиновна

Конспект занятия по обучению грамоте 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_obucheniyu_gramote_6-7_let.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Звуки [в], [в’] и буква В»

Образовательные задачи. Ознакомление со звуками [в], [в’] и буквой Вв. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Вв. Профилактика нарушений письменной речи. Совершенствование навыка печатания. Развитие синтакси- ческой стороны речи (закрепление понятия предложение).

Развивающие задачи. Развитие диалогической речи, речевого слуха, фо- нематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, памяти, мыш- ления, тонкой и общей моторики.

Воспитательные задачи. Формирование самостоятельности, инициатив- ности, ответственности. Развитие чувства справедливости.

Оборудование. Магнитная доска, рабочие тетради и буквари по числу де- тей, контейнеры с карандашами, контейнеры с деталями букв, цветок с четырь- мя лепестками, паровозик и вагончики из «Играйки. Читайки».

 

Предварительная работа. Разучивание игры-пятнашек «Пес».

Ход занятия

1.        Организационный момент. Упражнение «Разноцветные шары». Создание эмоционального положительного фона занятия. Развитие фонема- тического слуха (дифференциация звуков [ф]—[ф’]).

Педагог организует приветствие с детьми, приглашает их на ковер, раз- дает им по желтому и оранжевому шарику.

Пе даг о г. Мы с вами познакомились с буквой Ф и звуками [ф] и [ф’], ко- торые она обозначает. Я хочу узнать, умеете ли вы различать эти звуки в сло- гах и словах. Услышав звук [ф], вы будете поднимать желтый шар. Услышав звук [ф’], вы будете поднимать оранжевый шар.

Для упражнения используется следующий материал: фи, фо, фа, фе, фу, фы, фя; фиалка, туфли, кофта, кефир, кофе, футболка, фонарь, магнитофон, фестиваль.

Дети поднимают шары по заданию педагога. После завершения упражне- ния педагог собирает шары.

Пе даг о г. Сегодня мы познакомимся с новой буквой и звуками, которые она обозначает.

2.        Упражнение «Присядь, когда услышишь звук [в]». Развитие фонема- тического восприятия, речевого слуха, памяти.

Педагог предлагает детям остаться на ковре.

Пе даг о г. Послушайте стихотворение:

В ванне Вовочку купают И водою поливают.

Какой звук вы слышите чаще других? Д ет и. Звук [в].

Пе даг о г. Произнесите этот звук и дайте ему характеристику. Расскажите все об этом звуке.

Дети произносят звук.

Д ет и. Это согласный звонкий твердый звук.

Пе даг о г. Сейчас я буду произносить слова, а вы будете приседать, когда услышите звук [в].

Для упражнения предлагается следующий материал: ворона, сова, совок, воскресенье, хутор, воск, флаг, варенье, фикус, диван.

Дети выполняют задание логопеда.

Пе даг о г. Хорошо. Молодцы. Вы были очень внимательными и не допус- кали ошибок. А теперь пройдите за столики.

3.        Работа по букварю. Знакомство с буквой Вв. Совершенствование навы- ка чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи.

Педагог раздает детям буквари, ставит на столики контейнеры с каран- дашами.

 

Пе даг о г. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я еще раз прочитаю вам стихотворение к ней. Послушайте и подумайте, в каких словах этого стихотворения есть звук [в]?

В ванне Вовочку купают И водою поливают.

Д ет и. В, ванне, Вовочку, водою, поливают.

Пе даг о г. Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Вв. Что обозначают синий и зеленый кружки под ними?

Д ет и. Значит, буква Вв обозначает два звука: [в] и [в’].

Пе даг о г. Верно. Давайте выполним задание в нижней части страницы. Придумайте каждому из детей имя, которое начинается с буквы, написанной на его одежде.

Д ет и. Даша, Боря, Галя, Ваня.

Пе даг о г. Молодцы! Соедините с каждым ребенком мячик с той буквой, с которой начинается имя ребенка.

Дети выполняют задание. Педагог убирает карандаши и ставит на сто- лики контейнеры с деталями букв.

Пе даг о г. Отлично. А теперь возьмите необходимые детали и составьте по одной букве В.

Дети составляют по одной букве В.

Пе даг о г. Какие детали вам потребовались?

Д ет и. Нужны длинная палочка и два полукруга.

Пе даг о г. С какой стороны от палочки расположены полукруги? Д ет и. С правой.

Пе даг о г. Правильно. А теперь сложите детали в контейнер.

Дети выполняют задание.

Пе даг о г. Переверните страницу. Давайте почитаем, что написано рядом с зелеными кружками.

1-й реб ено к. Ва. 2-й реб ено к. Ву. 3-й реб ено к. Во. 4-й реб ено к. Ви.

1-        й реб ено к. Вата. 2-й реб ено к. Ванна. 3-й реб ено к. Вода. 4-й реб ено к. Вова. 1-й реб ено к. Вика. 2-й реб ено к. Вита. 3-й реб ено к. Буква. 4-й реб ено к. Диван. 1-й реб ено к. Вагон.

 

Пе даг о г. Очень хорошо. Посмотрите на картинки. Давайте прочитаем, что написано под ними.

2-        й реб ено к. Диван. 3-й реб ено к. Вагон.

4-й реб ено к. У Вики вата.

Пе даг о г. Обратите внимание: слова Вова, Вика, Вита написаны с боль- шой буквы. Почему?

Д ет и. Имена людей и клички животных всегда пишутся с большой буквы. Пе даг о г. Хочу обратить ваше внимание на то, что Арина прочитала предложения. Мы с вами уже говорили о том, что наша речь состоит из пред-

ложений. Давайте все вместе прочитаем предложение.

Д ет и. У Вики вата.

Пе даг о г. Хорошо. Закройте буквари.

Педагог убирает буквари.

4.        Игра-пятнашки «Пес». Развитие общей моторики, подвижности, коор- динации речи с движением.

Педагог приглашает детей пройти на ковер и поиграть в пятнашки. С по- мощью любой считалки выбирается водящий.

 

Дремлет в будке старый пес. Как зовут его? Барбос!

Сад вишневый охраняет, Если кто войдет, поймает. Мы его перехитрим, Мимо будки пробежим.

 

Водящий сидит на корточках.

Дети весело прыгают вокруг него, дразнят «пса».

 

Раз! Два! Три! Лови!        На слово «лови» водящий пытается запятнать как

можно больше детей. Дети убегают.

5.        Работа в тетради. Развитие тонкой моторики.

Педагог приглашает детей за столики, раздает им тетради, ставит на столики контейнеры с карандашами.

Пе даг о г. Посмотрите на правую страницу. Что вы видите в ее верхней части?

Д ет и. Волка, ванну, большую и маленькую буквы Вв.

Пе даг о г. Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?

Д ет и. Синий, потому что буква В — согласная.

Дети раскрашивают буквы.

Пе даг о г. А теперь подумайте, как правильно раскрасить волка и ванну.

Выполняйте задание.

Дети выполняют задание, педагог контролирует их и оказывает им по- мощь, если это необходимо.

Пе даг о г. Теперь положите цветные карандаши. Давайте «напишем» бук- ву В в воздухе.

Дети «пишут» новую букву в воздухе вместе с логопедом.

 

Пе даг о г. Посмотрите, как я пишу новую букву на доске. Сначала я пишу сверху вниз длинную палочку, потом справа от нее — два полукруга, снача- ла верхний, потом нижний. Возьмите простые карандаши. Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам. Слова и предложение мы будем писать на индивидуальных занятиях. Закройте тетради.

Педагог собирает тетради.

6.        Игра «Волшебный цветок». Совершенствование навыка составления предложения из данных слов. Совершенствование навыка чтения предложе- ний.

Педагог достает цветок с разноцветными лепестками.

Пе даг о г. Вот какой у меня волшебный цветок. Все лепестки у него раз- ные. А сколько всего лепестков?

Д ет и. Четыре.

Пе даг о г. Всем вам по одному лепестку. Оторвите их.

Дети берут по одному лепестку.

Пе даг о г. Переверните лепестки. Что вы видите? Д ет и. Слова.

Пе даг о г. Прочитайте свои слова. Д ет и. Вика, дога, видит.

Пе даг о г. Пройдите к доске и попробуйте составить предложение из этих слов. Не забудьте поставить в конце предложения точку.

Дети составляют и читают предложение: «Вика видит дога».

Пе даг о г. Молодцы! Похлопайте себе.

Дети аплодируют. Педагог убирает атрибуты игры.

7.        Игра «Веселый поезд». Совершенствование фонематических представ- лений, навыков звуко-буквенного анализа.

Педагог помещает на доску изображение паровозика и трех вагончиков. Вместо номеров на них закреплены буквы. Перед доской педагог раскладыва- ет предметные картинки.

Пе даг о г. И последняя игра, которая называется «Веселый поезд». Вы видите на паровозике и вагончиках буквы. Вы должны поместить в парово- зик машиниста, а в вагончики — пассажиров. Их названия должны начинаться с указанных букв.

Дети выполняют и комментируют выполнение здания.

1-        й реб ено к. Я посадил в паровоз кота, потому что на паровозе написана буква К.

2-        й реб ено к. Я посадил в первый вагон попугая, потому что на вагоне буква П.

3-        й реб ено к. На втором вагоне буква Т, поэтому я посадила в вагон тигра. 4-й реб ено к. На последнем вагоне буква В, поэтому я посадила туда

волка.

Пе даг о г. Замечательно. «Веселый поезд» отправляется в дорогу, а нам пора подводить итоги занятия.

Педагог убирает атрибуты игры.

 

8.        Окончание занятия. Оценка работы детей.

Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались, какие задания выполняли. Можно предложить детям оценить работу друг друга, напомнив, что следует быть справедливыми и честными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.

В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей  фонематического  слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова"...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием Лего «Путешествие в Царство грамоты»

Цели: Научить детей характеризовать звуки М, Мь.Задачи:- Развивать у детей фонематический слух и восприятие. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ ...