Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим для дошкольников"Зимние будни"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Рыженко Светлана Ивановна

Построено в виде игры-встречи с Емелей -героем русской сказки, который вместе с детьми узнаёт о зимних народных праздниках, приметах, пословицах. Играет в забытые народные игры с использованием сговорок, интересуется краеведческим материалом г.Дрезны, составляет родословную и лепит праздничное печенье на Сретенье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Kompleksnoe_zanyatie.Zimnie_budni.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ «ЗИМНИЕ БУДНИ»

Подготовительная группа

Автор: Рыженко Светлана Ивановна, старший воспитатель МДОУ детский сад №37 «Журавлик» г.Дрезна, Орехово-Зуевский район, Московской области

Программное содержание:

  1. Продолжать знакомить детей  с малыми жанрами фольклора – пословицами, потешками, приметами, сговорками, сказками.
  2. Познакомить детей с календарным праздником «Сретенье», используя народные приметы, обычаи.
  3. Развивать мышление, творческое воображение в проблемных ситуациях, играх.
  4. Воспитывать интерес к народной культуре, развивать экологическое сознание через игры краеведческого содержания .
  5. Формировать уважительное отношение к членам семьи, создать ситуацию благодарности и внимания к близким людям.
  6. Учить действовать согласованно, играть дружно, помогая и не мешая друг другу.
  7. Совершенствовать связную речь.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы отправимся в страну русского фольклора!

  1. Беседа:

  1. Что такое фольклор? Это русское народное творчество.
  2. Жанры фольклора: потешки, сказки, поговорки, пословицы.
  3. Как вы понимаете, народное творчество? (звучит русская народная мелодия). Ребята, вы верите в чудеса?

2. Появляется волшебный сундук,

 в нем предметы быта, одежды:

        лапти, ложки, сарафан, скалка, бочонок, миски.

-В каких сказках встречаются эти предметы? Для чего они нужны? Давайте,  придумаем другие назначения этих предметов.

( Развитие творческого воображения детей, например: миска-море, а ковш-парусник, бочонок-дом, сарафан-палатка, лапти-корзина, скалка-массажёр, ложки-молотки).

3. Влетает конверт.

    - Вот так чудеса! А что же здесь написано?

    «Труд человека кормит, а лень портит»,

    «Без труда -  нет плода».

    - Дети, что я прочитала? (пословицы). О чем эти пословицы? ( О труде).

      Какие пословицы о труде, вы знаете? (ответы детей).

   - Зачем  нужно трудиться, может,  лучше быть лентяем и ничего не делать?

 (Проблемная ситуация).

-  Да, ребята, трудиться нужно всем, иначе будешь ходить голодным. У меня для вас есть работа - помогите мне сварить картошку.

 Дети играют в русскую народную игру « В руке ложка, а в ложке -   картошка».

  1. Входит Емеля с удочкой и сумой.

Емеля: Я,  Емеля, сижу без дела, в школе не учился, я всегда ленился!

Сколько народа, да все красивые, нарядные.

Воспитатель: Подожди, Емеля, ты что-то забыл сказать? (поздороваться)                                      Емеля: Привет! (нехотя).

Воспитатель: Емеля, а ты, что не знаешь вежливых слов?

Емеля: Что это за вежливые слова?

Воспитатель: Ребята сейчас тебя научат - (дети называют вежливые слова).  Слово «здравствуйте» означает - желать человеку здравия, здоровья.

Емеля: Ой, простите,  ребята, я этого не знал, Теперь буду здороваться, вежливые слова не забуду.

Воспитатель: Емеля, а с кем ты живешь?

Емеля: Семья у меня большая. (Достает портреты: отца, матери, деда, бабы, брата, сестры). Называет имена своих родных и  то, чем  они занимаются. Отмечает личные качества (доброта, строгость, отзывчивость, веселость…) Расспрашивает детей об их семьях.

Составление родословного дерева (описание, аппликация, рисование, стихи). Как узнать о прошлом (семейный альбом, летопись, дневники, сказания).

5. Воспитатель: Емеля, а зачем тебе удочка?

 Емеля: Я собрался рыбу половить, да свою семью покормить.

 Воспитатель: Так речка - ведь замерзла! Разве можно зимой рыбу ловить?  (Ловят из проруби). Что такое прорубь? (ответы детей).

 Емеля, мы тоже хотим пойти на речку и поможем тебе рыбы наловить.

 

Воспитатель: Ребята, берите лыжи и пойдем на речку (дети имитируют ходьбу лыжников). Физминутка.

 Емеля: Что-то я забыл, как ваша речка называется? (Клязьма). А озеро у станции? (Малиновое). Клязьма далеко, а у «Зиминской» фабрики какая речка протекает? (Дрезна, Дрезнянка)

  - Какая рыба в ней водится? (ответы детей: окунь, щука, лещ…). Дидактическая игра «Рыба речная и морская» (на классификацию)

Емеля учит детей бережному отношению к природе:  ловить удочкой, брать столько, сколько съешь;  выпускать мальков, прорубить проруби, чтобы рыба не задохнулась зимой).

( Емеля и дети имитируют прорубку проруби и ловлю рыбы).

Емеля: Спасибо вам, ребята, за то, что помогли мне, теперь у меня много рыбы, и всю мою большую семью я накормлю.

6. Воспитатель: Емеля, поиграй с нами.

Емеля: « А сговорки  вы знаете»?  (Новое слово и понятие)

Знакомство со сговорками, выбор двух маток, сговаривание пар между собой, используя смешные сговорки:

 «Что возьмёшь: медведя лохматого или козла рогатого?

Из речки ерша или из лесу ежа?

 Серую утку или золотую дудку?».

 Выбирай: «Коня сивого или златогривого?

 Белую берёзу или красную розу?

 Хитрую лису или Марью-красу?» и т.п..

Проводится  русская народная игра «Рыбка-окунечек»

 (одна команда – рыбки, а другие – окунёчки».

7. Воспитатель: Емеля, а какие народные приметы  ты знаешь?

Давайте, дети, устроим состязание: кто больше назовёт зимних примет! Состязаться будут две команды –  мы их сговорками определили.

Педагог и Емеля помогают организоваться детям.  

«В феврале два друга – мороз да вьюга», «Февраль рог зиме сшибает». «2 февраля показывает, какой будет весна : если солнце светит - весну жди тёплой, день пасмурный – весна с поздними заморозками».  «Снегу на Крещение надует, хлеба прибудет», «На Крещенье много звёзд, так  много красных ягод будет».

8. Воспитатель: Емеля, а какие народные зимние праздники ты знаешь?

Дети тебе подскажут, какие праздники они уже отметили.

Кстати, сегодня праздник. Какой?

 Сретенье. Первая встреча весны - 15.02. Этот праздник служит границей между зимой и весной: зима идёт обратно, а лето – навстречу. Все душевные силы русского народа были направлены на приманивание весны.

Какова погода на Сретенье, такова и весна будет. «На Сретенье зима с летом встретилась», «Солнце идёт на лето, а зима на мороз». Существовала традиция -  дети закликают солнышко.

 Дети до восхода солнца просили солнышко показаться: «Солнышко-вёдрышко, выгляни, красное, из-за горы! Выгляни, солнышко, до вешней поры» Выгляни, ясное!». Если оно выходило, значит, весна откликнулась, нет – жди строгих морозов.                                                                                 Емеля прощается, благодарит всех. 

9. Воспитатель:

 На Сретенье всегда пекли печенье не простое, а в виде разных домашних животных. Это печенье раскладывали в сараях, чтобы скотина водилась, не болела; В кладовых – чтобы много припасов было; в доме, на окнах, чтобы оно оберегало от сглаза, от болезней, несчастья.

Давайте, тоже сделаем печенье из теста и подарим своим близким и друзьям, чтобы оно оберегало их от зла, болезней.

10. Работа с тестом.  Угощение  за праздничным столом всех гостей.

Ой, ты, печка-сударыня,

Помоги нам, боярыня.

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

В дом богатство неси!

11. Итоги. Ритуал прощания «Солнечные лучики»

Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.

Рефлексия. Что ты чувствовал во время игр и труда? Что было интересно? С кем дружил? Кому помог?

Литература:

  1. Некрылова А.Ф. «Круглый год». М.1991.
  2. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. «Народные праздники в детском саду».М.2008
  3. «Энциклопедия обрядов и обычаев». Сп.б. 1996.
  4. Науменко Е.«Этнография детства» М. 1999.
  5. Науменко Е.«Фольклорные праздники в детском саду». М. 1998.
  6. Панкеев И. «Русские праздники» М. 1997.
  7. Петров В. Гришина Г. Короткова Л. «Осенние праздники, игры и забавы». М.1999
  8. Петров В. Гришина Г. Короткова Л. «Весенние праздники, игры и забавы». М.1999
  9. Петров В. Гришина Г. Короткова Л. «Зимние праздники, игры и забавы». М.1999
  10. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Методическое пособие. Ярославль. 1991.
  11. «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания». Собрание  Забылина М. М.1880
  12. Пушкина С.И. «Инсценировки русских народных песен и игр» М. 2001
  13. «Чудесный короб» составитель Г. Науменко. М. 1989

15. Журналы: «Музыкальный руководитель» №2. 2006, № 6. 2005, №2. 2007, № 4. 2005, № 5. 2005.        

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи. Тема: Домашние животные. Кошка и котята.

Познакомить детей с игрушками, изображающими кошку и котят.  Дать знания о домашних животных.Развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы, повторять за воспитателем...

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим. Тема :"Морские глубины"

Ребят ожидает самое настоящее увлекательное путешествие. Интересно превратиться в морских обитателей и оказаться в морских глубинах, где вокруг разнообразные рыбы и животные. В "Морском царстве" много...

Сценарий комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и ручному труду "Пусть будет наш город красивым и чистым" старший дошкольный возраст

Тема занятия "Что человек делает, таков он и есть" (Г.Гегель)Привитие нравственных ценностей - одна из приоритетных задач и одна из самых сложных. Данное занятие поможет сформировать умение оцени...

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие в Грецию".

Знакомить детей с традициями страны Греция, расширить знания об Олимпийских играх....

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во 2 мл. гр.

Комплексное занятие по ознакомлениюс окружающим миром и рисованию во 2 мл. гр. Цель:диагностика знаний, умений, навыков детей в разделах «Животный мир», «Растительный мир», «Техника рисования» Задач...