Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие в Грецию".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Дзюба Наталия Геннадьевна

Знакомить детей с традициями страны Греция, расширить знания об Олимпийских играх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_4.doc_otkr_zan_greciya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  «Путешествие по Греции»

 (комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром  для детей старшей группы)

Цель: дать детям представление о традициях и культуре другой страны.

Задачи: Дать понятие о том, что в мире существуют другие страны, со своими традициями. Закрепить и обогатить знания детей о Греции, расширить знания о возникновении и  проведении Олимпийских и Дельфийских игр. Воспитывать доброжелательность, интерес к людям других национальностей, чувство патриотизма.

Воспитывать художественно-эстетическое восприятие окружающего мира, развивать навыки рисования пластилином.

Ход занятия:

Дети входят в зал, садятся на стульчики.

В: Здравствуйте, ребята! Наше занятие я хочу начать строчками стихотворения:

«Широка страна моя родная,

 Много в ней лесов, полей и рек….» Эти стихи поэт написал о нашей Родине. Мы живем в большой стране, с красивой природой, долгой и  интересной историей. Скажите, как называется страна, в которой мы живем?

Д: Россия.

В: А как называют нас?

Д: Россияне.

В: А наша страна одна в мире или есть еще страны? Какие страны вы знаете?

Дети называют разные страны, в том числе и Грецию.

В: Чтобы увидеть и узнать разные страны, люди путешествуют.  Какими видами транспорта мы можем воспользоваться, чтобы отправиться в путешествие?

Д: Наземным, воздушным, водным. Машиной, поездом, самолетом, кораблем.

В: Ребята, сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие в Грецию. Предлагаю выбрать для путешествия водный вид транспорта – парусное судно. И пригласим с собой гостей, которые пришли к нам на занятие. Так как мы отправляемся в Грецию, давайте поздороваемся с нашими гостями  на греческом языке: «йасас».

Физкультминутка.

(Дети встают возле стульчиков, под музыку  идут по залу змейкой, выполняя  разные движения.)

В: Мы отправляемся в путь, светит ласковое солнышко (руки вверх), волны плещут за кормой (плавные движения руками вправо и влево). Что бы быстрее достичь берега Греции, мы распустим паруса (руки к плечам) и попутный ветер наполнит их (вдох – выдох, руки вверх).

Дети садятся на стульчики.

В: Вот и достиг наш корабль берегов Греции. Посмотрите, Греция встречает нас солнечной погодой.

Просмотр ролика о Греции.

В: Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о Греции.

Д: Греция расположена на Балканском полуострове.

     В состав  Греции входит очень много островов (около 2 тысяч).

     Грецию омывают четыре моря:

     Эгейское море,  Ионическое море, Средиземное море, южное побережье острова Крит    омывается  Ливийским морем.

     Население - греки.

     Говорят на греческом языке.

          Попросить детей показать Грецию на карте.

В:  В каждой стране есть столица-главный город страны. Какой город является столицей Греции

Д: Столица город Афины.

Приколоть флажок с флагом Греции на карту.

В: Греция очень древняя страна, но в ней  сохраняются и соблюдаются народные традиции, особенно во время главных православных праздников: Рождества, Пасхи, Масленицы. Эти праздники празднуют и в России, и они во многом схожи.

А какой у вас самый любимый праздник?

Д: Новый год.

В: И в Греции очень любят этот праздник.1 января - важная дата в Греции не только потому, что это первый день Нового года, но и потому, что это День Святого Василия (Агиос Василиас), которого греки почитают за доброту и щедрость по отношению к беднякам. Дети в Греции верят, что Св. Василий посещает дома, проникая через каминную трубу, поэтому они оставляют на ночь перед Новым годом башмак у камина - в надежде, что добрый Василий придет и наполнит его подарками.

Ребята, на кого похож Св.Василий?

Д: На Деда Мороза.

В: Правильно. На самом же деле святитель Василий Великий был реальным человеком, жившим в IV веке нашей эры в городе Кесарии Каппадокийской. Всю свою жизнь он проповедовал истинное христианское учение,  заботился о бедняках, немощных и сиротах.

    Самым главным блюдом на новогоднем столе является «василопита» - пирог, украшенный узорами из теста, смородины и орехов, внутрь которого запекают монетку. Кому она достанется - у того год будет счастливым. Но раздача пирога тоже традиционна. Первый кусочек пирога предназначается  Св. Василию, второй кусочек - дому, следующий - самому старшему члену семью и так далее - до самого младшего. Некоторые девушки даже кладут свой кусочек пирога под подушку, чтоб увидеть во сне суженого.

     Есть в Греции еще одна новогодняя традиция. Считается, что 1 января небесный покровитель освящает всю пресную воду, поэтому греки проводят ритуал «Оживления воды» - из всех емкостей и кувшинов выливают «старую» воду, заменяя ее новой, свежей «Водой Святого Василиаса».

Предложить детям наполнить  водой сосуды.

Набрать кружечкой  воду в тазу и отнести в кувшин. Две команды по 3 человека.

    Существует также обычай, согласно которому ровно в полночь глава семейства выходит во двор и разбивает о стену плод граната. Чем дальше зерна граната  разлетятся  по двору, тем счастливее будет семья  в новом году. После этого ритуала члены семьи должны обмакнуть палец в мед и облизнуть его.

     Жители Греции, отправляясь в новогодние праздники в гости, приносят хозяевам в подарок… камень. Его, конечно, не вручают в руки, а бросают у порога гостеприимного дома ( бросить на пол заранее подготовленный камень) и говорят: «Пусть кошель главы семьи будет так же тяжел, как этот камень».

    Дети в Новогоднюю ночь   обходят  соседние дома,  офисы и магазины, бьют в маленькие металлические треугольники и стучат в барабаны и бубны, поют рождественские и новогодние песни («каландас»). За это малыши получают сладости, фрукты и монетки.

(Предложить прослушать рождественскую колядку, мальчики играют на музыкальных инструментах).

     Греки очень веселый, гостеприимный, и удивительный  народ.

У греков отрицание и согласие не такое, к которому мы привыкли с детства. Слово «да» звучит как «нэ». А слово «нет»  звучит, как «охи».

       Вы очень много узнали о Греции и теперь даже можете рассказать о ней любознательному Туристу, впервые посетившему Грецию.

Представьте, что я Турист (можно надеть шляпу, очки), я буду расспрашивать вас о Греции, а вы будете мне отвечать «да» или «нет», но только на греческом языке. Напоминаю, что «да» звучит как «нэ», а «нет»-«охи».

        Греция- остров в Океане?     Охи-охи.

        В Греции растут бананы?      Охи-охи.

        Прыгают там обезьяны?        Охи-охи.

        Летом в Греции жара?           Нэ - нэ.

        Там 8 месяцев зима?              Охи-охи.

        В Греции растет олива?         Нэ- нэ.

        В Греции живут пингвины?  Охи-охи.

        В море плавают дельфины?  Нэ- нэ.

        Столица Греции Алина?       Охи-охи.

        Ну а как тогда? Афины?        Нэ-нэ.

        В Греции гора Олимп?          Нэ-нэ.

        Греция- родина Олимпийских игр?   Нэ-нэ.

    И в самом деле, родиной Олимпийских игр является Греция.

Когда-то очень давно люди сражались между собой, чтобы доказать свою силу и ловкость в бою. Но кровопролитные войны приносили очень много горя и бед и  тогда были созданы Олимпийские игры: люди договорились, что отныне они будут сражаться только в честных спортивных состязаниях, не причиняя друг другу вреда.

В 394 г.н.э. с приходом в Грецию христианства, Олимпийские игры были запрещены, как языческие. Возобновилось проведение Олимпийских игр в 1896г. С тех пор игры проходят регулярно и в наше время, раз в четыре года.

Ребята, какие Олимпийские игры вы знаете?

Д: Зимние и летние игры.
В: Какие виды спорта  входят в Олимпийские игры?

Д: (перечисляют виды спорта) Бокс, борьба, водные виды спорта, гимнастика, фехтование, легкая и тяжелая атлетика, художественная гимнастика, футбол, биатлон, коньки, лыжи, сани, хоккей.

В: Олимпийские игры имеют свои символы и отличия. Символом Олимпийских игр являются пять колец, символизирующих единство спортсменов 5-ти континентов.

        Дети читают стихотворение, показывают кольца разных цветов.

1.   Солнце из-за океана

      Поднимается в зенит.

      На востоке рано-рано

      Солнце окна золотит.

2.   Из Европы дружбы тропы

      К нам спешат, препятствий нет.

      А какой же цвет Европы?

      Голубой Европы цвет.

3.   В Африке друзей не мало-

      Олимпийцы всей земли

      Знают, что черный цвет

      Знойной Африки привет!

4.   Цвет травы – зеленый цвет,

      Из Австралии привет!

5.   У Америки есть тоже

      Олимпийский свой привет:

      Мэри, Джон, Хуан и Рут

      Красное кольцо везут.

6.   Все мы в дружбу верим свято.

      Каждый в дружбе молодец.

      И рисуют все ребята

      Добрый знак пяти колец.

     

В: А вы хотите поучаствовать в спортивных соревнованиях?

Тогда приглашаю вас на спортивную площадку.

1 состязание «Олимпийские кольца». 

В: Посмотрите, пожалуйста, на картинку, где изображены 5 колец, Сейчас вы должны собрать из колец точно такую же символику.

Детям дают 5 колец: черный, синий, красный, желтый, зеленый. Необходимо собрать символ Олимпийских игр.

2 состязание: «Езда на лошади»

В: В Древней Греции очень любили лошадей и колесницы. И наше следующее  состязание – «Езда на лошади».

Детям предлагается «лошадь» (пластиковая голова на длинной палке). Необходимо проскакать на «лошади» до куба и обратно, со словами «И-го-го» и передать «лошадь» другому участнику.

В: Но не все споры решали греки спортивными соревнованиями, состязались они в поэзии, пении и игре на музыкальных инструментах. Эти состязания  в искусстве получили название Дельфийские игры. Победителю игр вручалась оливковая ветвь («котинос») - символ мира. Олива в Греции считается священным деревом. В Древней Греции, человеку, срубившему оливковое дерево, грозила смертная казнь.

Предлагаю вам нарисовать оливковую ветвь. Рисовать мы будем пластилином.

Звучит музыка, дети рисуют ветку оливы, используя технику «пластилиновая живопись».

В: Ребята, давайте подарим  оливковые веточки нашим гостям, в память о этом путешествии.

Прекрасна страна Греция, много мы о ней узнали, но еще многое только предстоит узнать, а теперь нам пора возвращаться в свой детский сад.

Звучит греческая музыка.

В: Давайте попрощаемся с нашими гостями по- гречески: «андио».

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим для дошкольников"Зимние будни"

Построено в виде игры-встречи с Емелей -героем русской сказки, который вместе с детьми узнаёт о зимних народных праздниках, приметах, пословицах. Играет в забытые народные игры с использованием сговор...

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи. Тема: Домашние животные. Кошка и котята.

Познакомить детей с игрушками, изображающими кошку и котят.  Дать знания о домашних животных.Развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы, повторять за воспитателем...

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим. Тема :"Морские глубины"

Ребят ожидает самое настоящее увлекательное путешествие. Интересно превратиться в морских обитателей и оказаться в морских глубинах, где вокруг разнообразные рыбы и животные. В "Морском царстве" много...

Сценарий комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и ручному труду "Пусть будет наш город красивым и чистым" старший дошкольный возраст

Тема занятия "Что человек делает, таков он и есть" (Г.Гегель)Привитие нравственных ценностей - одна из приоритетных задач и одна из самых сложных. Данное занятие поможет сформировать умение оцени...

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во 2 мл. гр.

Комплексное занятие по ознакомлениюс окружающим миром и рисованию во 2 мл. гр. Цель:диагностика знаний, умений, навыков детей в разделах «Животный мир», «Растительный мир», «Техника рисования» Задач...