Поляна лекарственных трав в ДОУ
статья по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Кишкань Любовь Ивановна

Забота о воспитании здорового ребёнка является приоритетной в работе дошкольных учреждений и в семье. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходят его интенсивный рост и развитие, формируются необходимые привычки и навыки, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. К сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества здоровье ещё не стоит на первом месте среди потребностей человека. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребёнка к здоровому образу жизни, научить пользоваться силами природы, то есть лекарственными растениями, не могут создать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма, его работоспособности. Этот пробел могут восполнить воспитатели ДОУ. С этой целью на территории нашего детского сада и была создана "Поляна лекарственных трав" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polyana_lekarstvennyh_trav.docx807.35 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования

администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Муниципальное дошкольное образовательное учреждение-

детский сад № 11

 г.Балаково Саратовской области

СОЗДАНИЕ ПОЛЯНЫ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ТРАВ

НА ТЕРРИТОРИИ ДОУ

Кишкань Любовь Ивановна воспитатель

 МДОУ-детский сад № 11

        Октябрь 2011г.


Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне живого мира. Однако проблема взаимодействий ребёнка с природой ещё полностью не исследована. Вот почему изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в дошкольные годы так важны для воспитания развивающей личности. Знания о живом организме позволяют ребёнку в дальнейшем осознать себя ЧЕЛОВЕКОМ, творением космическим, частью природы.

Забота о воспитании здорового ребёнка является приоритетной в работе дошкольных учреждений и в семье. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходят его интенсивный рост и развитие, формируются необходимые привычки и навыки, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. К сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества здоровье ещё не стоит на первом месте среди потребностей человека. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребёнка к здоровому образу жизни, научить пользоваться силами природы, то есть лекарственными растениями, не могут создать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма, его работоспособности. Этот пробел могут восполнить воспитатели ДОУ.

На территории  нашего деткого сада решили создать «Поляну лекарственных трав». Были разбиты клумбы с такими лекарственными травами как

  1. мята перечная,
  2. мята лимонная (мелисса),
  3. тысячелистник,
  4. бессмертник,
  5. зверобой,
  6. подорожник,
  7. полынь,
  8. пастушья сумка,
  9. спорыш,
  10. репейник (лопух),
  11. цикорий,
  12. ромашка аптечная,
  13. гусиная лапчатка или калган.

     

      Зная о том, что многие садовые цветы имеют лекарственные свойства, решили и их поселить на «Поляну лекарственных трав»: календулу, эхиноцею, топинамбур, бархатцы.

       Кроме этого высадили деревья и кустарники (клён, сосна, липа, ясень, каштан, боярышник, облепиха, вишня, слива, малина), так как они тоже нас лечат.  

      В это лето «Поляна» носила ознакомительно-информационный характер. Воспитатели с детьми приходили на экскурсию, и я рассказывала о лекарственных растениях, растущих на «Поляне». Дети проводили несложные опыты, эксперименты, устанавливали связи: растение - земля, растение - вода, растение - человек. Результаты экспериментов фиксировались в календаре наблюдений в группах. Мне удалось заинтересовать поляной не только детей, но и сотрудников детского сада, родителей. Они приходили на поляну, расспрашивали о растениях и их лечебных свойствах, делились своими знаниями.

В следующем году планирую изготовить таблички - указатели с названиями растений. Совместно с родителями оформить «сборник» лекарственных растений, включающий в себя народные рецепты, рисунки детей, сказки о лекарственных травах, выращенных на «Поляне», фотоматериалы. Для того чтобы дети приходили не только знакомиться с лекарственными растениями, наблюдать за их ростом, но и формировать интерес к оздоровлению собственного организма, решила между клумбами с растениями проложить фитотропу.

Отработав много лет в детском саду, с удовольствием учила детей наблюдать природу, рассматривать растения, знать их названия. Каждую прогулку начинала с обхода территории детского сада, приглашая детей то в «Берендеево царство», то в гости к «Дубу-дубочку». Я рассказывала детям о каждом растении - как растёт, какими лекарственными свойствами обладает. Часто детям повторяла, что каждое растение лечит, просто надо хорошо знать где растёт, какие части применяются для лечения.      

Использовала стихи, песни, загадки, знакомила с простыми, доступными детям рецептами (оцарапал коленку - приложи листочек подорожника; заболело горло - попроси маму заварить ноготки, ромашку, малину). Рассказывая детям о новом растении всегда повторяла правила: будь осторожен с растениями, не пробуй на вкус незнакомые растение и ягоды.

Часто беседовала о пользе растений с родителями, особенно с бабушками, которые знают о лекарственных растениях, их применении в жизни. Рассматривая растения, старалась довести до сознания детей, что растения живые и ,срывая цветок, листочки, ломая ветки, мы делаем растениям больно.

В итоге дети подготовительной группы хорошо знали деревья, кустарники, травы, растущие на территории детского сада, рассказывали какую пользу приносят организму лекарственные растения.