Конспект занятия в подготовительной группе «Лекарственные травы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Почтарёва Елена Павловна

Конспект занятия в подготовительной группе «Лекарственные травы»

Цель: закреплять знания детей о пользе и применении лекарственных растений.

Задачи:

Образовательная:

Расширять знания детей о лекарственных растениях и растениях, занесённых в Красную книгу ( ОО «Познание»);

Учить различать данные растения по внешнему виду ( ОО «Познание»);

Подвести к понятию об умелом использовании лекарственных растений ( ОО  «Безопасность»);

Продолжать учить работать с трафаретами и ножницами ( ОО «Художественное творчество»)

Развивающие:

Развивать познавательный интерес, связную речь, память, наблюдательность, стремление выражать своё отношение к окружающему( ОО «Социализация», «Коммуникация»);

Развивать мелкую моторику (ОО «Физическая культура», «Здоровье»);

Развивать литературную речь ( ОО « Чтение художественной литературы»)

Воспитательные:

Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью ( ОО «Здоровье»);

Вызвать эмоциональный отклик при восприятии музыки ( ОО «Музыка»)

Здоровьесберегающие:

Укреплять физическое и психическое здоровье посредством дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики, коррекционных упражнений ( ОО «Физическая культура»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе «Лекарственные травы»

Цель: закреплять знания детей о пользе и применении лекарственных растений.

Задачи:

Образовательная:

Расширять знания детей о лекарственных растениях и растениях, занесённых в Красную книгу ( ОО «Познание»);

Учить различать данные растения по внешнему виду ( ОО «Познание»);

Подвести к понятию об умелом использовании лекарственных растений ( ОО  «Безопасность»);

Продолжать учить работать с трафаретами и ножницами ( ОО «Художественное творчество»)

Развивающие:

Развивать познавательный интерес, связную речь, память, наблюдательность, стремление выражать своё отношение к окружающему( ОО «Социализация», «Коммуникация»);

Развивать мелкую моторику (ОО «Физическая культура», «Здоровье»);

Развивать литературную речь ( ОО « Чтение художественной литературы»)

Воспитательные:

Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью ( ОО «Здоровье»);

Вызвать эмоциональный отклик при восприятии музыки ( ОО «Музыка»)

Здоровьесберегающие:

Укреплять физическое и психическое здоровье посредством дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики, коррекционных упражнений ( ОО «Физическая культура»)

Оснащение предметно-пространственной среды: магнитофон, аудиозапись песни «Аленький цветочек», сборы лекарственных растений, д/и «Лекарственные растения», иллюстрации цветов, ватные шарики, на каждого ребёнка ножницы, трафарет цветка, клей, клеёнка, салфетка, крупа ( пшено, рис). Бокалы, заварочные чайники.

Предварительная работа: беседы о лекарственных растениях, экскурсия в лес, д/и « Вершки и корешки», « Определи по запаху», « Узнай растение», чтение стихов, загадок, заучивание стихотворений, рассматривание энциклопедий.

Ход НОД:

( Дети сидят на стульчиках полукругом ).

В-ль: - Сегодня мы с вами поговорим о здоровье, как его сохранить, ну а если заболели, то, как без таблеток недуг излечить.

- Послушайте небольшой рассказ.

« Однажды Красная Шапочка пошла в гости к бабушке. Идя по лугу, по лесу, она собирала цветы, которые ей попадались. Все они были красивые, разные. Она набрала большой букет. «Вот бабушка обрадуется!» - подумала Красная Шапочка. Но, увидев цветы, бабушка сказала: «Цветы в природе растут не для букетов: если любишь собирать цветы, научись выращивать их сама».

- Как вы оцениваете поступок Красной Шапочки? ( Надо бережно относиться к природе).

- Какая самая главная польза от растений? ( Ответы детей).

- Правильно, самая главная польза от растений – кислород, который они выделяют, и которым мы дышим. Без растений не могли бы существовать ни рыбы, ни птицы, ни насекомые, ни мы с вами. Иногда люди срывают растения, которые занесены в Красную книгу.

- Вы знаете что это за книга? ( Это документ, в него занесены разные виды животных, растений, которых осталось очень мало в природе, их надо оберегать, чтобы они не исчезли).

- Растений на Земле очень много. Среди них есть лекарственные растения. Почему их называют лекарственными? ( Их используют для лечения различных заболеваний).

Дидактическая игра «Собери растение»

( Дети проходят к столу. На столе разложены части растений: цветки, стебли, листья, корни, ягоды. Дети из частей собирают лекарственное растение).

В-ль: - Каждый из вас собрал лекарственное растение. Назовите его и расскажите, что вы знаете об этом растении.

( Дети рассказывают о лекарственных растениях. По необходимости воспитатель дополняет рассказы детей).

Одуванчик – лекарственное растение, для лечения кашля и улучшения аппетита, используют листья и корни одуванчика. А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье. Молодые нежные листья идут на приготовление салата.

Гимнастика для глаз.

В-ль: - А теперь представим, что семена одуванчика  от сильного ветра полетели вверх, вниз, медленно направо и быстро налево и приземлились к нам на кончик носа.

Тысячелистник – лекарственное растение с цветочным зонтиком и «тысячей» мелких листочков. Используют только цветочный зонтик. Если заболели печень, желудок, пьют как чай. Соком тысячелистника обрабатывают раны.

В-ль: - А сейчас пальчиками покажем, как распускаются цветки у растений.

Пальчиковая гимнастика «Цветок».

Вырос высокий цветок на поляне (руки в вертикальном положении, ладони друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их).

Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы рук).

Всем лепесткам красоту и питание (ритмичное движение пальцами вместе – врозь)

Дружно дают под землёй корешки (ладони опустить вниз, и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).

Крапива – листья и стебли покрыты множеством жгучих волосков. Когда мы касаемся листа, волосок прокалывает кожу и в ранку попадает жгучая жидкость, появляется волдырь. Но людям есть за что благодарить крапиву, из неё можно приготовить щи и салат, где очень большое количество витаминов. Много лет назад врачи советовали: « Берём сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам – она раны вычистит и заживит». В крапиве содержится вещества, убивающие микробов. Крапива укрепляет волосы.

В-ль: - Давайте похлопаем себя по плечикам, по рукам, ногам, представим, что крапива нас «ужалила».

Коррекционное упражнение «Крапива».

Душица – цветки, собранные в соцветия, имеют приятный аромат (воспитатель предоставляет возможность понюхать сухое растение). Душица помогает при кашле, простуде.

Дыхательное упражнение «Душица»: вдох через и длительный выдох через рот, губы трубочкой.

Подорожник – обладает целебными свойствами. Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу и вскоре станет легче.

В-ль: отгадайте загадку: « Мягок, а не пух, зелен, а не трава?» ( Мох).

Мох в походе вместо ваты. В войну им пользовались партизаны, прикладывали к ранам, и раны быстро заживали

Коррекционное упражнение «Собери мох в кочку». ( Дети пальчиками ног собирают ватные шарики в «кочку»).

Ландыш – « белые горошинки на зелёной ножке», - так говорится о нём в загадках.  Ландыш настаивают и используют как успокоительное средство. Из-за красоты своих душистых, белоснежных цветков, ландыша с каждым годом становиться всё меньше и меньше, поэтому собирать их в букеты не надо. Но ландыш и коварен. После цветения у него появляются красные ягодки, и они ядовиты. Поэтому будьте осторожны.

Лекарственные растения ещё называют « Зелёной аптекой».  И испокон веков люди запасаются лекарственными растениями. Вы должны знать правила сбора лекарственных растений:

- Собирать растения нужно в сухую погоду.

- Нельзя собирать растения вблизи дорог, в городе. Почему? ( Ответы детей).

- Сушить растения нужно в тени в подвешенном состоянии и хранить в тканевых мешочках.

- Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.

- Не рвать растения занесённые в Красную книгу.

В-ль: - Нужно помнить, что лечение травами не всегда полезно. Некоторые лекарственные растения при необдуманном употреблении могут привести к тяжёлым последствиям, поэтому, сначала нужно побеседовать с врачом. В старину говорили: « Каждая травка  лечит, но и калечит».

Дети читают стихи.

Лес, как сказочное царство,

Там кругом, растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке –

И микстура, и таблетки.

Ну, а чем и как лечить

Родители и воспитатели нас могут научить.

Все целебные растения

Знают они без исключения.

Нужно только не лениться, нужно только научиться

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

Ведь из трав лесного царства,

Люди делают лекарства.

Если вдруг ты заболел,

Не спеши с таблетками,

Пригласи своих друзей

С зелёными ветками.

Они и красивей, и тоже лечебные,

Бывают и горькие, но очень полезные.

Помногу их пить тоже нельзя,

Бывают опасными эти друзья.                    М. Киселёва

 ( Дети проходят за столы).

Дидактическая игра « Четвёртый лишний». (На мольберте вывешены картинки с изображением цветов: роза, тюльпан, нарцисс и ромашка аптечная. Дети должны выбрать лишний цветок).

В-ль: - Почему вы выбрали именно этот цветок?

Если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымиться

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Так говорят об отваре ромашки аптечной. Но сегодня мы на ромашке не гадаем, нам другое важно. В природе существуют ромашки луговые, садовые и аптечные. Чем они отличаются друг от друга? ( Ответы детей).

Мы сегодня говорим о лекарственных растениях, и я предлагаю сделать ромашку аптечную.

Вспомним правила работы с ножницами:

- ножницы должны быть всегда закрыты и лежать подальше от края стола;

- передавать ножницы всегда закрытыми, держась за лезвие, кольцами вперёд;

- при вырезывании пальцы держать подальше от лезвий;

- запрещается толкать товарища, крутиться с ножницами в руках .

( Дети выполняют работу под музыку « Аленький цветочек». По шаблону вырезают ромашку, промазывают клеем и засыпают крупой: сердцевину – пшеном, лепестки – рисом).

В-ль: - Все ребята молодцы, потрудились от души!

Подводится итог занятия. О чём мы с вами говорили?  И т.д.

Растения мы знаем, бережём и охраняем,

В книгу Красную они, уж давно занесены.

Люди рвут их не на потеху,

Отнесут их все в аптеку.

Чай с какими травами вы пьёте дома всей семьёй и для чего?

Сюрпризный момент.

Столик, столик отзовись,

Что там прячешь, покажи!

( на столе под салфеткой чашки  и чайники с заваренным чаем из мяты, мелиссы, смородины).

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, парного

Самоварного чайку.

Чаепитие.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад компенсирующего вида №5 «Филиппок»

Городского округа Тольятти

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

Образовательная область «Здоровье», «Безопасность»

Тема «Полезные растения в подготовительной группе

                                                                    Конспект составила

                                                                    Воспитатель высшей категории

                                                                    Почтарёва Е.П.

                                                                    Дата проведения: 19.04. 2013 г.

Тольятти 2013 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Лекарственные растения»

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Лекарственные растения» Цель: закреплять знания детей о лекарственных травах. Учить отвечать на вопросы сложными предложениями. Познакомить с нов...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: " Лекарственные растения"

Занятие в увлекательной форме познакомит детей с лекарственными растениями, их лечебными свойствами....

Конспект занятия в средней группе: «Цветы. Трава и цветы на лужайке»

Конспект занятия для средней группы. Указаны цели, задачи, оборудование, план занятия и его ход....

конспект занятия в старшей группе "Лекарственные травы"

Тема "Лекарственные травы"Цель: формировать умение детей, узнавать и правильно называть лекарственные травы...