Конспект занятия по ознакомлению окружающим "Путешествие в зимний лес"
план-конспект занятия (окружающий мир, средняя группа) по теме

Конспект занятия по ознакомлению сс окружающим "Путешествие в зимний ле" для детей средней группы. В занятии уделяется большое внимание развитию диалогической речи,  беседе о  обитателей зимнего леса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_puteshestvie_v_zimniy_les.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ


ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ
ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ


ТЕМА: «Путешествие в зимний лес».

                                СОСТАВИЛА:
                               ВОСПИТАТЕЛЬ

                                МДОУ №20 «ВЕСНУШКИ»

                                Московской обл.

                                Подольского района

                                пос. Железнодорожный

                                СУРОВЫХ А.В. 

Программное содержание:

1. Продолжать развивать диалогическую речь
путем активного участия в беседе.
2. Уточнить представления детей о жизни диких
животных (зайца,
 белки, медведя) в зимний период.
3.
 Закреплять четкое произношение звука «с» в словах и фразах.
4.
 Пополнять и активизировать словарь детей за счет глаголов, обозначающих действие и существительных, обозначающих жилье животных.
5.
 Побуждать детей употреблять в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
6.
 Воспитывать доброжелательность, сдержанность, умение слушать собеседника.

Словарная работа: ямка, норка, дупло, берлога; глаголы — действия: ходит, лазает, бегает, прыгает, скачет.

Предшествующая работа: наблюдение на прогулке, рассматривание иллюстраций о зиме, картинок «Дикие животные», познавательные занятия на тему «Заяц», «Белка», «Медведь». Дидактические игры «Найди лишнее животное», «Кто где живет?», «Накормим животных». Чтение стихотворений «Елка», «Снег» З.Александровой, «Поет зима — аукает» С.Есенина, «Первый снег» Я.Акима, «Заячий след» В.Берестова. Заучивание стихотворения «Почему медведь спит зимой» В.Орлова. Рассказывание сказок «Зимняя сказка» С.Козлова, «В медвежачий час» Г.Цыферова.

Материалы: иллюстрации на тему «Зима», игрушки (белка, заяц), картинки (белка, заяц), макеты деревьев (2 - 3) в снежном уборе, пенёчки, дождик, (на подносах), предметные картинки к игре «Угости Животных»: морковь, капуста, яблоко, молодые деревца, сухарики, орехи, шишки, грибы, ягоды, травка - сено, торт, котлета, шоколад.

Ход занятия.

Дети. к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, но сделаем это особенно, чтобы наши гости запомнили таких хороших детей.
Коммуникативная игра «3дравствуйте».
- Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп. (З раза хлопают в ладошки).
- Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ. (З раза топают ножками).
- Здравствуйте, щёчки! Плюх, плюх, плюх. ( З раза слегка похлопывают по щекам)
- Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок. (качают головой).
- Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип. ( гладят кончик носа).
- Здравствуйте, наши гости! (протягивают руки вперед).
- Здравствуйте!
А теперь, дети, послушайте, какое стихотворение я вам прочитаю. Его написала З. Александрова:
                  Снежок порхает, кружится,
                  На улице бело.
                  И превратились лужицы
                  В холодное стекло.
      Где летом пели зяблики,
      Сегодня - посмотри! -
      Как розовые яблоки,
      На ветках снегири.
- О каком времени года говорится в стихотворении?
- Почему вы думаете, что это зима?
- Кто из вас любит зиму?
- Почему вы любите зиму? (Можно лепить снежки и играть в них. Можно лепить снеговика, снежную бабу, строить горку, строить из комков крепость. А я люблю кататься с горки на санках, на лыжах. Я люблю зиму потому, что зимой приходит дедушка Мороз и приносит подарки. Зимой бывает красиво, когда идёт снег и т.д.)

- Дети, сегодня я приглашаю вас поехать в зимний лес.
Воспитатель: Хорошо бы поехать на волшебных снежных санях!
Давайте скажем волшебные слова:
«Снежные сани, явитесь сами!»
(произносим чистоговорки хором).
Звучит быстрая музыка, звенят колокольчики, дети «садятся» в сани и отправляются в путь. 
Упражнение — танец «Льдинки – снежинки» с колокольчиками. Музыка и слова М.Картушиной
- Вот мы и приехали в зимний лес.
Воспитатель : - Какая красивая полянка! Она была бы ещё красивее, если бы пошёл снег. И пусть идёт снег, летят снежинки!
Воспитатель берёт блюдечко, на котором мелко нарезанный дождик и дует.
- А теперь вы возьмите блюдечки и подуйте, чтобы пошёл снег.
Упражнение на развитие речевого дыхания «Снежинки».
Пока дети дуют, воспитатель открывает простынку, под которой заснеженные деревья, кусты. снежинки на земле.
- Чем вам нравится полянка? (деревья в инее, как будто художник взял кисть и украсил пушистой ватой весь лес, снежинки летят).
Воспитатель: - Ой, смотрите, кто это? (это заяц).
- Где он притаился? ( Под деревом).
- Кто расскажет нам про зайца, какой он? (У зайца розовый нос, черные глаза, как угольки, уши длинные, хвост короткий, шубка белая, теплая, пушистая, мягкая.)
- Что ещё можно сказать про зайца? (заяц ловкий, он быстро бегает, высоко прыгает, как спортсмен, заяц умеет запутывать свои следы).
При необходимости воспитатель задает вопросы: Где живет заяц? Почему заяц поменял серую шубку на белую? Что было бы, если заяц не умел менять окраску?
Чем заяц питается зимой? Как он передвигается?

- Кого вы еще видите на полянке? ( Белочку). Где она сидит? ( На дереве). Расскажите, что вы знаете про белку? (Белка маленькая, а хвост у нее большой, пушистый, шубка зимой серая, пушистая, ушки маленькие, короткие.)
Что еще можно рассказать про белку? (Летом и весной у нее шубка рыжая, а зимой она надевает теплую, серую шубку, чтобы ее не было видно на деревьях). Дополнительные вопросы: Где живет белка? Чем она питается? А где же она берет грибы и орешки? (Она делает запасы в разных местах леса, а потом запоминает эти места).
Как белка передвигается? (скачет ловко по дереву, с дерева на дерево, у нее хвост как руль, как парашют).
А теперь отгадайте загадку:

                                               «Он в берлоге спит зимой
                                                Под большущею сосной.
                                                А когда придет весна-
                                                Просыпается от сна?»
- Кто это? (Медведь).
- Что вы знаете про медведя, какой он? ( медведь большой - шерсть у него теплая, густая, бурая, пушистая. Медведь умеет рычать, ходит неуклюжей походкой, вперевалочку).
При необходимости вопросы:
Что делает зимой медведь?
А где он спит? На что похожа берлога медведя?
Где же на нашей полянке спрятался медведь?
Ребята, почему медведь может не есть всю зиму?
- дети, медведь спит. Как вы думаете, что ему снится?
Давайте пофантазируем.
(Ему снится мед, ягоды, как он поймал большую рыбу и т.д.)
- Как вы думаете, легко ли живется животным в лесу зимой? Почему? Кому легче всех - зайцу, белке или медведю? Почему?
Как помочь животным зимой?
Дидактическая игра: «Угостим зверей».

На столе предметные картинки:
Капуста, морковь, травка-сено, кора молодых деревьев, яблоко, сухарики, орехи, грибы, ягоды, шишка с семечками . И лишнее:
- торт, шоколад, котлета.
Дети, возьмите угощение и угостите зайца и белку.
Почему ты, Саша, выбрал эту картинку?
Почему ты, Настя, выбрала зайцу кору деревьев?
Итог занятия.
Дети, мы с вами сегодня поговорили о жизни диких животных в лесу. Вы все
активно участвовали в беседе, хорошо отвечали на вопросы. Молодцы! А сейчас поедем в детский сад.