Родительское собрание "У природы нет плохой погоды"
статья (окружающий мир) на тему

Методические рекомендации по организации и проведению родительского собрания, плсвященного формированию у детей экологической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

“У природы нет плохой погоды“

Каждый педагог заинтересован в том, чтобы родители были увлечены вопросами воспитания детей. Тем более что без родительского участия процесс воспитания невозможен. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребёнка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания. Основной формой работы с родителями является родительское собрание, которое концентрирует в себе весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия детского сада и семьи и является одной из форм повышения педагогической компетентности родителей.

Тематика вопросов, которые затрагиваются на родительских собраниях, достаточно разнообразна: физическая культура и здоровье, интеллектуальное развитие детей, готовность детей к школе, воспитание нравственных качеств. В последнее время, на наш взгляд, стала актуальной тема экологического воспитания детей, а именно - воспитание любви к родной природе.  

Ни для кого не секрет, что в последнее время родители неохотно идут в детский сад, и это вполне понятно. Ведь родительские собрания превратились в посредственное и формальное проведение встреч в виде отчётов и поучающих бесед. Выход из этого положения видится нам в изменении форм и методов организации родительских собраний, в переходе на дискуссионную форму их проведения.

Рассмотрим такую форму на примере родительского собрания на тему: «У природы нет плохой погоды».

Цели такого собрания:

  1. Познакомить родителей с основными вопросами экологического воспитания дошкольников.
  2. Помочь родителям в организации прогулок с детьми.
  3. Укрепление детско-родительских отношений.

Родительское собрание состоит из нескольких этапов.

На наш взгляд, важным этапом работы должна стать подготовка к родительскому собранию, которая включает в себя: анкетирование родителей, опрос детей по теме, изготовление с участием детей плакатов и приглашений, подбор музыкального сопровождения.

Анкетирование. Мы считаем, что анкетирование должно быть обязательно  адресным, т.е. начинаться словами «Уважаемые … (ФИО родителей)! Ваши ответы помогут нам в организации работы с детьми…». Во-первых, каждому человеку приятно, когда к нему обращаются по имени-отчеству, во-вторых, родители смогут ощутить свою причастность к решению важной проблемы. Касаясь данной темы, целесообразно включить в анкету следующие вопросы:

  1. Знаете ли Вы, что такое экология?
  2. Ощущаете ли Вы по ребёнку, что в детском саду много внимания уделяется экологическому воспитанию детей? В чём это проявляется?
  3. Интересует ли Вас лично данная проблема?
  4. Как Вы сами относитесь к природе?
  5. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе? Нужно ли, по-вашему мнению, это делать?
  6. Как вы поддерживаете у ребёнка познавательный интерес к природе?

Опрос детей. Мы предлагаем за несколько дней до собрания записать на магнитофон  ответы детей  на вопросы:

  1. Назови экологические проблемы, которые существуют сейчас на Земле.
  2. Назови правила поведения в природе.
  3. Что, по-твоему, значит выражение «Люби, но не навреди».
  4. Есть ли у тебя домашнее животное? Если нет, то кого бы ты хотел завести?
  5. Кто ухаживает за ним?
  6. Как часто ты гуляешь с родителями в лесу, в парке?
  7. Что можете сделать ты, чтобы решить экологические  проблемы?

Памятки, плакаты и приглашения. Написать приглашения, памятки и плакаты, оригинально их оформить можно на занятиях с детьми по рисованию, аппликации и ручному труду (пишет воспитатель, рисуют и украшают дети). Наш опыт подтвердил, что получив приглашения, изготовленные детьми, родители обязательно придут на собрание, они просто не смогут подвести своего ребёнка.  По данной теме можно сделать следующие плакаты:

  1. «Люблю – значит защищаю»
  2. «Воспитание чистых и благородных чувств в сердцах детей нужнее и дороже, нежели обогащение разными знаниями (Я. Корчак)»
  3. «Все усилия при воспитании окажутся тщетными, пока вы не научите ваших воспитанников любить поле, птиц и цветы (Д. Рескин)»
  4. «Потому мы и радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя (М.Пришвин)»

Подбор музыкального сопровождения. Мы считаем, что использование на собрании   музыкального сопровождения и  его подбор являются важным составляющим. Музыка должна звучать перед началом собрания для создания эмоционального настроя, во время работы родителей над памятками, во время просмотра видеофрагментов. Предпочтительнее использовать  классическую музыку  («Времена года» П. И. Чайковского или

А. Вивальди).

 Следующий этап – собрание.

Дискуссионная форма проведения собрания требует использования активных методов, способных длительное время поддерживать живой разговор. Это, как отмечалось выше, музыкальное сопровождение. Это и вопросы для родителей, спрятанные в воздушных шариках; это ответы на вопросы родителей, которые они писали и опускали в «Почтовый ящик» в течение недели до собрания;  это минуты самоанализа, когда каждый задумывается о своих взаимоотношениях с ребёнком; это решение проблемных ситуаций; просмотр и обсуждение видеокадров, а также оформление  группы. Педагог, ведущий собрание, обязан чётко представлять себе весь его ход.

Итак, группа оформлена репродукциями картин русских художников-живописцев, на видных местах развешаны плакаты с высказываниями о природе, размещена выставка литературы по теме. Начать собрание, на наш взгляд, можно с демонстрации видеоматериалов о прогулках детей на участках детского сада, экскурсиях в парк с воспитателями, показ сопровождается музыкой великих классиков.

Далее целесообразно рассказать о важности затронутой на собрании темы. Отметить, что начинать экологическое воспитание надо с раннего детства, с  развития понимания красоты природы, любви к ней. С помощью природной среды взрослые имеют возможность развивать ребёнка: расширять его кругозор, показывая взаимосвязи в природе, вовлекая детей в совместную деятельность. У природы человек учится красоте, чувству меры, добра, справедливости. После такого небольшого вступления необходимо подвести итоги анкетирования родителей. Необходимо обязательно поблагодарить родителей за участие в анкетировании.

Затем присутствующим предлагается прослушать  аудиозапись ответов детей на заданные вопросы. Подводя итоги, не лишне будет, на наш взгляд, отметить, что дети мудрее нас, взрослых, им тоже  не безразличны  проблемы экологии. Из ответов детей наверняка вскроется и другая проблема: недостаточность совместных прогулок на природе. И дети здесь будут совершенно правы. Ведь сколько бы мы ни проводили разговоров о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребёнка на природу, пока сами не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней. Что нас останавливает? Чтобы выяснить это, воспитатель предлагает родителям воздушные шары, внутри которых вопросы. Чтобы привлечь к обсуждению проблемы большее количество участников, нам представляется эффективным обращение ко всем присутствующим с вопросами типа: «У кого будут дополнения, вопросы, особое мнение?».

В ходе дискуссии необходимо подвести родителей к пониманию важности прогулок с детьми в любое время года, в любую погоду. Ведь свои прелести есть у природы, окружающей нас, и зимой, и летом, и в дождь, и при солнце. Хорошо бы родителям использовать их в процессе воспитания своих детей во время прогулок, хождения на лыжах, катания на коньках и т.д. Логичным, на наш взгляд, здесь будет включение фрагмента песни «У природы нет плохой погоды».

Ребёнок по своей натуре любознателен. Его интересует всё новое, неизведанное. Открытия у него каждый день! А разве можно делать открытия, сидя у экрана телевизора или компьютера? Именно во время прогулок, наблюдая за происходящим, дети приобретают новые знания, которые становятся основой сознательного отношения к ней, а также развивают у них чувства прекрасного. Главное, и это надо объяснить родителям, хорошо подготовиться к прогулке. Наденьте резиновые сапоги (зачем же ещё они нужны, если не для этого) и пройдите по лужам, подышите свежим воздухом после дождя осенью. А летом погуляйте под зонтом под дождём. Хорошо, если бы зонт был прозрачным, сколько интересного тогда можно было бы увидеть. Шуршащие под ногами осенние листья заставляют задуматься, а если затеять игру с подбрасыванием листьев («У кого больше?», «Кто выше?»)? Это всегда приводит детей в восторг. Вдобавок под листьями можно найти спрятавшихся насекомых. Чем не повод рассказать детям о способностях и повадках животных. Прогуливаясь по лесу или парку весной, можно подметить тонкие переходы серой, зимней окраски деревьев в зелёное убранство. А зимой, потеплее закутавшись, во время  метели изучать строение снежинок. Каждое время года имеет свои неповторимые особенности. Развивая тонкое восприятие окружающей действительности, взрослый должен выделить круг явлений и предметов природы, которые интересны в сезонный период: летом обратить внимание детей на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов; осенью – сравнить листья по форме, подметить оттенки желтого цвета; зимой – рассмотреть строение ветвей деревьев, отметить различные свойства снега и пр. В любое время можно найти материал в природе для сенсорного, умственного и эстетического развития ребёнка, передать ему свою способность тонко чувствовать природу.  На этом этапе мы считаем возможным предложить родителям решить проблемные ситуации.

  1. «Вы гуляли с ребёнком в осеннем лесу, собрали большой букет осенних листьев. Что вы сделаете, когда вернётесь домой? Какое продолжение будет иметь эта прогулка?»
  2. «Ребёнок постоянно лезет в снег, а вам ещё надо зайти в магазин. Как вы поступите в таком случае?» и т.п.

Нам кажется, что  именно сейчас уместно дать время для самоанализа. Для этого можно включить тихую классическую музыку, во время её звучания, родители имеют возможность задуматься о своих взаимоотношениях с ребёнком (Вопросы для размышлений: «Как часто вы бываете со своим ребёнком на природе? Чем вы занимаетесь?»).

Мы считаем, что подводя итоги собрания, необходимо ещё раз напомнить родителям, что прогулки  на природе могут стать по-настоящему захватывающими и для детей, и для самих родителей. Особенно, если взрослые не будут забывать смотреть вокруг глазами детей, разделять его радость и удивление, читать уместные в той или иной ситуации стихи, загадывать загадки. Отправляясь с ребёнком на прогулку, поговорите с ним, например, о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы  одеты, почему? Какое сейчас время года? В холодное время  подкормите птиц, понаблюдайте за их повадками. Поищите приметы времени года. Поиграйте с ним в игру природоведческого содержания, например: С какого дерева лист?  Найди дерево по описанию. С какой ветки детки? и т.д.

Пришло время раздать родителям памятки, изготовленные вами вместе с детьми. В них отражены пожелания и рекомендации как организовать прогулку с детьми в любое время года и в любую погоду.

В решение родительского собрания, на наш взгляд, целесообразно включить следующие пункты:

  1. Организовать в семье постоянные прогулки на природу с целью воспитания любви к ней.
  2. Поддерживать интерес детей к природе, поощрять их любознательность.
  3. Оформить в группе фотовыставку «Природа и дети» (указать срок).

Мы уверены, что, покидая такое собрание, каждый родитель унесёт в себе частичку добра и уверенности в необходимости общения с детьми на природе, уверенности в том, что каждая встреча с природой останется в памяти  как огромная радость и большое эстетическое наслаждение. И в этом ему помогут  знания и практические советы, данные на собрании.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "У природы нет плохой погоды"

Учить видеть и понимать изменение, которые происходят в природе в разные времена года; рассказывать о своем эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием природных явлений....

У природы нет плохой погоды

Даются рекомендации родителям по наблюдению за природой...

Занятие художественно-эстетического направления на тему "У природы нет плохой погоды" в старшей группе МДОУ

1. Рассматривание картин: И.Остроухов "Золотая осень", А.Грицай "Прошёл лёгкий дождь", К.Крыжицкий "Ранний снег".2. Игра "Эхо".3. Физминутка "Листья осенние".4. Чтение стихов: А.Плещеев "Осень наступи...

Беседа по экологии "У природы нет плохой погоды..."

Цель: расширение представлений о разнообразии погоды Сибири. Формирование умения сравнивать погоду в разное время года, используя метеорологические термины.Работа над словарем: температура, термометр,...

Конспект Дня Здоровья:"У природы нет плохой погоды".

В этом году на День Здоровья была дана такая тема:"У природы нет плохой погоды". При создании конспекта постаралась, чтоб занятие было насыщенное, интересное. Учитывала здоровьесберегающие технологии....

Конспект НОД: "У природы нет плохой погоды"

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим детей старшего дошкольного возраста....