Главные вкладки

    занятия с детьми в старшей группе
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Бурая Елена Павловна

    Конспекты занятий по ознакомлению с окружающим 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл золотая осень .docx14.32 КБ
    Файл rastitelnyy_mir_rodnogo_kraya.docx15.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Золотая осень

                      (форма проведения — целевая прогулка)

    Программное содержание: формировать у детей интерес и любовь к родной природе, учить любоваться красотой осенних деревьев. Вос питывать умение наблюдать явления природы и устанавливать про стейшие связи между ними. Обогащать активный словарь детей прилагательными рябиновый березовый, липовый, кленовый. Познакомить детей с поэтическими представлениями русского народа об осени.

            Ход занятия

    Воспитатель.        

    — Посмотрите вокруг, какая сегодня погода? (Ответы детей.)

    Какое время года наступило?        

    — Почему вы решили, что пришла осень?      

    — Какие приметы осени вы знаете? (Ответы детей.)

    — Послушайте стихотворение про осень.        

           Осень на опушке краски разводила,

           По листве тихонько кистью проводила:

          Пожелтел орешник, и зарделись клены,

      В пурпуре осеннем даже дуб зеленый.        
     Утешает осень: «Не жалейте лета!
     Посмотрите — роща золотом одета».             3. Федоровская

    — Что еще, кроме листьев, меняется осенью в природе? (Ответы детей.) Осень бывает разной: грустной и веселой, пасмурной и солнечной.

    — Как вы понимаете русскую пословицу «В осеннее ненастье семь погод на дворе»? (Ответы детей.)

    — Но осень прекрасна в каждом своем мгновении. Давайте вспом ним, какие деревья растут на участке нашего детского сада. (Ряби ны, березы, тополя, лиственницы, липы.) Что произошло с листья ми? Послушайте, как поэт описал осенние листья.

        Листопад

    Опавшие листья шуршат под ногами,

     Всю землю, укрыв разноцветным ковром,

     И клёнов осенних холодное пламя

     Сверкает на солнце прощальным костром.

     А ветер всё гонит опавшие листья

     И клином печальным летят журавли.

     Мне поезд, из лета умчавшийся в осень,

     Билетиком желтым помашет вдали.    И. Бутримова

    Воспитатель. Как называется этот золотой дождь? Правильно, это листопад. Очень красиво, правда? Посмотрите под ноги, везде ковер из разноцветных листьев. Давайте какие листочки мы  найдем. Рассмотрите  их.

    —  Листья березы, какие листья? (Березовые.)

    —  Какого они цвета?        

    —  Какие еще листья у вас под ногами? (Кленовые, тополиные.)

    —  Какого они цвета?

    —  Что такое листопад?

    —  Какие осенние месяцы вы знаете?        

    —  Какой сейчас месяц?        

    —  Наступает последний месяц осени — ноябрь. В народе ноябрь называют листогной, полузимник, потому что после него идет зима. О ноябре бытует много пословиц

          •   Ноябрь — ворота зимы.

          •          Ноябрь — сумерки года.                                                        

          •          Холоден октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодил.

    В ноябре довольно темные ночи, ведь снега еще нет.

    О приметах погоды тоже есть пословицы.

    •  Если снег ляжет на сырую землю и не растает, то весною рано и дружно зацветут подснежники.

    •  В ноябре снегу надует — хлеба прибудет.        

    А сейчас давайте вместе соберем последние листочки и украсим ими нашу группу.



    Предварительный просмотр:

    Растительный мир родного края

     Занятие по познавательному развитию в старшей группе

    Программное содержание: расширять представления детей о при роде родной страны, воспитывать эстетические чувства, учить детей восхищаться красотой и многообразием родной природы, форми ровать представление о лесах как об особом богатстве России.

    Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением леса, де ревьев, кустарников, ягод и грибов , альбомы, аква рель.

    Ход занятия

    Воспитатель. Ребята, наша страна Россия очень большая. Это са мая большая страна в мире. Территория нашей страны покрыта густыми лесами, бескрайними степями, полноводными реками и прозрачными озерами. Чтобы догадаться, о чем мы будем гово рить сегодня, отгадайте загадку.

            Его весной и летом

           Мы видели одетым,

           А осенью с бедняжки

          Сорвали все рубашки.              (Дерево)                            

    Воспитатель. Правильно, ребята, это дерево.  Что есть у  дерева? (Корни, ствол, ветки, листья.)  А как называется то месть где очень много деревьев. Лес — это огромный дом. Только одно дерево может дать при ют и корм многим зверям, птицам. А в лесу таких деревьев тысячи!

    — Какие деревья  вам знакомы? (Ответы детей.) Больше всего в России дубовых, осиновых, сосновых лесов. Леса, в которых растут и хвойные, и лиственные деревья, называются смешанными. Всем нам известны следующие деревья и кустарники. (Воспитатель показывает иллюстрации, дети называют дерево, вос питатель рассказывает о нем.)

    Ель — может расти в тени, растут в нашей области и голубые ели. Иголки сосны и ели применяют в медицине.

    Воспитатель. Отгадайте еще одну загадку.

            У меня длинней иголки,  

            Чем у елки.

            Очень прямо я расту

            В высоту

            Если я не на опушке,

            Ветви — только на макушке.   (Сосна)

    Сосна — вечнозеленая, быстро растет, очень любит свет.

      Я из крошки-бочки вылез,

      Корешки пустил и вырос,

     Стал высок я и могуч,

      Не боюсь ни гроз, ни туч.        
     Я кормлю свиней и белок

      Ничего, что плод мой мелок.          (Дуб)            

    Дуб — одно из самых красивых, могучих деревьев, растет очень медленно, не боится засухи. Кора дуба обладает целебными свой ствами. Дуб — самое главное дерево в лиственном лесу. Он растет долго, но и живет триста лет.

    А кто знает, что растет на дубе? (Желуди.) Послушайте стихотво рение про желуди.

               В каждом желуде на ветке

                Спал дубок зеленый крепко,
              И казалось: дуб стоял

               Высоко над горной кручей —        

              Рощу целую держал

              На плечах своих могучих.             П. Еськов

    Воспитатель. А про какое дерево следующая загадка.

     Клейкие почки,        
    Зеленые листочки.                                      
    Стоит под горой
    С белой корой?   (Береза)

    Береза — быстро растет, не боится зимних морозов, очень любит свет. Берёзка растёт на нашем участке и мы с вами за ней регулярно наблюдаем, вспомните какого цвета  были листочки осенью. Послушайте стихотворение о берёзке  

    Берёзку

     Окрасила осень.

     Берёзка  мне нравится

     Очень.

     Она позолотой блистает,

     Одно только жаль –

     Облетает.    В. Лунин        

    Липа — дерево, с которого пчелы собирают мед. Липовым цветом лечат простуду, очень полезен липовый мед. Послушайте стихотворение про липу.

    С моего цветка берет          
    Пчелка самый вкусный мед.
    А меня все обижают:      
    Шкуру тонкую сдирают.

    Тополь — растет очень быстро, крона большая, хорошо задержива ет пыль; когда тополь цветет, бывает много пуха.

     А наш Дальний Восток ещё славиться очень красивым и благородным деревом  угадайте о каком дереве  я вам хочу рассказать.

    Он сосне ближайший брат

    И растёт в Сибири.

    Он орешками богат -

    Нет вкуснее в мире.  (Кедр.)

    Он - украшение тайги

    Его мне вспомнить помоги:

    Ведь часто мы с тобой без спешки

    Грызём вкуснейшие орешки.    (Кедр.)

     А сейчас я хочу прочитать вам стихотворение о Кедре Тамара Новгородова

    Кедр под окном мечтаю посадить

    Кедр под окном мечтаю посадить

     Нет дерева прекрасней и милее.

     Его, как символ Родины растить,

     Ухаживать за ним, лелеять.

     Я помню детства, райский уголок,

     Дремучий лес, Приморские просторы,

     Тот до краёв заполненный мешок,

     Чуть не дозревших шишечек кедровых.

     А вечерами, с идя у костра,

     Подсчитывая каждого успехи,

     Засиживались даже до утра,

     Пощёлкивая вкусные орехи.

     И эти вечера и этот край суровый,

     Они сейчас мне силы придают,

     Очарование гор, закат лиловый,

     Меня заманивают и к себе влекут

    Игра «С какого дерева листок»

    Дети получают картинки с изображением листьев и говорят, с ка кого дерева этот листочек: с березы, липы, дуба, рябины и т.д.

    Воспитатель. Но в лесу растут не только деревья. Сколько ягод и грибов дарит лес людям и животным! Растут в русском лесу малина, брусника, клюква, земляника. А какие грибы вы знаете? (Дети отве чают, воспитатель помогает им, показывая картинки: белый гриб, опята, подберезовик, подосиновик, лисички, сыроежки.,)

    — Но бывают и ядовитые, опасные грибы. Кто знает, что это за грибы? (Мухомор, поганка.)

    Воспитатель. Леса нуждаются в нашей охране и защите. Ведь они приносят столько пользы человеку: закрывают поля и сады от ве тров, спасают реки от обмеления. Лес — это легкие планеты, потому что он очищает воздух. Лес — это строительный материал, это ягоды, грибы, лекарственные растения, орехи. Вот как много полез ного дает человеку лес! Люди обязаны сберечь то, что им дает щедрая российская природа!

    Итог занятия        
    Воспитатель. Какие деревья вы знаете? Грибы?

    — Какие ядовитые грибы вам известны?

    — Почему лес нужно беречь и охранять?

    — Нарисуйте, что полезного дает лес человеку. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тематическое занятие с детьми в старшей группе "Полет в космос"

    Задачи:1.Развивать быстроту и ловкость ориентировки в игровых ситуациях.2.Развивать быстроту двигательной реакции.3.Формировать стремление к самостоятельности в поиске способов и средств воплощ...

    занятия с детьми в старшей группе

    Конспекты занятий по ознакомлению с окружающим...

    Занятие с детьми в старшей группе детского сада "Моё настроение"

    Образовательная область "Коммуникация" Занятие с детьми в старшей группе детского сада "Моё настроение"...

    Методическая разработка занятия с детьми в старшей группе по художественно – творческой деятельности Тема: «Волшебный лес»

    Цель: Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования «кляксографией» и «рисование ватными палочками»....

    Занятие с детьми в старшей группе.

    Закрепление с детьми сказок и изготовление зайчика из махровой салфетки....

    Занятие с детьми в старшей группе “Звук Ц. Буква Ц”.

    Оборудование: фланелеграф, предметные картинки, дидактический материал для звукослогового анализа.Ход занятия:Лог: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Гоша, а это значит, что мы будем знакомитьс...