Совместная образовательная деятельность в подготовительной группе, тема: "Все о воде"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Васильева Елена  Владимировна

 Тема занятия "Все о воде". Занятие для старшего дошкольного возраста, дети учатся экспериментировать, самостоятельно выполняют опыты с водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vse_o_vode.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 22 общеразвивающего вида

 Кировского района Санкт-Петербурга.

Конспект занятия по экологии

 для детей старшей группы

 тема: «Все о воде»

Составила и провела

 педагог дополнительного образования по экологии

 Васильева Елена Владимировна

Тема: «Все о воде»

Задачи:

  1. Конкретизировать представления о свойствах воды: форма, цвет, запах, вкус, агрегатное состояние воды.
  2. Обобщить знания о значимости воды в жизни живых организмов.
  3. Развивать поисково-познавательную деятельность, умение самостоятельно делать выводы.
  4. Воспитывать желание не причинять вред окружающей природе, желание беречь  воду.

Оборудование:

Глобус, картинки с изображением водоемов, модели : органов чувств, свойств воды,  агрегатного состояния воды, горилка, лед, тазы, кружки с водой, сахар, соль, краски, кисточки, емкости различной формы, вода, салфетки.

Ход занятия

  1. Эмоциональный настрой детей.
  2. Воспитатель:  отгадайте загадку:

«В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает,

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять»

  1. Воспитатель:

  - Что у меня в руках?

  - Какого цвета больше? Что он означает?

  - Воды на нашей планете, в два раза больше, чем суши.

  - Какие водоемы вы знаете?

  - Кому нужна вода?  

  - Как человек использует воду?

  - Человек всегда выбирал жизнь около воды, особенно на берегах рек.       Около какой реки построен наш город?

  - Воду пьют все на свете. Без воды не замесить теста для хлеба, не сделать бумагу для книг, ни ткань для одежды, ни конфет, ничего не сделать без воды. Вот такая она важная для жизни.

  1. Воспитатель:

  - Вода бывает разной, у нее есть свой характер. Я предлагаю вам картинки, на которых изображены водоемы, подберите слова которые характеризуют характер воды.

     3.  Воспитатель:

  - Скажите, для чего нам нужны глаза, уши, нос, рот, пальчики? Это наши органы чувств, они нам рассказывают о том, что происходит в окружающем мире. И мы, используя наши органы чувств, будем познавать воду, исследовать, мы с вами будем исследователями. Я приглашаю вас в нашу лабораторию. Нам будут помогать модели.

  1. Воспитатель:

  - первая модель, что мы узнаем? Чем пахнет вода? Возьмите стаканчики с водой и понюхайте.

  - Что вы почувствовали? А теперь закройте глаза руками (в это время подливаю сок лимона)

  - Чем пахнет вода?

  - Скажите, какой запах имеет чистая вода?  А если в нее добавить сок лимона, какой у нее запах? Давайте выложим с помощью моделей, что мы узнали о запахе воды.

  1. Воспитатель:

  - Посмотрите на следующую модель, что на ней нарисовано? Что нам нужно, чтобы узнать вкус? Попробуйте воду.

  - Какого вкуса чистая вода?  Возьмите, высыпите из пакетиков содержимое в воду, перемешайте. Попробуйте воду, что вы можете сказать о вкусе воды?

  - Давайте с помощью моделей выложить какого вкуса вода.

  1. Воспитатель:

  - Следующая модель, что мы узнаем?

  - Как вы думаете, какую форму имеет вода? Возьмите сосуды и наполните их водой, что вы можете сказать о форме воды? А теперь вылейте воду в пакет. Какую форму имеет вода, давайте выложим модель, что мы узнали о воде.

  1. Воспитатель:

  -А сейчас закройте глазки, а я спрячу игрушку.

  - Где игрушка? Как вы ее увидели?

  - Что можно сказать о цвете воды?

  - Возьмите краски и кисти и добавьте в воду. Что можно сейчас сказать про цвет воды?

  - Давайте с помощью моделей выложим,   что мы узнали про цвет.

  1. Воспитатель:

  - Последняя модель, что мы будем делать?

  - что мы узнаем о воде, если ее потрогаем? Расскажите, какая вода?

  - вода способна прилипать к предметам, смачивать их. В этом мы убеждаемся сейчас. Когда трогаем воду или когда выходим на улицу после дождя, помните, каким мокрым было все вокруг:  дома, земля, растения.

  4.Воспитатель:

  - Но это еще не все о воде. Вода в природе можно встретить в трех агрегатных состояниях. Я хочу предложить послушать стихотворение:

«коль зимою прыгнуть с вышки,

То набьешь, конечно, шишки.

Знать, тверда была вода,

То ответишь без труда.

Ну, а если прыгнуть в воду

В очень теплую погоду

Будешь мокрый ты до нитки –

Летом лед бывает жидким.

Вот  такая чехарда:

То здесь лед, а то вода.

Зачерпнем воды из речки

И поставим греть у печке,

Пар заполнит весь наш дом,

А воды мы не найдем.

Вот такая чехарда:

То здесь пар, а то вода.

И вода, и лед, и пар –

Скажет вам и млад, и стар –

Это все- таки вода,

Ты запомни навсегда.

  -Кто догадался, что за три агрегатных состояния воды?

  -Что нужно сделать, чтобы вода была твердой?

  - Для вас приготовила кусочки льда, возьмите их. Какой лед? Что будет, если мы долго, будем держать в руках?

  - А что нужно сделать, чтобы вода стала паром?

  - Как вы думаете, если мы возьмем кусочек льда и нагреем его, что с ним случится?

  - Давайте проверим.

   

 Опыт: лед нагревается на горилке, наблюдается, как он становится    водой, и затем, как вода становится паром. Каждое состояние воды фиксируется моделями.

  - Кто скажет, как называется жидкое, твердое и газообразное состояния воды?

    5.  Воспитатель:

  - Обыкновенная вода – которую мы пьем и которой умываемся, которой нет конца – краю, когда смотрим на нее с морского берега, и капля дрожа на утренним листочке, вмещает  в себя весь мир – несмотря на свою распространенность, является самым необыкновенным веществом на Земле.

  - вот представьте, мы с вами гуляем и встречаем только вот  такие знаки («грязная вода»).

  - Что нельзя делать, почему?

  1. Воспитатель:

  - Если бы люди знали о воде столько- сколько вы и хоть иногда задумывались о том, что надо беречь воду  и не загрязнять воду, потому что в грязной воде не могут жить животные и растения, тогда бы наша «Красная книга» была бы гораздо тоньше.

  - И я хочу вам предложить нарисовать плакаты в защиту воды.

Человек запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь ее и береги –

Мы ведь на планете не одни.

  1. Воспитатель:

  - Наше занятие сегодня закончено, мы с вами узнали очень много нового и вы сегодня молодцы и я надеюсь, что вы будете, бережно относится к воде.


ГДОУ  детский сад № 22 общеразвивающего вида

Кировского района  Санкт – Петербурга.

              

Конспект занятия по экологии

Для детей старшей группы

Тема: «Деревья осенью»

Составила и провела

Педагог дополнительного образования по экологии

Васильева Елена Владимировна

Санкт – Петербург 2008 год


Тема: « Деревья осенью»

Задачи:

  1. Познакомить с понятием: листопад, а также с причиной смена цвета листа.
  2. Закрепить представления о признаках осени  живой и неживой природы.
  3. Конкретизировать представления о многообразии группы растений: деревья и умения подбирать лист к дереву.
  4. Развивать речь, умение обобщать и мыслительные процессы.

Оборудование:

Модели: признаков осени, причин смены цвета листа, заготовка листочка – модели, для демонстрации смена цвета листа, картинки с изображением деревьев и к ним листьев, зарисованное стихотворение «Осенние листья», рабочие листы.

Ход занятия

  1. Эмоциональный настрой детей.
  2. – Воспитатель:

Ходит осень по дорожке

Промочила в лужах ножки,

Льют дожди, и нет просвета

Затерялось лето где-то,

Ветер с клена листья сбросил

Под ногами коврик новый

Желто-розовый, зеленый.

  - про какое время года говорится в этом стихотворении?

  - Глядя в окно или идя по улице, мы узнаем, что наступила осень, как мы узнаем?

  - Я для вас приготовила модели, на которых нарисованы признаки разных времен года, в том числе и осени, я предлагаю вам выбрать только признаки относящие к осени.

  - Какой самый яркий признак?

  - А почему листья меняют свой цвет?

3. Воспитатель:

  - У меня есть листик, и я хочу рассказать вам про него историю.

  -  Жил – был листик, внутри него прятались разные цвета: зеленый, красный, желтый, зеленый. Зеленый цвет был удивительный и привередлевый, он любил много света и жил  только при света.  Как только наступала ночь, зеленый цвет начинал пропадать, но летом день длинный, да еще и днем много света от солнышка, а ночь короткая и поэтому зеленого цвета в листочке летом много. Поэтому  он не  давал появляться другим цветам, которые тоже жили в листочке. Но наступила осень, к осени день стал значительно короче, да и солнце все больше прячется за тучами. Значит, света осенью стало… (меньше), а наш зеленый цвет без света жить не может и стал понемножку пропадать, и появились в листике другие цвета. В нашем листике, какой появился цвет?  Осень раскрасила деревья в разные цвета.

4.Воспитатель:

  - Осень раскрасила деревья в разные цвета, но тут налетел ветер, и  листья полетели на землю, что случилось?

  - Мыс вами учили стихотворение, про листопад, давайте вспомним , а помогут нам знаки.

«Опустел скворечник

Улетели птицы.

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Все летят, летят

Видно тоже в Африку

Улететь хотят.

  - Но, что же такое все лето листочки крепко держались за веточку, а осенью не могут?

  - Древу листья зимой не нужны, он от них избавляется осенью.  Почему же дереву не нужны листья?

  - В листьях много воды, а морозе вода, что делает?

  - Если замерзнет лист, то замерзнет и дерево.

  - Давайте еще представим, листья остались на дереве и выпал снег. Вытянете ручки, ваши ладошки – это листочки, снег ложится, много снега (давлю своими  руками на руки детей)  и под тяжестью, что случится?

  - Вот почему дереву не нужны листья, дерево может сломаться или замерзнуть.

  - Но как же дерево сбрасывает листья?

  - В листьях все лето накапливались питательные вещества и вода ( модель), синим цветом обозначается вода. А коричневым питательные вещества. Листочек был сильным и крепко держался за веточку. Наступила осень и дереву необходимо избавиться от листа и пополнить себя водой и питательными веществами. Дерево забирает у листа питательные вещества и воду (модель). Лист становится слабым и при дуновении ветра падает на землю ( модель)

  1. Воспитатель:

-А теперь вопрос на смекалку:  

        Осень может быть ветреной или маловетреной, а теперь скажите, в какую осень на деревьях листьев будет больше, а в какую меньше (модели)

  1. Воспитатель:

  - Осенью деревья теряют листочки, давайте поиграем в игру

« Подбери лист к дереву».

  -Назовите лист:

Лист то березы – березовый

От клена – кленовый

От дуба – дубовый…

  1. Воспитатель:

  - кроме осени у нас есть и другие времена года, и у каждого свой черед, я хочу посмотреть, как вы знаете, какое время года за каким идет. Поставьте цифры в верхнем правом углу по порядку, какое время года за каким идет, первое осень.

  1. Воспитатель:

  - на прощанье с осенью я предлагаю вам сделать медали. Выберите себе листочки, которые соответствуют осени , наклейте их на круг.

  - Вот наши медали готовы. Все молодцы. Занятие закончено.


ГДОУ детский сад № 22 Общеразвивающего вида

 Кировского района Санкт – Петербурга.

Конспект занятия по экологии

Для детей старшей группы

Тема: « Все в лесу нужны друг другу»

     

Составила и провела

педагог дополнительного образовании

 по экологии

Васильева Елена Владимировна

Санкт -  Петербург 2009 год


Тема: «Все в лесу нужны друг другу»

Задачи:

  1. Формировать представление  о том, что все в природе взаимосвязано.
  2. Конкретизировать представления о понятии лес и о многообразии обитателей леса.
  3. Закреплять представления о группах растений и значении растений в жизни живых.
  4. Развивать мыслительные процессы, речь.

Оборудование:

  Загадки,  картинки с изображением животных и растений, модели: правила поведения в лесу, кроссворд «лес», игра «Все нужны друг другу», мяч.

Ход занятия:

  1. Эмоциональный настрой.
  2. Воспитатель:

 -  Ребята, вы любите ходить в гости?

-  Сегодня мы с вами пойдем в гости, а куда, вы должны догадаться сами. А поможет кроссворд

И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши, прячутся, дрожа!

Очень уж суровы

Филины и …  (совы)

Что же за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.  (ель)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка, хвост пушистый – краса,

А зовут ее - …   (лиса)

-  Какое слово получилось в выделенных клетках? Мы с вами совершим прогулку в лес.

  1. Воспитатель:

-  В гостях, вы знаете, нужно знать правила. И мы должны правильно вести себя в лесу. А зачем?

-  На столе лежат модели правил поведения в лесу, возьмите и расскажите, как нужно вести себя в лесу.

-  А, что такое лес?

-  У меня на столе лежат картинки, выберите только те картинки, которые должны быть в лесу.

-  У нас получился настоящий лес. В лесу много растений, какие группы растений существуют? Кому нужны растения? Зачем?

-  Для вас лес приготовил загадки.

«Лесные загадки»

Сосны, елки, березы, клены…

Это лес – он наш друг зеленый.

Добрый друг, он шумит, поет

И в прохладную тень зовет.

А вы знаете, что для вас

Он загадки свои припас?

«Чей это дом?»

К загадке первой мы идем…

Смотри, стоит какой-то дом.

Дом без дверей и без окон

Народом дружным заселен.

Народ веселый трудовой

Охотно дом построил свой…

Все что-то тащат, все снуют,

Стараются, не уступают…

Ты видел этих силачей?

Тогда скажи, дом этот чей?

«Хвастун  - обманщик»

Нам издалека кранная шляпка видна

Лесного обманщика- хвастуна.

Ему к нам в корзину

Попасть не придется, пусть мухам на гибель

В лесу остается.

«Санитар»

А кого в лесу недаром называют санитаром?

О себе загадку нам загадать он хочет сам:-

По деревьям я скачу,

Проверяю их лечу.

Клювом я стучу: тук-тук.

Где тут, где тут вредный жук?

От меня спастись не пробуй,

У меня язык особый.

Все личинки, все жуки попадут мне на

Обед, никому пощады нет.

Злая, как волчица,

Жжется, как горчица.

Что это за диво?

Это же…

  1. Воспитатель:

-  Посмотрите маленький зайка сидит под кустиком. Вы помните, что когда у зайчихе рождаются зайчата, она их покормит и оставляет.

-  и вот страшно зайчику ведь он беззащитный и в этот период у него много врагов. Кто может съесть зайчика?

- Давайте поможем зайчику поесть, уберем из леса хищников. Жалко его.

-  и вот поскакал зайка по лесу, смело кушает никто ему не мешает. А вот у зайчихе рождаются  зайчата 3-4 раза в год: весной, летом, осенью. И представляете, у каждой зайчихе родились зайчата и ни кто их не съел, все они выжили, выросли и у них 3 раза в год рождаются зайчата, и ни кто их не ест.  У каждого дерева и кустика сидят зайцы и едят листочки и объедают кору. Наступит зима и большому количеству зайцев еды не хватит. Они будут умирать от голода, у больных и слабых зайчих какие будут рождаться детеныши?

-  Как исправить ошибку?

-  Зачем нужны хищники?

Все в природе взаимосвязано, должно быть равновесие. Если не будет хищников, то травоядные погубят лес и себя.

-  Давайте поиграем в игру:

«кто, чем питается»

-  На столе разложены карточки, вы должны прочитать, что написано и в соответствии выложить, кто его ест или кого он ест.

-  Из оставшихся картинок выложите на столе цепь питания.

Все – все

На свете нужны!

И мошки

Не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ  нелепых,

И даже без хищников,

Злых и свирепых.

Нужны все на свете.

Нужны все подряд

Кто делает мед,

И кто делает яд.

Плохие дела

У кошки без мышки

У мышки без кошки,

 не лучше делишки,

да, если мы с кем-то не очень дружны

мы все –таки очень друг другу нужны.

5.Воспитатель:

-  И, на последок, на прощанье с лесом, давайте поиграем в игру: «верите ли вы»

-  посмотрю, какие вы внимательные.

«Верите ли вы, что в лесу нельзя мусорить?»

«Верите ли вы, что заяц хищник?»

«Верите ли вы, что хищники не нужны в лесу?»

«Верите ли вы, что в лесу можно ловить птиц?»

«Верите ли вы, что растения дают кислород?»

«Верите ли вы, что можно сбивать в лесу мухоморы?»

«Верите ли вы, что растения дают питание живым?»

6.Воспитатель.

- наше занятие подошло к концу. Вы сегодня узнали новое и вспомнили уже знакомое для вас. Молодцы.


1. «Верите ли вы, что в лесу нельзя мусорить?»

                       2.  «Верите ли вы, что заяц хищник?»

  3.«Верите ли вы, что хищники не нужны в лесу?»

     4.  «Верите ли вы, что в лесу можно ловить птиц?»

5.«Верите ли вы, что растения дают кислород?»

               6. «Верите ли вы, что можно сбивать в лесу мухоморы?»

              7.  «Верите ли вы, что растения дают питание живым?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная образовательная деятельность в подготовительной группе ОНР с участием родителей. Тема: "Что за прелесть эти сказки".

Занятие, проводимое в форме соревнования, способствует закреплению знаний детей о сказках, развитию творческого потенциала и формированию  сплоченности, выработке командного духа....

Совместная образовательная деятельность в подготовительной группе ОНР (математика, развитие речи). Тема: "Путешествие по сказке Маша и Медведь".

На занятии в игровой форме проводится работа по математическому развитию детей; закрепляются знания о русских народных сказках и их героях....

Совместная образовательная деятельность в подготовительной группе ОНР (развитие речи, математика). Тема: "В гостях у Бабушки-Сказушки".

На занятии закрепляются знания о русских народных сказках, их характерных отличиях от авторских сказок; проводится работа по словообразованию и развитию творческих способностей детей....

Совместная образовательная деятельность в подготовительной группе ОНР (математика, развитие речи). Тема: Путешествие по сказке "Заюшкина избушка"

На занятии в доступной игровой форме проводится работа по развитию математических способностей детей; закрепляются знания по русским народным сказкам....

Конспект совместно-образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Скоро в школу"».

Конспект совместно-образовательной деятельности на тему: «Скоро в школу"» составлен в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 13 Петродворцовог...

Конспект совместной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Как хлеб на стол пришёл».

В помощь педагогу - знакомство с бытом на Руси, с посещением русской избы (уголка)....

Конспект совместно-образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Скоро в школу»

Конспект совместно-образовательной деятельности в подготовительной группе  на тему: «Скоро в школу»...