Конспект совместной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Как хлеб на стол пришёл».
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Филимонова Светлана Станиславовна

В помощь педагогу - знакомство с бытом на Руси, с посещением русской избы (уголка). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Как хлеб на стол пришёл».

Цель: продолжить знакомить детей с бытом русского народа. Закрепить знания о том, что хлеб – это один из главных продуктов питания России. Его очень трудно вырастить. Проанализировать процесс производства хлеба, то есть от зёрнышка в поле до каравая столе: как он происходил раньше и как он происходит сейчас.

Раскрыть народные секреты хорошего урожая: как определить готовность земли к посеву, по каким приметам узнавать время проведения посевных работ. Закрепить навыки работы с тестом: раскатать, положить начинку, слепить пирожок.

Словарь: комбайн, плуг, сноп, амбар, мельница, элеватор, мукомольный завод.

Материал: хлеб, каравай, соль, гербарий зерновых культур, таблицы последовательности выращивания хлеба, тесто, начинка, противень, скалки, салфетки, стойки для таблиц.

Предварительная работа: чтение сказок: «Мальчик-с-пальчик», «Мужик и медведь», «Лёгкий хлеб». Рассматривание иллюстраций. Заучивание календарных песен. Знакомство с приметами, пословицами, поговорками о хлебе. Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Что где растёт».

Ход занятия:

Гости  входят в русскую избу, их встречает хозяйка.

Хозяйка:

Здравствуйте, гости дорогие.

 Гости званные и желанные.

 Красивые и молодые,

 Застенчивые и боевые.

 Гости на пороге – хозяйке радость.

 Для них и место готово.

 Красному гостю – красное место.

-Проходите в избу, будьте как дома, присаживайтесь.

Хозяйка:      - Я вас очень ждала,  в избе порядок навела, пол подмела, дров наносила, печку затопила, да и как говорили в старину «Не красна изба углами, а красна пирогами», хочу тесто замесить, вас пирогами  угостить .

Воспитатель и дети стоят вокруг стола. На столе лежит хлеб белый и ржаной.

Хозяйка:      Ребятки, посмотрите на стол, что вы видите?

Дети: Хлеб.

Хозяйка:      Правильно, на столе лежит белый и ржаной хлеб. А где мы его берем?

Дети: В магазине.

Хозяйка:      Да, ребятки, в магазине большой выбор хлеба: белый, ржаной, с добавками, витаминный. На любой вкус. А откуда хлеб приходит к нам на стол, хотите узнать?

Дети: Да.

Хозяйка:      Усаживайтесь поудобнее и слушайте внимательно. (Дети садятся на ковёр в полукруг).

Хозяйка:      Хлеб – это дар матушки-земли. Ещё у наших предков все думы были о хлебе – урожае. Они выходили весной в поле, прикасались ладонями к вспаханной земле, определяли пора ли начинать сев. Если от земли исходил холод, то рано, а если веет теплом, то пора. Говорили так: «Всякое семя, знает своё время». «Овёс сей - когда берёза распускает листочки. Пшеницу сей - когда черемуха расцветёт, но не раньше, чем дубу листья распустятся. Комары появились – сей рожь.   Основные зерновые культуры, из которых пекут хлеб – это пшеница, овёс, рожь.

(Воспитатель показывает картинки зерновых культур или гербарий).

Вот и получается, что всему семени свой срок. Но вот земля готова, посеяли всё вовремя. Что же дальше? (Поставить таблицу – рисунок «Трактор с сеялкой»).

Дети: Ждать всходы.

Хозяйка:      Правильно, а всходы будут зависеть от погоды. Если дождливое лето, то зерно сгниёт на корню, а если жаркое, то сгорит на солнце и осыплется.

Так созрел урожай. Колосья налились зерном, пора убирать. Выходят на поля комбайны, они косят, обмолачивают зерно. (Поставить таблицу – рисунок «Комбайн в поле»). Обмолоченное зерно машины увозят на элеватор. Кто знает, что такое элеватор? (Дети объясняют значение этого слова). Таблица – рисунок «Элеватор».

На элеваторе зерно сушат, очищают от мусора и перевозят на мукомольный завод. Таблица – рисунок «Мукомольный завод».

Здесь зерно превращается в муку. Затем муку развозят по хлебозаводам и пекарням. Таблица – рисунок «Хлебозавод».

На хлебозаводах и пекарнях в больших печах пекут хлеб, булочки, батоны, сушки, и развозят по магазинам на специальных машинах. Таблица – рисунок «Хлебный магазин».

А мы с вами приходим в магазин и покупаем тот хлеб, который нам нравиться. Теперь давайте посмотрим, какой же путь проделал хлеб, прежде чем оказался на нашем столе. (Дети смотрят на таблицы – рисунки и рассказывают по ним).

Хозяйка:      Вот какой длинный путь проделал хлеб, прежде чем оказался на нашем столе. Поэтому к нему нужно относиться бережно, с уважением. Хлеб первым ставят на стол, хлебом – солью встречают достойных гостей, о хлебе сложили пословицы и поговорки. Давайте их вспомним.

                                     Пословицы:

Хлеб - всему голова.

Без хлеба – нет обеда.

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Невелик кусок пирога, а стоит много труда.

Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба нет ни куска, так и стол доска.

Хозяйка2:      Молодцы! А теперь ребятки послушайте, как выращивали хлеб наши предки. Мы уже знаем, что машин не было, и основными помощниками были лошадь, да бык. Запрягали их в плуг и вспахивали землю. (Параллельно ставим таблицы - рисунки: 1 «Крестьянин пашет землю на лошади»).

За следом шли с лукошком и разбрасывали зерно на пашню. (Таблица- рисунок 2 «Человек с лукошком»).

Проходило время, наливались зерном колосья. Выходили в поле убирать урожай все взрослые с серпами и косами. От зари до зари они трудились не покладая рук. ( Таблица - рисунок 3 «Жнецы»).

Затем скошенные колосья связывали в снопы и увозили на лошадях под навес, чтобы дождь не намочил. Там снопы обмолачивали цепами, веяли и сушили на солнце. (Таблица - рисунок 4 «Сушка зерна»).

Высушенное зерно складывали в амбар. До глубокой осени люди были заняты уборкой урожая, затем зерно делили на две части: одну убирали на семена, другую - везли на мельницу. (Таблица- рисунок 5 «Мельница»).

Лишь после такой длительной работы в доме у хозяйки появлялась мука. А из неё пекли в своих печах хлеб и пироги. (Таблица- рисунок 6 «Хлеб»).

Хозяйка2:      А теперь, ребятки, давайте посмотрим, и сравним, одинаково ли приходит хлеб на наш стол и на стол наших предков. (Ответы детей).

Воспитатель: Да, нашим предкам было тяжелее, так как у них не было техники и всю работу они выполняли вручную. Но они никогда не унывали, в конце осени устраивали праздник. Хозяйки пекли вкусные пироги: с ягодами, грибами, капустой. А вы хотите испечь пирог?

Дети: Да!

Хозяйка2:     Тогда подходите к столу и приступайте к работе.

(Дети замешивают  тесто, кладут начинку на пирог).

Хозяйка:      Молодцы! Славно потрудились. Сейчас мы поставим наш пирог в печь.

- Ну, что ж ребята «Делу время, а потехе час». Вот и закончилось наше занятие. Мы узнали много нового, а главное, вы узнали, как приходит хлеб на наш стол. Сейчас вы идите на занятия, а когда пирог испечется я  угощу вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместно-образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Скоро в школу"».

Конспект совместно-образовательной деятельности на тему: «Скоро в школу"» составлен в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 13 Петродворцовог...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Как хлеб на стол пришёл"

Конспект НОД по ознакомлению  с окружающей действительностью детей старшего дошкольного возраста, рекомендую использовать для открытого просмотра....

Конспект совместно-образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Скоро в школу»

Конспект совместно-образовательной деятельности в подготовительной группе  на тему: «Скоро в школу»...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "ХЛЕБ- ВСЕМУ ГОЛОВА"

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, изобразительная.Образовательные области: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно...

Конспект совместной образовательной деятельности в подготовительной группе по лексической теме «Овощи»

Цели: Закрепить и расширить представление об овощах, сборе урожая. Активизировать словарь по теме. Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.Образовательные технологии: интег...