Земля
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме
Образовательная деятельность по экологическому воспитанию для подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zemlya.docx | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Земля- планета нашей жизни»
Цели:
Образовательные:
- Познакомить с формой Земли;
- Земная кора – наружный твердый слой;
- Земля окружена оболочкой и имеет несколько слоев;
- Земля вращается вокруг своей оси и вокруг солнца.
- Доказать детям на опыте как происходит смена дня и ночи;
- Земля вращается вокруг солнца и благодаря этому на Земле происходит смена времени года.
Воспитательные:
Земля наш дом и его надо беречь. Воспитывать гордость за нашу страну в освоении космоса, в том, что ученые широко используют космические спутники в народном хозяйстве для помощи людям. Развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться и учитывать мнение партнера.
Развивающие:
Активизировать и обогащать знания детей о солнечной системе и обогащать словарь детей новыми словами: тропосфера, кора, мантия, ядро, орбита, космическое пространство.
Цель: Земля имеет форму шара, земная кора – наружный твердый слой. Земля окружена оболочкой, она имеет несколько слоёв, а для человека важен воздушный нижний слой, его называют тропосфера. Земля вращается вокруг своей оси и вокруг солнца.
Ход: Ребята, давайте встанем в круг. Давайте мы с вами подружимся. Я дарю дружбу Ане, я дарю дружбу Ване, а я дарю дружбу Ксюше и т.д.
Давайте поздороваемся и подружимся со всем вокруг.
Солнышко, здравствуй!
Здравствуйте, синицы, вороны,
Города и деревья!
Здравствуйте, все!
Дети садятся на стульчики.
- Что вы видите на этом пано? (Дети перечисляют).
- А все вместе как можно назвать? (Солнечная система).
- Что такое солнце? Солнце – это звезда.
- Сколько всего планет вращаются вокруг солнца? (Вокруг солнца вращаются 9 планет и тысячи мелких планет-астероидов и комет).
Давайте их назовем: Меркурий, Венера, Земля и т.д. У каждой планеты есть своя орбита или траектория – линия.
- Как называется планета, которая вращается на первой орбите?
- Давайте посчитаем, какая по счету от солнышка находится наша планета.
- Все планеты одинаковы?
Вы наверно ребята, заметили, что планеты разного размера и значительно меньше Солнца. У каждой планеты, за исключением Меркурия и Венеры, есть естественные спутники. Спутник – это тот, кто идет рядом. Спутник Земли – Луна. У Марса – два спутника. А у Сатурна – 17. Кроме того, у Сатурна имеются хорошо заметные в телескоп кольца. Они кажутся сплошными, но на самом деле состоят из огромного числа камней и глыб, которые движутся вокруг Сатурна. Это тоже спутники.
Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство. Начало освоению космоса было положено 4 октября 1957 года, когда был запущен первый советский искусственный спутник Земли. Современные спутники широко используются в народном хозяйстве. Они позволяют уточнить прогноз погоды, помогают морским штурманам определять местонахождение кораблей в океане, обеспечивают космическую радио и телевизионную связь, и многое другое.
А сейчас давайте попробуем изобразить, как вокруг солнышка вращаются планеты.
Ребенок встает в центре группы и надевает на голову маску Солнца, а на поясе – ленты разной длины.
Игра «Вращение планет».
Ребята, отгадайте загадку.
На мне растут деревья,
Цветы, трава, кусты.
Идут по мне дороги,
И реки, и мосты.
Догадались вы друзья
Кто же я?
Ребята, перед вами фотоснимок Земли сделанный из космоса. На нем видно, что Земля имеет форму … (шара). Что есть на Земле? Земля единственная планета солнечной системы, на которой есть и суша, и вода. Еще нашу Землю называют живой.
Почему нашу планету называют живой?
Кто живет на планете Земля? (Люди, животные, растения)
Наружный твердый слой Земли - называется земной корой,
Глубже земной коры находится мантия,
Ещё глубже – земное ядро.
Чем глубже расположены земные породы, тем они плотнее и горячее. (Стр. 21 Мир вокруг нас).
ОПЫТ №1. Показываю детям яйцо. Яйцо – это символ жизни, а Земля – это планета жизни.
Строение Земли и яйца очень похожи. Яйцо состоит из трех частей, и Земля тоже состоит из трех частей. Давайте будем сравнивать:
1. У яйца есть - скорлупа. У Земли есть - кора.
2. Под скорлупой, что находится у яйца? - белок. А у земли – мантия.
3. В самом центре яйца – желток. В самом центре Земли – ядро.
Земля окружена воздушной оболочкой – атмосферой. Атмосфера, имеет несколько слоев. Наиболее важным для человека является нижний слой – тропосфера, где образуются облака, рождаются грозы, ливни и снегопады.
А вы летали на самолете? Что вы видели из окна самолета? (ответы детей).
- Ребята, как вы думаете, почему день сменяется ночью. А на смену ночи приходит день?
Планета Земля имеет форму…(подскажите) шара и вращается вокруг своей оси. Показываю глобус.
- Глобус можно вращать?
Это не случайно. Оказывается, Земля постоянно плавно вращается вокруг воображаемой линии – земной оси. Эту линию мысленно проводят через толщу Земли между Северным и Южным полюсами.
Вращается Земля с запада на восток. Полный оборот вокруг своей оси совершает за сутки, за 24 часа.
Из-за этого вращения и происходит смена дня и ночи. На той стороне Земли, которая освещена Солнцем, - день. На противоположной, находящейся в тени,- ночь
ОПЫТ № 2: Доказываю, детям как день сменяет ночь.
Берем настольную лампу и глобус. Включаю светильник и медленно кручу глобус. Где светло – день, где темно – ночь.
ФИЗМИНУТКА. «Посадили семечко».
Посадили семечко в землю Приседают.
Дало семечко росток, он начал Медленно встают, поднимают руки.
расти, и вырос подсолнух.
Радуется подсолнух солнцу, раска- Покачиваются вправо, влево.
чивается из стороны в сторону.
Вдруг подул сильный ветер, подсол- Наклоняются вперед, назад.
нух начал гнуться под его ударами.
Стих ветер, подсолнух облегченно Делают глубокий вдох, стоят спокойно.
вздохнул, успокоился.
Земля совершает полный оборот вокруг солнца за год в году 365 дней. Сохраняя постоянный наклон оси, Земля освещается солнцем по- разному.
- Когда к Солнцу обращено Северное полушарие, оно больше получает тепла и света – здесь лето.
- В южном полушарии в это время – зима.
- Через полгода (шесть месяцев) Южное полушарие будет больше освещено Солнцем и теперь здесь лето, а в Северном полушарии – зима.
- Если оба полушария освещены, одинаково, то наступает весна или осень. Но всегда в обоих полушариях разное время года. Стр. 23 «Мир вокруг нас».
Дети, а вы любите, фотографироваться? (фотографирую детей). У вас много ваших изображений. А вот Земля тоже любит, чтоб у ней были фотографии.
И чтобы изобразить большую территорию Земли – область, страну или всю Землю составляют карту. Размеры на карте уменьшены в сотни тысяч раз. Показываю детям карту изображения Земли, условно разделенную на два полушария – западное и восточное.
Но у Земли есть не только карта, но и модель – глобус, его изобрели ученые.
Он нужен, для того чтобы представить себе не только поверхность Земли, но и её форму. На глобусе размеры планеты уменьшены в десятки миллионов раз. Они еще меньше чем на карте. (Дети рассматривают карту и глобус).
- Какую форму имеет наша Земля? (шара).
- Как называется наружный твердый слой Земли? (корой)
- Что находится глубже коры? (мантия)
- Что находится глубже мантии? (ядро).
- Чем окружена Земля? (воздушной оболочкой – атмосферой).
- Сколько слоев имеет атмосфера? (несколько).
- Какой слой является более важным для человека? (тропосфера).
- Что образуется в тропосфере? (образуются облака, рождаются грозы, ливни, снегопады).
- Почему происходит смена дня и ночи? (потому что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг солнца).
Вывод: Земля имеет форму шара, земная кора – наружный твердый слой. Земля окружена оболочкой, особенно важен для человека воздушный нижний слой тропосфера, где образуются облака, рождаются грозы, ливни, снегопады. Земля вращается вокруг своей оси и вокруг солнца.
А сейчас у нас с вами задача – оценить, как мы с вами поработали на занятии. А оценкой будет служить солнышко. Кто хорошо работает, солнышко радуется и улыбается. А если у детей плохо получается, солнышко грустит. Выбирайте себе солнышко по заслугам, а для этого вспомните – правильно ли вы отвечали и выполняли задания. Дети объясняют свой выбор.
Я очень рада, что вы так хорошо работали на занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Земля отцов-моя земля".
Занятие с использованием мультимедиа о Кубани....
Развивающее занятие по психологической поддержке дошкольников «Я люблю мою Землю – Земля любит меня» для детей 4-5 лет по программе Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушиной И.М. «Тропинка к своему Я!»
работа с одарёнными детьми...
Проект "Сохраним планету Земля, иначе просто не будет Земли"
Проект по окружающему миру "Сохраним планету Земля иначе просто не будет Земли"...
"Малая Земля.."Экскурсия и посещение музея-мемориала "Малая Земля"
Цель:Закрепить знания о том,как защищали свою Родину русские люди в годы ВОВ,как живущие помнят о них,рассказать о мужестве и стойкости,проявленной трудящимися Новороссийска.Задачи:Образовательная:Поз...
Проект "Земля отцов - моя земля"
Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному к...
Музыкально-ритмическая игра: "Жили-были гномики". Возьмемся за руки с тобой, и станем лентой голубой, Которая с небес идет, где звезд волшебных хоровод. Листочки на землю летят, под ножками шуршат, шуршат Засыпай, Земля, баю-бай. Снежинки на землю
Музыкально-ритмическая игра: "Жили-были гномики". Возьмемся за руки с тобой, и станем лентой голубой,Которая с небес идет, где звезд волшебных хоровод.Л...
НОД "Былинные герои земли нашей Русской земли"
Открытая непосредственно-образовательная деятельность для детей подготовительной группы и их родителей к 23 февраля....