Главные вкладки

    Обобщающее занятие. Тема: "Путешествие по Южному Уралу" (старший дошкольный возраст)
    план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) на тему

    Осипенко Надежда Алексеевна

    Выявить знания детей о природных особенностях Южного Урала (растительном и животном мире, полезных ископаемых). Уточнить и расширить знания о природных достопримечательностях региона. Развивать интерес к труду уральских мастеров - камнерезов. Воспитывать бережное, уважительное отношение к природе местного края.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon puteshestvie_po_yuzhnomu_uralu.doc53.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обобщающее занятие. Тема: «Путешествие по Южному Уралу» (старший дошкольный

    возраст)

    Программное содержание: Выявить знания детей о природных особенностях Южного Урала (растительном и животном мире, полезных ископаемых). Уточнить и расширить знания о природных достопримечательностях региона. Развивать интерес к труду уральских мастеров - камнерезов. Воспитывать бережное, уважительное отношение к природе местного края.

    Коррекционные задачи: Упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных. Продолжать учить связно высказывать свои мысли. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

    Словарная работа: активизировать слова «крылатка», «полезные ископаемые». Оборудование и материалы: магнитная доска, карта - маршрут, письмо, наглядно -дидактическое пособие «Расскажите детям о деревьях», «Расскажите детям о птицах», фотографии «Уральские леса», «Горы», перья птиц, запись «Голоса русского леса», листы бумаги на каждого ребенка, карточки «Лесные правила», корзинка с семенами клена, сосны, дуба, березы, листья этих деревьев, коллекции минералов, иллюстрации «Драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни», изделия из камней, шкатулка, сувениры, музыкальное сопровождение.

    Ход занятия:

    1. часть. Вводная.

    Воспитатель: «Ребята, проходите. Сегодня я приглашаю вас отправиться в необычное путешествие по родному краю. Кто знает, как наш край называется? (выслушивает ответы детей) Верно, Урал.

    На Урале самоцветы,

    Самоцветен весь Урал.

    Я хочу, чтобы об этом Ты немного тоже знал.

    Р.А. Дышаленкова

    Верным помощником в нашем путешествии нам будет карта - маршрут (показывает магнитную доску с размещенной на ней картой).

    1. часть. Основная.

    Итак, отправляемся в путь. Отгадайте загадку:

    Оно весной нас веселит,

    А летом жарким холодит.

    Осенью питает,

    Зимой согревает.

    Что это такое? (выслушивает ответы детей) Правильно, это дерево. Красивы уральские леса. Посмотрите, первая остановка на нашей карте - «Лесная». А знаете ли вы, какие деревья растут в наших лесах? (выслушивает ответы детей) Сейчас я буду загадывать вам загадки о деревьях, а вы попробуйте их отгадать. Оп адаете правильно - наш «волшебный телевизор» покажет это дерево. Будьте внимательны. Первая загадка:

    Осень тихая настанет Красок дереву добавит.

    Листья расписные.

    Желтые, резные.

    А крылатки - семена Разлетятся кто куда.

    (Клен)

    Правильно, это клен.

    О каких семенах клена говорилось в загадке? (выслушивает ответы детей) Верно, о крылатках. Сможете ли вы найти их среди других семян в моей корзинке? Иди, Оля,

    найди крылатки клена. Правильно, ребята? Попробуем угадать, какие еще деревья растут

     в наших лесах, и подберем к ним семена (загадываю загадки, выставляю изображение

     отгадок на магнитную доску; предлагаю детям найти семена этих деревьев).

    У меня длинней иголки,                                         Клейкие почки,

    Чем у елки,                                                         Зеленые листочки

    Очень прямо я расту                                                 С белой корой

    В высоту.                                                         Стоит под горой.

    Если я не на опушке,                                                 (Береза)

    Ветки только на макушке.

    (Сосна)

    Я из крошки — бочки вылез,

    Корешки пустил и вырос,

    Стал высок я и могуч,

    Не боюсь ни гроз, ни туч.

    Я кормлю свиней И белок —

    Ничего, что плод мой мелок.

    (дуб)

     Молодцы, ребята. Все деревья угадали и правильно назвали их семена. А теперь давайте

     поиграем в игру, которая называется «Скажи, какой?» У меня на столе лежат опавшие с

     разных деревьев листья. Нужно будет угадать. с какого они дерева и назвать их (дает

     образец: это лист осины — осиновый; просит по очереди назвать листья деревьев;

     выставляет их на магнитную доску). Молодцы, хорошо справились с заданием.

     Посмотрите, карта приглашает нас продолжить путешествие. Как вы думаете, как

     называется следующая остановка? (выслушивает ответы детей) Остановка — «Птичья».

     Хранит уральский лес чудес немало.

    И их нам показать готов.

    Хочу, чтоб здесь светлее стало

    От звонких птичьих голосов

    (звучит запись голосов птиц)

     Ребята, вы очень много знаете о птицах. Попробуем стать настоящими лесными

     следопытами — узнаем по перьям, что за птицы живут в наших Уральских лесах. А в

     качестве подсказки я буду использовать загадки. Смотрите и слушайте внимательно

     (демонстрирует по очереди перья, Читает загадки, выставляет отгадки — изображение птиц

     на магнитную доску).

    Непоседа пестрая,                                                 Днем спит,

    Птица длиннохвостая,                                                 Ночью летает

    Птица говорливая,                                                 И мышей хватает.

    Самая болтливая.                                                 (Сова)

    (Сорока)

    Длинноногий, длинношеий,                                         Это хищник И злодей.

    Длинноклювый. телом серый,                                         Берегись его когтей!

    А затылок яркий, красный,                                         Камнем падает с небес -

    Бродит по болотам грязным.                                         Улетайте птички в лес!

    Клином осенью летит                                                 Острый клюв и зоркий взгляд.

    И протяжно так кричит.                                         Распугал он всех зверят!

    (Журавль)                                                         (Ястреб)

     Молодцы, справились с заданием. Посмотрите, сколько птиц вокруг. Как вы думаете, а

     что им всем помогает летать? (выслушивает предположения детей) Верно, летать им помогают крылья и хвост. А еще невидимка — воздух. Давайте сейчас попробуем это

     доказать. В полете, птица раскрывает крылья и расправляет хвост. Так она опирается на

     воздух. У каждого из вас под стулом лежит лист бумаги. Возьмите его в руки. Теперь

     поднимите лист над головой и отпустите. Как лист падал — быстро или медленно, плавно?

     Почему? (выслушивает ответы детей) Верно, лист опускался медленно, потому что

     опирался на Невидимку - воздух, как и птицы своими крыльями. А теперь скомкаем лист

     бумаги и вновь попробуем отпустить его. Что получилось теперь? Как падал лист’? Как вы

     думаете, почему он упал быстро? (выслушивает ответы детей) Верно, скомканный лист

     стал маленьким и не смог опираться на воздух. Когда птица хочет опуститься на землю,

     она складывает крылья и хвост, как веер, а значит, Перестает опираться на Невидимку —

     воздух.

     А теперь немного отдохнем — сделаем лесную зарядку.

     Физ. минутка.

    Дети по лесу гуляли,                 (маршируют на месте)

    За природой наблюдали.         (прикладывают ладонь к глазам)

    Вверх на солнце посмотрели         (поднимают голову вверх)

    И их лучики согрели.                 («тянуться к солнышку»)

    Бабочки летали,                 (делают взмахи руками)

    Крыльями махали.

    Дружно хлопаем,                 (хлопают в ладоши)

    Ногами топаем!                 (топают)

    Хорошо мы погуляли                 (маршируют на месте)

    И немножечко устали!                 (садятся на стульчики)

     Ребята, посмотрите, карта предлагает нам продолжить путешествие. Следующая

     остановка — «Горная». Ребята, посмотрите, кто—то оставил для нас красивую шкатулку и

     письмо. Давайте его прочитаем.

     «Здравствуйте, ребята. Я - Хозяйка Медной горы. Давно я за вами наблюдаю. Вижу, что

     вы, ребята, хотите побольше о родном крае узнать, на чудеса земли Уральской

     посмотреть. Могу я показать вам сокровища свои, да вот не знаю, бережете ли вы

     природу родную? Если вы друзья природы, то должны знать лесные правила. Назовете их

     — раскрою я перед вами сокровищницу Уральских гор»

     Воспитатель: «Давайте, ребята, вспомним правила поведения в лесу». (Дети по очереди

     читают стихотворение, показывают карточки — знаки)

    Если в лес пришел гулять, свежим воздухом Дышать,

    Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

    Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

    Испугаются зверюшки — убегут с лесной опушки.

    Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай

    Мусор с травки убирать. Зря Цветы не надо рвать.

    Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.

    Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

     Воспитатель: «Посмотрите, ребята, вот дорожка. Видно Хозяйка Медной горы нам место

     заветное показывает‘ (приглашает детей к столу, на котором размещены коллекции

     минералов, иллюстрации. фотографии).

    Откуда этот камень — самоцвет.

    То розовый, то красный. то зеленый,

    Запечатлевший нежность радуг след,

    Лазурь небес и плеск воды студеной‘?

    Откуда этот ветер смоляной?

    Откуда этот гордый звук металла,

    Как музыка летящий над страной?

    С железных гор, от быстрых рек, с Урала.

    Какие несметные богатства таит в себе земля Уральская. Посмотрите, как много здесь

     камней. Скажите, а где вы можете встретить камни? (выслушивает ответы детей) Верно,

     везде: в реке, на дороге. Но больше всего камней конечно в горах. Посмотрите, как

     красивы Уральские горы (размещает на магнитной доске фотографии с видами Уральских

     гор). Подземные кладовые Уральских гор богаты разными полезными человеку камнями —

     полезными ископаемыми. Давайте повторим — «полезные ископаемые». Скажи, Юля.

     Повтори, Даша. А какие полезные ископаемые вы знаете? Как они помогают человеку?

     (выслушивает ответы детей, по ходу демонстрирует образцы полезных ископаемых)

     Верно, простой уголь — это тепло в наших домах, гранит, мрамор и известняк — надежные

     помощники строителей. А еще в подземных кладовых есть особые, очень красивые камни.

     Потому — то и ценились они издавна людьми. Называются они драгоценными. Ребята,

     какие драгоценные камни вы знаете? (выслушивает ответы детей, демонстрирует их на

     иллюстрациях) Вот как много разных камней вы знаете. Человек научился обрабатывать

     эти камни и делать из них необыкновенной красоты вещи. Посмотрите, вот лишь

     некоторые из них (приглашает детей подойти к столу, демонстрирует изделия из камней).

     Своим мастерством человек оживляет камни и вот уже перед нами стройное деревце,

     маленькая черепашка или резная шкатулка. Не зря родились уральские сказы

     «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок». «Серебряное копытце» и многие другие.

     Ребята, посмотрите, открылась наша волшебная шкатулка. А в ней подарки от Хозяйки

     Медной горы (раздаст детям сувениры).

    Что мы Родиной зовем?

    Край, в котором мы растем,

    И березки, вдоль которых,

    Взявшись за руки, идем.

    Что мы Родиной зовем?

    Солнце в небе голубом

    И душистый, золотистый

    Хлеб за праздничным столом.

    Что мы Родиной зовем?

    Край, где мыс тобой живем...

    В. Степанов

     Спасибо тебе, Медной горы Хозяйка. Ребята, понравились вам подарки? На каких

     остановках мы сегодня были? О чем с вами говорили? (выслушивает ответы детей) Вот

     как много вы знаете о природе Уральской. Молодцы. Посмотрите, наша карта

     показывает, что осталась последняя остановка — детский сад. Это значит, что пора

     возвращаться в группу. Наше путешествие закончилось».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сюжетное развлечение с элементами двигательной активности. Тема: "Путешествие на родину белого Мишки." Младший дошкольный возраст.

    Тема: Путешествие на родину белого Мишки.Тип деятельности :сюжетное развлечение с элементами двигательной активностиВозраст воспитанников:младший дошкольный возраст.Интегрируемые и приоритетные област...

    Презентация к НОД "Ознакомление с окружающим миром" по теме: "Путешествие в прошлое книги" для детей дошкольного возраста (6л. -7л.)

    Цель: ознакомить детей с историей создания и изготовления книги; показать, как книга преобразовывалась под влиянием творческой деятельности человека. Воспитывать бережное отношение к книгам....

    Интегрированная НОД Тема: «Путешествие по сказке «Гуси-Лебеди» Средний дошкольный возраст

    Конспект открытого занятия по теме "Путешествие по сказке "Гуси-Лебеди"...

    Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему: « Путешествие маленькой Капельки» для детей младшего дошкольного возраста.

    Дать представление о круговороте воды в природе. Через игры научить определять физическое состояние воды.1.     Вводная часть – 3 минуты. Настрой детей. Загадывание загадки.2...

    Презентация к НОД "Ознакомление с окружающим миром" по теме: "Путешествие в прошлое книги" для детей дошкольного возраста (6л. -7л.)

    Цель: ознакомить детей с историей создания и изготовления книги; показать, как книга преобразовывалась под влиянием творческой деятельности человека. Воспитывать бережное отношение к книгам....

    КОНСПЕКТ итоговой непосредственно организованной образовательной деятельности Тема: «Путешествие на волшебный остров звуков» /Старший дошкольный возраст/

    Программное содержание: Обучающие задачи: Продолжать формировать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, выделять ударный звук в с...