Проект "Город над Вяткой рекой"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

        Назначение  проекта «Город над Вяткой рекой» определяется               стремлением расширить знания детей о родном городе, его культуре,             традициях  и       обычаях       местных жителей. Личный пример взрослых,      грамотно  выстроенный   педагогический процесс помогут  сформировать в детях чувство патриотизма и    любви к родному краю.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_gorod_nad_vyatkoy_rekoy..doc72 КБ

Предварительный просмотр:

В последние годы в системе дошкольного образования произошли                   определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум,    возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел      «патриотическое воспитание». Между тем актуальность       проблем, связанных с      патриотическим воспитанием на современном этапе общества, приобретает         чрезвычайную значимость.  Государственная     программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015гг.» определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи,   которые             направлены на «поддержание общественной и экономической                          стабильности, упрочения единства и дружбы народов».  

Патриотизм воспитывать нужно с раннего детства, в нашем дошкольном         учреждении ознакомление с окружающим миром осуществляется через         традиции своей социокультурной среды – местные историко-культурные,      национальные,    географические, климатические особенности области. Важной частью воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, т.к. раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны.              Взаимодействие с родителями по данному вопросу       способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и    культуре своего        народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из      важных задач дошкольного образовательного учреждения, условием которой        является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и           хранительницей национальных традиций.

Именно поэтому, взаимодействие с родителями по воспитанию                    нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через                ознакомление с историей и культурой родного города остается приоритетной       проблемой и требует грамотных профессиональных действий педагогов.

         Назначение  проекта «Город над Вяткой рекой» определяется               стремлением расширить знания детей о родном городе, его культуре,             традициях и       обычаях       местных жителей. Личный пример взрослых,      грамотно  выстроенный   педагогический процесс помогут  сформировать в детях чувство патриотизма и    любви к родному краю.

     В приложении  к проекту представлены методические   разработки            творческой группы нашего детского сада. Здесь можно найти  комплексное    тематическое       планирование, анкеты для родителей, педагогов, конспекты экскурсий, развлечений,  критерии диагностики,  что на наш взгляд, вызовет особый интерес у педагогов.

Срок реализации проекта: 3 года (сентябрь2008 г.  – сентябрь2011г.)

Участники проекта: педагоги, воспитанники ДОУ, родители.

Экономическая целесообразность проекта:

  1. Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по теме проекта;
  2. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного           возраста через ознакомление  с историей и культурой родного города;
  3. Участие родителей ДОУ в организации работы по проекту;
  4. Расширение взаимодействия с образовательными учреждениями города и     социумом;
  5. Установление преемственной связи с начальной школой.

Гипотеза: создание  практико-ориентированной  системы  работы  по              воспитанию нравственно-патриотических чувств,  предусматривающей      включение  в  нее        семьи,  как  участника  воспитательно-образовательного  процесса,  что  позволит  формировать  любовь к родному краю,  как  у  детей,   так  и  взрослых.      Новизна идеи  заключается  в  том,  что  система               деятельности  МДОУ  по            воспитанию нравственно-патриотических чувств,  представленная  в  проекте,       отражает  творческие  подходы  к       решению  данной  проблемы,  представляет       целенаправленную,                спланированную  работу всего коллектива,  выходит за рамки отдельно взятого учреждения,  привлекает к совместному сотрудничеству              родительскую общественность и социум.                                                                                       Вид  проекта:  практико-ориентированный,  долгосрочный,  коллективный.

Цель проекта:  создание  условий  для  работы  с  семьей  на  основе                    двухстороннего  взаимодействия,  направленных  на  усвоение  и  закрепление     знаний  детей  и  их  родителей   по ознакомлению с историей и культурой    родного города.

Задачи проекта:

1. Изучить теоретические аспекты воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и         культурой родного города.

2.  Рассмотреть формы взаимодействия ДОУ с родителями, в том числе в      процессе воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.

3. Разработать и апробировать педагогический проект системы работы по              воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста    через ознакомление с историей и культурой родного города при                       взаимодействии с родителями.

4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную                    деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Особенности проекта: родители  являются  не  пассивными  наблюдателями,  а      активными  участниками  работы ДОУ по данному направлению.

Ожидаемые результаты:

        1.Создание необходимых условий для воспитания                                            нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через                 ознакомление с историей и культурой родного города.

        2. Повышение  уровня  профессионального мастерства  педагогического        коллектива  в  вопросах  воспитания у дошкольников патриотизма и любви к малой Родине;

        3. Гуманизация связи ДОУ с  родителями и социумом;

   4.Обобщение и систематизация работы по воспитанию                                      нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через            ознакомление  с историей и культурой родного города при взаимодействии с       родителями;

5.Появление интереса у родителей к проблемам ДОУ.

Разработали  3  этапа  реализации  проекта.

  1.  этап:  Подготовительный;
  2.  этап:  Практический  /реализация  намеченных  планов/;
  3.  этап: Заключительный  /подведение  итогов  и  внесение  поправок  в     случае  нерешенных  проблем/.

На подготовительном этапе определили, что патриотическое воспитание       детей следует начинать с методической работы с педагогами. В первую очередь  провели диагностику состояния воспитательно-образовательного процесса на        основе анализа опыта воспитателей, для того чтобы выявить, насколько они          разбираются в понятии «патриотизм» и насколько сами патриотичны.  По              результатам опроса выстроили методическую работу  для совершенствования их профессиональной деятельности по данной проблеме. С интересом             познакомились и изучили опыт других детских садов с помощью Интернет-ресурсов: программу «Краеведческая азбука» детский сад «Солнышко» город Угра; «Программа         нравственного воспитания дошкольника», автор А.В Липницкая., г. Минск;         программа для дошкольных учреждений  «С чего начинается Родина», пгт. Восточный.  Реализация методической работы  осуществлялась по следующим      направлениям: создание условий для осуществления воспитательно-образовательного процесса, непосредственная  помощь педагогам, контроль, обеспечение        взаимодействия ДОУ и социума. Создали творческую группу по реализации данной идеи.  

На основе изучения материала  творческой группой была разработана система мероприятий по ознакомлению детей с родным городом,                                           перспективно-тематическое планирование работы по теме, критерии знаний детей о родном городе для каждой возрастной группы. Продумали и организовали непосредственно-образовательную деятельность, праздники, досуги и развлечения. Подобрали информационные ресурсы для самообразования педагогов. Обобщили опыт работы и провели анализ методических разработок, подобрали необходимый литературно-художественный и методический материал. Тесное сотрудничество с музеями нашего города (палеонтологическим,        краеведческим, музеем истории     крестьянства, Вятским региональным музеем культуры), детско-юношеской и      центральной библиотеками позволило педагогам пополнить и систематизировать знания об истории города Котельнича.

Проведена большая работа с родителями: опросы, анкетирование на тему «Знаете ли вы свой родной город?», «Нужна ли вам помощь в этом вопросе,  и      какая?». Полученные данные были неутешительны. У большинства родителей       недостаточные знания об истории города и его достопримечательностях,  отсутствие мотивации и интереса к изучению природы, культуры и традиций родного края.    Родители крайне редко вместе с детьми посещают музеи, выставки и, естественно, не владеют информацией об истории родного города. Поэтому возникла необходимость просветительской и организационной  работы с родителями в       данном направлении. Следующим шагом нашей работы стало развитие предметно-развивающей среды: оформление информационных уголков для родителей,           создание в группах «горенок», уголков старины, мини-музеев, где были представлены материалы по ознакомлению с историей города. Оформлены альбомы, приобретены видеофильмы, фотографии, необходимая литература.

Практический этап. Начался самый ответственный и интересный этап           педагогической деятельности – реализация намеченных планов. Очевидно,  что  главными  формами  ознакомлению детей с родным городом,  конечно  же,     является   систематически  спланированная  непосредственно образовательная деятельность. Воспитание любви к малой Родине является содержательной     основой для  осуществления разнообразной детской деятельности.       Поэтому данное содержание  мы успешно интегрировали со всеми                   образовательными областями («Физическая культура», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Труд»,         «Художественное творчество», «Здоровье», «Музыка», «Социализация»).  Для этого весь отобранный материал подразделили на 6 блоков и на основе блоков             спланировали  образовательную деятельность.

1 блок «История родного города». Задача: познакомить  детей с историей возникновения города, дать знания о том, как чтут память о героях,                 защищавших нашу страну в годы Великой Отечественной войны.

2 блок «Все работы хороши». Задача: дать детям знания о том, чем       славится родной город, обобщить представления о промышленности города, на примере    профессий родителей.

3 блок «Вижу чудное раздолье». Задача: познакомить детей с природными особенностями, воспитывать бережное  отношение к природе родного края.

4 блок «Знаменитые люди». Задача:  дать детям знания о том, как народ   хранит память о людях, прославивших наш город, познакомить с улицами,             памятниками, связанными с именами знаменитых людей.

5 блок «Народные промыслы, традиции и праздники». Задача:                  познакомить детей с народными  промыслами,  характерными для нашей местности, с традициями, с местным фольклором.

6 блок «Где мы отдыхаем». Задача: познакомить с местами культурного     отдыха горожан, с особенностями ландшафта, развивать чувство уважения к труду создателей парков, детских площадок, бережливость к красивым местам.

Проводя работу на основе тематического планирования,  мы  использовали разнообразные методы и приемы. При этом не забывали учитывать психологические особенности дошкольников (эмоциональное восприятие окружающего, образность мышления), тесно связывая воспитательную работу с окружающим  миром,            социальной жизнью.

Современная жизнь диктует необходимость возвращения приоритетам любви к Отечеству. Формирование этого чувства, как к источнику                  патриотического начала, немало способствовала работа по ознакомлению детей с прошлым города. Это  и экскурсия на «старое городище», посещение музея истории крестьянства, просмотр слайдов «Город Котельнич – прошлое и        настоящее», возложение цветов к             памятнику, встреча с участниками войны. Согласно поговорке «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», работу планировали в форме экскурсий,                путешествий по родному     городу. Воспитанники имели возможность любоваться красотой города,        учились любить свою малую родину.  Ребята принимали участия в               празднование Дня города, имели возможность окунуться в атмосферу общей          радости и веселья. Свои впечатления они отражали  в рисовании,                      конструировании, изготовлении макетов.

Знакомство дошкольников с родным городом – процесс длительный и       сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного          результата в развитии целостного отношения к родному краю можно достичь только                 систематической работой, и эта работа должна проходить  и вне образовательной деятельности. Поскольку игра является ведущим видом деятельности                      дошкольников, то в  свободное от основных видов деятельности время,  работа по закреплению темы продолжалась в играх:       сюжетно-ролевых, дидактических,       подвижных, играх-драматизации.

       Формирование патриотических чувств невозможно без установления тесной связи  с семьей, так как семья является ячейкой общества и хранительницей          национальных традиций. Нашей задачей было - приобщить родителей к                   педагогическому процессу, расширить сферу участия родителей в организации    жизни дошкольника в ДОУ, создавая условия для творческой самореализации не только педагогов, детей, но и родителей. Для  того  чтобы  родители  не  были     пассивными  участниками,  мы вели  с  ними  просветительскую и организационную  работу,  которая  включала   в   себя  следующие  элементы:  семинары,                  индивидуальные  консультации,  круглые  столы,  экскурсии-путешествия по         городу,  родительские  собрания,  тематические  выставки, вечера семейного         общения. Новой  формой  работы с  родителями  в  прошлом  году  стала                организация  семейного  клуба  «Моя малая родина»,  одной  из  тем  которого  был  КВН  на тему «Прошлое и настоящее города Котельнича», где соревновались         команда педагогов ДОУ   и  команда родителей.

   Большое  внимание  уделяли  совершенствованию  профессионального              мастерства  педагогов  по  данному  направлению.  Повысился интерес                   педагогического коллектива к материалу, связанному с воспитанием             нравственно – патриотических чувств, обогатился опыт использования данного материала в         организации воспитательно-образовательного процесса.     Проведен конкурс «Лучший мини-музей», который способствовал организации предметно-развивающей среды и обогащению методического, дидактического и игрового материала в группе.        Воспитатели мотивировали детей и            родителей к собранию коллекций, связанных с образом родного города (фотографии, символика, предметы старины). В  помощь  воспитателям  в                   методическом  кабинете  подобрали  научную, методическую   и  детскую   художественную  литературу,  конспекты  бесед и экскурсий,  пособия  игр,          видеофильмы. В  работе  с  коллегами  использовали  консультации,              викторины,  тренинги,  практикумы.  

                                                  6. Результаты проекта                                                                                                                                                      

        Реализация  проекта  завершена. Созданием системы работы по данному       направлению мы не ставили целью достичь высоких результатов за короткий        отрезок времени путем форсирования процесса формирования патриотизма            дошкольников. Главное для нас – помочь детям максимально развить их                 интеллектуальный и творческий потенциал. Чтобы взрослея, каждый из них смог проявить собственные возможности на благо процветания  Родины, осознал свою значимость и нужность для нее.

 Результативность:

2010 год:

  1. Проект «Город над Вяткой рекой» был  представлен  на  городском      методическом объединении педагогов  и получил  высокую  оценку  коллег           (воспитатель Елсукова Г.М.);
  2. Грамота за 2 место в городском конкурсе на лучший методический      материал по организации  туристическо-краеведческой и экскурсионной работы с воспитанниками учреждений города (воспитатель Глушкова М.Б.);
  3. Грамота за 2 место в городском профессиональном конкурсе «Мои     инновации в образовании» - презентация проекта «Город над Вяткой рекой»;               (воспитатель Веснина В.В.);
  4. Детский сад  - участник 4 областного образовательного Форума -2010 «Открытость. Качество. Развитие»;
  5. Диплом за 1 место  в городском конкурсе на лучшее содержание и благоустройство территории.

2011 год:  

  1. Участие  педагогов в работе общегородской конференции «Котельнич – годы и люди»  с презентацией проекта «Город над Вяткой рекой»;
  2. Публикация опыта работы «Воспитание любви к малой родине»  в        научно-методическом журнале  «Образование в Кировской области» (воспитатели: Веснина В.В.; Глушкова М.Б.; Елсукова Г.М.; Орлова Л.Е.; Шестакова Т.В.; Ускова Л.Б.; Смирнова Е.Н.)
  3. Выступление творческой группы по обобщению опыта работы на      межмуниципальной краеведческой конференции «Малая родина: история и            современность». (Воспитатели: Веснина В.В.; Глушкова М.Б.; Елсукова Г.М.);
  4. По результатам  проведенной  диагностики раздела «Социальный мир»  динамика усвоения воспитанниками составила: в     2009 году высокий уровень  -71 %,  в 2010  году возрос на 2%, а  в  2011 году  достиг 78 %.

            Надеемся,  что  данный  проект   вызовет  практический  интерес,  так  как  предполагает  систематическую  разноплановую  работу.  Особую  ценность          проекта  представляют  методические  разработки,  которые  можно  реализовать  в  любом  дошкольном  образовательном  учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Город над Вяткой рекой."

Про родной город....

ПРИОБЩЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ К ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ «СКАЗКИ СТАРОЙ ВЯТКИ»

*Создать необходимые условия для знакомства детей с литературными произведениями и культурным наследием родного края*Способствовать формированию и развитию патриотических качеств у детей.*Воспитывать ...

ПРИОБЩЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ К ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ «СКАЗКИ СТАРОЙ ВЯТКИ»

приобщить дошкольников к литературе и  культуре родного края через ознакомление с произведениями Н.В. Русиновой...

Конспект НОД с детьми подготовительной группы. Тема: «Красавица – река Вятка»

Конспект НОД с детьми подготовительной группы.Тема "Красавица - река Вятка"....

Марафон Добрых территорий "Добрая Вятка" акция "Белый цветок" , Акция "Живые истории"

Четвертый  год подряд дети, родители и сотрудники нашего ДОУ  принимают  активное участие в благотворительной акции «Белый цветок», направленной на поддержку детей с  т...

Марафон добрых территорий "Добрая Вятка" "Зарядка здоровье сбережет"

Добрая Вятка//Добрый Нолинск Участниками массового спортивного мероприятия в рамках Марафона добрых территорий «Добрая Вятка» стали воспитатели и ребятишки из детского сада &laq...

Святки на Вятке

Сценарий праздника на свежем воздухе...