Интегрированное занятие по экологии и музыке «Путешествие капельки» для старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

 

Интегрированное занятие по  экологии  и  музыке  «Путешествие капельки»

для старшего дошкольного возраста.

Свинцова Елена Александровна, воспитатель I категории

МКДОУ детский сад «Колокольчик» п. Пурпе, Пуровский р-н, ЯНАО

   

Программное содержание:

Обучающее:  закрепить знания детей о состоянии воды в разное время года;  уточнить знания детей о превращениях воды в природе, о значении ее в жизни человека; объяснить, как образуется дождь.

Развивающее: развивать знания об окружающем мире, природных явлениях;  развивать умение логически мыслить,  делать умозаключения,  показывать явления природы, ее настроение с помощью музыки и пластичных движений.

Воспитательное: воспитывать бережное отношение  к воде, экономному  ее использованию.

Материалы и оборудование: рисунок весёлой капельки, глобус, стаканы с пресной и соленой водой, поднос, губки, тарелочки  и стаканчики с водой  на каждого ребёнка, иллюстрации с изображением разных времен года, плакаты для игры «Четыре стихии. Вода», «Ящик ощущений»,   пакеты со льдом и снегом, маленькие баночки с крышками, гуашь, картинки с изображением разных состояний воды, магнитофон с аудиозаписью для пластического этюда.

Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение стихов: «Град» Е.Серова, «Дождь» А. Барто,  «Мороз» Н.Некрасов, «Пар» Н.Михайловой. Чтение художественной литературы В.Бианки «Рыбий дом», «Снежная книга», Н.Н.Авдеева «Кто живёт в воде: реке, озере».  Дидактические игры:  «Где, чей дом?», «Воздух, вода, земля», «Береги природу». Подвижные игры «Ручеёк», опыты с водой и снегом.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по  экологии  и  музыке  «Путешествие капельки»

для старшего дошкольного возраста.

Свинцова Елена Александровна, воспитатель I категории

МКДОУ детский сад «Колокольчик» п. Пурпе, Пуровский р-н, ЯНАО

   

Программное содержание:

Обучающее:  закрепить знания детей о состоянии воды в разное время года;  уточнить знания детей о превращениях воды в природе, о значении ее в жизни человека; объяснить, как образуется дождь.

Развивающее: развивать знания об окружающем мире, природных явлениях;  развивать умение логически мыслить,  делать умозаключения,  показывать явления природы, ее настроение с помощью музыки и пластичных движений.

Воспитательное: воспитывать бережное отношение  к воде, экономному  ее использованию.

Материалы и оборудование: рисунок весёлой капельки, глобус, стаканы с пресной и соленой водой, поднос, губки, тарелочки  и стаканчики с водой  на каждого ребёнка, иллюстрации с изображением разных времен года, плакаты для игры «Четыре стихии. Вода», «Ящик ощущений»,   пакеты со льдом и снегом, маленькие баночки с крышками, гуашь, картинки с изображением разных состояний воды, магнитофон с аудиозаписью для пластического этюда.

Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение стихов: «Град» Е.Серова, «Дождь» А. Барто,  «Мороз» Н.Некрасов, «Пар» Н.Михайловой. Чтение художественной литературы В.Бианки «Рыбий дом», «Снежная книга», Н.Н.Авдеева «Кто живёт в воде: реке, озере».  Дидактические игры:  «Где, чей дом?», «Воздух, вода, земля», «Береги природу». Подвижные игры «Ручеёк», опыты с водой и снегом.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

(проводит воспитатель)

В начале занятия дошкольники подходят к столу, на котором стоят глобус и два подноса со стаканами соленой и пресной воды. Педагог предлагает рассмотреть глобус, объясняет, что это модель нашей Земли, нашего общего дома.

Воспитатель. Какую форму имеет глобус? (Круглую.) Что обозначено на глобусе желтым цветом? (Суша.) А вот голубым цветом обозначена вода, океаны и моря. Маленькие овалы — это озера,  тонкие синие линии это реки. Дети ищут на глобусе указанные объекты. Вода в морях и океанах не такая, как в реках, прудах и озерах. Чем она отличается? В этом поможет разобраться  опыт.

Опыт 1

Педагог предлагает детям рассмотреть, что находится на подносах (в стаканах с водой).

Воспитатель. Что можно сказать о воде? Какая она?

Дети. Прозрачная, чистая. Затем дети пробуют воду и выясняют, есть ли у нее вкус. Оказывается, что в одном стаканчике находится соленая, «морская» вода, а  в другом,  безвкусная - пресная, «речная», «озерная».

Воспитатель.  Пьем мы пресную воду, но ее на нашей планете очень мало. Как вы думаете, должны ли мы её беречь? Если да, то как?

Дети. Нужно закрывать краны,  расходовать воду экономно, не мыть машины на берегу рек, не бросать мусор в воду.  

Воспитатель  предлагает рассмотреть воду в стаканчиках и налить небольшое количество жидкости на поднос, чтобы рассмотреть  из чего состоит вода?

Дети. Из маленьких капелек.

Воспитатель.  Эти капельки - известные путешественницы.  Вместе с одной из них мы отправимся в путешествие по временам года. ( Показывает  детям изображение веселой бумажной капельки.)

Первая остановка путешествия.

Дети рассматривают фотографию с изображением осенней природы.

Воспитатель. Какое время года изображено на снимке? (Ответы детей)

Воспитатель или заранее подготовленные дети  загадывают загадки. Отгадав их, ребята узнают, где можно встретиться с капелькой воды  осенью.

Крупно, дробно зачастило

И всю землю напоило. (Дождь.)

Пляшет дождик по дороге,

Чтоб мочили люди ноги.

Оставляет он следы

Мелководные пруды.  (Лужа.)

Воспитатель. Каким бывает осенний дождь?

Дети. Грустный, печальный, серый, холодный, моросящий, затяжной.

Воспитатель.  Где еще мы можем обнаружить осеннюю капельку воды?

Дети. В озере или  реке,  которые к этому времени еще не замерзли.

Вторая остановка

Дошкольники рассматривают фотографию зимнего пейзажа.

Воспитатель.  Какое  время года изображено на этой фотографии? Почему дети так думают?

Можем ли мы увидеть водяную капельку зимой? Какой она становится? Какой бывает капелька воды зимой, помогут узнать загадки.

Что за звездочки сквозные

На платке и рукаве

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь вода в руке? (Снежинка.) Е.Благинина

Воспитатель. Что происходит со снежинкой, когда она попадает на ладошку?

Дети. Тает, превращается в воду, так как ладошка теплая.

 Прозрачен как стекло,

 Но не вставишь в окно. (Лед.)

Игра с «Ящиком ощущений» В ящик ложится кусочек льда и снег (в целлофановом пакете)

Воспитатель. Это твёрдое или мягкое? Теплое или холодное? Живое или не живое? Что это?

1 ребёнок ощупывает предмет и отвечает. Это твёрдое, очень холодное, не живое. Это лёд.

2 ребёнок ощупывает предмет и отвечает. Это рассыпчатое, очень холодное, когда сжимаешь его  хорошо лепиться, не живое. Это снег.

Воспитатель. Лед, снег, иней, морозные узоры — что это?

Дети. Это тоже она, наша знакомая капелька, только твёрдая, замёршая.

Воспитатель. Но вот солнышко пригрело, и капелька отправилась дальше.

Третья остановка

Дети рассматривают фотографию с изображением весенней природы.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, какое это время года? Почему вы так решили?  (Ответы)

А теперь — загадки о весенней капельке:

С крыши белый  гвоздь торчит,

Солнце  взойдёт и гвоздь упадёт. (Сосулька)

Сосулька — это твердая вода.

Четвертая остановка

Педагог показывает фотографию с изображением летнего пейзажа.

 Воспитатель. Какое время года изображено на снимке? Где мы в природе встречаемся с водой летом?

Дети. На фотографии изображено лето.  Летом идет дождь,  иногда выпадает град, появляется роса, бывает туман и радуга.

Воспитатель. Итак, в результате путешествия стало понятно, что капелька в течение года выглядит по-разному. Она словно играет с нами, хочет обмануть, превращаясь,  то в капельку тумана или росы, то в большую градину или в иголочку инея, то в морозный узор на окне или в прозрачную холодную сосульку. И в течение года капелька бывает в трех состояниях - жидком, твердом и газообразном.

Физкультминутка.

Воспитатель. Давайте поиграем с вами в подвижную игру  «Мы - капельки» (автор Н.А.Рыжова)

Цель игры: закрепить элементарные  знания  о круговороте воды в природе; развивать быстроту и координацию движений.

Ход игры. Дети надевают бумажные короны с рисунками капельки. Воспитатель надевает такую же бумажную корону с рисунком тучки. Она тучка-мама, а дети – ее маленькие детки. Ребята окружают маму тучку, прыгают вокруг неё, водят хоровод. Затем она отпускает их погулять на землю, просит вести себя хорошо, полить растения, умыть землю и вернуться обратно. Дети разбегаются по залу в разные стороны, потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя  несколько ручейков. Затем по команде воспитателя ручейки соединяются вместе (двойные ряды), образуя реку. Река впадает в океан – дети делают широкий круг. Солнышко нагревает поверхность океана и капельки, превращаясь в пар, возвращаются к тучке.

Пятая остановка.

Д/игра «Четыре стихии. Вода»

В. Посмотрите  на картинки и ответьте на мои вопросы:

Воспитатель. Вы знаете, что вода бывает жидкая, твердая и в виде пара. Найдите эти три состояния воды.

Дети.  Твердая это лёд,  в виде пара это облако,  жидкая  это река.

Воспитатель. Посмотрите внимательно на рисунок и назовите где вода в газообразном состоянии Дети. Облако, пар, туман

Воспитатель. Рассмотрите картинки и скажите, кому необходима вода, кто без нее не может жить?

Дети. Вода необходима  животным, рыбам, растениям, людям.

Воспитатель. Рассмотрите, кто из этих животных живёт возле воды и в воде?

Дети. Бобёр, стрекоза, лягушка, кит

Воспитатель. Как человек использует воду в домашних условиях? Покажите эти картинки.

Дети. Человек использует воду для личной гигиены, уборки квартиры, приготовления пищи, полива растений

Пальчиковая гимнастика «Дождик».

Цель: координация речи  с движением, работа над темпом и ритмом речи.                                          Капля раз, капля два.                        (Дети стучат указательными пальцами по коленкам)                      Очень медленно сперва.                                                                                                                                                      А потом, потом, потом                     (Дети с нарастающим темпом стучат ладошками по коленкам)           Все бегом, бегом, бегом.                                                                                                                                           Мы зонты свои раскрыли               (Дети разводят руки в стороны)

От дождя себя укрыли                     (Руки полукругом над головой)                                                                                                                      

Воспитатель. Наше путешествие с капелькой  продолжается. Давайте отправимся в нашу лабораторию «Почемучек»  и узнаем что-то  новое о воде.

Опыт 2

Педагог предлагает дошкольникам создать дождь. На столах у ребят лежат подносы с фигурными, чуть влажными губками, Дети высказывают свои предположения о том, на что похожи эти губки (на подушку, на конфетку, на облако). Воспитатель предлагает представить, что губка это пушистое и легкое облако. Сверху она сухая, а внутри влажная. Нужно сжать ее. Что произошло? Почему из «облака» не идет дождь? (Капелек воды пока еще мало.) Добавляем в наше «облако» немного воды из стаканчика. Что теперь случится с нашими облаками, если их сжать? Дети высказывают свои гипотезы и проводят опыт.  Теперь из губки-облака идет дождь. Какой он?  Тихий, моросящий, как осенью. А теперь выльем всю оставшуюся воду на губку и сожмем ее. Что получилось? Какой дождь идет теперь? (Сильный весенний или летний.) Вот и в природе в разное время года дождь бывает разным: сильным или слабым,  тихим или шумным.

Опыт 3. «Окрашивание воды»

Воспитатель. Ребята посмотрите в баночках находиться вода. Она имеет запах? А цвет? Когда мы с вами рисуем красками, что происходит с водой? Почему вода становится  цветной?

Дети. Краска в ней растворяется.

Воспитатель. Давайте превратимся в волшебников и с помощью волшебства окрасим воду в разные цвета. Воспитатель закрывает баночки детей крышками, так чтобы дети не видели,  что  внутри на крышках  нанесена краска. Говорятся волшебные слова: «Раз, два, три - краска цвет приобрети!»  

Дети трясут баночки,  и вода окрашивается в разные цвета.

Воспитатель. Мы продолжаем наше путешествие,  и капелька отправляется дальше в путь.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ

(проводит музыкальный руководитель)

Дети становятся капельками воды и изображают их путешествие с помощью движений рук. Вместе с музыкальным руководителем они сидят на ковре. Движения ребят сопровождаются музыкой и комментариями педагога.

Педагог: Посмотрите на свои руки. Они умеют многое: например, могут изобразить летающих бабочек: ручеек, который весело спускается с пригорка; цветок. Мы можем ловить капельки дождя в ладошки. Наши руки могут даже рассказать сказку без слов.

Последовательность движений:

1. Выглянуло солнце (руки вверх и посмотреть на них).

2. Следом за ним появилась тучка (нарисовать ее круговыми движениями рук снизу вверх).

З. Из тучки закапали капельки (изобразить их поочередно каждой рукой).

4. Капелек было так много, что на земле образовались лужи (сделать полукруг сначала левой, потом правой рукой).

5. Напоили капельки землю, и на ней начали расти цветы (проводят  поочередно каждой рукой снизу вверх показать, как вырастает один цветок, потом другой).

6. Смотрят ваши цветы на солнце (руки подняты вверх. Взоры ребят направлены на поднятые вверх руки; ладошки сложены вместе и раскрыты - пальцы направлены в разные стороны).

7. Прилетели к цветкам бабочки (положить скрещенные кисти рук друг на друга и легко махать ладошками, как крыльями).

8. Из-за тучки выглянуло солнышко (повторить движение  1).

9. Солнышко осветило всю Землю (дети рисуют  поочередно каждой рукой круги).

10. Наша любопытная капелька отстала от других капелек дождя и попала в ручеек

(по очереди свободной кистью каждой рукой изобразить ручеек змейкой сверху вниз).

11. Влился ручеек в речку, речка потекла в море. А вместе с ними и капелька (каждой рукой по очереди изображаются волны: движения перед собой слева направо).

Проводиться подвижная игра «Ручейки и озёра»

12. Выглянуло солнышко из-за тучки, протянуло лучики-ладошки к капельке (дети тянут вверх ладошки).

13. Превратилась наша капелька в пар (дети поочередно поднимают перевернутые   ладошки вверху).

14. Вернулась капелька-путешественница к маме-тучке (движения руками снизу вверх,

отражающие подъем капельки).

Дети садятся  на стульчики.

Педагог: Вслушайся, весь мир поёт –

               Шорох, свист и щебет.

               Музыка во всём  живёт

               Мир её волшебен.

Ребята, как вы думаете, у капельки есть своя музыка, какая она?

Дети. Звонкая, светлая, солнечная.

Педагог. Правильно, у ручейка, моря, дождя, и даже капельки есть своя музыка. Сейчас я загадаю вам  музыкальные загадки, а вы угадаете, чья это музыка. Отгадки дети показывают движениями рук и называют явление, подходящее для данного этюда:                                                                                             - Ручеёк;                                                                                                                                                                     -море;                                                                                                                                                                              -капель;                                                                                                                                                                   -дождик.                                                                                                                                                                    Если дети правильно угадали музыку, педагог показывает картинку – отгадку.                                    Педагог. Ребята, давайте споём песенку о воде  «Водичка серебристая» (сл. В.Викторова, муз. Л.Абелян).   А сейчас мы представим  с вами, что мы весёлые озорные ручейки. И поиграем в игру «Ручейки  и озёра» Дети делятся на две команды «ручейков». Под быструю музыку «ручейки» двигаются по залу в разных направлениях. Когда музыка замолкает «ручейки» образуют круги «озёра» Выигрывает команда первой сделавшая «озеро» (игра повторяется несколько раз).

Педагог. Вот и закончилось путешествие капельки, а с ним и наша необычная сказка.                              

Итог занятия.  

Воспитатель. О чём мы сегодня говорили на нашем занятии?

Дети. Мы говорили о воде, её состояниях, как много её на планете, какая она бывает, что она необходима всем живым существам и т.д.

Воспитатель. Какой самый главный урок мы вынесли с вами из данного чудесного путешествия и о чем  вы расскажете дома родителям?

Дети. Необходимо бережно относиться к воде, вести себя в природе  культурно, беречь и любить природу.

Положительная оценка деятельности детей

Интегрированное занятие

экология + музыка

«Путешествие капельки»

Воспитатель: Свинцова Е.А

                                                            Муз. рук. Осиева Н.О

   

                                             МДОУ д/с «Колокольчик»

п. Пурпе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Встречи в музыкальной гостиной Интегрированное занятие "Осенние мотивы" для детей старшего дошкольного возраста

Это занятие было представлено на аттестацию по теме: "Интеграция музыкальной, изобразительной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как сре...

Конспект интегрированного занятия «Путешествие на планету Здоровье» (старший дошкольный возраст)

                     1)Занятие по программе «От рождения до школы»   (Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой)2) Интегр...

Интегрированное занятие по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста "Лесные приключения - детям в наставление!"

Цели:1.Закрепить представление детей об опасных для жизни и здоровья людей предметах и ситуациях, с которыми они встречаются в жизни.2.Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незн...

Интегрированное занятие «Начинается январь, открываем календарь» Старший дошкольный возраст.

Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста.Интеграция образовательных областей "Познание" и "Художественно-эстетическое"...

Конспект интегрированного занятия "Вечерние пейзажи" для детей старшего дошкольного возраста

Целью интегрированных и комплексных занятий, построенных на междисциплинарной связи понятий, должно быть разностороннее изучение объекта (предмета или явления), осмысленное восприятие окружающего мира...

Конспект интегрированного занятия для детей с ЗПР (Старший дошкольный возраст 6-7 лет)

Конспект  итогового интегрированного занятия "Весна идёт". Старший дошкольный возраст (6-7 лет)....

Конспект интегрированного занятия по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная страна чувств»

Сказкотерапия для дошкольников-современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями из сказок позволяет доби...