Дидактическая игра "Кто чем питается?"
материал по окружающему миру (старшая группа) по теме

Редькина Татьяна Викторовна

Муниципальное дошкольное образование учреждение № 130

<<Центр развития ребёнка - детский сад>>

 

 

 

Кто чем питается?

 

 

Дидактическая игра

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала: Редькина Татьяна Викторовна,воспитатель.

 

 

 

Кто  чем  питается?

 

Пища животных очень разнообразна. Одни питаются растительной пищей (их называют травоядными), другие - более слабыми существами (хищники). Живот­ные выстраиваются в так называемую «пищевую цепочку»: хищники - траво­ядные - растения - бактерии. Организмы последующего звена поедаются организмами предыдущего звена; так осуществляются процессы круговорота веществ в природе. Хищников, стоящих на вершине пищевой пирамиды, всегда мало - всего единицы, тогда как бактерий, находящихся в основании пирамиды, - миллионы.

 

Эта игра разработана по теме  <<Животные>>. Она  апробирована на занятиях и пользуется успехом у детей.

 

                        

Методика использования игрового материала.

 

Возраст:5-6,6-7 лет.

Основная задача игры: Познакомить детей с пищевыми связями животных.

                             

Состав игрового материала.

     Игровой материал состоит из двух видов карточек. На одних изображены животные связанные попарно "пищевыми связями", на других (карточки - ответы) эти животные изображены вместе. Тем самым контроль содержится в самой игре, и ребёнок может проверить себя сам.

    Все карточки имеют цветовой код животных - рамку красного цвета. Так же для читающих детей есть карточки -  названия животных.

    В процессе игры вводятся названия новых животных (кальмар, кета, тукан, муравьед и др.), тем самым пополняется активный словарный запас ребёнка.

   Познавательная часть игры описана в приложении.

   Играть можно как индивидуально, так и в группе. Группы детей могут соревноваться на скорость, внимание и т.д.

 

Презентация игры.

 

Знакомство. Эта часть работы - познавательная. Возьмите пару карточек, на которых изображены связанные "пищевыми отношениями" животные(муравьед-термит), затем прочитайте или расскажите ребёнку соответствующую часть из приложения. Это небольшие рассказы о пищевых связях животных.

 

Образец рассказа.

Муравьед - термит

Муравьед - древние животное, которое относится к семейству неполнозубых. Конец морды у него похож на трубку. Когда  и на передних лапах длинные, загнутые и острые. С помощью длинного и клейкого языка муравьед легко ловит насекомых, в основном муравьёв и термитов.

 

Варианты игры

1. <<Выложи карточки сам>>.

Перед ребёнком выкладываются  вперемешку карточки. Он находит животных находящихся в "пищевых отношениях"  и выкладывает их парой(белый медведь - тюлень, ушастый ёж - гадюка, пингвин - кета и др.). После этого он проверяет себя сам по карточке - ответу (где животные изображены вместе). Если в процессе игры выясняется, что ребёнок не знает названия какого-либо животного, то это название вводится в активный словарь ребёнка в процессе 3-х ступенчатого урока М.Монтессори.

2. <<Как называются животные?>>.

Этот вариант игры для читающих детей. Ребёнок подкладывает карточки с названиями к изображениям животных. Правильность выполнения проверяет сам. Контроль осуществляется по цветовому коду с обратной стороны карточек.

3. <<Мой рассказик>>.

При работе с карточками можно попросить ребёнка составить небольшой рассказик о животных связанных «пищевыми отношениями».

Образец рассказа.

Ушастый ёж - гадюка.

Ушастый ёж во многом похож на обычного ёжа, только уши не по росту велики. Его основная пища - слизни, насекомые и разные мелкие животные.

Ёж легко расправляется со змеями. Он незаметно подбирается,затем совершает ловкий бросок и хватает змею острыми зубами. Змея не может укусить ежа, потому что натыкается на колючий барьер.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Морская черепаха – улитка.  Многие черепахи быстро плавают и глубоко ны­ряют. В поисках пищи и мест размножения они мигрируют на сотни и даже тыся­чи километров. Питаются морские черепахи в основном моллюсками и морскими водорослями.

Кашалот-кальмар - Кашалот питается головоногими моллюсками-кальма­рами, за которыми ныряет на большую глубину. Он может находиться под водой до полутора часов.

Муравьед-термит - Муравьед - древнее животное, которое относится к се­мейству неполнозубых. Конец морды у него похож на трубку. Когти на передних лапах длинные, загнутые и острые. С помощью длинного и клейкого языка мура­вьед легко ловит насекомых, в основном муравьев и термитов.

Белый медведь-тюлень.Круглый год бродит по плавающим льдинам в поис­ках пищи белый медведь. Густой мех и жир оберегают его от холода, а белая окрас­ка делает незаметным на снегу. Основную пищу белого медведя составляют коль­чатая нерпа, морской заяц, гренландский тюлень и другие ластоногие.

Дрофа-мышь. - Дрофа - одна из самых крупных летающих птиц. Она любит богатые и пышные разнотравные или ковыльные степи. Дрофы клюют траву, вы­дёргивают клубеньки разных растений, схватывают крупных жуков, любят пола­комиться мышами.

Ушастый ёж-гадюка. Ушастый ёж во многом похож на обычного ежа, толь­ко уши не по росту велики. Его основная пища - слизни, насекомые и разные мел­кие животные. Ёж легко расправляется со змеями. Он незаметно подбирается, за­тем совершает ловкий бросок и хватает змею острыми зубами. Змея не может уку­сить ежа, потому что натыкается на колючий барьер.

Морская звезда - кораллы.Морская звезда под названием «терновый венец» обитает на коралловых рифах Тихого и Индийского океанов. Питается это живот­ное коралловыми полипами. Ползущая по рифу звезда оставляет за собой белую полоску начисто объеденных скелетов кораллов.

Королевский спинорог - морской ёж.Спинороги водятся в тропических и

субтропических морях. Они очень медлительны, держатся обычно поодиночке, пи­таются обитателями коралловых рифов, в том числе и морскими ежами.

Пингвин-кета. Пингвины - птицы, хотя и не умеют летать, а по земле ходят медленно. Их задние конечности снабжены перепонками, а передние превращены в ласты, благодаря чему пингвины хорошо плавают. Питаются пингвины рыбой, кальмарами, крабами, мелкими ракообразными. Пингвины - лучшие среди птиц рыболовы.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды дидактических игр и Руководство дидактическими играми

Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитате...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...

Педагогическая находка Дидактическое пособие «Дидактическое пособие сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»

Сенсорная юбка-это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов....