экологическая тропа
методическая разработка (окружающий мир) по теме

Объекты для наблюдения на экологической тропе детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_tropa.doc181 КБ

Предварительный просмотр:

Точка «Деревья»

Виды деревьев: ель, рябина, липа, береза, тополь, клен, дуб.

Задачи:

  1. воспитывать бережное отношение к  окружающей  природе, желание сохранять ее;
  2.  уточнить и расширить знания детей о деревьях;
  3. формировать умение распознавать деревья по стволу, веткам, плодам, семенам;
  4. развивать умение видеть красоту дерева в разное время года;
  5. учить составлять рассказы о деревьях;

Рекомендации по организации работы с детьми:

  1. Сравнить деревья между собой: ствол, ветки, листья, кора, цветы, плоды, семена.
  2. Провести исследование: с помощью дождемера определить, сколько осадков выпадает под разными деревьями, как на это влияет густота и расположение ветвей.
  3. Измерить и сравнить толщину разных деревьев, связать с возрастом дерева.
  4. С помощью лупы рассмотреть строение и особенности коры разных деревьев.
  5. Наблюдать, как дерево связано с животными, птицами, кто может жить под деревом, на дереве, под корой.
  6. Как человек заботится о деревьях, почему?
  7. Работать над описанием дерева, подбирать прилагательные, сравнения, яркие эпитеты.

                                                     Точка «Кустарники»

Объекты для наблюдений

  1. сирень;
  2. черемуха;
  3. спирея;
  4. шиповник;
  5. туя;

Задачи:

  1. воспитывать бережное отношение к  окружающей  природе, желание сохранять ее;
  2.  уточнить и расширить знания детей о кустарниках;
  3. формировать умение распознавать кустарники по стволу, веткам, плодам, семенам;
  4. развивать умение видеть красоту кустарников в разное время года;

Рекомендации по организации работы с детьми

  1. Сравнение деревьев и кустарников;
  2. Исследование внешних особенностей.
  3. Наблюдение в разные времена года.
  4. Связь с животным миром.
  5. Польза для человека.
  6. Игры с детьми: «Мы кустарники», «Пчелка выбирает любимый кустик», «Кто больше найдет различий»,   «Чем похожи?

Точка «Пенек»

Задачи: 

  1. показать детям, что остается на земле, после того, как человек спилит дерево;
  2. сравнить с настоящим живым деревом;
  3. уточнить, почему надо беречь деревья;
  4. рассмотреть срез пня, попытаться определить возраст спиленного дерева;

Рекомендации по организации работы с детьми:

  1. Сравнить пенек и живое дерево.
  2. Поговорить о том, как человек использует древесину, что нужно делать, чтобы деревья не исчезли совсем.
  3. Привлечь детей к участию в посадке деревьев и наблюдению за их ростом.
  4. По срезу выяснить, как давно спилили дерево, сколько ему было лет. Сделать выводы, что деревья растут и  могут жить долго.
  5. Рассмотреть пенек и живые организмы возле него: жуки, муравьи, грибы.
  6. Постараться предположить, что произойдет с пеньком через несколько лет.
  7. Привлечь детей к участию в посадке деревьев и наблюдению за их росто

                                    Точка «Упавшее дерево»

Задачи: 

  1. показать детям, что может произойти с деревом в разных ситуациях.
  2. какие изменения происходят с разными частями дерева -ветвями, корой, стволом, корнем
  3. рассмотреть(если возможно) корень, уточнить его функцию.

Рекомендации по организации работы с детьми:

  1. Уточнить , почему упало дерево или его часть.
  2. Сравнить кору упавшего и живого дерева.
  3. Какие живые  существа селятся на упавшем дереве.
  4. Что происходит с упавшим деревом через несколько лет.

                                                            Точка «Клумба»

Объекты для наблюдений:

Цветы: ирисы, ромашки, лилия, петунья, васильки, бархатцы, рудбекия, циния, астра и др.

Задачи:

  1. наблюдать, за растениями в разные сезоны;
  2. сравнивать части растений, их строение;
  3. сравнивать семена, способы и особенности посева разных семян;
  4. познакомить с  понятиями: первоцветы, многолетние , однолетние растения;

                      Рекомендации по организации работы с детьми:

  1. Наблюдать за ростом и развитием растений.
  2. Сравнение разных растений по внешнему виду, способам ухода, размножения, связи с насекомыми, их биологические особенности.
  3. Трудовые поручения:
  4. подготовка почвы для клумб, посадка растений,
  5. по уходу за растениями: полив, прополка ,  рыхление, сбор семян.
  6. Сенсорное развитие детей во время наблюдений и прогулок: понюхать, потрогать.
  7. Проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой.
  8. Любоваться цветущими растениями, учить видеть красоту  и неповторимость каждого цветка.
  9. Формировать чувство близости к природе. Сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться
  10. Игры с детьми:«Мы цветы»-имитация роста, «Хоровод цветов», «Бабочки и цветы» и др
  11. Задания детям: нарисуй цветок,  придумай  сказку о любимом цветке, сделай красивый букет из разных материалов и     др.

Точка «Уголок лекарственных трав»

Объекты для наблюдений:

  1. мята перечная, лимонная;
  2. крапива;
  3. мать и мачеха;
  4. календула;
  5. ромашка аптечная;
  6. чабрец;
  7. подорожник;
  8. чистотел;
  9. лопух;

Задачи:

  1. познакомить с лекарственными растениями и условиями их роста;
  2. уточнить особенности развития и использования в народной медицине;
  3. учить осторожно обращаться с некоторыми растениями.

Рекомендации по организации работы с детьми:

  1. Наблюдение   за появлением растений, их ростом, развитием.
  2. Рассматривание и сравнение листьев, цветов, семян у разных растений.
  3. Труд по уходу за растениями.
  4. Беседы о целебных свойствах разных растений.
  5. Сенсорное развитие.
  6. Игры с детьми «Мы растения», «Чей листочек», «Лечим с помощью растений»

Точка «Грибная поляна

Объекты для  наблюдений: съедобные грибы: маслята, сыроежки.

Задачи:

  1. познакомить с условиями произрастания грибов;
  2. показать взаимосвязанность объектов в природе;
  3. напомнить детям правила осторожного обращения с грибами: собирать только со взрослыми, не брать в рот, тщательно мыть руки после общения с грибами.

Рекомендации по организации работы с детьми:

  1. Познакомить с разнообразием грибов, выделив съедобные и несъедобные;
  2. Объяснить правила безопасного поведения во время  сбора грибов: только со взрослыми, не есть, мыть руки.
  3. Наблюдать, какие деревья и кустарники растут в тех же местах, что и грибы;
  4. Уточнить, какие условия необходимы, чтобы выросли грибы.
  5. Выяснить строение грибов;
  6. Поговорить, как и для чего люди собирают грибы.
  7. Загадки о грибах;
  8. Игры: «Раз, два, три грибочек назови», «Отвечай быстро», «Скажи по другому», «Радио»

Точка «Фруктовый сад»

 Объекты для                 наблюдений:

  1. яблони  разных сортов и сроков созревания;
  2. малина;
  3. черная рябина;

Задачи:

  1. уточнить и расширить знания детей о фруктах и ягодах;
  2. помочь проследить этапы созревания плодов;
  3. наблюдать за садом в разные сезоны;
  4. любоваться цветущими растениями, учить видеть красоту  и неповторимость каждого объекта;
  5. расширить знания детей об использовании плодов человеком;

Рекомендации по организации работы с детьми:

  1. Наблюдение за деревьями и кустарниками в разное время года.
  2. Сравнить деревья по размеру. Форме кроны.
  3. Участие в трудовых занятиях по уходу за садом.
  4. Закрепить и наглядно показать понятие «плод».
  5. Показать заботу человека о фруктовом саде.
  6. Во время сбора урожая рассказать о пользе яблок, ягод.Учить описывать плоды.
  7. Сенсорное развитие.
  8. Игры: «Во саду ли , в огороде», «Магазин фруктов», «Кузовок», «не ошибись» и др.

Точка «Огород»

Объекты для наблюдений:

  1. Овощные культуры, растущие на огороде: лук, морковь, редис, огурец, тыква, кабачок, свекла, картофель и др.

Задачи:

  1. помочь детям понять, что делает человек для того, чтобы вырастить овощи;
  2. расширить и уточнить знания детей об овощах;
  3. закрепить обобщающее понятие «овощи"
  4. помочь проследить этапы созревания  овощей;
  5. наблюдать за огородом в разные сезоны;
  6. учить детей навыкам ухода за растениями: полив, рыхление, прополка, сбор урожая;
  7. расширить знания детей об использовании овощей человеком, их значении для жизни;

Рекомендации по организации работы с детьми:

  1. Показать весь процесс выращивания овощей: от появления всходов

до созревания плодов.

  1. Сравнение разных  видов культур, особенностей произрастания.
  2. Показать, как разные условия влияют на урожай.
  3. Привлекать детей к уходу за растениями.
  4. Сенсорное развитие.
  5. Игры, загадки.

Точка «Птичья столовая»

Объекты для наблюдения:

  1. Птицы, прилетающие на кормушки.

Задачи:

  1. воспитывать  доброе отношение к маленьким соседям на планете;
  2. уточнить и расширить знания детей о птицах, их особенностях, повадках;
  3. помочь понять зависимость жизни птиц от смены времен года.

Рекомендации по организации работы с детьми:

1.Наблюдение за повадками птиц, прилетающих на кормушку.

2.Сравнение птиц по размерам, оперенью, повадкам.

3.Понаблюдать, как себя ведут разные птицы, какой корм кто любит.

4.Каких зимующих птиц не встретить  возле жилья человека, почему?

5.Что страшнее зимой для птиц, голод или холод?

6.Почему не все птицы улетают в теплые края?

7.Чем лучше подкармливать птиц зимой?

8.Устройство кормушек для птиц.

9.Сбор летом и осенью семян растений для подкормки птиц.

10.Игры детей: «Да, нет», «Угадай птицу по повадкам» и др.

Точка «Уголок пряных трав»

Объекты для наблюдений:

  1. укроп                                        кинза
  2. петрушка                                  иссоп
  3. сельдерей                                 любисток
  4. кориандр                                  базилик
  5. эстрагон                                   девясил
  6. шалфей                                     душица

Задачи:              

  1. расширить и пополнить знания детей о травах;
  2. уточнить значение пряных трав для человека;
  3. сравнить пряные травы  с другими  видами трав

Рекомендации по организации работы с детьми:

1.Наблюдение за разными видами трав, их сравнение.

2.Сенсорное развитие.

3.Труд по уходу за пряными травами: прополка, полив, рыхление.

4Наблюдение за появлением семян: у всех ли трав мы видим семена. Какие они?  Сравнить семена у разных растений.

5Беседы о роли этих трав в питании человека.

6Игры: «Приготовим обед»,  «Да и нет»,  «С какого растения лист?»

Точка  «Рутарий»

Объекты для наблюдений- растения луга и леса:      

  1. папоротник,
  2. лесная фиалка,
  3. луговая фиалка,
  4. купальница,
  5. заячья капуста,
  6. львиный зев,  
  7. копытень,
  8. медуница,
  9. колокольчик,
  10. ромашка луговая,
  11. Иван-чай.

Задачи:

  1. расширить и пополнить знания детей о травах;
  2. уточнить значение луговых и лесных трав для человека;
  3. сравнить эти травы  с другими  видами трав;
  4. показать, что в лесу, кроме деревьев растут травы;

Рекомендации по организации работы с детьми:

  1. Постараться ответить на вопрос, что такое трава?
  2. Чем похожи и чем отличаются травы от деревьев. Кустарников.
  3. В  чем отличие этих трав от садовых.
  4. Наблюдать за особенностями роста и развития растений.
  5. Беседы о пользе растений для животных, человека.
  6. Полюбоваться цветущими растениями, поговорить о том, что не следует их срезать для букета.
  7. Рассказать о растениях, занесенных в Красную книгу, о необходимости их сохранения.
  8. Загадки, пословицы, поговорки.
  9. Игры: «Раз, два, три-   быстро назови»,  «Да и нет»,  «В гости к растениям»

Точка «Земляничная поляна»

Объекты для наблюдений:

  1. кустики лесной земляники;

Задачи:

  1. расширить и уточнить знания детей о ягодах;
  2. познакомить с особенностями строения растения;
  3. понаблюдать за особенностями размножения земляники;
  4. понаблюдать за появлением плода-ягоды;

Рекомендации по организации работы с детьми:

  1. Выяснить, что земляника- травянистое растение.
  2. Наблюдать за ее побегами-усами. Они тянутся по земле и пускают корни.
  3. Рассмотреть листья, почему их называют трилистниками. Какого цвета листочки сверху, снизу, чем они опушены?
  4. Когда цветет земляника?
  5. Какие у нее цветы, как они выглядят?
  6. Кого из насекомых привлекают цветы земляники?
  7. Как появляется плод-ягодка
  8. Почему растение так называют? (под тяжестью ягодки тонкий стебелек пригибается к земле)
  9. Какая ягодка по цвету, форме, на вкус?
  10. Какое значение имеет это растение для человека, животных.
  11. Сравнить с садовой земляникой, чем похожи и чем отличаются.

Точка  «Первоцветы»

Объекты для исследования:

  1. цветы мать и мачехи;
  2. одуванчик;
  3. крокусы;

Задачи:

  1. показать детям, как весной просыпается растительность;
  2. уточнить и расширить знания о первоцветах;
  3. понаблюдать, где любят селиться эти растения;

Рекомендации по организации работы с детьми:

  1. Наблюдая за растениями отметить, что на стебле нет листиков, ярко-желтые цветы собраны в соцветие :круглую корзинку, расположенную на самом верху гладкого стебля-цветоноса.
  2. Беседа о том, в какое время цветут эти растения
  3. какая почва для них более желательна.
  4. Роль растений для животного мира.
  5. рассмотреть растения утром, вечером, днем, в солнечную и пасмурную погоду, сделать выводы.
  6. Рассмотреть листья растений, рассказать об их названии.
  7. Наблюдать, появляются ли у растения семена, как они  размножаются.
  8. Стихи, загадки о растениях.
  9. Игры : «Угадай, назови»,  «Что изменилось»

Точка «Уголок луга»

Объекты для наблюдений- луговые растения:

  1. клевер;
  2. мятлик;
  3. тимофеевка;
  4. мышиный горошек;

Задачи:

  1. расширить знания детей о травах;
  2. познакомить с условиями произрастания этих трав;
  3. вызвать интерес к окружающему миру;
  4. показать взаимосвязанность объектов в природе;

Рекомендации по организации работы с детьми:

1.Рассмотреть растения, сравнить с известными травами.

2.Помочь понять, что луг –это сообщество разных организмов.

3.наблюдать за цветением клевера, рассмотреть его соцветия, понаблюдать за насекомыми: пчелами, шмелями.

4.Связь растений и жуков и бабочек.

5.Роль растений для животных.

                                            Точка «Солнечные часы»

Задачи:

  1. показать детям в доступной форме, что Земля  движется по своей оси;
  2. уточнить и расширить знания  о солнечных планетах;
  3. закрепить знания о солнце, его значении в жизни на Земле.

Рекомендации по организации работы с детьми:

  1. Рассмотреть устройство солнечных часов.
  2. Отметить ориентирами положение «стрелки», наблюдать за изменениями в разные отрезки времени.

Точка   «Площадка для наблюдений за погодой»

Объекты для наблюдений:

  1. флюгер;
  2. дождемеры;
  3. термометр;
  4. снегомер;

Задачи:

  1. учить детей наблюдать за погодой: ветром, осадками, температурой;
  2. делать выводы и сравнения;
  3. расширить знания о неживой природе;
  4. показать значение  сводок  о  погоде для хозяйственной деятельности человека;

Рекомендации по организации работы с детьми:

  1. Наблюдать в каких местах больше выпало осадков, в каких меньше. Почему?
  2. Учить определять силу и направление ветра.
  3. С помощью снегомера наблюдать за толщиной снежного покрова в разных местах, делать выводы.
  4. Использовать приметы народного календаря, проверять их достоверность

Точка «Парк»

Объекты для наблюдений: разные породы деревьев, кустарники, травы, мхи, лишайники, грибы

Задачи:

  1. воспитывать бережное отношение к  окружающей  природе, желание сохранять ее;
  2.  уточнить и расширить знания детей о деревьях;
  3. формировать умение распознавать деревья по стволу, веткам, плодам, семенам;
  4. развивать умение видеть красоту дерева в разное время года;
  5. показать взаимозависимость разных жизненных форм;
  6. показать влияние человека на окружающую природу;

Рекомендации по организации работы с детьми:

  1. Наблюдение за разными деревьями и кустарниками, сравнение молодых и старых деревьев.
  2. Показать примеры влияния человека на природу: ободранная кора на стволах, мусор, плотно утоптанная земля в отдельных местах.
  3. Рассмотреть кору разных деревьев.
  4. Рассмотреть лишайники.

                                                Точка «Пруд»

Задачи:

  1. познакомить с природным водоемом и его обитателями;
  2. помочь понять, что пруд-сообщество разных организмов;
  3. воспитывать грамотное поведение у водоема;

Рекомендации по организации работы с детьми:

  1. Наблюдение в разное время года за обитателями водоема:

наблюдать за лягушками, водными растениями , насекомыми, за прилетающими к пруду птицами.

2.Посмотреть, как ведут себя люди на пруду.

3.Зачем нужны водоемы человеку и животным.

4.Как растения приспособились к жизни в воде.

5.Кто живет на берегу.

6.Как озерные жители связаны друг с другом.

7.Что произойдет, если вся вода исчезнет.

8.Почему нельзя бросать в воду мусор, мыть машины, стирать белье.

9.Стихи, загадки, пословицы, поговорки о воде.

10.Игры: «Раз, два, три- рыб назови»,  «Создай водоем»,  «Летает, ползает, плавает»

                                                      Точка «Лес»

Задачи:

  1. уточнить и  обобщить знания детей о лесе;
  2. закрепить знание обитателей леса;
  3. уточнить , как в лесу все взаимосвязано( цепи питания)
  4. показать детям, что лес похож на многоэтажный дом, и на каждом «этаже» свои обитатели;
  5. уточнить правила поведения в лесу
  1.    воспитывать бережное отношение к  окружающей  природе, желание сохранять ее;

Рекомендации по организации работы с детьми:

  1. Беседа о лесе, лес-  многоэтажный дом.
  2. Наблюдение разных этажей леса: лесная почва, кустарники, травы, грибы, высокие и низкие деревья.
  3. Кто живет в лесу, как можно увидеть следы пребывания белки, птиц.
  4. Следы пребывания человека.
  5. Правила поведения в лесу людям.
  6. Что нужно животным, чтобы выжить в лесу.
  7. Как сохранить живые цепочки в лесу.
  8. Почему лес называют «легкими человека»?
  9. Игры «Дары леса», «Что сделано из дерева?», «Загадай, а мы отгадаем», «Что где растет».
  10. Стихи, загадки, пословицы о лесе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)

ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»

Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....