ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Мы и наше дерево»
материал (окружающий мир, старшая группа) по теме

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon derevo.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

        МКДОУ Детский сад компенсирующего вида № 32 «БЕРЕЗКА»

Муниципальное образование Туапсинский район

                 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

«Мы и наше дерево»

Руководитель проекта Т.А.Тепулян

                                         

Пояснительная записка.

      Работа в рамках экологического проекта «Мы и наше дерево» подразумевает экологическое образование – одно из инновационных направлений педагогики, активно внедряемых в жизнь дошкольных учреждений. Формирование предоставлений о природе осуществляется на основе ведущих идей естествознания и экологии, единства организма и среды, взаимосвязи и изменчивости природы, ее целостности, единства человека и природы.

     У детей дошкольного возраста особое внимание уделяется развитию интереса ко всему живому, к природе во всех ее проявлениях и на воспитание бережного отношения к ней, способности любоваться ее красотой. Во время экскурсии и занятий у детей формируются элементарные обобщенные представления о растениях ближайшего окружения, о животных, птицах и насекомых.

    Таким образом, мы воспитываем бережное, доброжелательное отношение к растениям и животным, умение предвидеть положительные и отрицательные последствия своего вмешательства в природу.

   Данная  форма  экологического воспитания  выбрана потому, что она позволяет решить в процессе реализации несколько задач:

  - знания, которые дети получают на занятиях и во время наблюдений, помогают  им самостоятельно понять происходящие в природе процессы и явления, провести собственные исследования, обобщить материал;  

  -  способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

     Важно, что проект в целом способствует не только экологическому образованию, но и развитию ребенка как личности (мышление, эмоциональная сфера, сенсорные навыки, эстетическое развитие), оказывает оздоровительное влияние, так как большая часть работы проводится на воздухе.

     Методика работы с детьми в рамках данного проекта  разработана на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, создают пластические этюды, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют сказки и рассказы.

     Результаты наблюдений, исследований и творчество детей заносятся в дневник экологического проекта «Мы и наше дерево».

 

1. Содержание проекта:

1.  Подготовительный этап

2.  Исследовательский этап

3. Заключительный

 2. Рекомендации:

  1. Каждый ребенок участвует с желанием.
  2. Свобода выбора у детей.
  3. Серьезные отношения к наблюдениям детей.
  4. Доброжелательное, заинтересованное отношение к детским исследованиям.
  5. Поддержка   естественного   интереса   ребенка   к   природе,    его любознательность.
  6. Задействовать все органы чувств: зрение, обоняние, слух, осязание.
  7. Помочь увидеть необычное в повседневном.
  8. Регулярная работа.
  9. Использовать индивидуальный подход, личностную ориентацию.
  10. Сотрудничество ребенка и педагога.
  11. Развивать детскую
  12. фантазию
  13. Творческое развитие идей.
  14. Привлечение к участию в проекте семью ребенка.

3. Задачи на подготовительном этапе проекта

  1. -Выбрать дерево, которое нравиться больше всего. Узнать, как оно называется.
  2. -Подумать, на что (или на кого) похоже дерево, и придумать подходящее для него имя.
  3. -Узнать, кто посадил дерево. Может быть, с ним связана какая-нибудь интересная история?
  4. -Выяснить, растут ли такие деревья в ваших лесах или это «пришелец» из других мест? Если да, то где его родина?
  5. -Задание детям: познакомиться со своим деревом - подойти к нему, шепнуть свое имя. Сказать, как его зовут, обнять, погладить кору, послушать, что она прошелестит в ответ.
  6. -Сделать кормушку и повесить на свое дерево. К нему будут прилетать птицы, чтобы спасать от нашествия гусениц.
  7. -Подготовить тетрадь (альбом) в котором будут отмечаться результаты наблюдений за жизнью дерева. Нарисовать на ее обложке что-нибудь связанное с жизнью растения, написать название «Наше дерево».

 4.Исследовательский этап

  1. Сближение ребенка со своим деревом.

( погладить кору и поговорить с ним, обращаться с ним бережно)

  1. Сравнить дерево с человеком.

Кора – это кожа дерева( она может быть шершавая, гладкая, теплая, холодная, твердая, мягкая); ранка у дерева- трещина ( ему тоже бывает больно); дерево имеет корни – ноги ( а от гибели корней может умереть все дерево; корни держат дерево в земле, по ним получает пищу).

  1. Обсуждение настроения дерева

( Как  оно меняется ?  От чего зависит ?)

  1. Найти родственников своего дерева

Почему это бабушка,  не сестра дерева.

( отметить возрастные особенности, признаки растений).

  1. Ухаживание ребят за деревом

( полив, рыхление земли, посадка рядом другого растения ,

чтобы дереву было весело).

  1. Распределение обязанностей между детьми

( один ребенок наблюдает за листьями, другой за плодами..)

  1. Высказывания детей, художественные зарисовки.

  1. Обобщающее занятие:

Рассматривание и сравнение рисунков, изменение дерева в течении      года.   Когда ему было лучше всего?

  1. Обыгрывание  и олицетворение образа дерева детьми, сочинение    разных историй, сказок, случаев.

  1. Рассказ – описание дерева.

( использовать  план описание).

5.Составь рассказ-описание с опорой на план

  1. Как называется дерево?
  2. Какое дерево - лиственное или хвойное?
  3. Как выглядит дерево (ствол, листья, цветы, плоды...)?
  4. Дополнительные сведения:
  1. Где чаще всего растет?    
  2. Сколько лет живет?

  1. Как происходит опыление?

  1. Какую пользу приносит людям?

6. Работа с детьми

1.        Беседа

Цель: выяснить представление детей об этих растениях, их отношение к ним, заинтересовать проблемой (вопросы).

2.        Экскурсия

а)        Определить настроение дерева, представить, о чем оно думает.

б)        Кто помогает этим деревьям?

в)        Есть ли у них друзья?

г)        Погладить кору, понюхать ее, прижаться к ней щекой, обнять дерево.

3.        Игра

(работа с силуэтами дерева)

  1. Выбор объекта исследований (дерево на участке, даче, парке)
  2. Выбор дереву имени

а)        «человеческие имена»

б)        Придуманные слова, отражающие определенное качество дерева, «Среднекан».

в)        Имена,  отражающие их особенности: красавица, Белянка, Ежик, Великан,
Росинка, Солнышко, Невеста (яблоня).

6.        Дневник (альбом) наблюдений

а)        Мы и наше дерево

б)        Паспорт нашего дерева

в)        Что нужно нашему дереву?

г)        Высказывания детей, их творчество.

д)        Стихи, пословицы, загадки, народные изречения о дереве.

7.        Праздник «День дерева»

(с участием детей, педагогов и родителей)

7.Заключительный этап проекта

1-я страница. Портрет дерева его название и имя. Можно нарисовать себя рядом с деревом и написать своё имя.

 Можно приклеить коллективную фотографию «Мы и наше дерево».

2-я страница «Что нужно нашему дереву?» Солнце, вода, комочек земли (почва) дождевой червь, ветер, пчела или шмель, воздух (условные обозначения). Предметы ухода за деревом: лопата, лейка, грабли     Оформление дневника  «Мы и наше дерево»

 (рисунки)

3-я страница Паспорт нашего дерева:

возраст (старое, молодое); высота, ширина (диаметр ствола); «соседи», наличие молодых деревьев того же вида или его отростков («деток»); гнезда на дереве

Другие страницы

«Наше дерево под снегом»,

«Земля-почва»;

«Кто с деревом дружит?»;

«Портреты дерева в разное время года»;

«Все о деревьях»:

                загадки, пословицы, поговорки, стихи

                   рассказы, познавательный материал

                 Народные изречения

  1. Сломать дерево недолго, вырастить- годы.
  2. Одно дерево погубил, посади сорок.          
  3. Старые деревья - молодые охраняют.
  4. Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади.
  5. Когда лист с дуба и березы опал чисто, то год будет урожайным.
  6. Если листья, осыпаясь, лягут изнанкой вверх - к урожаю и теплой зиме, лицевой стороной вверх - к холодной зиме.
  7. Коли осина в сережках (цветет богато, то будет богатый урожай овса).
  8. Когда верба зацветет, пора пчел выносить на пасеку.
  9. Когда лист березы развернется полностью, то можно сеять картошку.
  10. Взмахнул тополь изумрудным листочком - быть теплу.
  11. Если дуб раньше ясеня лист развернет, то лето будет сухое.
  12. Когда дуб цветет, холод живет.
  13. Много сосновых шишек уродилось к быстрому  урожаю ячменя.  
  14. Среди лета появляются на деревьях желтые листья - к ранней осени и зиме.
  1. Быть зиме суровой, если в середине октября на березах и дубах еще  есть листья.
  2. Если выпадет снег, когда деревья еще не сбросили листву, то он скоро растает.

Перспективный план наблюдений

с детьми старшего дошкольного возраста

по проекту  «Мы и наше дерево»

                                           ОСЕНЬ

                         

                              «Что есть у березы ?»

 Цель: выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о березе в частности. Углубить интерес к березе, подвести к мысли, что березе хочется дружить с людьми.

   Воспитатель предлагает детям подойти к березке, потрогать ее руками, полюбоваться ее стройностью и красотой. Можно задать следующие вопросы:

  1. Чем деревья отличаются от других растений?
  2. Какие деревья вы знаете?
  3. Деревья – живые? Почему вы так считаете?
  4. Много ли деревьев растет около детского сада, около вашего дома, как они называются?
  5. Кто сажает деревья в городе? Для чего?
  6. Кто из вас видел деревья в лесу? А там кто их сажает?
  7. Где деревьям лучше – в лесу или в городе? Почему?
  8. Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично?
  9. Помогали вам  деревья? А вы им? Приведите примеры.
  10. Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдет на Земле, в нашей деревне, возле детского сада, у вашего дома, в вашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?

После беседы обратить внимание детей на листву березы: она день ото дня тускнеет, вянет.

После прогулки воспитатель и дети на обложке дневника на людений рисуют «портрет» березы и ставят под ним подпись: «Наша любимая березка Беляночка».

       «Кора  березы »

Цель: Учить определять возраст березы по коре, дать представление о том, что старое дерево тоже растет, т.е. появляются молодые веточки, кора у них молодая, тонкая, гибкая, нежная в отличии от коры старого дерева! 

    Как вы думаете: кора защищает только ствол дерева?

 ( нет, и ветки ).По коре можно определить возраст дерева: чем оно старше, тем кора толще, тверже. Как определить, что дерево белеет? ( листья вянут, кора трескается ). А от чего деревья болеют? ( на коре поселились вредные насекомые).Посмотрите на обратную сторону коры, найдите ходы, проделанные вредителями.

    На Руси всегда любили белостволую красавицу березу.

Ее называли деревом счастья.

«Падают-падают листья»

Цель: показать связь деревьев с окружающей средой.

  Осенью дни становятся короче и холоднее – происходят изменения в жизни дерева: желтеют листья, сначала наверху, где воздух холоднее, а потом  и внизу. Порывистый  ветер, налетая на дерево, гнет его, треплет ветви, срывает листья ( золотыми монетками блестят на голых сучьях последние листья берез).

«Чем питается    береза? »

Цель: дать представление о том, что в природе все взаимосвязано.

  Листья растут на дереве, которое «добывает еду» из почву. Осенью листья опадают, снова возвращаются в почву и уже сами «кормят » ее.  Листья перегнивают- почва становится богаче и весной снова может кормить растения, на которых появятся новые листья и т.д. Помогают превращению листьев в почву подземные жители, например дождевые черви .В группе сделать модель дерева из «трубы», на которую намотан линолеум, и сухих веток.

 «Как береза готовится к зиме?»

Цель: углублять представление о природе как системе, в которой все «продумано до мелочей».

   Как вы думаете: у березы могут быть тайны? Кокое у нее сегодня настроение? Наверно, ей грустно, ведь скоро зима. Давайте обнимем ее, погладим и скажем: «Не грусти, Беляночка! Мы тебе сказку расскажем».

   Помните, в известной вам сказке «Как коза избушку построила» березка качнула веткой и сказала: «Я твоих козляток от зноя уберегу, строй подо мной избушку» ( дети по аналогии сочиняют сказку ).

  «Из истории использования березы»

Цель: познакомить с тем, как березу использовали в древности.

    Воспитатель рассказывает о том, что наши предки березовой лучиной освещали дома, соком березы лечили больных, колеса телеги смазывали дегтем, который делали из березы, из нее же мастерили игрушки, деревянные скульптуры, ложки, из бересты – туески ( в них носили воду, квас), лукошки для ягод и грибов, на бересте писали.

    Ныне березу используют в строительстве, из нее делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев – желтую и зеленую краску, из почек – лекарства.

                                           ЗИМА

            «Первый снег!»

Цель: учить видеть красоту в засыпанных снегом березах.

    Бывают зимой такие дни: выйдешь на улицу и замрешь от восхищения – березки в белоснежных шубах, ветви под их тяжестью гнутся, стволы напоминают сказочных Животных, человечков…Настоящая снежная сказка! В такие мгновения вспоминаются стихи С. Есенина:

 Белая береза под моим окном

 Принакрылась снегом словно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой

И стоит береза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

А заря лениво, обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

    В снежных уборах можно увидеть медведя, черепаху, гнома, сказочных птиц, дома. Нарисуйте их, расскажите о них папе и маме. Внесите изменения в модель березы.

«Новый год»

Цель: продолжать воспитывать чувство ответственности за «тех, кого приручили», в нашем случае – березу, учить передавать свои впечатления о природе в рассказах и рисунках.

    Предложите детям придумать рассказ и нарисовать в альбоме наблюдений «портрет» Беляночки зимой.

«Оттепель»

Цель: продолжать учить определять настроение березы, развивать воображение.

     Какое настроение у березка? Она шепчет: «Как бы мне хотелось станцевать для вас». Как вы думаете: как могла бы ходить березка – тяжелой поступью или легким шагом?

( дети изображают и объясняют ).

 

«Ясная, солнечная погода»

Цель: показать детям, что художники широко используют образ березы в своем творчестве.

    Покажите детям картины И. Левитана  «Весна. Большая вода», «Золотая осень», К. Юона «Мартовское солнце», И Грабаря «Февральская лазурь», И Шишкина «Лесная глушь», А. Рылова «Осень на реке Тесна» и др.

    Обратите внимание на то, что «героем» многих пейзажей является «наша родная и любимая Беляночка».

 «Почему нет листьев зимой»

Цель: дать представление о взаимосвязи дерева с объектами живой и неживой природы: воздухом, водой, светом, теплом, почвой, ночными животными, птицами.

     Зимой деревья не питаются, не растут – они погружаются в глубокий сон. А от холода деревья защищает пробковая ткань – она не пропускает наружу ни воду, ни воздуха.

    Летом деревья откладывают слой пробки под кожицей ствола и веток: чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят морозы.

        «Метель»

Цель: углублять представление о взаимосвязи дерева и объектов живой природы, в том числе птиц.

     Дети вместе с взрослыми делают кормушку для птиц и вешают ее на березу. К ней то и дело подлетают птицы: зимой им голодно, а весной и летом они помогают дереву спастись от вредителей.

     После прогулки в альбоме наблюдений нарисовать кормушку и прилетевших к ней птиц, а также изобразить березу в метель.

     Детей можно спросить: что помогает дереву устоять во время ветра, урагана? Правильно, корни. Они находятся в земле и удерживают дерево от падения.

                                           Весна

           «Что нужно нашему дереву?»

Цель: углубить представление о взаимосвязи живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность березы.

     В беседах с детьми уточнить следующее: дерево не может жить без света. Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет. Любит ли наша береза свет? Она растет на открытом или затененном месте?

    Дерево не может жить и без тепла. От количества тепла зависит начало появления листьев на дереве. Зимой холодно, поэтому листьев нет.

    Деревья пьют воду, как и люди. Воду дерево получает с дождем, с талой водой, «пьет» ее из земли – почвы.

   Деревья, как и мы, должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они незаметны.

   Деревьям нужен чистый воздух: от  грязного  они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ.

   Птицы тоже нужны дереву: они поедают различных насекомых, которые могут причинить дереву вред.

   Ветер переносит семена березы.

   Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений.

 «Еще

 в полях белеет снег…»

Цель: учить замечать малейшие изменения в природе и их влияние на состояние березы.

    Рассказать историю Беляночки и предложить детям сочинить рассказ о ней, о том, какие изменения происходят с ней в начале весны.

   В альбоме наблюдений целесообразно нарисовать инструменты ухода за деревом: лопаты, лейку, грабли.

 «Березовые почки»

Цель: дать представление о том, что у каждого дерева почки особые, отличаются от других.

    Оживают деревья. Их соки, согретые теплым весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам.

    У одних деревьев они круглые, у других – продолговатые; у одних – мелкие, у других – крупные. У всех деревьев есть почки, и все они разные. У березы почки мелкие и продолговатые ( сравнить березовые почки с почками других деревьев ). 

                       «Березовый сок »

Цель: формировать представления о сходстве процессов в организме человека и растения. Углублять бережное отношение к растительному миру. Продолжать учить делать простейшие умозаключения, имитировать характерные движения деревьев.

   У людей по сосудам движется кровь, помогает ей в этом сердце. У деревьев есть что-то вроде крови – это сок, он движется по стволу и помогает дереву расти, быть здоровым.

   Приходилось ли детям наблюдать весенний сбор сока? Что будет  с человеком, сели вся кровь вытечет? Значит, нельзя отбирать у дерева весь сок, оно может погибнуть.

   Летом, когда солнышко пригревает, сок в дереве течет быстро- быстро( несколько минут дети активно двигаются – сердцебиение учащается). Также быстро течет и кровь по венам.

   Наступает осень: деревья меняют наряд, а люди- одежду. Солнышко греет все меньше и меньше – сок движется по стволу березы все медленнее и медленнее.

    Наступает зима, береза сбрасывает листья и засыпает       ( под спокойную музыку дети  1-2 мин. сидят с закрытыми глазами, дышат глубоко и спокойно – сердце бьется тихо, спокойно). И сок в березе течет медленно.

  «Береза цветет»

Цель: дать представление о том, что такое семена: показать, как береза цветет, сказать, что в конце лета у нее появляются семена, из которых впоследствии вырастут молодые березки.

    В мае береза зацветает: на одних деревьях появляются сережки желтые, а на других - зеленоватые. Ветер подхватывает золотистую пыльцу с желтых сережек и переносит ее на зеленые. К концу лета появляются крылатые семена .Они падают на землю, и впоследствии из них вырастают молоденькие березы.

«Лист зеленеет молодой»

Цель: обратить внимание на весенние ароматы ( пахнет корой  березы), на яркое солнечное освещение, на свежую зелень молодой листвы.

    Светло и празднично весной около берез. Они нарядились в белые атласные сарафаны: сбросили потрескавшийся за зиму верхний слой бересты, побелели, кора их стала гладкой, шелковистой. На белой бересте четко выделяются темные черточки и полоски, через которые береза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням. Старые березы – высокие, стволы к них внизу темные, покрытые толстой, грубой, морщинистой корой , а вверху более светлые, серебристо- белые. Зеленые ветви струятся по ветру, словно девичьи косы. Едва повеет теплом, как береза окутается легким прозрачным изумрудно – зеленым облачком.

                                 лето

 «Нагревается ли ствол березы  летом?»

Цель: побудить детей найти ответ на вопрос: «Почему ствол березы не нагревается в жаркую погоду?»

    Если в жаркий день дотронешься до ствола березы, то заметишь: даже на солнце ствол березы остается прохладным .В коре березы есть особое вещество – бетулин. Он окрашивает кору в белый цвет, который отражает солнечные лучи. Вот и остается ствол березы прохладным.

 «Животные и насекомые, живущие рядом»

Цель: Обсудить с детьми, кто живет под березой и на березе.

   Лесные обитатели с удовольствие пьют березовый сок. Так, дятел, пробив отверстие в коре крепким клювом, лакомится живительной влагой. Улетит дятел – слетятся к березе синицы, зяблики, малиновки. Любят сладкий березовый сок муравьи, жуки, бабочки- лимонницы и крапивницы, медведь, глухарь.

«Грибы, растущие под березой»

Цель: дать представление о березовой роще и подберезовике, об их взаимосвязи.

   Как называется место, где растет много берез?

 ( Березовая роща). Давайте попробуем поискать здесь грибы. Как вы думаете, как называется гриб с серой ножкой и коричневой шляпкой?( Подберезовик) .Этот гриб можно найти не только под березами, но чаще он растет именно под этим деревом.

  «Развитие семейных традиций»

Цель: развивать семейные традиции, совместную деятельность детей и родителей.

   Поздоровавшись и поговарив с березкой, дети делятся с родителями своими знаниями о березе, о том, что она нуждается в уходе.

   Родители рассказывают о том, что у них тоже есть деревья, которые имеют большое значение в их жизни ( например, посадили в честь каких – то семейных событий). Можно подготовить семейные альбомы наблюдений за деревом.

«Все о березе»

Цель: рассказать о взаимосвязи всех процессов, происходящих с березой.

   Обобщить имеющиеся у детей знания о жизненном цикле дерева. Побудить к разговору о березе, используя ласковые слова.

  «Листья начинают   желтеть»

Цель: полюбоваться красотой березы после дождя; понаблюдать за цветом листьев ( начинают желтеть ).

   Скоро осень: дни становятся короче, тепла меньше, поэтому листья березы начинают желтеть. Все свои впечатления и образы дерева можно изобразить в художественном стиле, используя нетрадиционные способы рисования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гостях у нашего дерева

Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему "В гостях у нашего дерева"...

Экологический проект "Наше дерево-Клен"

Долгосрочный проект для детей дошкольного возраста...

занятие "Наше дерево"

коллективное рисование для первой младшей группы...

Наше дерево Акация

Краткосрочный проект...

"Наши деревья"

Занятие по окружающему миру на тему "наши деревья". Знакомство с елью, осиной, березой....

Проект «Наше дерево»

Цель проекта: формирование основ экологического мировоззрения, развитие ребенка как личности (его мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, эстетического развития), оказать оздоровительн...