Итоговое занятие по весне
план-конспект урока по окружающему миру (старшая группа) на тему
итоговое занятие по весне ( можно и на прогулке часть ипользовать)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_itogovogo_zanyatiya_po_teme.docx | 62.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект итогового занятия по теме "Весна" (форма проведения – прогулка)Цели и задачи:
- обобщение и систематизация знаний о сезонных изменениях в природе весной, полученных в ходе наблюдений на прогулках и прочитанного дополнительного материала; установление причинно-следственных связей;
- развитие наблюдательности и познавательной активности;
- развитие связанной речи детей с опорой на условные обозначения;
- развитие эмоционального восприятия окружающего мира, с использованием художественного слова;
- воспитание бережного отношения к природе, оказание взаимопомощи друзьям при затруднениях.
Ход занятия
Воспитатель: Сорока-Варвара решила проверить всё, что мы узнали о весне во время наших прогулок. У нас сегодня много гостей, они послушают вас и расскажут своим ребятам.
(Дети строятся парами, и все вместе отправляются в поход на поляну.)
Дети:
Раз, два, три, четыре, пять,
Отправляемся гулять.
Все же знают, что полезно
Свежим воздухом дышать.
Мы гуляем, мы играем
И, конечно, наблюдаем.
Полюбуемся берёзкой,
Что окуталась листвой,
Шишку мы найдём большую,
Под зелёною сосной.
Повстречаем мы сороку,
Будем слушать птичий гам,
Солнце, ветер или дождик
Вовсе не помеха нам.
(Рифмовка составлена воспитателем)
(На поляне, на камне сидит наша старая знакомая Сорока-Варвара)
Воспитатель: Сорока Варвара приготовила нам какие-то задания и зашифровала их. Попробуем разгадать.
Данил, вот тебе зашифрованная загадка, попробуй прочитать, а мы постараемся отгадать.
Описание ивы: ребенок читает загадку по символам. (см. приложение №1)
Это дерево, ствол гладкий желтоватый, ветки гибкие, украшены узкими продолговатыми листьями. Дерево растёт по берегам рек и озёр, любит влажную почву.
Воспитатель: Что это за дерево?
Дети: Ива плакучая.
Воспитатель: 1,2,3 – к иве беги. Какую иву мы ещё знаем?
Дети: Иву кустарниковую.
Воспитатель: 1,2,3 – иву кустарниковую найди. Молодцы! Чем отличается дерево от кустарника?
Дети: У дерева один ствол, а у кустарника много таких стволов.
Воспитатель: Молодцы! Правильно!
Находим следующее зашифрованное послание. Илья, попробуй прочить, а мы – отгадать.
Описание ели: ребенок читает загадку по символам (см. приложение №1).
Это дерево, ствол серо-зелёный, ветки густые, колючие, смолистые. Вместо листьев хвоя, иголки короткие.
Воспитатель: 1,2,3 – к ёлке беги. Молодцы! Почему говорят про ель: “зимой и летом одним цветом?”
Дети: Хвоинки не опадают, как листья с деревьев. Хвоя – круглый год зелёная.
Воспитатель: Для чего вокруг наших елей зимой были построены деревянные домики?
Дети: Ограждение защищало маленькую ель зимой от ветра, снегопада.
(Возвращаемся опять к камню.)
Описание берёзы: ребенок читает загадку по символам. (см. приложение №1)
Это дерево. Ствол белый, гладкий, шелковистый, на нём выделяются тёмные чёрточки и полоски (через них берёза дышит). В жару они открываются и пропускают воздух к корням дерева. Ветки гибкие, стройные. Листья сердцевидные.
Воспитатель: 1,2,3 – к берёзе беги. Молодцы! Давайте вспомним, для чего же нужны берёзе тёмные полоски?
Дети: Берёза через них дышит, в жару пропускает воздух к корням.
Воспитатель: Какое целебное угощение весной готовит берёза?
Дети: Берёзовый сок.
Воспитатель: Кому полезен берёзовый сок?
Дети: Людям, птицам, насекомым.
Воспитатель: Молодцы! 1,2,3 – к камню беги.
Мы справились с заданием Сороки-Варвары.
Вывод: Мы узнали, что деревья бывают хвойные и лиственные.
Воспитатель: Весной деревья просыпаются, и начинается сокодвижение. Смотрите, Сорока стрелкой указывает нам путь. Куда нам идти? Отправимся туда, куда указывает стрелка – на участок.
(Воспитатель и дети подходят к участку. Волшебные карточки с характеристикой весны разбросаны на траве)
Воспитатель: Стойте! Что произошло? Не наступайте на зелёную травку. Кто-то хозяйничал без нас! Кто бы это мог быть?
Дети: Ветер, солнце, дождь.
Воспитатель: Я согласна с вашими догадками. Весной погода бывает разная. Чтобы всё исправить, нам нужно сделать зарядку и рассказать стихотворение “Погода”
Физминутка “Погода”:
– Солнце, солнце, ты откуда? (грозим пальчиком и разводим руки в стороны)
– Я из зорьки золотой! (показываем руками фонарики)
– Дождик, дождик, ты откуда? (стучим пальчиком по ладошке)
– Я из тучки грозовой! (прыгаем на месте)
– Ветер, ветер, ты откуда? (грозим пальчиком и разводим руки в стороны)
– Я из дальней стороны! (качаем руками над головой)
– Мы три брата, и повсюду добрым людям мы нужны! (берёмся за руки, три шага в круг, руки вверх)
Воспитатель: Молодцы! Ветер, солнце и дождь теперь наши друзья! Теперь пойдём на поляну и соберём карточки (12 карточек).
(На веранде установлена часть волшебного круга. Дети прикрепляют карточки к кругу после ответа на вопросы воспитателя)
Почему он зелёного цвета?
Дети: Цвет весны зелёный.
Воспитатель: Давайте расскажем о своих наблюдениях. Что мы с вами наблюдали ранней весной в марте?
Дети: Небесный ледоход, проталины, капель, солнце светит ярко, день равен ночи.
Воспитатель: Что мы наблюдали в апреле?
Дети: Ледоход на реке, прилёт птиц, набухание почек, появление первых листьев.
Воспитатель: Что мы наблюдаем в мае месяце?
Дети : Появление травы, первоцветов, насекомых, птицы вьют гнёзда.
Воспитатель: Вывод: Молодцы ребята! Вот мы и заполнили наш волшебный круг.
А сейчас давайте поиграем в игру “Птицы в гнёздах” (цапля, сова, скворец, жаворонок, дятел)
За правильные ответы о птицах дети получают шапочки с изображением птиц.
Вопросы о птицах:
Дятел:
- Чем питается? (Летом насекомыми. Достаёт их из под коры. Зимой семенами сосен и елей)
- Какой у дятла клюв и язык? ( Клюв крепкий, длинный. Язык длинный и узкий)
- Какие виды дятлов живут в наших лесах? (Чёрный, зелёный, пёстрый.)
- Как ведёт себя дятел по отношению к другим птицам? (Дятел птица недружелюбная. Соседей не терпит.)
- Как называют люди дятла и почему? (Лесной санитар. Он избавляет леса и сады от вредителей.)
Жаворонок:
- Какого цвета и размера эта птица? (Жаворонок маленькая птица, чуть крупнее воробья. Коричневое оперенье помогает прятаться от врагов на земле.)
- Где живёт полевой жаворонок? (Живут на земле, вьют гнёзда и выводят птенцов.)
- Чем питается и где находят пищу? (Питаются жучками, личинками, семенами трав.)
- Где поют свои песни жаворонок? (Поёт только в небе, на земле не поёт.)
Скворец:
- “Скворцы прилетели!” – сообщают люди друг другу. Что это означает? (Это значит, что люди радуются вновь наступившей весне.)
- Чем помогают скворцы человеку? (Скворцы-спутники и помощники человека. За лето они уничтожают много вредных насекомых.
- Что делает скворец сразу после прилёта? (Сразу после прилёта начинает искать место для гнезда. Дом, дупло или скворечник.)
- Убирает скворец своё жилище? (Скворцы сразу убирают старую подстилку, мусор, устилают дно сухой травой.)
- Какие скворцы родители? (Скворцы за лето дважды выводят потомство. Птенцов высиживают по очереди скворец и скворчиха.) Они трудолюбивые и заботливые родители.)
- Где живут скворцы, когда вырастают птенцы? (Скворцы улетают из гнезда, собираются в большие стаи и живут в лесу.)
- Что делают скворцы перед тем, как улететь зимовать? (Скворцы прилетают прощаться с родным гнездом.)
Сова:
- Как выглядит сова? (У совы крупная голова, приплюснутый клюв, глаза расположены рядом в отличие от других птиц.)
- Хорошо ли видит и слышит сова? (У совы отличное зрение и слух .В тёмную ночь видит притаившуюся мышь, слышит как ползёт по дереву жук, как под снегом бегают мыши.)
- Как купается сова? (Под тёплым летним дождём сова кружится в воздухе, принимая душ.)
- Строит ли сова гнездо? (Не строит. Устраивает его в дупле, в ямке, на земле, на камнях.)
Цапля:
- Как живут цапли? (Цапли живут большими стаями.)
- Где цапли устраивают свои гнёзда? (Высоко на деревьях.)
- Чем питаются цапли? (Любимое лакомство-рыба, рачки, лягушки.)
- Как охотится цапля? (Охотится в воде – стоит неподвижно.)
- Как отличить в полёте цаплю от аиста и журавля? (Все птицы шею вытягивают вперёд, а цапля изгибает её и прижимает к спине, вытягивая только клюв.)
Игра “Птицы в гнёздах”
Играющие делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. Тот, кто в паре стоит первым, т.е. ближе к кругу,– гнездо, второй за ним – птица.
В центре круга чертят небольшой кружок – там водящий. Он считает: “Раз...” – игроки, изображающие гнезда, ставят руки на пояс; “Два...” – игрок-птица кладет руки на плечи впереди стоящему, т.е. птица садится в гнездо; “Три!” – птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По сигналу водящего “Все птицы по домам!” каждая птица стремится занять свой дом-гнездо, т.е. встать за игроком-гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий в маске совы стремится занять одно из гнезд.
При повторении игры дети меняются ролями.
Правила игры. Птицы вылетают только на счет “Три!”. Водящий не должен выходить за границы малого круга, пока птицы летают по площадке.
Занятие заканчивается. Сорока-Варвара в благодарность за правильно выполненные задания и хорошие знания приносит корзину с яблоками.
Ход занятия
Воспитатель: Сорока-Варвара решила проверить всё, что мы узнали о весне во время наших прогулок. У нас сегодня много гостей, они послушают вас и расскажут своим ребятам.
(Дети строятся парами, и все вместе отправляются в поход на поляну.)
Дети:
Раз, два, три, четыре, пять,
Отправляемся гулять.
Все же знают, что полезно
Свежим воздухом дышать.
Мы гуляем, мы играем
И, конечно, наблюдаем.
Полюбуемся берёзкой,
Что окуталась листвой,
Шишку мы найдём большую,
Под зелёною сосной.
Повстречаем мы сороку,
Будем слушать птичий гам,
Солнце, ветер или дождик
Вовсе не помеха нам.
(Рифмовка составлена воспитателем)
(На поляне, на камне сидит наша старая знакомая Сорока-Варвара)
Воспитатель: Сорока Варвара приготовила нам какие-то задания и зашифровала их. Попробуем разгадать.
Данил, вот тебе зашифрованная загадка, попробуй прочитать, а мы постараемся отгадать.
Описание ивы: ребенок читает загадку по символам. (см. приложение №1)
Это дерево, ствол гладкий желтоватый, ветки гибкие, украшены узкими продолговатыми листьями. Дерево растёт по берегам рек и озёр, любит влажную почву.
Воспитатель: Что это за дерево?
Дети: Ива плакучая.
Воспитатель: 1,2,3 – к иве беги. Какую иву мы ещё знаем?
Дети: Иву кустарниковую.
Воспитатель: 1,2,3 – иву кустарниковую найди. Молодцы! Чем отличается дерево от кустарника?
Дети: У дерева один ствол, а у кустарника много таких стволов.
Воспитатель: Молодцы! Правильно!
Находим следующее зашифрованное послание. Илья, попробуй прочить, а мы – отгадать.
Описание ели: ребенок читает загадку по символам (см. приложение №1).
Это дерево, ствол серо-зелёный, ветки густые, колючие, смолистые. Вместо листьев хвоя, иголки короткие.
Воспитатель: 1,2,3 – к ёлке беги. Молодцы! Почему говорят про ель: “зимой и летом одним цветом?”
Дети: Хвоинки не опадают, как листья с деревьев. Хвоя – круглый год зелёная.
Воспитатель: Для чего вокруг наших елей зимой были построены деревянные домики?
Дети: Ограждение защищало маленькую ель зимой от ветра, снегопада.
(Возвращаемся опять к камню.)
Описание берёзы: ребенок читает загадку по символам. (см. приложение №1)
Это дерево. Ствол белый, гладкий, шелковистый, на нём выделяются тёмные чёрточки и полоски (через них берёза дышит). В жару они открываются и пропускают воздух к корням дерева. Ветки гибкие, стройные. Листья сердцевидные.
Воспитатель: 1,2,3 – к берёзе беги. Молодцы! Давайте вспомним, для чего же нужны берёзе тёмные полоски?
Дети: Берёза через них дышит, в жару пропускает воздух к корням.
Воспитатель: Какое целебное угощение весной готовит берёза?
Дети: Берёзовый сок.
Воспитатель: Кому полезен берёзовый сок?
Дети: Людям, птицам, насекомым.
Воспитатель: Молодцы! 1,2,3 – к камню беги.
Мы справились с заданием Сороки-Варвары.
Вывод: Мы узнали, что деревья бывают хвойные и лиственные.
Воспитатель: Весной деревья просыпаются, и начинается сокодвижение. Смотрите, Сорока стрелкой указывает нам путь. Куда нам идти? Отправимся туда, куда указывает стрелка – на участок.
(Воспитатель и дети подходят к участку. Волшебные карточки с характеристикой весны разбросаны на траве)
Воспитатель: Стойте! Что произошло? Не наступайте на зелёную травку. Кто-то хозяйничал без нас! Кто бы это мог быть?
Дети: Ветер, солнце, дождь.
Воспитатель: Я согласна с вашими догадками. Весной погода бывает разная. Чтобы всё исправить, нам нужно сделать зарядку и рассказать стихотворение “Погода”
Физминутка “Погода”:
– Солнце, солнце, ты откуда? (грозим пальчиком и разводим руки в стороны)
– Я из зорьки золотой! (показываем руками фонарики)
– Дождик, дождик, ты откуда? (стучим пальчиком по ладошке)
– Я из тучки грозовой! (прыгаем на месте)
– Ветер, ветер, ты откуда? (грозим пальчиком и разводим руки в стороны)
– Я из дальней стороны! (качаем руками над головой)
– Мы три брата, и повсюду добрым людям мы нужны! (берёмся за руки, три шага в круг, руки вверх)
Воспитатель: Молодцы! Ветер, солнце и дождь теперь наши друзья! Теперь пойдём на поляну и соберём карточки (12 карточек).
(На веранде установлена часть волшебного круга. Дети прикрепляют карточки к кругу после ответа на вопросы воспитателя)
Почему он зелёного цвета?
Дети: Цвет весны зелёный.
Воспитатель: Давайте расскажем о своих наблюдениях. Что мы с вами наблюдали ранней весной в марте?
Дети: Небесный ледоход, проталины, капель, солнце светит ярко, день равен ночи.
Воспитатель: Что мы наблюдали в апреле?
Дети: Ледоход на реке, прилёт птиц, набухание почек, появление первых листьев.
Воспитатель: Что мы наблюдаем в мае месяце?
Дети : Появление травы, первоцветов, насекомых, птицы вьют гнёзда.
Воспитатель: Вывод: Молодцы ребята! Вот мы и заполнили наш волшебный круг.
А сейчас давайте поиграем в игру “Птицы в гнёздах” (цапля, сова, скворец, жаворонок, дятел)
За правильные ответы о птицах дети получают шапочки с изображением птиц.
Вопросы о птицах:
Дятел:
- Чем питается? (Летом насекомыми. Достаёт их из под коры. Зимой семенами сосен и елей)
- Какой у дятла клюв и язык? ( Клюв крепкий, длинный. Язык длинный и узкий)
- Какие виды дятлов живут в наших лесах? (Чёрный, зелёный, пёстрый.)
- Как ведёт себя дятел по отношению к другим птицам? (Дятел птица недружелюбная. Соседей не терпит.)
- Как называют люди дятла и почему? (Лесной санитар. Он избавляет леса и сады от вредителей.)
Жаворонок:
- Какого цвета и размера эта птица? (Жаворонок маленькая птица, чуть крупнее воробья. Коричневое оперенье помогает прятаться от врагов на земле.)
- Где живёт полевой жаворонок? (Живут на земле, вьют гнёзда и выводят птенцов.)
- Чем питается и где находят пищу? (Питаются жучками, личинками, семенами трав.)
- Где поют свои песни жаворонок? (Поёт только в небе, на земле не поёт.)
Скворец:
- “Скворцы прилетели!” – сообщают люди друг другу. Что это означает? (Это значит, что люди радуются вновь наступившей весне.)
- Чем помогают скворцы человеку? (Скворцы-спутники и помощники человека. За лето они уничтожают много вредных насекомых.
- Что делает скворец сразу после прилёта? (Сразу после прилёта начинает искать место для гнезда. Дом, дупло или скворечник.)
- Убирает скворец своё жилище? (Скворцы сразу убирают старую подстилку, мусор, устилают дно сухой травой.)
- Какие скворцы родители? (Скворцы за лето дважды выводят потомство. Птенцов высиживают по очереди скворец и скворчиха.) Они трудолюбивые и заботливые родители.)
- Где живут скворцы, когда вырастают птенцы? (Скворцы улетают из гнезда, собираются в большие стаи и живут в лесу.)
- Что делают скворцы перед тем, как улететь зимовать? (Скворцы прилетают прощаться с родным гнездом.)
Сова:
- Как выглядит сова? (У совы крупная голова, приплюснутый клюв, глаза расположены рядом в отличие от других птиц.)
- Хорошо ли видит и слышит сова? (У совы отличное зрение и слух .В тёмную ночь видит притаившуюся мышь, слышит как ползёт по дереву жук, как под снегом бегают мыши.)
- Как купается сова? (Под тёплым летним дождём сова кружится в воздухе, принимая душ.)
- Строит ли сова гнездо? (Не строит. Устраивает его в дупле, в ямке, на земле, на камнях.)
Цапля:
- Как живут цапли? (Цапли живут большими стаями.)
- Где цапли устраивают свои гнёзда? (Высоко на деревьях.)
- Чем питаются цапли? (Любимое лакомство-рыба, рачки, лягушки.)
- Как охотится цапля? (Охотится в воде – стоит неподвижно.)
- Как отличить в полёте цаплю от аиста и журавля? (Все птицы шею вытягивают вперёд, а цапля изгибает её и прижимает к спине, вытягивая только клюв.)
Игра “Птицы в гнёздах”
Играющие делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. Тот, кто в паре стоит первым, т.е. ближе к кругу,– гнездо, второй за ним – птица.
В центре круга чертят небольшой кружок – там водящий. Он считает: “Раз...” – игроки, изображающие гнезда, ставят руки на пояс; “Два...” – игрок-птица кладет руки на плечи впереди стоящему, т.е. птица садится в гнездо; “Три!” – птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По сигналу водящего “Все птицы по домам!” каждая птица стремится занять свой дом-гнездо, т.е. встать за игроком-гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий в маске совы стремится занять одно из гнезд.
При повторении игры дети меняются ролями.
Правила игры. Птицы вылетают только на счет “Три!”. Водящий не должен выходить за границы малого круга, пока птицы летают по площадке.
Занятие заканчивается. Сорока-Варвара в благодарность за правильно выполненные задания и хорошие знания приносит корзину с яблоками.
6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие Тема:"Весна шагает по дворам"
Образовательные задачи: познакомить дошкольников с признаками весны: солнышко светит ярче, тает снег, птицы чирикают; познакомить с праздником8 Марта.Развивающие задачи: развивать умение выразительно ...
Итогового занятия «Пришла весна»
Примерное содержание: дать понятие детям о смене времени года, познакомить с неповторимыми весенними явлениями (солнце появляется чаще, греет сильнее, появляются проталины, зеленая трава, ...
Модель итогового занятия "Навстречу весне"
Задачи: Обучающие: -расширять представления детей о сезонных изменениях в природе, уточнять приметы весны; -закреплять названия перелётных птиц...
Итоговое занятие в старшей группе детского сада «Весна идет, весне дорогу».
Итоговое занятие в старшей группе детского сада «Весна идет, весне дорогу». Цель: Обобщить полученные знания детей.Задачи:Закрепить знания детей о весне, её признаках, уметь понимать ...
итоговое занятие по теме "Весна" в подготовительной к школе группе квест на прогулке "где спряталась весна"
Итоговое мероприятие по теме "Весна" проходит в виде квеста на прогулке. Для воспитателей детских садов....
2.Итоговое занятие Поможем весне своими знаниями. Подготовительная группе. 2016г.
Итоговое занятие Поможем весне своими знаниями. Подготовительная группе. 2016г....
Конспект итогового занятия по лепке на тему «Как звери в лесу весну встречают.» в подготовительной группе. Форма совместной деятельности: лепка по замыслу Форма организации: групповая Средства: Наглядные: макет «Лес весной » ,иллюстрации : насеком
Конспект итогового занятия по лепке на тему «Как звери в лесу весну встречают.» в подготовительной группе. Форма совместной деятель...