Знакомство с объектами живой природы
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) на тему

Я выбрала тему для самообразования: "Знакомство детей раннего возраста с объектами жиовй природы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_detey_s_obektami.doc49 КБ
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_krolikom.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 28 «Ручеек»

Д О К Л А Д

НА МУНИЦИПАЛЬНОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ  ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА

ТЕМА: «ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ОБЪЕКТАМИ

ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»

                                                               Подготовила воспитатель

                                                               2 квалификационной

                                                               категории  Велигорова Т.А.

                                                               Проведено 25 .01.2012 г.

Г.о. Химки, мкр. Сходня

     Всё начинается с детства и все в детстве закладывается. Жизнь человека немыслима без сохранения природы и здоровья.

     Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования

в их сознании реалистических знаний об окружающей  природе, осно-

ванных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения

к ней.

     Основными задачами экологического воспитания дошкольников

являются  следующие:

     - развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе

ознакомления  их с явлениями природы;

     - формировать обобщенные представления о признаках природных

объектов  и явлений, устанавливать простейшие связи между ними;

     - воспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому (расте-

ниям,  животным);

     - развивать эстетическое восприятие природных явлений;

     - воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение

к растительному  и животному миру;

     - приобщать детей к выращиванию растений в уголке природы

и на огороде, клумбе, ухаживанию за рыбками в  аквариуме.

     Человечество и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимо-

связаны. К.Д.Ушинский утверждал: «Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека,  и самое тщатель-

ное  воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться

сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью».

     Живое общение с природой, непосредственный контакт с объектами

животного и растительного мира представляет собой комплексную

деятельность, включающую наблюдения, любование, оценочные

суждения, действия по уходу за растениями и животными.

     Эти формы организации воспитания детей позволяют обогащать их

знаниями о взаимосвязях, существующих в природе; воспитывать

духовные, нравственные и  волевые качества: дружбу и взаимопомощь,

доверие, инициативу, ответственность, внимательность, наблюдатель-

ность, выдержку, коллективизм.

     Родная природа является эффективным средством всестороннего

развития ребенка.

     С раннего возраста важно приобщать детей к таинствам и красотам

природы.

     Важным средством приобщения ребенка к миру природы являются

прогулки,  где можно познакомиться с явлениями живой и неживой

природы, рассказать о жизни и разнообразии растений и животных.

     Приобщать ребенка к природе можно с помощью различных игр

с природным содержанием: дидактических, настольно-печатных,

словесных и т.д.

     В холодное время года можно вместе с детьми подкормить птиц,

сделать  кормушку своими руками.

     Предложить родителям посетить вместе с детьми Зоопарк,

Уголок  им.Дурова и т.д.

     Используя наблюдения за поведением и повадками животных,

можно  научить ребенка эффективным способам взаимодействия

с окружающим, преодоления страхов, одиночества, замкнутости,

агрессивности и беспомощности. У животных есть  чему поучиться.

     Многие дети мечтают о кошечке, или собачке, или хотя бы

рыбке или птичке. Возможность поиграть, поговорить, повоспитывать,

погладить домашних животных необходима детям, особенно когда

взрослые     очень заняты.

     Замкнутым, робким, нерешительным детям  животные нередко

заменяют  друга: им доверяют тайны, печали и радости, демонстрируют свои достижения и способности. Своим  существованием рядом  с

ребенком  животные сглаживают его проблемы, страхи, помогают

общаться с окружающим.

     Важным аспектом экологического воспитания  является

формирование понимания детьми специфики живого объекта,

его принципиального отличия от предмета (неживого объекта)

формирования элементарных умений правильного взаимо-

действия с растениями и животными, участия в деятельности

по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не

станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут:

растению на окне нужна вода, попугаю в клетке – зерна и

вода, березе на участке – вода, а воробьям зимой – крошки

хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функциониро-

вания в совершенно определенных условиях – это и есть

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕС-

КИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, которые  являются основой пра-

вильного отношения к живым существам, правильного взаимо-

действия с ними.

     Правильное отношение к живым существам проявляется в

добровольном и активном участии детей в совместной со

взрослым деятельности, направленной на поддержание необ-

ходимых для обитателей зеленой зоны условий и на общение

с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положи-

тельными эмоциями малышей активным восприятием всего

того, что говорит и делает воспитатель.

     Технология экологического воспитания детей младшего

дошкольного возраста построена на использовании персона-

жей  широко известных русских народных сказок, которые

знакомы малышам и которые они с удовольствием вновь и

вновь слушают и обыгрывают.

     Задача сказочных героев – вызвать положительные

эмоции  и интерес к природным явлениям.

     В период адаптации детей к новым для них условиям

детского  сада отвлечь ребенка от переживаний можно с

помощью общения с объектами природы. Например, подвес-

ти плачущего малыша к аквариуму, в котором плавает

большая яркая рыба: «Давай посмотрим, кто у нас тут

живет? Кто плавает в воде? Какая красивая рыба!» У малыша

пробуждается интерес к новому для него объекту – объекту

природы.

          Эффективным направлением помощи в эмоциональном

развитии  детей является метод АНИМАЛОТЕРАПИИ –

использование домашних животных  и их символов (образы,

рисунки, игрушки).

     В работе с детьми анималотерапия тесно связана с эффек-

тивными  методами психокоррекции: сказкотерапией, кукло-

терапией, игротерапией и др.

     В анималотерапии предпочтение отдается «социализиро-

ванным», домашним животным: лошадям, кроликам, кошкам,

собакам, хомячкам, свинкам, - всем тем, кто научился

«прилично себя вести» в человеческом обществе.

     Животные оказывают «незримую» психологическую помощь:

расширяют круг общения, компенсируют одиночество,  снимают

психо-эмоциональное напряжение, дают положительные эмоции.

     Возможность поиграть , поговорить, погладить домашних живот-

ных необходима детям.  Замкнутым, робким, нерешительным

детям домашние животные заменяют друга: им доверяют тайны,

печали и радости, а мягкие игрушки-зверушки – любимое снотвор-

ное средство малышей.

     Через взаимодействие с домашними животными у детей форми-

руется способность сочувствовать и сопереживать, понимать состоя-

ние окружающих, т.е.  ЭМПАТИЯ, качество, необходимое для ус-

пешного общения.

     Знания о животных дети приобретают разными путями: через

книги и картинки, рассказы взрослого и кинофильмы. Но особое

значение в дошкольном детстве имеет непосредственное общение

с природой – наблюдение. Правильно организованные наблюдения

учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не  только слушать,

но и слышать. Именно на их основе и рождаются самостоятельные

суждения, умение обобщать, замечать изменения, постепенно накап-

ливать и углублять знания.

     Наблюдение – важнейший метод познания животного мира.

     Наблюдения в младшей группе направлены, прежде всего, на

уточнение и обогащение представлений детей о внешнем виде живот-

ного(основные части тела, покров, цвет, величина) и его проявлених

(движения, питание, издаваемые звуки).

    Детям младшего возраста целесообразно предлагать конкретные и

четко и коротко сформулированные вопросы, которые уточнят их

представления о названии животного (кто это?), его проявлениях

(что делает?) и внешнем виде (какое оно?). Необходимо задавать

наводящие вопросы, в которых есть варианты ответа. Например,

«Уши кролика длинные или короткие?», «Кролики бывают разного

цвета: белые, серые, черные. Посмотрите, какого цвета шерсть нашего

кролика», «Вот здесь в миске я приготовила все, что любит кролик.

Скажите, что он есть».

     Наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста недлительны

по продолжительности. Начинать занятие можно с загадки , небольшо-

го стихотворения о животном , а заканчивать показом картинок с изо-

бражением животного с детенышами или его жилища, места обитания.

     Все методы и формы работы, которые мы применяем в процессе

организованной образовательной деятельности детей по ознакомлению

с явлениями живой и неживой природы, очень важны. Так мы знакомим

ребенка с миром, в который он пришел.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 28  «Ручеек»

Организованная образовательная деятельность в первой младшей

группе по разделу программы  «Познание»: формирование

целостной картины мира, расширение кругозора

Тема: «Знакомство детей с кроликом»

                                                            Подготовила воспитатель

                                                                     2 квалификационной

                                                                     категории  Велигорова Т.А.

                                                                     Проведено 25.01.2012 г.

Г.о. Химки, мкр. Сходня

ЦЕЛИ: уточнить представление детей о кролике, его внешнем виде, направ-

            лять внимание детей на сравнение кролика и кошки, на различие

            в длине передних и задних ног кролика, активизировать словарь,

            мышление, воспитывать желание заботиться о животных.

МЕТОДЫ: наблюдение, объяснение.

МАТЕРИАЛЫ: мягкая игрушка кошка, корм для кроликов, морковка,

                           капуста.

СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОБЛАСТЯМИ:

«Коммуникация», «Физическая культура», «Безопасность» (формирование

Предпосылок экологического сознания)

ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитатель: Ребята, отгадайте такую загадку:

                       Длинное ухо, комочек пуха,

                       Прыгает ловко, грызет морковку.

Кто это? Правильно, заяц (кролик). Сегодня к нам в гости пришел кролик

Кто это? (Дети повторяют слово «кролик»). На кого похож кролик?

(На зайца). Но зайцы живут в лесу. А это – домашнее животное. Это –

кролик. Давайте его рассмотрим. (Воспитатель берет кролика на руки).

Шерстка у него очень мягкая. Какого цвета у нашего кролика шерстка?

(Черная). Правильно. Вы можете его потрогать, только гладьте кролика

аккуратно, тихонько, потому что  он очень пугливый. Кролик вас не знает.

Чтобы его не напугать, будем гладить кролика по очереди и заодно знако-

миться с ним.

     Я – кролик, а тебя как зовут? (Алиса). Потрогай Алиса кролика. Какая

у него шерстка? (Мягкая). А какого цвета? (Черная).

     Дети по очереди гладят кролика и называют свои имена.

Воспитатель: Вот мы и познакомились с нашим кроликом. Скажите, какие

уши у кролика? (Большие, длинные). Правильно, молодцы! А какой у него

хвост? (Маленький, короткий).

     А сейчас, я положу кролика в его клетку. (Воспитатель возвращает

кролика в клетку).

     Кролик – домашнее животное, поэтому он живет в клетке. Это – его

домик. Кролик любит все грызть. Посмотрите, прутики у клетки металли-

ческие, чтобы кролик не мог перегрызть их и убежать. Ведь сейчас зима,

на улице очень холодно и наш кролик может замерзнуть. Пол в клетке

покрыт сухой травой. Она пахнет и кролику это нравится, он может ее

погрызть. А еще в клетке есть поилка с чистой водой, чтобы кролик ее пил.

     Давайте посмотрим, что есть наш кролик.(Воспитатель показывает

коробку с кормом, высыпает содержимое коробки на тарелку.) Это специ-

альный корм, который продается в зоомагазине. А что еще любит наш

кролик? Посмотрите, что это? (Морковка). А какого она цвета? (Оранжевая).

Правильно, молодцы! А что еще вы видите на столе? (Капуста). Да, это –

капуста.

     Давайте угостим нашего кролика морковкой.(Воспитатель дает кролику

морковку). Ребята, посмотрите, у кролика задние ноги длиннее, чем передние.

Поэтому кролик не ходит, а прыгает. А вы умеете прыгать? Давайте превра-

тимся в кроликов и попрыгаем! (Дети приставляют руки к затылку головы,

имитируя уши кролика и прыгают на двух ногах).

Воспитатель: Очень хорошо,  молодцы! Садитесь на стульчики. Давайте

посмотрим  кто еще к нам пришел в гости. (Воспитатель берет в руки мягкую

игрушку кошку). Кто это? (Кошка). Правильно, это – кошка. У нее тоже

мягкая, пушистая шерстка. А какие уши у кошки? (Маленькие) А у нашего

кролика какие уши? (Большие, длинные). Правильно, у кошки уши маленькие, а у кролика – большие. А еще у кошки есть хвост. Какой он?

(Большой , длинный). А у нашего кролика какой хвост? (Маленький,

короткий). Умницы!

     А теперь, ребята, скажите кто сегодня приходил к нам в гости? (Кролик,

кошка). Правильно! Но нам пора прощаться с нашим кроликом и кошкой.

Давайте скажем: « До свидания, кролик! До свидания, кошка!» Будем

ждать их снова к нам в гости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с использованием ЭОР "Наблюдение за объектом живой природы - хомячком"

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и художественному творчеству (лепка)...

Формирование познавательно-исследовательской деятельности через ознакомление с объектами живой природы

Консультация для педагогов подготовительных групп работающих по технологии ОТСМ-ТРИЗ....

Конспект НОД для средне группы по образовательной области «Познавательное развитие» (природное окружение). Наблюдение за объектом живой природы. Тема: «Наблюдение за котёнком».

МБДОУ детский сад №34 Краснодарский крайст. Ленинградская Конспект НОД для  средне группыпо образовательной области «Познавательное развитие» (природное окружение). Наблюдение за объек...

Примерный план сезонных наблюдений с детьми за явлениями неживой и объектами живой природы

Примерный план сезонных наблюдений с детьми за явлениями неживой и объектами живой природы...

Знакомство с объектами живой и неживой природы.Комплексное занятие

Комплексное занятие по ознакомлению школьников с объектами живой и неживой природы....

Интерактивная игра: "Знакомство с объектами живой и неживой природы"

Задачи: обобщить и дополнить знания детей о живой и неживой природе. Учить различать природу, называть объекты живой и неживой природы. Развивать мышление, речь, пространственное воображение, память, ...