Комплексно - тематическое планирование. Тема: «Моя семья. Рождество. Семейный досуг». Старший дошкольный возраст
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

 

Комплексно - тематическое планирование по теме:

 «Моя семья. Рождество.  Семейный досуг».         Старший дошкольный возраст

 

Цель: Духовное и нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Обогащать духовный мир детей. Расширить представления детей об окружающем мире. Закрепить и уточнить знания детей о празднике Рождество Христово, и о его значении;

 

2.Познакомить с евангельским рассказом о Рождестве Христовом, с праздничной иконой Рождества Христова;  Воспитывать в детях нравственные чувства: сострадания, кротости, желание делать добрые дела. Побуждать,  детей открыто, искренне выражать свои чувства.

 

3. Формировать представление о мире семьи, как о людях живущих вместе ( папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра).

 

4. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни. Воспитывать у детей чувство привязанности, любви, уважения, заботы к членам семьи.  

 

5. Содействовать развитию у ребёнка памяти, логического мышления и творческого воображения. Пробуждать интерес к изучению истории православной культуры;

 

6. Развивать диалогическую речь. Учить использовать в речи образные слова и выражения

Развивать воображение, фантазию. Обогащать активный словарь. Обогащать лексику словами – антонимами. Учить детей составлять рассказы, выступать перед аудиторией.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 444.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексно - тематическое планирование по теме:

 «Моя семья. Рождество.  Семейный досуг».         Старший дошкольный возраст

Цель: Духовное и нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Обогащать духовный мир детей. Расширить представления детей об окружающем мире. Закрепить и уточнить знания детей о празднике Рождество Христово, и о его значении;

2.Познакомить с евангельским рассказом о Рождестве Христовом, с праздничной иконой Рождества Христова;  Воспитывать в детях нравственные чувства: сострадания, кротости, желание делать добрые дела. Побуждать,  детей открыто, искренне выражать свои чувства.

3. Формировать представление о мире семьи, как о людях живущих вместе ( папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра).

4. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни. Воспитывать у детей чувство привязанности, любви, уважения, заботы к членам семьи.  

5. Содействовать развитию у ребёнка памяти, логического мышления и творческого воображения. Пробуждать интерес к изучению истории православной культуры;

6. Развивать диалогическую речь. Учить использовать в речи образные слова и выражения

Развивать воображение, фантазию. Обогащать активный словарь. Обогащать лексику словами – антонимами. Учить детей составлять рассказы, выступать перед аудиторией.

Познавательно речевое развитие

Коммуникация.

∙ Беседы с детьми:  «Лучшие часы и минуты семейного досуга», «Семейные будни», «Забота о ближних», «Семейные праздники».

∙ Свободное общение:

Составление рассказов с детьми: «Я и мой папа, лучшие друзья»; «Золотая мама»; «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома».

Познание.

∙Рассказ воспитателя.  «Рождество, какой это праздник».

∙Дидактические игры: «Подари семье радость», «Хорошо- плохо»; «Вспомни пословицу о семье»; викторина: « А знаем ли мы?»; «Новоселье».

Чтение художественной литературы

 «Моя бабушка». С. Капутикян;  «Мой дедушка».Р. Гамзатов; «Мама». Ю. Яковлев; «Заплатка». Н. Носов;  «Грипп». «Прививка». А. Барто;  «О мальчиках и девочках». С. Маршак; «Вместе тесно, врозь скучно» К. Ушинский.

Социально-личностное развитие

Социализация.

Сюжетно – ролевые игры: «Маленькие помощники»; «Семья – У нас праздник»; «Родной дом».

Строительные игры «Мебель для дома»..

   Инсценировки «Три мамы», «Сказка для мамочки».                                              

Труд.

 

   Изготовление подарков и открыток для членов семьи.

   

Безопасность.

Беседы и рассказ на тему: «Осторожно лед!»; «Осторожно,- пиротехника, хлопушки и бенгальские огни!»

Художественно- эстетическое развитие

Художественное творчество.

∙  Рассматривание Репродукций  картин:

 Ф. Решетников «Опять двойка», З. Серебрякова «На террасе в Харькове», «За завтраком»,   Н. Богданов-Бельский «Новые хозяева», Б. Кустодиев «Голубой домик».

Рисование: «Мамин портрет»; «Мой дом».

 ∙ Музыка.

  ∙

    Слушание музыки.

  ∙  Песни: «Моя семья» (муз. и сл. Е. Гомоновой), «Воскресенье» (муз. и сл. Л. Олифировой); «Вальс-каприс» А. Рубинштейна.

  ∙

Физическое развитие

Физкультура.

  Подвижные  игры : «Кто быстрее соберет игрушки»;

 Эстафета: «Помоги маме разобрать сумки».

 Подвижная дидактическая игра «Кувшин доброты

  .

Здоровье.

∙ Свободное общение, беседа с детьми: «Как не заболеть во время праздника!» 

. Рассказ воспитателя: «Осторожно – Конфеты, шоколад и другие сладости.

∙ Игровое упражнение «Новогоднее меню»

Создание условий для самостоятельной деятельности

 ∙ Книжный уголок:  Книги и открытки с Новогодней тематикой.

                                

                                    

∙  Центр сюжетно-ролевых игр: Создание предметно-развивающей среды и совместное

                                                         изготовление атрибутов к играм.

                                                          К сюжетно ролевой игре

                                                         «Поиграем в сказку»; «Снеговик и все, все, все.» -          

                                                          изготовление костюмов сказочных героев.

                                                         

                                                         

Центр строительно-конструктивных игр: природный материал, пластилин, бросовый

                                                                              материал.

Центр продуктивных видов деятельности: подборка материалов для изготовления

                                                                                     карнавальных масок и костюмов

                                                                                 бумага различных видов, карандаши,     

                                                                                     краски, пластилин, бросовый материал,

                                                                                 кусочки ткани, вата, «дождь» и т. д.

                                                                               

                                                                                  

Взаимодействие с семьей

∙ Выставка рисунков (совместно родителей и детей) «Семейные праздники»; «Как мы встречали Рождество»;

∙ Фотовыставка «Семейные увлечения».,

∙ Мир семейных увлечений: создание коллекций тканей, фантиков, пуговиц, значков, открыток.

Приложение.

Рассказ воспитателя о Рождестве Христовом.

А знаете ли вы, что каждый год отсчитывается с того дня, в который родился Христос? Раньше написали бы так: 2000 год от Рождества Христова. Оказывается, уже два тысячелетия люди отмечают это удивительное и таинственное событие – рождение Богомладенца.

Воспитатель начинает рассказ на музыкальном фоне (музыка – зимние звуки).

Воспитатель

Давным-давно это было… У нас трещали зимние морозы, кружила метель, кругом, куда ни глянь, лежали пушистые сугробы. Искристый иней окутывал белые заснеженные деревья, пустынным холодом веяло от притихшей в январской стуже земли. А далеко, далеко от нашей родины, в жаркой Палестине, где никогда не бывает зимних холодов, тихой ночью родился Младенец Христос. Он появился на земле неподалеку от города Вифлеема, в пещере, куда во время непогоды пастухи загоняли скот: овец, коров, лошадей.

Поздно вечером накануне этого события добрались до Вифлеема родители Христа – Дева Мария и благочестивый старец Иосиф. Случилось так, что в городе никто не пустил их на ночлег. И тогда они нашли себе пристанище в пещере, называемой вертепом.

Каждый час и каждую минуту рождаются на земле люди. Но когда родился Христос, в мире произошло столько неожиданных, дивных чудес, что до сих пор им удивляются.

Кто из вас слышал о них, может быть, вам читали об этом родители?

Ответы детей.

Чтение о вифлеемской звезде.

Воспитатель

Вот какое это было удивительное событие. О нем рассказывает и Священное Писание. Его стали изображать и на праздничных иконах, которые выносят в центр храма в день Христова Рождества.

Давайте и мы с вами посмотрим на икону.

Воспитатель показывает репродукцию или слайд иконы Рождества Христова.

Воспитатель

Написана она в VI веке учениками великого русского иконописца преподобного Андрея Рублева.

Как вы думаете, кто изображен в центре этой иконы?

Конечно же – Мать Иисуса Христа – Дева Мария. С какой затаенной нежностью смотрит Она на Своего Сына.

А теперь скажите, кого еще изобразили иконописцы?

Вы заметили, что даже розовая коровка и маленький белый жеребенок с любовью смотрят на Младенца Христа, лежащего в яслях? Как будто они ждут от него чего-то неожиданного.

А деревья? Посмотрите, как интересно они написаны! Что бы вы сказали о них? Какие они?

Совершенно верно. Деревца на иконе кудрявые, радостные. Земля и склоны золотистые, звонкие. Вся икона как бы пронизана золотым, сияющим светом, залита солнцем. Земля и небо, деревья и животные, ангелы и люди – все звенит, ликует на иконе.

А почему? (Ответы детей.)

Да, потому что родился не просто младенец, а Сын Божий, который пришел спасти людей от смерти, принес мир, любовь и надежду на жизнь вечную.

Инсценировка «Три мамы».

Девочка играет с куклой.

Девочка:

Ах, ты дочка, дочка Маша,

Ты опять не ела кашу,

Хватит маму огорчать (показывает на себя),

Не пойдём гулять опять (грозит пальцем).

Входит мама девочки.

Мама:

Таня, убирай игрушки,

Доставай свою подушку.

Хватит маму огорчать (показывает на себя),

Ты должна уж крепко спать.

Всё в портфеле? Всё в порядке?

Завтра не забудь тетрадки! (грозит пальцем).

Входит бабушка. Девочка оставляет куклу, берёт подушку. Бабушка и мама отходят в сторону.

Бабушка:

Света, ты посуду мыла,

Чашки в шкаф убрать забыла.

И ребёнка наругала,

Дай ей лучше одеяло!

Хватит маму огорчать (показывает на себя),

Мне пришлось всё убирать (грозит пальцем).

Девочка:

Мамами быть нелегко,

И скажу вам прямо:

В возрасте любом нужна

Всем нам наша мама!

Дидактическая игра «Подари семье радость».

Детям раздают карточки с разными картинками: листочек, ягодка, снежинка, капелька, кошка и т.д. Ребёнок называет себя именем картинки и от этого имени дарит семье «радость». Например: «Я – ягодка. Я подарю своей семье сладость, лето и хорошее настроение. Я – капелька. Я подарю своей семье свежесть и дождик».

Подвижная дидактическая игра «Кувшин доброты». Под музыку дети танцуют, а когда музыка останавливается – собираются вокруг воспитателя. Воспитатель брызгает по очереди на детей из « кувшина доброты» и дети рассказывают, какие добрые дела они сделали, пока играла музыка. Например: «Я – была капелькой и напоила цветочки водой. Я был капелькой и помог цыплёнку напиться водички!»

Это младший мой... (братишка)

                          ***

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая...   (сестренка)

                ***

Угостит всегда вареньем,

Стол накроет с угощеньем,

Лада наша ладушка,

Кто? — Родная... (бабушка)

                ***

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый... (дед)

               ***

Кто не в шутку, а всерьёз

 Нас забить научит гвоздь?

 Кто научит смелым быть?

 С велика упав, не ныть,

 И коленку расцарапав,

 Не реветь? Конечно, … (Папа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное комплексно-тематическое планирование с учетом ФГТ на летний период (старший дошкольный возраст)

Материал содержит примерное комплексно-тематическое планирование с учетом новых требований к дошкольному образованию на летний оздоровительный период...

Комплексно - тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения.

Цель:Дать детям базовые знания о правилах дорожного движения, дать основы культуры поведения на улицах города. Развитие сенсорного , умственного, эстетического, нравственного воспитания, двигательной ...

Тематическое планирование поисково-познавательной деятельности для среднего и старшего дошкольного возраста

Материал подготовлен для реализации вопросов и ответов при ознакомлении дошкольников с экспериментально-исследовательской деятельностью...

Тематическое планирование поисково-познавательной деятельности для среднего и старшего дошкольного возраста

Материал подготовлен для реализации вопросов и ответов при ознакомлении дошкольников с экспериментально-исследовательской деятельностью...

Перспективное комплексно – тематическое планирование. Тема: "Моя семья"

Перспективное комплексно – тематическое планирование. Тема: "Моя семья"...

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения.

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с правилами дорожного движенияЗадачи:1.    Познакомить д...